ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
VPK «NPO MASHINOSTROYENIA»

23.09.2014
Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения» завершила государственные испытания новой крылатой ракеты для Военно-морского флота России, сообщил генеральный директор – генеральный конструктор корпорации Александр Леонов.
«В сентябре завершены государственные испытания новой крылатой ракеты и двух комплексов наземного и морского базирования на базе этой ракеты», – сказал Александр Леонов.
Он напомнил, что сейчас ВМФ России успешно эксплуатирует крылатые ракеты разработки ВПК «НПО машиностроения» «Гранит», «Вулкан», «Малахит» и другие.
Военно-промышленный курьер

08.06.2015
В подмосковном Реутове открыт Музей истории и достижений одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России – компании «ВПК «НПО машиностроения», сообщает пресс-служба Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК).
«В музее представлены все, что было разработано в «НПО машиностроения» более чем за 70 лет», – говорится в сообщении, поступившем в «Интерфакс-АВН».
Экспозиция начинается с разработок 1944 года – самолетов-снарядов «10Х» и «16Х» и охватывает три основные направления. Первое – создание ракет-носителей, космических систем и аппаратов различного назначения, автоматических и пилотируемых орбитальных станций. Второе – оснащение ВМФ комплексами ракетного оружия с крылатыми ракетами надводного, подводного и берегового базирования. Третье – оснащение стратегических ядерных сил ракетными комплексами с межконтинентальными баллистическими ракетами.
В ОРКК отмечают, что среди экспонатов музея есть уникальные приборы и предметы. Например, – перископ легендарной пилотируемой космической станции «Алмаз», скафандр, созданный специально для космонавтов комплекса «Алмаз», и кресло космонавтов из возвращаемого аппарата.
Кроме того, два необычных глобуса, созданные по личным эскизам академика Владимира Челомея, наглядно демонстрируют работу двух космических систем: противоспутниковой обороны и глобальной морской космической разведки и целеуказания.
Из современных разработок в музее представлен космический аппарат дистанционного зондирования Земли «Кондор-Э» и знаменитый на весь мир береговой ракетный комплекс «Бастион».
«Всего в музее более 100 макетов и натурных изделий. Кроме того, есть стенды с архивными документами, многие из которых недавно рассекречены и демонстрируются впервые», – сообщает пресс-служба.
ИНТЕРФАКС-АВН

08.06.2015

Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения» разработала и предлагает военным береговой ракетный комплекс «Бастион» стационарного базирования.
Макет шахтно-пусковой установки комплекса находится среди экспонатов открывшегося в пятницу в Реутове Музея истории и достижений одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России ВПК «НПО машиностроения», сообщает корреспондент «Интерфакса-АВН».
Как пояснили в корпорации, противокорабельные крылатые ракеты этого комплекса будут размещаться в защищенных шахтных пусковых установках.
Интерфакс-АВН

БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БАСТИОН»


ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», являющееся правопреемником Федерального Государственного унитарного предприятия «НПО машиностроения» – одно из ведущих ракетно-космических предприятий России. ОАО «ВПК «НПО машиностроения» как головное предприятие в многопрофильной кооперации обеспечивает Вооруженные Силы страны новейшими видами военной техники, осуществляет военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами.
За свою более чем полувековую историю ОАО «ВПК «НПО машиностроения» разработало и сдало на вооружение более 25-ти ракетных и космических комплексов различного назначения.
В 1944 году перед предприятием под руководством выдающегося конструктора и ученого Владимира Николаевича Челомея была поставлена задача создания нового вида оружия – беспилотного самолета-снаряда типа 10Х для вооружения дальней авиации.
В середине 50-х годов были созданы и развернуты на подводных лодках ВМФ страны крылатые ракеты для нанесения ответного удара по наземным целям, расположенным за тысячи километров от границ СССР на побережье и в глубине территории противника. Это позволило реализовать первое в послевоенной истории эффективное противостояние с потенциальными агрессорами, а позже, после создания мощных противокорабельных ракет, обеспечить достойный асимметричный ответ военно-морским силам вероятных противников. Сегодня основу противокорабельного вооружения Военно-Морского Флота России составляют боевые комплексы с крылатыми ракетами, созданными на предприятии.
С 1960 года предприятие начинает создавать космические комплексы, системы, ракеты-носители и межконтинентальные баллистические ракеты. Некоторые из разработанных в тот период комплексов находятся в эксплуатации и в настоящее время. Например, знаменитые «сотки» (МБР УР-100) различных модификаций обеспечивают с середины 60-х годов до сегодняшнего дня стратегический паритет в ядерном противостоянии.
В НПО машиностроения на протяжение всей истории рождаются многие принципиально новые разработки в области ракетостроения и космической техники. Секрет успеха заключается в комплексном подходе к решению задач, которые ставит время. Это позволяет выполнять их максимально эффективно, экономично и в сжатые сроки.
Именно так были созданы первые в мире спутники морской глобальной космической разведки, маневрирующие космические аппараты, тяжелая ракета-носитель «Протон» и выводимые на орбиту с её помощью пилотируемые и автоматические станции, комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами, высокоэффективное противокорабельное оружие.
И сегодня ОАО «ВПК «НПО машиностроения» продолжает работать над проектами государственной важности, создавать сложнейшие ракетные и ракетно-космические комплексы и системы, не имеющие аналогов в мире.
Уникальный опыт в области ракетно-космических технологий и постоянный научный и инженерный поиск позволяют успешно выполнять работы в рамках государственного оборонного заказа и уверенно развивать сотрудничество с зарубежными странами.
На основе межправительственного соглашения с Республикой Индией создана и успешно работает совместная российско-индийская организация «БраМос» по созданию ракетных комплексов со сверхзвуковой противокорабельной многоцелевой крылатой ракетой большой дальности.
Успешная работа предприятия в течение десятилетий явилась определяющим фактором в развитии города Реутова и в присвоении ему в 2003 году статуса Наукограда Российской Федерации.
В настоящее время при головной роли ОАО «ВПК «НПО машиностроения» завершенно создание вертикально-интегрированной структуры Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», основной задачей которой является обеспечение гарантированного выполнения Государственного оборонного заказа, международных контрактов в области военно-технического сотрудничества и наращивание производства продукции гражданского и двойного назначения.

