155-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА M109 (США)
155-MM SELF-PROPELLED HOWITZER OF M109 (USA)


155-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА M109

М109 является американской самоходной артиллерийской установкой, класса самоходных гаубиц, ставшей самой распространенной в мире. М109 создана в 1953—1960 гг. для замены малоудачной САУ M44, параллельно с M108 калибра 105 мм. Серийно производилась в Соединенных Штатах. В период с 1962 по 2003 годы неоднократно модернизируясь. В 1990-х годах выпускалась по лицензии в Южной Корее. Всего за время было выпущено 9205 самоходок всех модификаций. Довольно быстро стала стандартной самоходной артиллерийской установкой войск США, вытеснив не только более старые образцы, но и M108. Первое боевое применение M109 во время Вьетнамской войны и впоследствии применялась практически во всех военных конфликтах с участием Соединенных Штатов. Помимо США, стала стандартной самоходкой стран НАТО.
Корпус и башня САУ М109 выполнены из алюминиевой катаной брони, обеспечивающей защиту от осколков снарядов полевой артиллерии, огня стрелкового оружия и светового излучения ядерного взрыва. Корма и борта корпуса устанавливались вертикально, а верхний лобовой лист под значительным углом. Крыша корпуса – горизонтальная. На корме самоходки устанавливалась закрытая башня кругового вращения, имеющая почти полукруглый лобовой лист. В бортах башни выполнены открывающиеся назад прямоугольные люки.
В самоходной гаубице M109 приняли компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. В кормовой части корпуса размещалась башня кругового вращения со 155-миллиметровой гаубицей. Место водителя располагается в передней части самоходки слева, моторное отделение – справа. Башня размещается сзади. Подвеска самоходной гаубицы М109 стержневая. С каждой стороны имеется 7 катков, направляющий барабан – в задней части и транспортирующий – в передней. Валки обратного хода отсутствуют. В состав стандартного оснащения входят инфракрасные ведущие огни, а также земноводное оборудование, дающее возможность самостоятельно передвигаться САУ через медленно текущие реки. В корме имелся двухстворчатый люк, служащий для загрузки боеприпасов. Вход/выход экипажа осуществлялся через люки в корме башни и боковых стенках, а также через люки в крыше башни.
Дизельный двигатель 8V-T71 компании «Детройт дизель».
Экипаж самоходной гаубицы М109 состоит из шести человек: механика-водителя, командира орудия, наводчика и его помощника, а также двух номеров расчета.
В качестве основного орудия служит 155-миллиметровая гаубица M126 с длиной ствола 23 калибра. Орудие установлено на станок M127, оснащенное дульным тормозом и эжектором. Угол вертикального наведения составляет -3…+75 градусов, горизонтального – 360 градусов. Гаубица оснащается гидропневматическими противооткатными устройствами. Основной привод наведения — гидравлический, вспомогательный – ручной. Орудие имеет большое выхлопное устройство, дульный тормоз и резьбовой Welm затвор. Подача метательных зарядов и капсюльных трубок осуществляется вручную. Последние в затвор вкладываются после того, как в зарядную камеру уже помещены снаряд с метательным зарядом. Максимальная скорострельность составляет 6 выстрелов в /минуту. Вспомогательное вооружение – 12,7-миллиметровый пулемет M2HB установленный над командирским люком в башне справа. Боекомплект пулемета — 500 патронов.
Для самоходной гаубицы М109 применяются следующие боеприпасы: M712 «Копперхед» (управляемый снаряд), M107 и M795 (осколочно-фугасные снаряды), M718/M741, M692, M483A1 и M449A1 (кассетные снаряды), M549 (осколочно-фугасный активно-реактивный снаряд), M485 и M818 (осветительные снаряды), M825 (дымовой снаряд), M804 (практический снаряд). Возимый боекомплект – 28 выстрелов.
САУ М109 оснащается тремя перископами М45, перископом М27, оптическим прицелом М118С с увеличением х4, панорамным оптическим прицелом М117 с увеличением х4 и артиллерийскими квадрантами М1А1 и М15. Также для вождения в ночное время имеются приборы ночного видения. Некоторые машины оснащены системой защиты от оружия массового поражения.
Сухопутные войска США планируют начать в ноябре 2012 г. ключевой этап испытаний 155-мм самоходной гаубицы (СГ) M-109A6 «Паладин», получившей обозначение M-109A6 PIM («Паладин» с интегрированным управлением).
