МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ MIRAGE F.1 (ФРАНЦИЯ)

MULTIPURPOSE FIGHTER MIRAGE F.1 (FRANCE)

04.01.2014
Аргентинские источники сообщили, что запланированное приобретение Аргентиной 16 истребителей Dassault Mirage F1M из наличия ВВС Испании застопорилось и, возможно, будет отменено, сообщает janes.com 2 января.
Местные СМИ пишут, что ВВС Аргентины начали процедуру анализа других вариантов, в том числе возможное приобретение истребителей Dassault Mirage 2000 из наличия ВВС Франции или Бразилии, но, кажется, склоняются в пользу закупки истребителей Lahav Kfir Block 60 израильской компании IAI (последний вариант может быть расценен на сумму 500 млн долл США с поставкой после 15 месяцев со дня подписания контракта).
Официально Аргентина не отказывалась от приобретения истребителей Mirage F1M, но если это действительно произойдет, причиной может стать смесь технических и политических проблем.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ MIRAGE 2000 (ФРАНЦИЯ)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

19.06.2014
13 июня ВВС Франции на базе 118 (Мон-де-Марсан) провели церемонию прощания с тактическим истребителем Mirage F.1, сообщает air-cosmos.com. После 40 лет эксплуатации в ВВС страны «храбрый одномоторный истребитель» выведен из состава военной авиации страны. Последними самолетами этого типа стали тактические самолеты-разведчики Mirage F.1CR из эскадрильи 2/33 «Савойя». Истребители этого типа были приняты на вооружение в 1983 году. 14 июля этого года на военном параде в Париже над Елисейскими полями прощальный полет выполнят пять самолетов, окрашенных в цвета ВВС Франции.
Вполне вероятно, что ведутся переговоры по передаче истребителей Mirage F.1B в состав ВВС других стран, в частности, Ливии или Марокко. Разведывательный вариант CR может заинтересовать страны Латинской Америки и Африки, в частности, Ботсвану.
В составе эскадрильи 2/33 остаются 22 пилота истребителей этого типа, треть из которых перейдут на Rafale, Mirage 2000D и Mirage 2000C.
Военный Паритет

27.09.2017

Как сообщает французский бюллетень «Intelligence online» в публикации «Pourquoi Ichikowitz met la main sur les derniers Mirage F1», четыре последних самолета Dassault Mirage F.1, которые оставались во Франции, были вывезены из страны в начале сентября 2017 года. В июне они были приобретены южноафриканским оружейным холдингом Paramount Group, который принадлежит южноафриканцу Ивору Ишиковицу (Ivor Ichikowitz). Он является доверенным лицом президента ЮАР Джейкоба Зумы. Paramount Group, было остро необходимо купить эти самолеты, так как они относились к двухместной модификации Mirage F.1B.
Группа Paramount за последние годы уже продала истребители Mirage F.1AZ, ранее снятые с вооружения ВВС ЮАР, в Габон (шесть самолетов, еще два планируются к поставке) и Республику Конго (два экземпляра) с обязательством подготовить летчиков. Но без спарки полеты для обучения курсантов не могли совершаться, что вызывало негодование местных властей, чьи самолеты не могли подняться в воздух. Недавняя покупка позволяет решить этот вопрос.
Продажа была осуществлена при посредничестве французской компании Eurotradia International (бывшая французская государственная компания по экспорту авиационной техники Office General de l’Air). Сейчас Eurotradia International фактически является совместным экспортным предприятием компаний Total, Safran, Thales, Dassault Aviation и Airbus Group. С конца 2016 года компанию возглавляет Филипп Бельваль (Philippe Belval).
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

