РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ METEOR КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» (MBDA)

MEDIUM-RANGE MISSILE METEOR CLASS «AIR-AIR» (MBDA)

12.09.2007
MBDA ПЛАНИРУЕТ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ РАКЕТНЫЙ РЫНОК

Консорциум MBDA опубликовал пресс-релиз о планах консолидации европейского ракетного рынка. В документе говорится, что компания 31 августа завершила выкуп у концерна ЕАДС и «Талес» оставшейся части акций фирмы «Байерн-Кеми/Протак», которая специализируется на разработке и производстве твердотопливных ракет.
До этого компания MBDA приобрел активы немецкой оборонной фирмы LFK, которая в настоящее время активно работает над проектом создания комплекса ПВО/ПРО MEADS.
Фирма «Байерн-Кеми/Протак» после ее приобретения стала полным дочерним предприятием фирмы LFK, которая теперь относится к немецкому отделению компании MBDA.
Приобретение ключевых ракетостроительных активов в Европе позволит MBDA эффективно реализовывать проект создания авиационной ракеты класса «воздух – воздух» «Метеор». В проекте ее разработки также участвуют шведская «СААБ Бофорс дайнэмикс» и испанская «Инмизе». «Метеор» разрабатывается по заказу шести европейских государств – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании как ракета завоевания превосходства в воздушном бою, которая может применяться основными европейскими истребителями EF-2000 «Тайфун» (на фотографии), JAS-39 «Грипен» и «Рафаль». Потенциально ракетами «Метеор» могут оснащаться перспективные истребители F-35 «Лайтнинг-2″.
Ракета имеет активную радиолокационную систему самонаведения, которая разработана на основе технологий, применяемых на ракетах «Астер» и «Мика». «Метеор» поражает цели в автоматическом режиме в любых погодных и времени суток при мощном радиоэлектронном противодействии. 5 сентября 2006 года на ракетном испытательном полигоне Висдель на севере Швеции был проведен очередной третий этап испытаний авиационной ракеты «Метеор». Запуск был осуществлен с истребителя «Грипен» на высоте 7000 м. Предыдущие испытания прошли 9 мая и 20 июня прошлого года. Ранее были проведены успешные испытания ракеты в аэродинамической трубе в г.Модан, Франция. Условия полета в течение третьего испытания были изменены с целью получения дополнительных данных о тактико-технических характеристиках ракеты.
С ракетой «Метеор» может сравниться только российская ракета «Новатор» K-100-1, которая разработана специально для новых истребителей Су-35.
MBDA является мировым лидером в области разработки и производства ракетного вооружения. Акции компании принадлежат «БАе системз» (37,5%), ЕАДС (37,5%) и «Финмекканика» (25%).
АРМС-ТАСС

30.09.2010
ШВЕЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА КОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО УР БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ «МЕТЕОР»

Агентство по материальному обеспечению ВС Швеции (FMV) подписало с Минобороны Великобритании контракт на поставку управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» (BVRAAM – beyond visual range air-to-air missile) «Метеор».
Ракеты предназначены для оснащения истребителей JAS-39C/D «Грипен», что значительно повысит их возможности по поражению воздушных целей на большой дальности.
Программа разработки УР «Метеор», дальность действия которой превышает 100 км, реализуется с 2002 года возглавляемым MBDA и ЕАДС консорциумом компаний в интересах шести европейских стран – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании. Великобритания является ведущим участником консорциума разработчиков. «СААБ Дайнемикс» выступает в качестве партнера MBDA в разработке, и будет осуществлять изготовление компонентов ракеты на стадии серийного производства. Окончательная сборка УР «Метеор» будет организована в Великобритании.
Швеция стала третьей страной, которая заключила соглашение на производство УР после Великобритании и Испании.

В рамках реализации этой программы FMV 8 сентября подписало контракт стоимостью 312 млн швед крон (42,8 млн дол) на проведение работ по интеграции УР «Метеор» на борт истребителей JAS-39C/D «Грипен» версии 20 с компанией «СААБ». Контракт должен быть реализован в течение четырех лет. Ракета должна поступить на вооружение ВВС Швеции в 2015 году.
УР «Метеор» предназначена для поражения текущих и перспективных воздушных угроз вне дальности прямой видимости в любое время суток. Ракета оснащена активной радиолокационной системой самонаведения и прямоточным воздушно-реактивным двигателем с твердотопливным ускорителем, обеспечивающим высокую скорость ракеты на всей траектории полета к цели, что делает уклонение от нее фактически невозможным. Ракета устойчива к воздействию систем радиоэлектронного противодействия.
armstrade.org