ИСТОРИЯ
За период с 1944 по 1953 гг. коллективом предприятия спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания беспилотные летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (10Х, 12Х, 14Х, 16Х) для уничтожения объектов и целей на значительном удалении от рубежа пуска с авиационных носителей. Этим новым видом оружия оснащались самолеты Ту-2, Ту-4 и Пе-8. Затем работы над самолетами-снарядами подобного класса были переданы в КБ А.И.Микояна, но не получили там дальнейшего развития.
В 1954 году под руководством В.Н. Челомея на базе завода №500 в Тушино была организована Специальная конструкторская группа (СКГ), на которую была возложена задача по доведению до сдачи на вооружение самолета-снаряда 10ХН с наземным стартом. Основу этой группы составили сотрудники, работавшие в коллективе завода №51 в 1944 – 1953 годах.
Однако, не ограничиваясь рамками этой работы, В.Н Челомей вышел в Правительство с предложением участвовать в конкурсе по разработке и созданию оружия следующего поколения – ударных крылатых ракет для вооружения подводных лодок (ПЛ) Военно-Морского Флота страны. В основе предложения был комплекс вооружения с ракетой оригинальной схемы с турбореактивным двигателем (ТРД).
Необычность предложенной схемы крылатой ракеты заключалась в том, что она размещалась на подводной лодке в малогабаритном герметичном цилиндрическом контейнере со сложенными крыльями. Старт ракеты осуществлялся из того же контейнера после всплытия ПЛ на поверхность, а крылья раскрывались автоматически синхронно на начальной стадии полета сразу после выхода ракеты из контейнера. Эта оригинальная идея обеспечила победу предприятия в конкурсе.
В 1955 г. СКГ реорганизуется в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52, и коллектив переводится в г. Реутов Московской области на территорию Реутовского механического завода.
Развернулась напряженная работа над созданием ракеты П-5. Были созданы и сданы на вооружение ВМФ комплексы морского базирования (П-5, П-5Д) и наземного базирования (С-5), оснащенные крылатой ракетой, предназначенной для поражения целей, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника. ВМФ страны получил грозное современное оружие, а Советский Союз – средства сдерживания амбиций США в период «холодной войны».
На основе полученного опыта параллельно велось проектирование и создание комплексов П-6 и П-35 с противокорабельными самонаводящимися крылатыми ракетами с избирательным поражением надводных кораблей противника, находящихся за радиолокационным горизонтом.
Комплексами П-5, П-5Д и П-6 вооружались подводные лодки проектов 644, 651, 665, 659, 675 и 644-Д, комплексом П-35 и его модернизацией «Прогресс» – надводные корабли проектов 58 («Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Варяг») и 1134 («Вице-адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Севастополь», «Владивосток»), мобильные и стационарные комплексы наземного базирования.
В 60-е годы предприятие создает комплексы ракетного оружия с противокорабельной самонаводящейся крылатой ракетой с подводным стартом. Первый из таких комплексов – «Аметист» – в 1968 году был сдан на вооружение ВМФ. Комплексом вооружались подводные лодки проектов 661 и 670.
В последующие годы предприятие создает и сдает на вооружение ВМФ комплексы ракетного оружия «Малахит», «Гранит» с противокорабельными самонаводящимися крылатыми ракетами, универсальными по типу старта (подводный и надводный) и носителям (подводные лодки, надводные корабли), предназначенные для поражения всех классов кораблей, включая крупные надводные корабли в условиях сильного противодействия противника.
Пришедший в 70-х годах на смену комплексу П-6 комплекс «Базальт» размещался как на подводных лодках проектов 675МК, так и на крейсерах проектов 1164, 1143, 1143.4. В 1987 году был сдан на вооружение комплекс ракетного оружия с усовершенствованными ПКР «Базальт». Комплекс поступил на вооружение атомных подводных лодок пр. 675 МКВ. По постановлению Правительства 1987 года этими ракетами оснащены ракетные крейсеры пр. 1164, в том числе флагман Черноморского флота крейсер «Москва», атомный тяжелый авианесущий ракетный крейсер пр. 1143.4.
Комплекс «Гранит» был принят на вооружение ВМФ в 1983 году. Благодаря этому комплексу Россия в настоящее время имеет уникальную группировку крейсерских атомных подводных лодок, способных решать любые задачи в Мировом океане.Также этим комплексом оснащён флагман Северного флота страны тяжелый атомный, ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
В 2002 году предприятие сдало на вооружение ВМФ РФ новейшую разработку – противокорабельную крылатую ракету 4-го поколения.
Создание для ВМФ комплексов ракетного оружия большой дальности боевого применения привело к необходимости разработки системы глобальной морской космической разведки для обеспечения данными загоризонтного целеуказания носителей этого вида оружия при применении его по подвижным морским целям.
Предполагалось, что космические аппараты системы морской разведки будут выводиться на орбиту ракетой-носителем среднего класса разработки предприятия. Эта же ракета должна была выводить в космос и первый в мире маневрирующий спутник, разработка и изготовление которого также шли на предприятии.