11.07.2018

Компания Draken International приступила к повторной сборке истребителей Mirage F1M по контракту с ВВС США по программе USAF Advanced Aggressor, сообщает www.airrecognition.com 9 июля. «Первый из 20 самолетов должен быть возвращен на службу в качестве имитатора самолетов противника для ВВС США», сообщила американская компания на своей странице в социальной сети Facebook. Отмечается, что первый самолет прибыл из Испании в ангар для сборки.
Контракт стартовал в марте 2018 года, компания Draken подписала соглашение с Paramount Aerospace Systems (дочерняя компания Paramount Group, ЮАР) на капитальный ремонт и текущее инженерное обеспечение парка самолетов Mirage F1M, приобретенных у ВВС Испании. Общее количество самолетов 22 единицы.
В настоящее время этот самолет проходит повторную сборку, восстановление и сертификацию летной годности на объекте «Дракен интернешнл» в Лейкленде (Флорида) силами специалистов компании «Парамаунт Аэроспейс». Компания Paramount Aerospace специализируется на модернизации самолетов, в частности, выполнила предыдущую модернизацию «Миражей F1M», когда они еще находились на вооружении ВВС Испании. «Парамаунт» обладает широкими возможностями по капитальному ремонту самолетов этого типа с дальнейшей модернизацией авионики и других бортовых систем.
Paramount Group приобрела весь южноафриканский парк Mirage F1 вместе с запасными частями, тренажерами, учебными пособиями и другими связанными с ними материалами. «Мираж F1″ представляет собой идеальное решение доступного по цене сверхзвукового истребителя для подготовки экипажей тактической авиации в действиях против потенциального противника, оснащенного самолетами такого класса.
Paramount также управляет Академией подготовки летчиков-истребителей в ЮАР, это единственное учебное заведение такого класса в Африке.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ MIRAGE F.1