Как сообщает «Интернэшнл дифенс ревью» со ссылкой на руководителя программы тяжелых боевых бригадных групп полковника Билла Шихи, ограниченные испытания заказчиком M-109A6 PIM планируется начать с 1 ноября 2012 года на полигоне «Юма». По их результатам планируется принять решение о мелкосерийном производстве усовершенствованных установок.
Целью программы PIM является продление срока эксплуатации гаубиц M-109A6 на долгосрочную перспективу (30-40 лет) и повышение их боевых возможностей.
В рамках подписанного в августе 2009 года контракта стоимостью 63,9 млн дол «БАе системз» в мае 2011 года поставила СВ США 5 опытных образцов САУ M-109A6 PIM и две машины пополнения боезапаса подвоза боеприпасов M-992A2 FAASV (Field Artillery Ammunition Support Vehicles).
По данным представителя «БАе системз» Роя Перкинса, до настоящего времени общий пробег пяти опытных образцов превысил 4 тыс. миль, а в ходе стрельб было использовано более 28 тыс. боеприпасов.
M-109A6 PIM, сохранив недавно реконструированную кабину и 155-мм орудие длиной 39 калибров, была модернизирована с использованием самых современных технологий, включая оснащение цифровой системой управления огнем, усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания.
Электрический привод орудия заменил гидравлические системы управления, разработанные в начале 1960-х гг. Устаревшее шасси было заменено модернизированным с элементами подвески и трансмиссией, разработанными для боевой машины «Брэдли». Двигатель «Детройт Дизель» мощностью 440 л.с. заменен дизельным двигателем «Камминс» V903 мощностью 600 л.с., которым также оснащена «Брэдли». В результате масса варианта PIM повысилась по сравнению с базовой версией. Машина FAASV также изготовлена на шасси «Брэдли».
Компания BAE Systems в ноябре 2014 г. получила контракт Армии США на продолжение производства с малым темпом самоходных гаубиц М109А7 и машин подвоза боеприпасов М992А3. М109А7 обеспечивает значительное обновление предыдущей модели М109А6 Paladin для будущих модернизаций.
«BAE Systems гордится партнерством с Армией США по продолжению производства по данной программе модернизации», сказал Адам Зарфоц (Adam Zarfoss), директор по артиллерийским и эвакуационно-ремонтным системам компании BAE Systems. «М109А7 является значительным шагом вперед в технологиях полевой артиллерии, обеспечивающим значительный запас модернизации».
Базовый контракт по М109А7 (раньше программа называлась Paladin Integrated Management) был выдан компании BAE Systems в октябре 2013 года. Текущим контрактом, который является первым из трех опционов ежегодно, предусматривается производство 18 гаубиц М109А7 и 18 машин подвоза боеприпасов на сумму 142 млн долларов. По всем этим опционам армия намерена приобрести 66 машин, а также запчасти, комплекты и технические документации. Каждый комплект включает самоходную гаубицу М109А7 Paladin и гусеничную машину обеспечения М992А3.
Армия США заключила контракт с компанией BAE Systems о закупке новых САУ и транспортеров боеприпасов М992А3 на сумму 142 млн долл, сообщает DodBUZZ 11 октября 2014 г. Будет поставлено 18 САУ и 18 транспортеров. «Компания гордится партнерством с армией США, чтобы поставлять современные артсистемы», заявил директор отделения по артиллерии и бронированным ремонтно-эвакуационным машинам Адам Зарфосс (Adam Zarfoss). «М109А7 является значительным шагом вперед в области полевой артиллерии и способна еще долго стоять на вооружении», отметил он. Вариант А7 является улучшенным вариантом M109A6 Paladin. САУ базируется на шасси БМП Bradley.
Самоходная гаубица «следующего поколения» имеет повышенные боевые возможности, новые шасси, двигатель, трансмиссию, подвеску и рулевое управление, идентичных БМП Bradley. Такая общность компонентов снижает стоимость производства САУ, эксплуатационные расходы и материально-техническое обеспечение.
Отмечается, что САУ оснащена бортовой системой электропитания в 600 вольт, которая способна обеспечить работу новых технологий и будущих возможностей, а также превратит машину в ударный элемент сетецентрической системы поля боя. Сборка машин будет производиться на объекте в Эглине, шасси в Йорке (Пенсильвания).
САУ имеет экипаж 4 человека, длину 9,7 м, ширину 3,9 м, высоту 3,7 м, массу 35,38 т. Дальность стрельбы из 155 мм гаубицы М284А1 обычными снарядами 22 км, активно-реактивными 30 км, способна стрелять управляемыми боеприпасами Excalibur (макс. тем стрельбы 4 выстр/мин). Запас топлива 545 л, скорость до 61 км/ч, запас хода 322 км.

