ЛЕГКИЙ ТАНК М41 (США)
M41 LIGHT TANK (USA)

09.09.2018

5 сентября Сенат Бразилии одобрил закон, который разрешает передачу Национальной армии Уругвая 25 легких танков М41 из запасов бразильской армии, сообщает infodefensa.com 5 сентября.
Танки имеют бразильский индекс VBC CC-M41. Из 25 танков 15 будут переданы в строевые части, остальные будут использоваться в качестве источников запасных частей.
В настоящее время Уругвай имеет 22 танка этого типа, они имеют такую же силовую установку, что и бразильские СС-М41, однако оснащены пушкой Cockerill Mk.IV калибра 90 мм (бразильские – 76 мм). Полученные танки будут переведены на пушки калибра 90 мм, чтобы упростить логистику снабжения боеприпасами.
Эксперты полагают, что бразильские танки заменят парк совершенно устаревших M24 Chaffee, которые все еще состоят на вооружении 13-й бронепехотной бригады. На вооружении бригады также находятся 15 боевых машин пехоты БМП-1.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ЛЕГКИЙ ТАНК М41


Разработка легкого американского танка М41 началась вскоре после Второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов под индексом Т37, а затем — Т41. В середине 1950 года танк был принят на вооружение (стандартизован,как это называется в США) под индексом М41.
В 1946-1949 годах развитием танка «Чаффи» стал другой легкий танк, получивший обозначение M41 Walker Bulldog. Танк был назван так в честь генерала Уолтона «Бульдога» Уокера, который весьма «кстати» погиб в 1950 году во время войны в Корее.
По требованию американских военных новый легкий танк, который пришел бы на замену M24, должен был сочетать в себе более высокую огневую мощь и подвижность. Именно поэтому танк решили вооружить длинноствольным 76-мм орудием, которое было в состоянии пробивать 127 мм брони (5 дюймов), установленной под наклоном 30 градусов на расстоянии 914 метров (1000 ярдов). При этом вес танка не должен был превысить 25 тонн.
Сама концепция легкого танка M41 Walker Bulldog зародилась еще в 1942 году, после того как в США начались работы по созданию нового среднего танка под обозначением Т20.
Первые серийные М41 сошли со сборочной линии корпорации «Дженерал Моторс» в середине 1951 года.

Танк М41 имел компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Экипаж — четыре человека: водитель находился в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий — в башне, первые два — справа от пушки, последний — слева, что позволяло ему заряжать пушку правой рукой. В невращаю-щейся командирской башенке было установлено пять стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имелся перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360°. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделялись огнестойкой перегородкой.
Корпус танка сваривался из катаной стальной брони, башня — из литых и катаных броневых деталей. Толщина брони составляла: башни — от 12,7 (крыша) до 38 (маска пушки) мм, носовых деталей корпуса — 50 мм, бортов корпуса — 12—15 мм, передней части днища — 32, задней — 9,25 мм. Специальных средств защиты от ОМП не было. В МТО устанавливалась система противопожарного оборудования, которая включалась с места механика-водителя .
Основным вооружением танка являлась 76-мм нарезная пушка M32(T91E3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входили выстрелы с бронебойно-трассирующими, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, снарядами с готовыми убойными элементами, дымовыми и другие. В 1982 году для пушки М32 разработан бронебойный оперенный подкалибер-ный снаряд. Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект увеличен до 65 выстрелов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 (боекомплект 2175 патронов) устанавливался на крыше башни у люка командира. Оружие управлялось наводчиком и командиром танка с помощью электрогидравлических приводов наведения. Вертикальные углы наведения составляли от -9° до +19°45′. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке не было.
Наводчик и командир танка использовали свои перископические приборы М20А1, имевшие два оптических канала: однократный — для ориентирования, 6-кратный — для стрельбы. Наводчик пользовался еще телескопическим прицелом М97 с 3-кратным увеличением. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе же модернизации такие приборы и ИК-прожектор (модификация М41АЗ) были введены.
Первоначально на танке М41 устанавливался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS 895-3 воздушного охлаждения с оппозитны’м расположением цилиндров. В 1956 году его заменили на бензиновый двигатель AOS 895-5 с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя обладали мощностью 500 л.с. В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела: комплексный цилиндрический входной редуктор с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, дифференциальный двухпоточный механизм поворота тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.
Производство осуществлялось подразделением GMC — фирмой «Кадиллак» — на новом предприятии в Кливленде. Этот когда-то авиационный завод, а затем склад, был реконструирован фирмой специально под производство М41 и переименован в Cleveland Tank Arsenal. Всего было выпущено около 5500 единиц. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2 и М41АЗ.