Основной истребитель ПВО французских ВВС конца 1970-х – первой половины 1980-х годов, поступивший также в различных вариантах на вооружение ВВС 10 других стран, самолет Mirage F.1 останется в строю еще долгое время.
Многоцелевой истребитель Mirage F.1 предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки. Самолет Mirage F.1 является последователем самолетов серии Mirage III/5.
В 1964 г. компания Dassault-Breguet добилась правительственного контракта на постройку прототипа двухместного истребителя Mirage F.2 с традиционными крылом и хвостовым оперением, а также турбовинтовым двигателем SNECMA/Пратт-Уитни TF306. Этот самолет совершил свой первый полет в июне 1966 г., а в декабре того же года вслед за ним в воздух поднялся Mirage F.1, который представлял собой одноместный истребитель меньшего размера.
Прототип «Мираж» F1-01, оборудованный ТРДФ SNECMA «Атар» 09К тягой 7000 кгс, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1966 г. Самолет выгодно отличался от «Миража» IIIЕ увеличенной дальностью, большей боевой нагрузкой, меньшей посадочной скоростью и меньшей длиной разбега и пробега. Если «Мираж» III был типичным перехватчиком, то «Мираж» F1 приобрел новые качества. Время дежурства а воздухе возросло втрое. Вдвое увеличился боевой радиус при нанесении ударов по наземным целям. В то же время, расходы на перевооружение обещали быть минимальными, поскольку самолет унаследовал много конструктивных особенностей предшественника, а двигатель являлся дальнейшим развитием давно отработанного «Атар» 9С.
Испытания «Миража» F1-01 пошли вполне успешно, и в конце апреля 1967 г. ВВС Франции подписали с «Дассо» контракт на строительство трех предсерийных образцов.
Первый предсерийный «Мираж» F1-02 вышел на испытания 30 марта 1969 г. Первоначально на нем стоял двигатель «Атар» 9К31 тягой на форсаже 6700 кгс, вскоре замененный модификацией 9К50. выбранной для серийного производства (тяга 7200 кгс). После постройки второго и третьего предсерийных образцов, впервые взлетевших соответственно 18 сентября 1969 г и 17 июня 1970 г., «Мираж» F1-02 передали в распоряжение фирмы «Матра» – ведущего французского производителя авиационного вооружения. Там в качестве летающей лаборатории для отработки УР «воздух-воздух» он использовался до середины 1970-х гг.
Самолет представляет собой однодвигательный сверхзвуковой истребитель – высокоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Его планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов; стойки шасси, противопожарные перегородки и некоторые другие элементы – из титановых сплавов; узлы крепления консолей крыла, оперения и шасси – из высокопрочной стали. В конструкции широко применено механическое (силовые элементы каркаса планера и панели центральной части фюзеляжа) и химическое фрезерование. При изготовлении панелей, помимо клепки, используется точечная электросварка. Хвостовые отсеки закрылков и консолей стабилизатора – трехслойной конструкции с сотовым заполнителем.
Оснащенный двигателем SNECMA «Атар» 9К-31, первый Mirage F.1 имел впечатляющие характеристики. Он развивал скорость 2.12 М, или 2260 км/ч на высоте 11000 м и 1300 км/ч у земли. Великолепные взлетно-посадочные характеристики стали результатом использования системы средств увеличения подъемной силы, включавшей в себя отклонение вниз носка крыла и большие закрылки, расположенные на крыле большой стреловидности. Со средней боевой нагрузкой самолет Mirage F.1 мог взлетать и приземляться на полосу длиной от 500 до 800 м.
ВВС Франции был поставлен 251 самолет: пять опытных и предсерийных, 162 F.1C (83 самолета F.1C и 79 F.1C-200), 64 F.1CR и 20 F.1B.
Первой и наиболее массовой модификацией «Миража» F1 для французских ВВС стал всепогодный истребитель ПВО, строившийся в двух вариантах. Первый из них – «Мираж» F1C (изредка встречается также обозначение «Мираж» F1C-100) поставляли заказчику с марта 1973 г. по апрель 1977 г. В производстве его сменил «Мираж» F1C-200, поставки которого завершились в декабре 1983 г. Основным отличием более позднего варианта было наличие оборудования для дозаправки в воздухе – Г-образная штанга топливоприемника устанавливалась перед кабиной по правому борту.