Компания BAE Systems начинает весной 2015 года низкоскоростное серийное производство САУ новейшей версии М109А7 для замены парка самоходок М109А6 (обе созданы по программе Paladin).

В армию США самоходная гаубица M109 поступает в количестве 54 шт. в расчете на одну механизированную или танковую дивизию (3 дивизиона по 18 САУ, в дивизионе — 3 батареи по 6 машин). Кроме Морской пехоты и армии США самоходки M109 поставлялись в Австрию (189 машин модификаций M109A2, M109A3, M109A5? – по состоянию на 2007 год), Бельгию (24 САУ M109), Бразилию (37 M109A3), Германию (499 M109A3G), Грецию (197 M109A1B, M109A2, M109A3GEA1, M109A5), Данию (76 M109A3DK), Египет (367 M109A2, M109A2, M109A3), Израиль (350 M109A1), Иорданию (253 M109A1, M109A2), Иран (180 M109), Испанию (112 M109A2, M109A5), Италию (260 M109G, M109L), Республику Корея (1040 M109A2), Кувейт (23 M109), Ливию (14 M109), Марокко (44 M109A1, M109A1B), Нидерланды (120 M109A3), Норвегию (126 M109A3GN), ОАЭ (85 M109A3), Пакистан (200 M109A2), Перу (12 M109A2), Португалию (20 M109A2, M109A5), Саудовскую Аравию (110 M109A1B, M109A2), Таиланд (20 M109A2), Китайскую Республику (225 M109A2, M109A5), Швейцарию (224 M109U).

Самоходная гаубица M109 применялась во многих конфликтах на Ближнем Востоке (использовалась Израилем и Ираном) и Дальнем Востоке (Соединенными Штатами — в Кампучии и Вьетнаме).

МОДИФИКАЦИИ
• M109A1 — поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
• M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 22 выстрела.
• M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
• M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
• M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
• M109A6 «Паладин» (Paladin) — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR.
• M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 «Rheinmetall», более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
• M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
• M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
• M109A6 PIM (2012 год) — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Целью модернизации является продление срока эксплуатации гаубиц M109A6 на 30—40 лет и повышение их боевых характеристик. Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией БМП M2 «Брэдли». Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л.с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 600 л.с.). Вооружённые силы США планируют модернизировать 580 из 975 M109A6 до модификации PIM.
• M109A1 «Hoveizeh» — иранские M109A1.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса – 23,8 тонн;
Длина корпуса – 6114 мм;
Длина с пушкой вперед – 6614 мм;
Ширина корпуса – 3150 мм;
Высота – 3279 мм;
Клиренс – 450 мм;
Двигатель – дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 405 л. с.;
Скорость по шоссе – 56 км/ч;
Запас хода по шоссе – 350 км;
Удельная мощность – 15,5 л. с./т;
Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см?;
Преодолеваемые препятсвия:
- подъем – 30 град.;
- стенка – 0,55 м;
- ров – 1,85 м;
- брод – 1,05 м, с дополнительным оборудованием плавает.
Тип брони – алюминиевая катаная
Бронирование:
• Лоб корпуса (верх) – 32 мм/75°;
• Лоб корпуса (середина) – 32 мм/19°;
• Лоб корпуса (низ) – 32 мм/60°;
• Борт и корма корпуса – 32 мм/0°;
• Днище – 32 мм;
• Крыша корпуса – 32 мм;
• Лоб и борт башни – 32 мм/22°;
• Корма башни – 32 мм/0°;
• Крыша башни – 32 мм;
Экипаж – 4-6 человек (в зависимости от модификации);

ВООРУЖЕНИЕ

Тип орудия – гаубица M126,
Калибр 155 мм;
Дальность стрельбы 19,3 км (с активно-реактивным снарядом);
Длина ствола – 23,4 калибров;
Углы вертикального наведения – от 3 до +75 град.;
Боекомплект пушки – 28 выстрелов;
Прицелы:
• M42 (перископический),
• M118C (телескопический),
• M117 (панорамный перископический);
Пулемет – M2HB калибра 12,7 мм;

Источники: topwar.ru, ru.wikipedia.org, ЦАМТО, Военный Паритет, armyman.info, asdnews.com, army-technology.com и др.

155-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА M109. НОВОСТИ