В производстве танк М41 заменили модификации М41А1, М41А2и М41А3.
Бразильская фирма Bernardini переоборудовала более 400 танков М41 для армии и морской пехоты Бразилии. Новые модификации оснащены новым двигателем, дополнительной броней и 90-мм пушкой; они обозначались М41/В или М41/С.
В Дании улучшили свои машины по стандарту танка DK-1 со многими усовершенствованиями, включая новый двигатель, систему РХБЗ, тепловизионную систему наведения и защиту подвески. Некоторые танки, состоящие на вооружении армии Уругвая, оснащены новой 90-мм пушкой Cockerill Mk IV.
Несмотря на это «Бульдоги» после снятия с вооружения американской армии не отправились на свалку истории. В США они стали донорами шасси для различных САУ, бронетранспортеров и других гусеничных машин. Также M41 стал достаточно распространенным экспортным танком, который состоял на вооружении практически 30 государств мира. Некоторые из них продолжают эксплуатировать этот танк и в XXI веке. К примеру, в Бразильской армии в 2010 году все еще числилось 152 танка M41 Walker Bulldog.
В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен).
Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель МВ 833 Аа-501 компании МТU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 км до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках. Дополнительный спонсон с правой стороны используется для аккумуляторных батарей.
В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.
В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью.
В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.
Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Мk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (НЕАТ-Т), бронебойные со сплющивающейся головной частью (НЕSН-Т), фугасные (НЕ), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.
Разработана другая модель, в которой используется двухместная башня LCTS с 90-мм пушкой «Коккериль» Мk IV, спаренным 7,62-мм пулеметом и новыми силовыми приводами. По требованию заказчика может устанавливаться 7,62-мм зенитный пулемет. На эту модификацию пока заказов нет.
В числе трофеев, доставшихся кубинской армии после отражения высадки эмигрантов в заливе Свиней, были 5 танков M41 «Уокер Бульдог», ещё столько же было уничтожено. Один танк был отправлен в СССР.

Наиболее активно танки M41 в бою применялись во время войны во Вьетнаме. С 1965 года начались поставки M41 для южновьетнамской армии, в дальнейшем они широко применялись в ходе Вьетнамской войны. За 1965 год было поставлено 214 таких танков. С 1969 по 1971 годы в Южный Вьетнам было поставлено 580 танков, подавляющее большинство из которых были M41.
В 1973 году, танки M41 применялись чилийской армией, против боевиков леворадикальных группировок.
Несколько рот эфиопских M41 принимали участие в войне за Огаден. Встречались в боях с сомалийскими танками Т-54/55, где потерпели поражение. Только в боях за Джиджигу сомалийские танки уничтожили как минимум 9 M41.
Танки M41, находившиеся на вооружении ливанской армии, применялись в ходе гражданской войны в Ливане.
Состоит на вооружении в ВС Бразилии, Чили, Дании, Доминиканской Республики, Гватемалы, Тайваня, Таиланда, Уругвая.

Модификации
• T41 – предсерийный прототип танка
• T49 – Вариант лёгкого танка М41 с увеличенной башней, вооружённый 90-мм пушкой. Поступил на испытания 5 мая 1954 года. Испытания закончились успешно, однако серийное производство танка развёрнуто не было из-за его невостребованности. Предшественник лёгкого танка XM551 Sheridan.
• M41A1 (1953 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1955 году, отличается от M41 установкой усовершенствованных приборов наведения пушки, новый способ укладки боекомплекта позволил увеличить запас 76-мм снарядов с 57 шт. до 65 шт.;
• M41A2 (1956 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1956 году, отличается от M41A1 установкой шестицилиндрового двигателя AOSI-895-5 с системой непосредственного впрыска бензина, позволившей повысить экономичность двигателя и увеличить запас хода танка до 240—270 км.
• M41A3 — модификация, принятая на вооружение в 1958 году;
• M41DK1 — модернизация танка для вооружённых сил Дании, проведенная в 1980-е годы, отличается установкой нового двигателя, приборов ночного видения;
• M41D — модернизация танка для вооружённых сил Тайваня, отличается установкой нового 76-мм орудия местного производства, более совершенных приборов наведения (включая баллистический вычислитель и лазерный дальномер) и дизельным двигателем Detroit Diesel 8V-71T.
• модификация для вооруженных сил Испании (1988 год) — отличается установкой нового 60-мм орудия HVMS израильского производства, более совершенной системы управления огнём и 8-цилиндрового дизельного двигателя от БМП M2 «Брэдли».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Боевая масса 23,5 т
Длина с пушкой 8,212 м
Длина корпуса 5,819 м
Высота 3,075 м с ЗП, 2,726 м по башне
Клиренс 0,45 м
Двигатель . бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя 370 кВт
Трансмиссия . гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Гусеница с РМШ, последовательного типа
Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Максимальная скорость . 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) . 160 км
Преодолеваемые препятствия:
– брод 1,1м/2,4 м (с подготовкой)
– стенка 0,7 м
– ров 1,8 м
– подъем 60%
– боковой уклон 30%
Броневая защита . от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Толщина брони до 32 мм
Экипаж 4 чел.

ВООРУЖЕНИЕ

Пушка 76,2-мм нарезная
Боекомплект 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер нет
Стабилизатор вооружения нет
Баллистический вычислитель нет
Заряжание пушки вручную
Пулеметы один 12,7-мм; один 7,62-мм

Источники: «Моделист-конструктор» № 9′2000, ru.wikipedia.org, topwar.ru, armor.kiev.ua, www.xliby.ru и др.