ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МГ-200 «АРКТИКА-М»
HYDROACOUSTIC STATION MG-200 ARCTICA-M

С конца 1950-х годов для НИИ-3 наступил период интенсивного развития. Главной разработкой в этот период была ГАС «Арктика» для дизель-электрических ПЛ и атомных ПЛ первого поколения (главный конструктор Е.И.Аладышкин).
В 1952 г. в институте «Морфизприбор» началась разработка комплексной гидроакустической станции «Арктика», включавшей в себя тракты и шумопеленгования, и гидролокация. Ее испытания прошли на подводных лодках в 1955 г. На кораблях устанавливались последующие модификации этой ГАС: «Арктика-М» (1957) и «Арктика-2М» под шифром «МГ-200» (1960).
В 1960 году испытаниями комплексной ГАС «Арктика» (с учетом модернизации она получила шифр «Арктика-М») завершилось создание второго послевоенного поколения комплексных и специализированных ГАС, в которых были усовершенствованы принципы активной и пассивной гидролокации.
ГАС МГ-200 «Арктика М’ принята на вооружение в 1960 г. Дальность обнаружения в режиме ШП до 18 км.
Созданные в эти годы (1956–1960) гидроакустические средства отличались от своих предшественников более высокими энергетическим потенциалом и уровнем автоматизации, усовершенствованными способами обзора пространства. В этом ряду ГАС МГ-200 «Арктика-М» занимает одно из важнейших мест как самая массовая станция (более 300 ед.) для ПЛ многих проектов, в том числе для первой советской атомной ПЛ проекта 627. В ней впервые были реализованы автоматическое сопровождение цели в режиме шумопеленгования одновременно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, доплеровская фильтрация сигналов в активном режиме и др.

Станция МГ-200 является первой отечественной станцией с совмещенной рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции со сканированием диаграммы направленности в вертикальной плоскости. Наряду с автоматическим сопровождением цели в горизонтальной плоскости станция обеспечивала также автосопровождение цели по углу места.
АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 была оснащена гидроакустическим вооружением, в основе которого находилась ГАС (гидроакустическая станция) МГ-200 «Арктика-М», способная работать в режиме эхо- и шумопеленгования. Антенна станции размещалась в передней части ограждения рубки. Также, имелись гидроакустическая станция обнаружения звукоподводной связи и гидроакустических сигналов «Свет», шумопеленгаторная «Марс-16КП», а также ГАС обнаружения подводных препятствий «Луч».
Позднее лодка К-3 прошла модернизацию, которая заключалась в проведении некоторых доработок, увеличивших надежность паропроизводительной установки, установке новой системы торпедного огня, замене некоторого оборудования, усовершенствовании радиоэлектронного оборудования. Антенна ГАС «Арктика-М» была перенесена в носовую оконечность судна из ограждения рубки. В носовой оконечности сформировали наплыв, выступающий за обводы корпуса, а над торпедными аппаратами разместили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.
22 октября 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе ПЛА проекта 627 серийной атомной подводной лодки проекта 627А. При сохранении основных технических решений, оборудования и главной энергетической установки, новые субмарины должны были иметь повышенную живучесть и надежность, усовершенствованное штурманское вооружение. Для создания более благоприятных условий работы ГАС «Арктика-М» ее антенну разместили в килевой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.
В течение службы на АПЛ проекта 627А на К-42 и К-52 ГАС МГ-200 «Арктика-М» была заменена на ГАК МГК-400 «Рубикон» в 1970-х гг. На корме у них появилась характерная выпускная дюза для ГПБА.

ГАС МГ-200 «Арктика-М» оснащались практически все атомные подводные лодки первого поколения, кроме АПЛ проекта 627 и 627А, АПЛ проекта 645, 659, 659Т, 629, 605, 658, а так же ее использовали в нереализованных проектах П627А, 653, 683, 654 и др.
Кроме атомных подводных лодок ГАС «Арктика-М» вооружались и дизельные подводные лодки, это ПЛ проекта 633 (Болгария); ПЛ типа Ming (до модернизации) (Китай); ПЛ проекта 641 (Россия, Украина, Куба); ПЛ проекта 033 (Египет до модернизации, Сев. Корея); ПЛ проекта И641 (И Индия); ПЛ проекта И641К (Ливия).
В процессе различных модерниэационных работ по улучшению ТТЭ лодок проекта 641 ГАС «Тулона», смонтированная на головной Б-94 для испытаний, в серию не пошла и на всех лодках устанавливалась ГАС «Арктика-М».

Источники:
https://www.korabel.ru
https://www.e-reading.by
http://www.moremhod.info
Владимир Реданский » Во льдах и подо льдами » (https://iknigi.net)
Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки — М.: Арсенал-Пресс, 1997
https://topwar.ru
http://otvaga2004.ru

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 605
БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629
ПРОЕКТ 683 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 659Т
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659
ПРОЕКТ 653 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
ПРОЕКТ П-627А ОПЫТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
ОПЫТНАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 645
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641
ПРОЕКТ 654 СРЕДНЕЙ ТОРПЕДНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ЦНИИ «МОРФИЗПРИБОР»
ОКЕАНПРИБОР КОНЦЕРН