МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ
MUSEUM AND MEMORIAL COMPLEX
OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN NAVY IN MOSCOW

29.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396 ПРОЕКТА 641Б В МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ. 19.08.2008

В Музейно-мемориальном комплексе истории Военно-морского флота России в Москве экспонируется большая дизельная подводная лодка Б-396 (зав.№123) проекта 641Б.
ПО «Севмаш» по разработанному ПКБ «Севмаш» техническому проекту М641Б.360090.9004 переоборудования большой дизельной подводной лодки Б-396, пр.641Б, зав.№123 выполнены работы по созданию «Подводной лодки-музея». Получено авторское свидетельство от 21.09.2001г. №23854. Заказчиком выполнения работ являются Департамент имущества Москвы и ГУК «Подводная лодка музей».
Требования Заказчика переоборудовать ДПЛ максимально приближенной к боевой ПЛ с достаточным внутренним насыщением и привлекательностью. ДПЛ-музей должна поражать воображение насыщенностью и сложностью внутреннего насыщения, составу механизмов, приборов управления.
Для транспортировки ДПЛ найдены технические и производственные решения по организации и обеспечению простой и эффективной доставки всех ПЛ по морям, каналам, шлюзам, под мостами и внутренними водными путями с помощью приваренного к ПЛ устройства понтона-фундамента.
В варианте ДПЛ-понтон.
Водоизмещение (ориентировочно) – 2000т.
Главные размерения:
-Длина – 90,2м;
-Ширина – 8,6м;
-ширина по понтонам – 12,8м;
-Осадка – 2-2,5м;
-высота от ОП до палубы надстройки – 8,2м;
Доставка ДПЛ из Северодвинска в Москву на понтоне фундаменте проходила по маршруту:
Северодвинск – Беломорск – Беломорско- Балтийский канал – Онежское озеро – Волго-Балтийский канал – р. Волга – канал им. Москвы – г. Москва.
Торжественное открытие дизельной подводной лодки-музея Б-396 проекта 641Б состиоялось в 2006 году.
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 проекта 641 Б была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово». С 1980 года по 1998 год ДПЛ несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного Флота. В 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России.
Предлагаем вниманию читателей фоторепортаж с подводной лодки-музея Б-396 от 19 августа 2008 года.
ВТС «БАСТИОН», 29.06.2020

БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396 ПРОЕКТА 641Б В МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ. 19.08.2008. ЧАСТЬ 1 БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396 ПРОЕКТА 641Б В МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ. 19.08.2008. ЧАСТЬ 2
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641Б


МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ

Музей истории Военно-морского флота в парке «Северное Тушино» – это уникальное место. Подводный флот всегда считался закрытой организацией, которая покрыта ореолом секретности. Однако наш музей приоткрывает завесу тайн и загадок, связанных со службой подводников. Талантливые экскурсоводы расскажут о подводных лодках и военно-морском флоте. И всё это среди прекрасных зеленых насаждений и водной глади Химкинского водохранилища.
Открытие музейного комплекса, посвящённого истории военно-морского флота России, на территории парка «Северное Тушино» состоялось 26 июля 2006 года. Посетители музея могут познакомиться с внутренним устройством дизельной подводной лодки Б-396, а так же пройтись по его верхней палубе, осмотреть экраноплан «Орлёнок» и десантно-штурмовой катер «СКАТ», испытать себя в роли лётчика на тренажёре виртуального пилотирования.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396

