ВЫСОТНЫЙ ДОЗВУКОВОЙ САМОЛЁТ М-55 «ГЕОФИЗИКА»
HIGH-ALTITUDE SUBSONIC AIRCRAFT M-55 GEOFIZIKA

20.09.2015
Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева планирует до конца этого года завершить модернизацию высотного самолета М-55 «Геофизика», сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на источник в авиапроме
«В настоящее время самолет находится на доработке, производственная фаза модернизации самолета завершится в конце текущего года. Ожидается, что в декабре начнутся летные испытания самолета», – сказал собеседник агентства.
По его словам, модернизация М-55 «Геофизика» проводится в рамках контракта ЭМЗ им. Мясищева с немецким институтом Альфреда Вагнера об использовании этой машины в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim.
По его словам, объем работ, которые проводятся на самолете, – достаточно большой. «В частности, полностью меняются навигационная система, система радиосвязи и сопрягающиеся с ними системы: цифровые высотомеры, дальномеры, система посадки VOR и ILS, производится доработка бортовой кабельной сети», – сказал собеседник агентства.
Он сообщил, что в начале 2016 года тестовые испытания усовершенствованного самолета М-55 «Геофизика» планируется провести в Швеции (Керона). Позже на Сицилии (Италия) будет проведена установка научного оборудования и аппаратуры. «Основные исследовательские полеты в рамках научной экспедиции будут выполнены в июле-августе 2016 года в Индии», – сказал собеседник агентства.
vpk-news.ru

15.03.2016

Высотный самолёт М-55, прошедший модернизацию, должен в 2016 году провести научные исследования высотных слоёв атмосферы в районе Индии, сообщил «АвиаПорту» информированный источник в авиапроме.
По его данным, в рамках подписанного контракта между ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева» и немецким институтом Альфреда Вагнера об использовании российского высотного самолёта М-55 «Геофизика» в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim, проведено усовершенствование самолёта для участия в летней научной экспедиции в Индии. В настоящее время самолёт готовится к лётным испытаниям после модернизации.
Специалист отметил, что усовершенствования М-55 осуществляются в рамках средств, выделенных в соответствии с договорённостями с Комиссией Совета Европы. В первую очередь, заменено то оборудование, которое завершило календарный срок службы или выработало полный ресурс.
«По М-55 проведена достаточно серьёзная модернизация самолёта, – уточнил собеседник. – Модернизации подлежат системы и приборы, связанные с навигационным, пилотажным и радиосвязным оборудованием». На самолёте установлена цифровая индикация – многофункциональный пилотажный индикатор, но остаются и электромеханические приборы. На М-55 полностью заменена навигационная система, система радиосвязи и сопрягающиеся с ними системы: цифровые высотомеры, дальномеры, система посадки VOR и ILS, производится доработка бортовой кабельной сети.
Учитывая применение самолёта в международных программах, бортовое оборудование для модернизации выбиралось вне привязки к стране-производителю. «Так, например, на самолёт устанавливается американский цифровой высотомер. Инерциальная навигационная система – немецкая, цифровая система воздушных сигналов – российская», уточнил собеседник.
АвиаПорт.ru