Основу системы управления огнем составил моноимпульсный радар «Сирано» IV производства «Томсон-CSF» с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» до 60 км, а сопровождения – до 45 км. Станция была оптимизирована для решения задач воздушного боя на средних и ближних дистанциях и обеспечивала следующие режимы работы: автономный поиск с захватом цели вручную; автоматический захват по данным целеуказания с земли (в этом случае антенна бортовой РЛС автоматически ориентировалась в направлении цели); захват при предварительном ориентировании антенны вручную; автоматический захват в направлении продольной оси самолета, расчет области открытия огня и выработка команд выхода из атаки, Самолеты поздних серий получили РЛС «Сирано» IV-1 (другое обозначение – «Сирано» IVM), способную работать в режиме селекции движущихся целей. Так же, как и двигатель, радар не представлял собой принципиальную новинку, а был развитием отработанной РЛС «Сирано» I/IIB, устанавливаемой на самолетах «Мираж» ШС/ IIIE.
В состав оборудования входит также ИЛС, радионавигационная система LMT TACAN, автопилот SFENA 505, центральный вычислитель воздушных параметров, навигационный индикатор Крузе 63, два УКВ-приемопередатчика, система опознавания государственной принадлежности. Предусмотрена подвеска контейнеров с лазерным целеуказателем, разведывательным и оборудованием РЭБ.
Разведчик F.1CR фактически является первым самолетом ВВС Франции, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAR с БЦВМ 182 и ИНС SAG ЕМ «Улисс» 47. Бортовая РЛС «Сирано» IVMR в комплексе с ИНС позволяет выполнять задачи в сложных метеоусловиях. Разведывательное оборудование включает две фотокамеры, приемник-анализатор ИК-излучения SCM 2400 «Супер Циклоп». ИК-изображения записываются на видеоленту или могут передаваться непосредственно на наземную станцию по микроволновой линии связи с предварительной обработкой на борту самолета. Возможно размещение дополнительного оборудования в подвесных контейнерах. На F.1CT установлены приемники предупреждения о радиолокационном облучении, улучшенная ИНС и навигационный вычислитель.
Самолеты Mirage F.1 вооружены двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, по 125 снарядов), самолеты F.1CR и F.1CT – одной. Максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах подвески составляет 6300 кг. Эксплуатационная боевая нагрузка 4000 кг. При выполнении задачи перехвата самолет может нести две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Матра «Супер» 530 под крылом или две УР ближнего воздушного боя Матра 550 «Мажик», или AIM-9 «Сайдуиндер» на концах крыла. При выполнении ударных операций боевая нагрузка может включать одну УР класса «воздух-поверхность» AS.30, четырнадцать бомб массой 250 кг, восемь бомб массой 450 кг, четыре блока НАР, контейнеры с оружием и баки с напалмом.
Модификация «Мираж» F1CR стала первым французским самолетом, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAP, фирмы ESD и инерциальная навигационная система SAG ЕМ «Улисс» 47.
Из французских самолетов по коммерческому успеху и объему серийного производства Mirage F.1 уступает лишь своему предшественнику – истребителю-бомбардировщику Мираж III.
Крупнейшим заграничным эксплуатантом самолетов «Мираж» F1 стали ВВС Ирака, Переговоры на предмет закупки этих самолетов велись еще в начале 1970-х гг., но были прерваны и возобновились лишь в 1975 г. Два года спустя, наконец, подписали первое соглашение о поставке в Ирак 36 самолетов. В это число вошли 32 истребителя-бомбардировщика – 18 «Миражей» F1EQ-1 (4004-4021) и 14 «Миражей» F1EQ-2 (4022-4035), а также 4 учебно-боевых «Миража» F1BQ [4000-4003). Поставки этой партии осуществлялись с апреля 1980 г. по февраль 1982 г. Эскалация войны с Ираном привела к заказу еще двух партий «Миражей», насчитывавших в общей сложности 53 машины разных модификаций: 28 F1EQ-4 (NN 4500-4503, 4506-4529), 20 F1EO-5 (4560-4579), 2 F1BQ-2 (4504, 4505) И 3 F1BQ-3 (4556-4558). Поставки этих самолетов завершились к началу 1985 г.
На экспорт «Миража» F1 поставлялся: в Эквадор (18 самолетов F.1JA/JE, аналогичные самолетам F.1E и F.1B, выпускались с декабря 1978г.), Грецию (40 F.1CG с февраля 1975г.), Ирак (по максимальным оценкам, было заказано 118 F.1EQ и 15 F.1BQ, которые выпускались с мая 1979г.), Иорданию (36 F.1BJ/CJ/EJ), Кувейт (33 F.1CK/CK-2/ВК/ВК-2 с февраля 1976г.), Ливию (38 F.1AD/ED/BD с января 1978г.), Марокко (50 F.1СН/ЕН/ЕН-200 с февраля 1978г.), Катар (15 F.1EDA/DDA с марта 1983г.), ЮАР (48 F.1AZ/CZ с 1975г.) и Испанию (73 F-1CE/BE). Постройка самолетов велась фирмой Дассо-Бреге в сотрудничестве с фирмами SABCA (Бельгия) и CASA (Испания).
В 1991 г. начались работы по переоборудованию самолета «Мираж» F1.C ВВС Франции в вариант «Мираж» F.1CT (на самолеты устанавливается новая прицельно-навигационная система). ЮАР совместно с Россией осуществляют программу переоснащения самолетов «Мираж» F.1 российским ТРДДФ SMR-95 (вариант двигателя РД-33). Первый модернизированный самолет был представлен на летные испытания в октябре 1994 г.