26.10.2010
ШВЕЦИЯ ИСПЫТАЛА РАКЕТЫ METEOR С ИСТРЕБИТЕЛЕЙ GRIPEN

ВВС Швеции провели первые испытательные пуски ракет Meteor класса «воздух-воздух» с борта истребителя Saab JAS 39 Gripen, сообщает Jane»s. Испытания состоялись 6 октября 2010 года, однако известно об этом стало только сейчас. Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) признало пуски ракет успешными и объявило, что Meteor пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года, на год раньше изначально запланированного срока.
Целью испытаний была проверка взаимодействия оружейных систем истребителя с ракетой, а также воздействие подвешенной к самолету Meteor на управляемость Gripen. Кроме того, производилась оценка воздействия шлейфа выходящих газов ракеты на работу двигателя истребителя, а также проверка связи между самолетом и Meteor. В ходе испытаний ракета летела на протяжении 30 секунд, после чего ей была намеренно дана команда на самоуничтожение. Испытания Meteor состоялись спустя год после заключения контракта с Saab на интеграцию нового оружия в Gripen.

Следует отметить, что испытания ракет Meteor совместно с Gripen проводились и ранее, однако их целью была общая оценка взаимодействия нового оружия с бортовыми системами самолета. Новая серия испытаний проводится в рамках программы принятия ракеты на вооружение.

Производством и поставкой Meteor занимается британское подразделение французской компании MBDA. В конце сентября FMV заключило с министерством обороны Великобритании контракт на поставку новых ракет. Сумма сделки и количественные параметры контракта пока неизвестны. Ранее контракты на поставку Meteor заключили министерства обороны Великобритании и Испании.

Ракета Meteor оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем с изменяемой мощностью тяги. По данным MBDA, ракета является устойчивой к радиоэлектронному противодействию. Meteor предназначена для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости, обладает дальностью полета более ста километров и способна развивать скорость до четырех чисел Маха (около 4,6 тысячи километров в час). Как ожидается, Meteor, помимо Gripen, пополнит номенклатуру вооружений истребителей Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Lenta.Ru

20.06.2013
ВС ГЕРМАНИИ ЗАКЛЮЧИЛИ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ УР БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ «МЕТЕОР» КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

Компания MBDA объявила о подписании контракта на поставку Вооруженным силам Германии управляемых ракет большой дальности класса «воздух-воздух» «Метеор».
Таким образом, на текущий момент заказы на производство ракет разместили все шесть государств-партнеров программы «Метеор» (Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция и Великобритания).
Ранее сообщалось, что Германия планирует приобрести для оснащения истребителей EF-2000 до 480 ракет.
Ракета «Метеор» оснащена активной радиолокационной системой самонаведения, каналом связи, позволяющим интегрировать ее в сетевое боевое пространство, и прямоточным воздушно-реактивным двигателем с регулируемой тягой, обеспечивающим высокую скорость ракеты на всей траектории полета к цели.
Кроме того, 18 июня в ходе авиасалона Paris Air Show 2013 в Ле-Бурже консорциум «Еврофайтер» подписал с Агентством НАТО по управлению программой разработки, производства и обслуживания истребителей «Еврофайтер» и «Торнадо» (NETMA) контракт на интеграцию УР «Метеор» на борт самолета EF-2000 «Тайфун». Это означает, что теперь компания реализует контракты на интеграцию УР на борт истребителей JAS-39 «Грипен», «Рафаль» и «Тайфун».
Заключение соглашений на производство и интеграцию ракет, наряду с успешно реализуемой программой испытаний, подтверждают высокую степень готовности проекта «Метеор».
Как предполагается, оснащение УР большой дальности «Метеор» существенно повысит боевые возможности и экспортный потенциал многоцелевого истребителя EF-2000 «Тайфун».
В декабре 2012 года «БАе системз» провела испытательный пуск УР «Метеор» с борта EF-2000. Пуск ракеты, размещенной на подфюзеляжной точке подвески, был выполнен самолетом IPA-1 в ходе испытаний, проведенных при поддержке компаний «КинетиК» и MBDA на полигоне «Аберпорт» в Уэльсе. В настоящее время испытания ракет «Метеор» продолжаются.
http://www.armstrade.org/

22.12.2013
ШВЕЦИЯ ЗАКУПИТ РАКЕТЫ «МЕТЕОР» ДЛЯ «ГРИПЕНОВ»

