СВЕРХТЯЖЕЛЫЙ ТАНК PANZERKAMPFWAGEN VIII MAUS PORSCHE TYP 205/TIGER II(P) (ГЕРМАНИЯ)
SUPER HEAVY TANK PANZERKAMPFWAGEN VIII MAUS PORSCHE TYP 205/TIGER II(P) (GERMANY)

Самый большой танк 2-й Мировой войны – немецкий сверхтяжелый танк Тип 205 носил скромное и неприметное название «Маус» (»мышь»), хотя масса этой «мышки» была равна массе четырех «Пантер» или трех «Тигров».
Разработка супертяжёлого танка началась в начале 1941 года, когда Krupp начал изучать советские тяжёлые танки.
«Отцом» этой гигантской машины можно по праву считать фюрера III Рейха Адольфа Гитлера, который в конце 1941 года приказал сконструировать и построить сверхтяжелый танк и задал его основные тактико-технические характеристики.
В начале 1942 года Krupp разработал проекты прототипов Tiger-Maus (VK7001) и PzKpfw. VII Lowe (VK7201), но 5-6 марта 1942 года было принято решение о разработке более тяжёлого танка, и работы над проектом Lowe были свёрнуты.
8 июля 1942 года состоялось совещание, касавшееся развития танковых войск, на котором присутствовали Гитлер, Альберт Шпеер и профессор Фердинанд Порше, которым фюрер поручил начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 или 150 мм. Еще один вариант, предложенный Гитлером, – штурмовое орудие с пушкой калибра 180 мм. Кроме мощного орудия, машина должна была получить хорошее бронирование: лобовая броня – 200 мм, борта – 180 мм, башня – 200 мм.
В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Круп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка Pz.VIII «Маус».
Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года. 1 августа 1943 года на предприятии Альмеркише Кеттенфабрик Гм6Х была начата сборка первого прототипа, обозначенного как Тип 205/1. Первый прототип «Мауса», оснащенный авиационным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 509 и деревянной башней, поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования.
Второй прототип 205/2 был почти готов к 10 марта 1944 года. Однако на танке еще не были установлены башня и двигатель. Лишь в октябре 1944 года на него установили дизель Даймлер-Бенц МВ 517. Сразу после монтажа двигателя танк был направлен в Кумерсдорф. Во время испытаний двигателя из-за неправильного соединения двигателя с генератором лопнул карданный вал. Ошибка в сборке узла была вызвана спешным ходом работ.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
Экипаж Pz.VIII состоял из шести человек. Сидения водителя и радиста были расположены в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1560 л. каждый. Позади них, между воздушными насосами и радиаторами, находился главный двигатель. Дальше к корме расположен генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В корме корпуса располагались моторы электропривода. Трансмиссия находилась в между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.
Поучаствовать в боях Маусы не успели. При приближении частей Красной Армии к полигону немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке, где и находится в настоящее время в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.
11 апреля 2014 — Компания Wargaming объявила о своем намерении восстановить и поставить на ход легендарный сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus» совместно с Бронетанковым музеем в Кубинке, с которым компанию связывает многолетнее сотрудничество.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес: 188000кг
Длина: 10,09м
Ширина: 3,67м
Высота: 3,63м
Двигатель: Daimler-Benz MB509 (V1) 12 цилиндров 1080л.с. Daimler-Benz MB517 (V2) 12 цилиндров 1200л.с.
Скорость: 13-20км/ч
Запас хода:
• Дорога: 160-190км
• Бездорожье: 62км
Запас топлива: 265-2700 литров + 1500 в резервном танке
Броня:
• Башня/крыша – 60мм
• Орудийная манжета – 250мм
• Башня/перед – 220-240мм
• Надстройка/крыша – 50-100мм
• Корпус/перед – 200мм
• Башня/бок – 200мм
• Корпус/бок/верх – 180мм
• Корпус/бок/низ – 100+80мм
• Башня/зад – 200мм
• Корпус/зад/верх – 150мм
• Корпус/зад/низ – 150мм
Экипаж: 6 человек

ВООРУЖЕНИЕ:

128мм KwK 44 L/55
75мм KwK 44 L/36.5
1 x 7,92мм MG34
Боезапас: 128мм – 55-68 выстрелов
75мм – 200 выстрелов

Источники: voennoe-delo.com, informationuniverse.ukrainianforum.net, www.achtungpanzer.eu и др.