23.08.2016

Сегодня высотный самолет М55 «Геофизика» приземлился на Юге Греции для проведения метеорологических исследований верхних слоев атмосферы в интересах Европейского союза в рамках международного проекта StratoClim.
На днях летно-технический состав ОАО «Экспериментальный машиностроительный им. В.М. Мясищева» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) закончил серию летных испытаний высотного самолета М55 «Геофизика» в подмосковном Жуковском.
Как сообщил главный конструктор самолета М55 «Геофизики» Геннадий Беляев, «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» готовилось к международным полетам два года. В августе в Жуковском выполнили пять полетов, в том числе два ночных. В Каламате на самолет М55«Геофизика» будет установлено 29 наименований различных приборов общим весом 2 400 кгс, предоставленных 26 научно-исследовательскими центрами Европы и США.
«Нам предстоит провести изучение воздействия на глобальный климат Азиатского муссона (Asian Musson), который простирается от Филиппин над Индией и арабским регионом и выходит за границы Испании», – отметил Беляев.
В Греции высотный самолет совершит пять полетов на высотах 17 000 – 20 000 м.
Фред Стро (Fred Stroh), руководитель научно-исследовательской программы StratoClim, ведущий специалист научно-исследовательского центра в г. Юлиш (Германия), сообщил, что испытания продлятся до конца первой декады сентября.
Международная экспедиция StratoClim разбита на два этапа. В ходе первого этапа «Геофизика» планирует выполнить полеты на высоте около 20 тысяч метров из греческой Каламаты. В будущем году планируется продолжить исследования в Индии.
Контракт на участие в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» и немецкий институт Альфреда Вегенера (Alfred Wegener Institute) (Потсдам, Германия) подписали в 2014 году.
Ранее М55 «Геофизика» выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии (район Арасатуба), Австралией и Африкой. Пилоты и ученые сделали ряд важных открытий, например, над Индийским океаном зафиксировали рекордно низкую для атмосферы Земли температуру в минус 91,8°C.
Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК»)

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

15.09.2016

Самолет М-55 «Геофизика» Экспериментального машиностроительного завода им. В. М. Мясищева (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) завершил этап исследований стратосферы над Средиземным морем. Ученые изучали химический состав «хвоста» Азиатского муссона, который простирается от Филиппин над Индией и арабским регионом и выходит за границы Испании.
Экспедиция проводилась в интересах проекта StratoClim Европейского союза, в котором участвуют 28 научно-исследовательских организаций из 11 стран. Данные, полученные при помощи различных приборов установленных на самолете, лягут в основу создания климатических моделей атмосферы Земли.
«Геофизика» выполнила три полета с аэродрома греческого города Каламате и провела исследования в стратосфере на высотах 17-20 км.
«В прошедшей экспедиции на двух вновь установленных подкрыльных пилонах (теперь их стало четыре) было размещены новые приборы, – отметил главный конструктор самолета М-55 «Геофизика» Геннадий Беляев. – Пилоны несколько изменили аэродинамические характеристики машины. Но самолет показал себя безукоризненно, даже несмотря на ливневые дожди, которые бушевали над Грецией большую часть кампании».
«Мы провели интересные измерения газо-фазных процессов и частиц в воздухе, – рассказал руководитель научно-исследовательской программы StratoClim, ведущий специалист Научно-исследовательского центра в городе Юлиш (Германия) Фред Стро (Fred Stroh). – В целом, новые инструменты, установленные на самолете, показали себя хорошо. Полученный опыт и высокоточные инструменты по обработке данных обязательно используем во время основного этапа кампании».
Единственным российским научным участником международного проекта выступила Центральная аэрологическая обсерватория Росгидромета (ЦАО), ученые которой получили данные о температуре, влажности, содержании в атмосфере водяного пара и озона.
«В ходе полетов над Средиземным морем мы получили ряд неожиданных результатов, – говорит сотрудник ЦАО Алексей Лыков. – В ближайшие месяцы нам предстоит расшифровать и обработать полученные материалы и представить их на международной конференции и в публикациях». Ученый отметил, что в ходе экспедиции были выполнены проверки на электромагнитную совместимость новых научных приборов и бортовых систем самолета в наземных условиях и проверена работоспособность приборов в условиях реальных полетов.
В следующем году с участием высотного самолета М-55 «Геофизика» запланировано продолжение изучения Азиатского муссона уже в Индии.
М-55 «Геофизика» уже выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. С помощью полученных им данных ученые сделали ряд важных открытий. Например, над Индийским океаном была зафиксирована рекордно низкая для высоты 20 км температура атмосферы Земли – минус 91,8°C.
ОАК