Ракета-носитель получила обозначение УР-200 и имела стартовую массу около 140 тонн. Четвертого ноября 1963 года был произведен первый запуск новой ракеты. Затем было осуществлено еще 8 успешных пусков, подтвердивших высокие летные качества ракеты и возможности коллектива. Однако открытый старт ракетного комплекса не отвечал требованиям времени и его дальнейшая разработка была прекращена.
В связи с расширением тематики и объема выполняемых работ в 1958-1962 гг. был создан своего рода консорциум – в состав предприятия включаются в качестве филиалов: ГОС НИИ 642 (ныне ФГУП «ОКБ «Вымпел»), ОКБ-23 (ныне КБ «Салют» ГКНПЦ им. Хруничева), КБ завода № 301 (ныне НПО им. Лавочкина), специальные КБ на авиационных заводах в г. Дубне и г. Саратове.
Все это способствовало развитию указанных выше проектов и программ и обеспечению их реализации на самом высоком уровне, т.к. коллективы этих предприятий вместе с сотрудниками ОКБ-52 внедряли «авиационный подход» к созданию образцов техники – высочайшую степень проверки изделий на земле до начала летных испытаний.
Для решения таких масштабных задач на территории предприятия в 1960 году началось строительство крупнейшего конструкторского, экспериментального и производственного центров, стендовой базы для наземной отработки изделий.
В 1963 году был произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника «Полет-1″. В это же время на предприятии шла разработка космической системы для противоспутниковой обороны.
Наряду с этим начинались работы по осуществлению космических программ с участием человека в интересах Министерства обороны страны.
Первые проработки космических проектов пилотируемых аппаратов (космоплан, ракетоплан) показали, что для обеспечения полноценной, безопасной и эффективной пилотируемой программы необходима ракета-носитель стартовой массой около 500 тонн, способная выводить на опорную орбиту около 15 тонн полезной нагрузки. Этот носитель, получивший обозначение УР-500, был также разработан в 60-е годы. В период 1965-1968 гг., на этапе отработки ракеты в двух и трехступенчатом вариантах, были созданы и запущены в космос четыре научные станции серии «Протон» массой от 12 до 17 тонн для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий.
Прогрессивные технические решения ракеты УР-500 позволили в рамках разработанного в ОКБ-52 в 1964–1965 гг. проекта по облету Луны человеком (проект ЛК-1) поставить вопрос разработки трехступенчатой ракеты-носителя и создать в короткое время тяжелую ракету-носитель УР-500К, позже названную «Протон».
В дальнейшем именно РН «Протон» обеспечила запуски в космос пилотируемых станций семейства «Салют», автоматических станций «Алмаз», космических аппаратов «Венера», «Зонд», «Луна», «Марс», базового блока и модулей комплекса «Мир», множества телекоммуникационных и военных космических аппаратов, а также двух базовых блоков – первых элементов международной космической станции.
Универсальность ракет УР-200 и УР-500 заключалась в возможности использования их не только в качестве ракет-носителей, но и в качестве боевых ракет с баллистическими и так называемыми «глобальными» головными частями, оснащенными боевыми блоками, стартующими с орбиты и способными совершать маневры в атмосфере.
Для отработки технических решений, примененных при создании орбитального маневрирующего боевого блока (проекты АБ-200 для МБР УР-200 и АБ-500 для УР-500) на предприятии был создан летательный аппарат МП-1, маневрирующий в атмосфере с высокими гиперзвуковыми скоростями при помощи аэродинамических органов управления, пуск которого был успешно осуществлен в 1961 году. Уже работа над УР-200 позволила создать на предприятии коллектив специалистов в области ракетостроения, сформировать новую кооперацию смежников и открыла путь к уверенному освоению нового направления работ по МБР легкого класса, но, в отличие от УР-200, шахтного базирования.
На базе приобретенного опыта с 1963 по 1967 гг. на предприятии был разработан и сдан на вооружение ракетный комплекс с ампулизированной МБР легкого класса УР-100. К 1970 г. на боевое дежурство было поставлено около 1000 ракет УР-100, чем был достигнут паритет стратегических сил нашей страны и США. До середины 80-х годов предприятие создало и сдало на вооружение несколько модификаций ракетных комплексов с МБР этого класса (УР-100К, УР-100У, УР-100Н, УР-100Н УТТХ). Ракетный комплекс с МБР УР-100Н УТТХ (РС-18Б) находится до настоящего времени на боевом дежурстве. Срок его эксплуатации продлен свыше тридцати лет.
С 1965 года в деятельности предприятия начался новый этап освоения космоса – создание пилотируемого ракетно-космического комплекса «Алмаз» для глобального наблюдения поверхности Земли из космоса, который планировалось выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя УР-500К.
Состав РКК «Алмаз»: орбитальная пилотируемая станция, ТКС, многоразовый возвращаемый аппарат для доставки и спуска с орбиты экипажа, капсула для спуска на Землю носителей информации. Все элементы РКК и наземная инфраструктура прошли полномасштабную наземную и летную отработку.
