ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

NAVAL FORCES OF INDIA

02.05.2016

Первая подводная лодка класса Scorpene, построенная в Индии, впервые прошла ходовые испытания, сообщило в субботу министерство обороны Индии.
Россия и Индия продолжают переговоры о лизинге второй атомной подлодки
Субмарина «Кальвари» была построена на судоверфи Mazagon Dock Shipbuilders в Мумбаи и является первой из шести подводных лодок этого класса, которые будут построены на этой верфи.
Как отмечают в Минобороны, подводная лодка впервые вышла в море на собственной двигательной установке у берегов Мумбаи около 10 утра. Была проведена серия испытания двигателя, вспомогательного оборудования и систем, навигационного оборудования, коммуникационного оборудования и руля. Вечером субмарина вернулась в порт. В последующие несколько месяцев субмарина продолжит проходить ходовые испытания, испытания при погружении, а также испытания вооружения.
«Позже в этом году подводная лодка «Кальвари» будет поставлена на вооружение ВМС Индии», — отмечается в пресс-релизе.
РИА Новости

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)

14.01.2017

Индия спустила на воду вторую подлодку класса Scorpene под названием Khanderi, но она не будет оснащена торпедами.
Причина кроется в том, что министерство обороны страны уже пять лет не может определиться в выбором торпеды. Ранее было принято решение закупить 98 тяжелых торпед Black Shark производства компании WASS (дочернее отделение итальянской группы Leonardo), однако в мае прошлого года результаты тендера были отменены из-за обвинений в коррупции другой дочерней компании «Леонардо» – вертолетостроительной фирмы AgustaWestland с вовлечением в неправедные дела членов индийской парламентской партии «Национальный Конгресс».
Ожидается, что НАПЛ «Хандери» будет передана в состав флота в середине 2017 года. В настоящее время ВМС Индии имеют на вооружении всего 13 обычных подлодок класса «Варшавянка», одну ПЛАРБ Arihant и одну арендованную АПЛ «Акула» (»Варшавянка» и «Акула» – российской постройки – прим. ВП). По сравнению, ВМС НОА Китая имеют в своем составе 65 атомных и обычных субмарин.
Военный паритет

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)

28.01.2017

ВМС Индии намерены купить 57 палубных истребителей и запросили технико-коммерческие предложения у возможных поставщиков. Соответствующий документ опубликован на сайте госзакупок индийского правительства.
Согласно документу, военные хотят заполучить 57 самолетов, обозначенных как MRCBF (многоцелевые палубные истребители). Предложения на будущий конкурс будут собираться в течение ближайших четырех месяцев. Объем офсета (доли конечной стоимости готовых самолетов, производимой по контракту в Индии) должен составить не менее 30 процентов.
Размещение RFI (запроса на предоставление информации от поставщиков) означает вероятный отказ флота от попыток заполучить палубную версию легкого истребителя LCA, разрабатываемого в Индии. Критика самолета со стороны военных особенно обострилась в конце 2016 года — по их мнению, машина имеет недостаточную тяговооруженность и не способна взлетать с палубы с полным запасом топлива и максимальной боевой нагрузкой.
Несмотря на это, LCA Navy Mk.2 (в планируемом, более совершенном варианте, с двигателями General Electric F414) формально остается в числе претендентов будущего конкурса. Среди остальных называют F/A-18E/F Super Hornet (США), палубную версию самолета Rafale (Франция), какой-то из вариантов F-35 и российский МиГ-29К.
По данным на декабрь 2016 года, индийские ВМС эксплуатируют 41 палубный истребитель типа МиГ-29К/КУБ. Всего флот заказал 45 таких машин по двум контрактам (2004 и 2010 годов). Однако в июле 2016 года индийская счетная палата опубликовала доклад, в котором подвергла эти самолеты критике.
В частности, отмечались проблемы с эксплуатацией двигателей и электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. В результате в разное время исправность парка самолетов МиГ-29К колебалась от 15,93 до 37,63 процента, а парка МиГ-29КУБ — от 21,30 до 47,14 процента.
Лента.ру

11.03.2017

Острая нехватка вертолетов стала одним из наиболее серьезных пробелов в боевых возможностях военно-морских сил Индии, при этом новые планы по закупке и производству военной техники не предвещают прогресса в данном направлении, сообщает индийская газета “The Times of India”.
Автор статьи отмечает, что ВМС Индии требуется 147 многоцелевых вертолетов MHR (Мulti-role helicopter), способных вести противолодочную борьбу, и 110 морских легких двухдвигательных вертолетов общего назначения NUH (Naval light utility helicopter) на замену устаревшим однодвигательным вертолетам Chetak.
Тем не менее, решение о закупке 16 многоцелевых вертолетов S-70B Seahawk американской компании Sikorsky (с 2015 года принадлежит компании Lockheed Martin), принятое еще в 2008 году, может быть пересмотрено в связи с неспособностью сторон договориться о стоимости контракта.
По информации источников газеты, представители ВМС Индии отмечают критическую необходимость в данных вертолетах и выступают против отмены закупки, однако в министерстве обороны считают, что стоимость контракта завышена более чем на 40%.
Помимо этого, до сих пор не был согласован план о закупке дополнительных 123 вертолетов MHR и 110 вертолетов NUH, поскольку военное ведомство не завершило разработку модели «стратегического партнерства» в рамках политики «Make in India».
ВМС Индии вводят в строй по четыре – пять военных кораблей в год, в соответствии с планом по расширению флота до 212 единиц к 2017 году, при этом отсутствует достаточное количество палубных вертолетов для проведения операций по обнаружению, отслеживанию и уничтожению вражеских подводных лодок.
В настоящее время на вооружении индийского флота численностью 138 военных кораблей состоят 10 вертолетов Ка-28 и 17 вертолетов Westland Sea King. Вертолеты российского производства проходят модернизацию в соответствии с соглашением на сумму 294 млн долл., подписанным в прошлом году.
http://bmpd.livejournal.com