Шведская компания Saab получила контракт стоимостью 29,8 млн долл США для начала интеграции новейших ракет класса «воздух-воздух» типа Meteor производства компании MBDA на истртебителиGripen-E, сообщает UPI 18 декабря.
Контракт был подписан с Администрацией оборонных закупок Швеции и стал дополнительным к договору от февраля этого года.
«Дополнительный заказ обеспечивает интеграцию нового оружия на «Грипен-Е». Он также демонстрирует гибкие возможности этих истребителей по наращиванию их боевого потенциала», заявил руководитель производственного отдела компании Ульф Нильссон (Ulf Nilsson).
Ракета «Метеор» производится компанией MBDA во Франции и была разработана совместными усилиями Швеции, Франции, Италии, Испании, Германии и Великобритании. В конце июня в Швеции были проведены первые летные испытания ракеты в серийной конфигурации.
Военный Паритет

05.02.2015
Как сообщает 3 февраля французская газета La Tribune, Королевство Саудовской Аравии и производитель европейских ракет MBDA подписали первый экспортный контракт по ракетам Meteor большой дальности класса «воздух-воздух» (BVRAAM) с активной радиолокационной системой наведения на сумму около 1 млрд долларов. Об этом пишет Air Recognition.
Ракеты «Метеор» будут установлены на 24 истребителях Eurofighter Typhoon, поставленным Королевским ВВС Саудовской Аравии, сообщает La Tribune.
Ракета MBDA Meteor BVRAAM изначально разрабатывалась в Великобритании, затем к проекту присоединились Германия, Италия, Испания, Франция и Швеция. Ракеты предназначены для применения с самолетов Eurofighter Typhoon и Gripen C/D для поражения воздушных целей на больших дальностях.
MBDA Meteor оснащена активной радиолокационной системой наведения, возможен одновременный пуск нескольких ракет по маневренным целям на большой дальности в условиях активного применения радиоэлектронного противодействия. Дальность стрельбы составляет свыше 100 км.
Одна ракета с прямоточно-воздушным реактивным двигателем стоит примерно 2,2 млн долларов, длина ракеты 12 футов, диаметр 7 дюймов, вес 400 фунтов, боевая часть – осколочно-фугасная. Военный паритет

05.05.2015

30 апреля истребитель Rafale военной авиации Франции выполнил первый практический пуск новейшей УР воздушного боя большой дальности Meteor, сообщает aereo.jor.br со ссылкой на заявление Генеральной дирекции по вооружениям правительства Франции.
Испытание провела группа, куда входили сотрудники министерства обороны страны и компании-производители Dassault Aviation (Rafale) и MBDA (Meteor). Пуск ракеты с борта самолета-носителя состоялся над полигоном Бикаррос.
Эта ракета с 2018 года поступит на вооружение истребителей «Рафаль» ВВС и авиации ВМС Франции. Сообщается, что боевое применение ракеты, оснащенной прямоточным двигателем, с новейшей версии истребителя Rafale, оборудованного радаром с активной ФАР RBE2 с большой дальностью обнаружения целей, будет весьма эффективным в воздушном бою.
«Метеор» создается с 2003 года совместными усилиями Германии, Испании, Франции, Италии, Великобритании и Швеции. Головным разработчиком является британское отделение концерна MBDA вместе с французским и итальянским отделениями, также принимают участие шведская Saab, немецкая Bayern-Chemie и испанская Inmize.
Военный Паритет

21.09.2015

Успешно завершены огневые испытания УР Meteor воздушного боя завизуальной дальности (Beyond Visual Range — прим. ВП) с борта истребителя Eurofighter Typhoon, сообщает asdnews.com 18 сентября со ссылкой на сайт компании BAE Systems.
Испытания проводились на полигоне Гебриды министерства обороны Великобритании, самолетом-носителем стал стандартный истребитель версии Tranche 2 с новейшим программным обеспечением P2E. «Ракета отделяется от самолета очень чисто, линия связи между носителем и ракетой очень устойчивая», заявил летчик-испытатель.
Интеграция новейшей ракеты позволит «Тайфуну» успешно противостоять воздушной угрозе на больших дальностях и в то же время обнаруживать и отслеживать наземные цели. В испытательной программе участвовали компании QinetiQ, MBDA и Selex, полная интеграция ракеты будет выполнена к 2017 году.
Военный Паритет

04.03.2016

Источник AMCA- India’s first indigenous stealth fighter опубликовал рисунки и графики новейшей европейской УР воздушного боя завизуальной дальности Meteor (beyond-visual-range air-to-air missile – BVRAAM), сообщает «Военный Паритет».
Скорость «Метеора» практически не меняется на средней и конечной траектории, а скорость обычных УР воздушного боя средней дальности, резко увеличивающаяся на начальной стадии, со временем значительно падает.
Самолет противника, атакуемый «Метеором» , может быть уничтожен на большем пространстве, чем цель, обстреливаемая ракетами существующих типов (No Escape Zone – зона, откуда невозможно убежать – прим. Военный Паритет).
Толчком к созданию «Метеора» стали сообщения о предстоящем оснащении российских истребителей Су-27 версией ракеты Р-77 с прямоточным двигателем, что было расценено на Западе как серьезная угроза. Разработка ракеты началась по спецификациям министерства обороны Великобритании в 1994 году, со временем эта программа стала европейской.
Военный Паритет