МОДИФИКАЦИИ:
• Mirage F.1 первый серийный истребитель.
• Mirage F.1A — вариант ударного истребителя для атаки наземных целей в светлое время суток. Оснащен менее сложным авиационным электронным оборудованием и имеет увеличенный запас топлива. Производился по лицензии компанией «Атлас Эйркрафт» в Южной Африке.
• Mirage F.1B — обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета с дублированными (в задней кабине) экраном РЛС и индикацией на лобовом стекле (первый полет 26 мая 1976 г.).
• Mirage F.1C — всепогодный истребитель-перехватчик и истребитель завоевания превосходства в воздухе, первый серийный экземпляр которого поднялся в воздух 15 февраля 1973 г. Начало поставок ВВС 14 марта 1973 г.
• Mirage F.1C-200 — обозначение 25 самолетов F.1C ВВС Франции после установки штанг топливо-приемников для дозаправки в воздухе.
• Mirage F.1E — модификация с увеличенными габаритами и массой, сходный с самолетом F.1C, но с более полными системами навигации и атаки, что сделало его подходящим для полетов в любых погодных условиях. Один самолет F.1E был изготовлен с турбовинтовым двигателем SNECMA М53, но от его создания впоследствии отказались.
• Mirage F.1D двухместный учебно-тренировочный самолет, версия самолета F.1E.
• Mirage F.1R — вариант тактического разведчика со стандартными фотокамерами, электромагнитными, оптическими и инфракрасными датчиками, с современными инерциальной системой наведения и системой радиолокационной навигации. В ВВС Франции имеет обозначение F.1CR (первый полет 20 ноября 1981 г.).
• Mirage F1CR – Модификация тактического разведчика стала первым французским самолетом, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAP, фирмы ESD и инерциальная навигационная система SAG ЕМ «Улисс» 47.
• Mirage F.1CR-200 тактический разведчик, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки топливом.
• Mirage F.1СТ модификация с новой прицельно-навигационной системой и обладающая расширенными возможностями для нанесения ударов по наземным целям.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого 7400
• Нормальная взлётная масса: 10 900 кг (без подвесок)
• Максимальная взлётная масса: 15200 – 16 200 кг
Длина самолета, м 15,23 – 15,30
Размах крыла, м 8,4 м (с ракетами на концах крыла: 9,32 м)
Высота самолета, м 4,50
Площадь крыла, м2 25,0
Стреловидность по передней кромке: 47° 30′
Тип двигателя 1 ТРД SNECMA Atar 9K-50
Tяга двигателя, кгс
• нефорсированная 5000
• форсированная 7200
Топливо, л
• внутренних баков 4300
• ПТБ 1х 2200 и 2х1130
Максимальная скорость, км/ч.
• у земли 1220 – 1470
• на высоте 11000 м 2335 – 2350
Крейсерская скорость: 885 км/ч
Посадочная скорость: 230 км/ч
Скороподъемность у земли, м/мин 12600
Боевой радиус:
• с 14 × 250 кг бомбами по профилю «большая-малая-большая» высота: 425 км
• с 1 × АМ.39 и 2 × 1200 л ПТБ по профилю «малая-малая» высота: 700 км
Практический потолок, м 18500 – 20000
Перегоночная дальность: 3300 км
Длина разбега: 640 м
Длина пробега: 610 м

Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

2 х 30-мм пушки DEFA 553 c 125 – 135 патронами на пушку.
Боевая нагрузка – 4000 кг на 7 узлах подвески.
На 1 подфюзеляжной подвеске:
• 1х 1000 кг бомба или 4х 400, 250, 125 кг бомбы или
• 1 контейнер Dassault CC421 c 30-мм пушкой DEFA или
• 1 ПКР AM-39 Exocet
На 4 подкрылевых подвесках:
• 2 УР воздух-воздух Matra Super 530 (средней дальности)
• или 2 1 УР воздух-земля AS.30L или 2х 1000 кг бомбы или 4х 400 кг бомбы
• или 4 бомбы типа Durandal или 2 ПУ 18 или 36х68 НУР
• или 2 кластерные бомбы BLG66 Belouga
• или 2 контейнера Dassault CC421 c 30-мм пушкой DEFA
• 2 ПКР AM-39 Exocet
На концах крыльев:
• 2 УР воздух-воздух Matra R550 Magic (ближнего действия)
6 × 600 л баков с напалмом
Подвесные топливные баки: 3 × 1200 л

Источники: www.airwar.ru, www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, Defencetalk.com, www.military-informant.com и др.