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27


ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

Военно-морские силы (55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. – морская авиация, 1,2 тыс. -морская пехота) предназначены для выполнения следующих задач: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нарушение его морских коммуникаций в северной части Индийского океана, охрана территориальных вод и особой экономической зоны, осуществление десантных операций на побережье противника, а также противолодочная и противодесантная оборона военно-морских баз и портов страны.
Высшим органом оперативного и административного управления военно-морскими силами является штаб ВМС, который находится в г. Дели. Ему подчинены четыре военно-морских командования: Западное (г. Мумбай), Восточное (г. Визагапатнам), Южное (г. Кочин) и Андаманских и Никобарских островов (Порт Блэр). Западное и Восточное военные командования являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный). Южное военное командование является учебным. Крупные надводные корабли, до фрегата включительно, находятся в непосредственном подчинении штабов флотов, остальные боевые корабли и катера сведены в дивизионы.
ВМС располагают девятью военно-морскими базами: Мумбай (бывший Бомбей), Гоа (штаб авиации ВМС), Карвар, Кочин. Визагапатнам (штаб подводных лодок), Калькутта, Ченнай (бывший Мадрас). Порт Блэр, Араконам (авиация ВМС). Кроме того, Индия располагает двадцатью крупными портами, в которых возможны ремонт и базирование военных кораблей всех типов. В состав ВМС Индии входят следующие классы кораблей: дизельные торпедные подводные лодки, авианосец, эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы, тральщики.
Сфера деятельности ВМС Индии долгое время была ограничена оборонительными действиями в прибрежной зоне. Однако закупки современных образцов вооружения и военной техники, вывод из боевого состава кораблей устаревших типов позволили ВМС страны в последние годы действовать практически в любой точке Индийского океана.
Военно-морским силам отводится важная роль в замыслах индийского военно-политического руководства по превращению страны в ведущую региональную державу. Достаточно амбициозные планы руководства, направленные на всестороннее совершенствование национальных военно-морских сил, объясняются стремлением защитить политические и экономические интересы страны в регионе и укрепить ее лидирующее положение в Южной Азии. Наращивание боевой мощи индийских ВМС будет производиться путем ввода в боевой состав новых кораблей и катеров, боевых самолетов и вертолетов морской авиации. Кроме того, будет совершенствоваться система управления флотом, а также система базирования ВМС и морской авиации. В частности, индийские военные специалисты считают необходимым строительство или закупку авианесущих кораблей с тем, чтобы уже в начале XXI века иметь постоянно действующие 1 – 2 АУГ. В связи с этим в стране ведется работа по проектированию авианосца водоизмещением порядка 20 тыс. т. По взглядам руководства ВМС, в составе флота должно находиться три авианесущих корабля, два из которых должны быть постоянно в строю, а третий – в ремонте.
Для повышения боеспособности флота индийское военное руководство активно применяет практику проведения совместных учений с кораблями военно-морских сил других стран. Зарубежные эксперты отмечают однако, что современное состояние ВМС страны не в полной мере отвечает задачам, поставленным перед ними руководством государства по защите экономических и военных интересов Индии в Мировом океане.
ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ
ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.
ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – http://vpk-news.ru/articles/8788. – Прим. ред.), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.
НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).
До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.
Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.
В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.
АВИАНОСНЫЕ СИЛЫ
В настоящее время в боевом составе имеется два авианосца:
один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го.
Второй Vikramaditya («Всемогущий») проекта 11430 переданный ВМС Индии в ноябре 20913 года и прибывший к постоянному месту базирования в Индию в начале января 2014 г.
По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.
АМФИБИЙНЫЕ СИЛЫ
ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.
ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ СИЛЫ
ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.
Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.
ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).
А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».
КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).
ПАТРУЛЬНЫЕ СИЛЫ
ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.
БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ
Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.

Источники: «Зарубежное военное обозрение» №5 2002 г., Военно-промышленный курьер № 15 (432) за 18 апреля 2012 года, Военно-промышленный курьер № 16 (433) за 25 апреля 2012 года

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ. НОВОСТИ 2016
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ. НОВОСТИ 2015-1
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ. НОВОСТИ 2014

АТОМНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ПЛАРБ) INS ARIHANT (ИНДИЯ) АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 636 (877ЭКМ)
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИП 209 (ГЕРМАНИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА «СКОРПЕН» (ФРАНЦИЯ)
АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ INS VISHAL (ИНДИЯ)
АВИАНОСЕЦ VIKRANT ПРОЕКТА 71 ПРОГРАММА AIR DEFENCE SHIP (ADS) (ИНДИЯ)
ИНДИЙСКИЕ АВИАНОСЦЫ XXI ВЕКА
АВИАНОСЕЦ R33 VIKRAMADITYA ПРОЕКТА 11430 (ИНДИЯ)
ЛЕГКИЙ АВИАНОСЕЦ INS R22 VIRAAT (ИНДИЯ)
ЛЕГКИЙ АВИАНОСЕЦ VIKRANT (ИНДИЯ)
ЭСМИНЕЦ ТИПА BANGALORE ПРОЕКТА 15B (ИНДИЯ)
ЭСМИНЕЦ ТИПА KOLKATA ПРОЕКТА 15A (ИНДИЯ)
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА DELHI ПРОЕКТА 15 (ИНДИЯ)
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ПРОЕКТА 11356
ФРЕГАТ ТИПА SHIVALIK ПРОЕКТА 17 (ИНДИЯ)