23.06.2017

Российский высотный самолет М-55 «Геофизика» примет участие в международной научной экспедиции по изучению верхних слоев атмосферы по программе европейского научно-исследовательского проекта StratoClim с базированием в Катманду (Непал).
«Экспедиция начнется 15 июля текущего года и продлится один месяц – до 15 августа. Всего в ходе экспедиции самолет М-55 должен выполнить девять полетов с научными аппаратурой и оборудованием», – сообщил «Интерфаксу-АВН» главный конструктор Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева Геннадий Беляев.
По его словам, после прилета в Катманду на самолет будут установлены приборы, оборудование и аппаратура для научных исследований, которые предоставлены научно-исследовательскими центрами Европы и США, а также России.
«Всего планируется на самолет установить порядка 30 приборов и различного оборудования, а их общая масса составит примерно 2400 кг, что, тем не менее, позволит российскому М-55 вести исследования на высотах примерно 17 км и на максимальную дальность», – сказал Г.Беляев.
Он напомнил, что первоначальными планами предусматривалось, что в прошлом году М-55 «Гефизика» выполнит исследовательские полеты в районе Индии, но по различным причинам, в том числе и политического характера, полный объем планируемых исследований с базированием в Индии перенесен на середину 2017 года.
Г.Беляев отметил, что европейских ученых давно привлекает изучение формируемого в индийском регионе муссона, который имеет очень большую протяженность – от Филиппин, через Индию, арабские страны, через Средиземное море, Испанию и Атлантику. Но по времени он довольно ограничен – с июля по август.

29.11.2017

Высотный самолет М-55 «Геофизика», который с 1996 года регулярно задействовался в международных научных программах, будет законсервирован и поставлен на долговременное хранение, сообщил «Интерфаксу-АВН» главный конструктор Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева» Геннадий Беляев.
«Так как комиссия Совета Европы (СЕ) не рассматривала возможность новых экспедиций, то и заявка на их проведение не подавалась. Таким образом, участие самолета М-55 «Геофизика» в очередной научной экспедиции, скорее всего, может состояться только в 2020-2021 годах», – сказал Г.Беляев.
По его словам, все европейские контракты, как правило, рассчитаны на пять лет.
«Обычно два года уходит на подготовку к научной экспедиции, включая время на создание новых приборов и оборудования, на третий год она проводится. Еще два года уходит на рассмотрение и публикацию результатов, полученных при проведении экспедиции», – пояснил главный конструктор.
Г.Беляев отметил, что в отсутствие новых контрактов М-55 должен быть вскоре законсервирован и поставлен в ангар на хранение.
Интерфакс-АВН


ВЫСОТНЫЙ ДОЗВУКОВОЙ САМОЛЁТ М-55 «ГЕОФИЗИКА»

Официальным решением о создании самолёта-разведчика М-17 РМ ( Геофизика ) стало Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 19.07.1983 г. В декабре вышел соответствующий приказ МАП. Тема получает индекс «55».
Но работа над самолётом началась гораздо раньше, как работа по улучшению возможностей самолёта М-17. На основании решения Военно-промышленной комиссии от 27.08.1981 г. было рассмотрено 4 варианта силовой установки самолёта. После рассмотрения вариантов Совет Обороны утверждает вариант с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30 созданными Генеральным конструктором Соловьёвым П.В.( для полётов на высоте не более 12км.) с заданием провести доработки двигателя для обеспечения высотности 30 км. Созданный двигатель получил индекс Д-30 В12 ( С 1987г.- ПС-30 В12).
Необходимость создания самолёта объяснялась напряжённостью отношений СССР и США. Самолёт-разведчик М-17 РМ должен был обеспечить контроль приграничной полосы со стратосферных высот не вторгаясь в сопредельное воздушное пространство.
Руководителем темы 55 назначается Леонид Алексеевич Соколов, ведущим конструктором Станислав Гаврилович Смирнов.
Помимо изменения фюзеляжа уменьшается удлинение крыла и проводится ряд других конструктивных изменений упрощающих технологию изготовления. Созданный для крыла самолёта М-17 высоконесущий сверхкритический профиль остаётся, что позволяет сохранить стратосферную высоту полёта. Изготовителем самолёта определяется имеющий богатый опыт Смоленский авиационный завод.
16.08.1988г. первый опытный образец самолёта М-17 РМ поднимается в небо с аэродрома СмАЗа. Самолёт пилотирует Заслуженный лётчик-испытатель СССР Эдуард Николаевич Чельцов.
К этому времени у самолёта появляются новые задачи. Во-первых самолёт носитель воздушно-оптического комплекса системы предупреждения о ракетном нападении на сверхдальнем расстоянии. Во- вторых самолёт-ретранслятор, как во время военных операций, так и в случае природных катастроф. Появляются задачи экологического мониторинга, исследования подстилающей поверхности, изучения атмосферы и состояния озона и другие. Самолёт получает собственное имя «Геофизика».
Всего на СмАЗе было изготовлено 4 самолёта М-17 РМ.
В 1993г. лётчики-испытатели ЭМЗ им.В. М. Мясищева Герои России О. А. Щепетков и В. В. Васенков и лётчик-испытатель ВВС В. П. Бухтояров установили 16 мировых рекордов для самолётов с двумя ТРД.