Подводная лодка была спроектирована в ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструктор проекта — З.А.Дерибин, с 1974 года – Ю.Н.Кормилицын.
Большая дизель-электрическая подводная лодка Б-396 проекта 641 Б была заложена в 1979 году в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово». С 1980 года по 1998 год ДПЛ несла боевую службу в составе эскадры подводных лодок Северного Флота. ДПЛ выполняла задачи в Атлантическом океане, на Средиземном море, у западного побережья Африки, осуществляла боевое патрулирование по охране государственной границы в районе Баренцева и Норвежского морей. В 1998 году была списана и выведена из состава ВМФ России. 20 октября 2000 года ПЛ Б-396 из г. Полярный буксиром «Е.Егоров» была доставлена в г. Северодвинск и пришвартована к набережной Северного машиностроительного предприятия. В апреле 2001 года подводная лодка была поднята на слип и затем переведена в цех на переоборудование. Превращение подводной лодки в музей велось ФГУП «ПО «Севмаш» на основе технического проекта и патента №23854 РФ. Руководители проекта – инженеры предприятия Ю.К. Григорьев, М.А. Кашин и В.Ю. Смирнов. 4 июля 2003 года в торжественной обстановке на ФГУП «ПО «Севмаш» состоялся спуск подводной лодки-музея на воду. В конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки по маршруту Северодвинск-Москва. Пройдя Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Канал имени Москвы, ДПЛ прибыла в Москву. Теперь пунктом постоянной прописки ПЛ стал Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, расположенный на Химкинском водохранилище. Подводная лодка, переоборудованная в музей, состоит из семи отсеков.

ЭКРАНОПЛАН «ОРЛЕНОК»

В июне 2007 года из Каспийска на территорию музея был доставлен боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок».
Боевой морской, транспортно — десантный экраноплан проекта 904 (заводской № 26) «Орленок» закончил свою боевую вахту на Военно-морском флоте и по распоряжению Правительства России и постановлению Правительства Москвы прибыл на вечную вахту в «Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России». Он доставлен буксиром из Каспийска по водным артериям нашей страны и установлен на акватории Химкинского водохранилища.

КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ «СКАТ»

В июне 2007 года из Каспийска на территорию музея был доставлен десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».
Работы по проектированию и созданию боевых кораблей и катеров на воздушной подушке в нашей стране начались в 30−х — 40−х годах прошлого столетия под руководством профессора В.И. Левкова. Уже тогда были созданы первые катера на воздушной подушке, которые достигали скорости до 70 узлов.
В 1966 году было создано Центральное Морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз», которое продолжило разработки КВП под руководством главного конструктора Л.В. Озимова.
В 1966 г. три десантных штурмовых катера были сданы для ВМФ страны, а в 1970 г. — поисково-спасательный катер проекта 1205 для космонавтов.
Строительство серийных катеров развернулось с 1970 г. на Зеленодольском заводе имени A.M. Горького (6 единиц) и в Феодосийском объединении «Море» (19 единиц). Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке проекта 1205 «Скат» закончил свою боевую вахту в военно-морском флоте и по распоряжению правительства России и постановлению правительства Москвы прибыл на вечную вахту в музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России. Он был доставлен буксиром из Каспийска по водным артериям страны и установлен в акватории Химкинского водохранилища столицы.

ПЛОЩАДКА БОЕВОЙ ТЕХНИКИ
На площадке боевой техники музейного комплекса представлены следующие экспонаты:
1. Имитатор торпеды (СССР, 1980−е гг.) используется для тренировочных стрельб из торпедного аппарата АПЛ.
2. Выпускаемое буксируемое антенное устройство (ВБАУ) «Параван» (СССР, АПЛ проекта 671 РТК-323 «50 лет СССР», 1970−2003 гг.), помещается в отсеке легкого корпуса за рубкой и обеспечивает прием сверх длинных волн на глубине до 160 м.
3. Выдвижная антенна «Синтез».
4. Аварийный буй, сигнал об аварии и невозможности самостоятельно всплыть подается путем отдачи сигнального буя, который обозначает место затонувшей подводной лодки и используется для двухсторонней телефонной связи.
5. Фрагмент выдвижного устройства МТ-70 («голова» перископа)-телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой.
6. Выдвижное устройство «Завеса»
7. Якорь Холла — приспособление для удержания судна на месте при стоянии за счет взаимодействия с грунтом.
8. Участок якорной цепи.