12.07.2016

Как сообщает французский журнал «Air&Cosmos» в статье Emmanuel Huberdeau «Farnborough 2016 : Le Meteor entre en service en Suède», ВВС Швеции стали первыми, принявшими на вооружение ракету «воздух-воздух» большой дальности Meteor cактивной радиолокационной ГСН разработки концерна MBDA. Ракета достигла операционной готовности 11 июля 2016 года. Meteor были интегрирована с истребителем Saab JAS-39 Gripen в рамках стандарта MS20. Тем самым Gripen стал первым истребителем в мире, на вооружение которого стоит Meteor.
Первый пуск реальной ракеты французскими ВВС состоялся 30 апреля 2015 года в рамках разработки модификации F3-R истребителя Rafale. Постановка на вооружение новой ракеты напрямую связана с установкой на истребители РЛС с АФАР RBE2, которой уже оснащаются серийные Rafale. Первые Meteor должны поступить на вооружение ВВС и ВМС Франции в 2018 году. Ракета станет стандартной комплектацией истребителя Typhoon начиная с модификации P2E.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ METEOR КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

MBDA Meteor — управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, с активной радиолокационной ГСН. Ракета оснащается маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
MBDA «Метеор» вторая ракета класса «воздух-воздух», после УР IRST-T созданная в Европе. Она, как и русская УР Р-27Э относится к ракетам средней и большой дальности, разработана в основном для установки на истребители Еврофайтер EF2000 «Тайфун» и Дассо «Рафаль». Так же УР «Метеор» может быть использована в истребителях нового поколения Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг».
Началось создание ракеты в 1984 году шведской фирмой Saab Dynamic с формирования облика новой ракеты класса «воздух-воздух», тогда ещё называвшейся Rb-74. Затем интерес шведской ВВС ослаб, а результатами исследований заинтересовалась фирма BAE для привлечения конструкции ракеты большой дальности для ВВС Великобритании. Затем интерес к ракете стали проявлять такие страны как Германия, Италия, Франция и некоторые другие западноевропейские страны. В декабре 2002 года был заключен межправительственный контракт на создание УР промежуточной дальности, названной «Метеор». Головным разработчиком ракеты является компания MBDA (Великобритания), контракт на разработку был подписан 23 декабря 2002г. В проекте принимают участие компании Saab Bofors Dynamics, Bayern-Chemie Protac, Inmize, TDW, LiteF GmbH.
Meteor разрабатывается по заказу шести европейских государств – Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании.
Изначально планировалось что ракета должна поступить на вооружение в 2010 году.
7 сентября 2005 года были проведены первые запуски ракеты с земли, а уже 13 декабря ракета стартовала в воздухе, с борта самолёта «Грипен». Полностью укомплектованная ракета впервые стартовала 6 мая 2006 года.
«Метеор» оснащен комбинированным ракетно-прямоточным двигателем. Вместо крыльев в ракете используются аэродинамические органы управления(четыре руля в задней части фюзеляжа)
Малосерийное производство планируется начать уже в 2011 году. По оценкам экспертов, стоимость одной ракеты должна превысить 1 млн. долларов.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и отличается большим значением поперечного V-крыла (составляет 45°). Для аэродинамического управления и стабилизации используется крестообразное хвостовое оперение.
Двигательная установка комбинированная с интегральной компоновкой, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой и стартового ускорителя, которые размещаются в едином корпусе. Стартовый ускоритель оснащен зарядом малодымного смесевого топлива и после отделения ракеты от самолета-носителя обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД.
Боевая часть осколочно-фугасная массой 25 кг, оснащается радиолокационным неконтактным и контактным взрывателями. Взрыватель имеет четыре антенны, расположенные в носовой части, и при обнаружении цели обеспечивает подрыв БЧ на расстоянии оптимальном для нанесения максимального повреждения. Взрыватель разработан шведской компанией Saab Bofors Dynamics
Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность полета: 100 км
Скорость: более 4 М
Система наведения: ИНС + радиокоррекция + АРГСН
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса боевой части, кг 25
Габариты, мм:
- длина 3650 – 3670
- диаметр 180
- размах крыла 400
- размах оперения 630
Стартовая масса, кг 165
Допустимый диапазон перегрузок цели, единицы до 11

Источники: modern.sawame.ru, ru.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru и др.