С 1996 г. высотный дозвуковой самолет М-55 «Геофизика» в рамках «Международного полярного эксперимента» ведет исследования коллизий, приводящих к разрушению озонового слоя (естественного щита нашей планеты) от пагубного влияния космических излучений. М-55 «Геофизика» выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии (район Арасатуба), Австралией и Африкой. Пилоты и ученые сделали ряд важных открытий, например, над Индийским океаном зафиксировали рекордно низкую для атмосферы Земли температуру в минус 91,8°C.

ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева», входящее в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», и немецкий институт Альфреда Вегенера (Alfred Wegener Institute) (Потсдам, Германия) подписали контракт об использовании российского высотного самолета М-55 «Геофизика» в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim по изучению атмосферы и климата Земли. Начало полетов в рамках проекта запланировано на январь 2016 года. Основные исследовательские полеты будут выполнены летом 2016 года в Индии.
«Наша машина способна летать на высоте до 21,5 км, нести до 2 тонн научного оборудования. Эти характеристики делают его незаменимым для изучения состава атмосферы, мирового климата, космоса, астрофизических и астрономических наблюдений, отработки спутниковой аппаратуры дистанционного зондирования», – отметил Геннадий Беляев, главный конструктор «ЭМЗ им. В. М. Мясищева».

«Мы создаем математическую модель земной атмосферы. С ее помощью мы сможем прогнозировать изменения климата на Земле через 20, 30, 50 лет. Для этого мы собираем данные в районах наиболее интенсивного перемещения воздушных масс – Арктике, Антарктиде, тропиках», – отметил доктор Фред Стро (Fred Stroh), руководитель научно-исследовательского проекта StratoClim, институт Forschungszentrum Juelich, Германия.
Во время экспедиции в Индию в 2016 году россиянам предстоит взаимодействовать с коллегами из 25 различных научных институтов и учреждений Европы. На самолете может устанавливаться до 30 различных приборов, масса которых от 12 до 398 кг. Самолет способен находиться в полете до шести часов.
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МОДИФИКАЦИИ
• М-17 «Стратосфера» – первая опытная машина с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года.
• М-55 (М-17РМ) «Геофизика» – Модифицированный самолёт выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика».
• М-55У – в ОКБ разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолёта.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого самолета 14000
• нормальная взлетная 23400 – 24500
• топлива 7900
Полезная нагрузка, кг 2000
Размах крыла, м 37.5
Площадь крыла, м2 131,6
Длина самолёта, м 22,868
Высота, м 4,83
Тип двигателя 2 ТРДД Д-30-10В
Тяга, кгс 2 х 5000
Максимальная скорость, км/ч 743 – 750
Перегоночная дальность, км 5000
Практическая дальность, км 1315
Время барражирования, мин 48
Практический потолок, м 20500 – 21550
Экипаж, чел. 1

Источники: www.emz-m.ru, пресс-служба ОАО «ОАК», airspot.ru и др.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ В. М. МЯСИЩЕВА