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ ВМФ

1999 год
Создание в Москве культурно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота
Мэр Москвы поддерживает обращение ветеранов ВМФ; подписано постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2003 года № 255-ПП «О создании в Москве Культурно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота».
________________________________________
2003 год
Создание государственного учреждения культуры города Москвы «подводная лодка-музей»

Подписано постановление Правительства Москвы «о размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища».
________________________________________
2006 год
Торжественное открытие дизельной подводной лодки-музея Б-396 проекта 641Б

В открытии приняли участие мэр Москвы Ю.М.Лужков, Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.В.Масорин, председатель Комитета по культуре города Москвы С.И.Худяков, префект Северо-Западного административного округа В.А.Козлов, члены Правительства Москвы, депутаты Государственной и Московской Думы, руководители ФГУП «ПО «Севмаш», ГУП ДЗ «Гидромост», главы управ города Москвы, начальники окружных управлений, адмиралы, офицеры, ветераны-подводники. На открытии присутствовали москвичи, гости из регионов России, члены экипажей дизельных и атомных подводных лодок, кадеты морских корпусов, юнги Клуба юных моряков «Бригантина»».
________________________________________
2007 год
Доставлены боевой морской экраноплан «Орленок» и катер на воздушной подушке «СКАТ»

По решению Правительства РФ и постановлению Правительства Москвы года из Каспийска в музей доставлены амфибийные средства ВМФ – боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «СКАТ»».

________________________________________
2010 год
Открылся тренажерный Стенд виртуального пилотирования экраноплана «Орлёнок»

Начал принимать первых посетителей образовательный (тренажерный) Стенд виртуального пилотирования экраноплана «Орлёнок» (СВП), который представляет собой модель кабины боевого морского транспортно-десантного экраноплана «Орлёнок» и предназначен для имитации полета и выполнения боевых задач с использованием органов управления и навигационных приборов. Системы СВП, включая систему панорамной 3D−визуализации, создают у посетителей впечатление присутствия на борту движущегося экраноплана, Вместимость стенда – 14 человек (в том числе 2 пилота)».

________________________________________
2011 год
Установлены два временных выставочных павильона со сменной экспозицией. Начались занятия в интерактивном образовательном гражданско-патриотическом центре (ГПЦ) «Фарватер»

Для осуществления выставочной и культурно-просветительской деятельности на причальной линии музейного комплекса установлены два временных выставочных павильона №1 и №2 со сменной экспозицией и трансформируемым пространством, которые предоставляют возможность проведения выставок, инсталляций, вернисажей. Введен в строй и начались занятия в интерактивном образовательном гражданско-патриотическом центре «Фарватер», в котором представлены интерактивные образовательные программы для учащихся по географии, естествознанию, астрономии, истории и культуре Санкт-Петербурга, миру атомной энергии».

________________________________________
2013 год
Создание Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино»

Путем объединения парка «Северное Тушино» и Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России».
________________________________________
2014 год
Был открыт современный выставочный павильон музея

В День ВМФ 27 июля открыл свои двери для посетителей современный выставочный павильон музея, где проводятся тематические выставки».
________________________________________
2016 год

Был открыт новый экскурсионный маршрут на верхнюю палубу ДПЛ Б-396

С 1 апреля посетители могут побывать в ограждении рубки и ознакомиться с конструктивными особенностями находящихся там механизмов».

СЕВЕРНЫЕ ПАРКИ
125364, г. МОСКВА, ул. СВОБОДЫ, 52
e-mail: info@mosparks.ru
+7 (495) 640-73-55
https://mosparks.ru/vmf/

БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396 ПРОЕКТА 641Б В МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ. 19.08.2008. ЧАСТЬ 1 БОЛЬШАЯ ДИЗЕЛЬНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Б-396 ПРОЕКТА 641Б В МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ ИСТОРИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В МОСКВЕ. 19.08.2008. ЧАСТЬ 2
МУЗЕИ
СОБЫТИЯ ОПК