Система «Алмаз» разрабатывалась и создавалась на фоне массового развертывания ракет УР-100. С её помощью требовалось обеспечить эффективное избирательное поражение точечных целей в глубине территории противника, в т.ч. замаскированных. В то время считалось, что способом выявления этих целей могла быть только фотосъемка высокого разрешения с участием человека. Станция «Алмаз» создавалась как носитель фотоаппарата с фокусным расстоянием порядка 10 м и диаметром объектива около 2 м. Доставка фотоснимков с орбиты должна была осуществляться в специальных, снаряжаемых экипажем капсулах, доставляемых в космос тяжелым транспортным кораблем снабжения (ТКС). ТКС в составе многоразового возвращаемого аппарата (ВА) и функционально-грузового блока (ФГБ), как и станция, выводился на орбиту ракетой – носителем УР-500К.
Для отработки системы «Алмаз» и других образцов ракетно-космической техники на предприятии была значительно расширена стендовая база. Были введены в эксплуатацию уникальная вакуумная камера объемом 600 куб.м (ВК-600) и установка теплопрочностных испытаний (УТПИ).
На первом этапе создания РКК «Алмаз» доставка экипажа осуществлялась кораблем «Союз». С 1974 по 1977 г. было осуществлено 5 полетов (2 – на станцию «Салют-3» и 3 – на «Салют-5»).
На борту станций работали космонавты: Артюхин Ю.П., Попович П.Р., Волынов Б.В., Жолобов В.М., Горбатко В.В., Глазков Ю.Н.
Экипажам в составе Демина Л.В., Сарафанова Г.В. и Зудова В.Д., Рождественского В.И. не удалось состыковать корабли «Союз» со станцией из-за отказа бортовой системы стыковки «Союза».
Ещё ранее, в 1970 году, несколько корпусов станций прямо с завода-изготовителя были переданы в ЦКБЭМ – РКК «Энергия», под станции научного назначения по программе ДОС («Салют», «Салют-4»), получившие дальнейшее развитие на станциях «Салют-6», «Салют-7», комплексе «Мир», научные модули которого создавались на базе ФГБ ТКС комплекса «Алмаз».
Однако к этому времени стало ясно, что решение военно-прикладных задач в космосе можно возложить на автоматические системы. К тому же оказалось, что «человеческий фактор» обходится слишком дорого и усложняет эксплуатацию техники. С появлением средств автоматической фоторазведки работы по орбитальной пилотируемой станции комплекса «Алмаз» были прекращены и задел был переориентирован на создание автоматической станции с радиолокатором на борту.
По этой программе с 1976 г . началась разработка ракетно-космической системы с автоматической орбитальной станцией «Алмаз-Т», оснащенной уникальным бортовым радиолокатором высокого разрешения, передающим полученные изображения по радиоканалу на наземный пункт приема информации. Система «Алмаз-Т» была предназначена для проведения комплексного всепогодного круглосуточного наблюдения за поверхностью Земли и мирового океана в целях выполнения программ Министерства обороны страны, народного хозяйства и международного сотрудничества.
Две автоматические станции этой серии – ИСЗ «Космос 1870» (1987- 1989 г.г.) и КА «Алмаз-1» (1991- 1992 г.г.) – успешно функционировали на орбите. Со станции «Алмаз-1» была успешно произведена разведка ледовой обстановки вокруг теплохода «Сомов», зажатого льдами в Антарктиде в период полярной ночи, и выданы рекомендации по выводу его из ледового плена. По результатам полетов станций на предприятии создан центр обработки данных ДЗЗ, а также обширный, интенсивно используемый фонд радиолокационных снимков поверхности Земли.
Развитие техники за последнее десятилетие сделало актуальным переход на новые размерности образцов ракетно-космической техники. Это относится и к космическим аппаратам, и к ракетам-носителям. НПО машиностроения, оперативно оценив требование времени, вышло с инициативой разработки малоразмерных КА, выводимых на орбиты с помощью ракет-носителей, создаваемых на базе снимаемых с боевого дежурства ракет типа УР-100 последней модификации.
Уникальный опыт в области ракетно-космических технологий и постоянный научный и инженерный поиск позволяют уверенно развивать сотрудничество с зарубежными странами. На основе межправительственного соглашения с Республикой Индия создана и успешно работает совместная российско-индийская организация «БраМос».
В ноябре 2002 года предприятие посетил Президент РФ В.В. Путин. Он смог лично убедиться, что все разработки коллектива НПО машиностроения отличают актуальность, масштабность, новизна, прагматичность и убедительная эффективность. Образцы техники, сданные в эксплуатацию, обладают высочайшим качеством, надежностью и практичностью. Подтверждением этого является тот факт, что в настоящее время несут боевую службу 6 комплексов, задуманных и созданных в разное время в стенах предприятия.
Деятельность НПО машиностроения высоко оценена. За создание новейших образцов вооружения предприятие было награждено правительственными наградами – орденом Ленина (26 июня 1959 г.), орденом Трудового Красного Знамени (28 апреля 1963 г.), орденом Октябрьской Революции (12 августа 1976 г.).
Сотрудники предприятия, непосредственные участники разработки и создания новых образцов техники, стали Героями Социалистического труда, лауреатами Ленинской и Государственной премий, Премии Совета министров СССР, Премии Правительства Российской Федерации, Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Ряд сотрудников награждены орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знаком Почёта, Трудовой славы различной степени, а в последние годы орденами «За заслуги перед Отечеством» разных степеней.

ОАО «ВПК «НПО машиностроения»
Россия, 143966, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, д.33.

Телефоны:
Приемная Генерального директора: +7 (495) 528-74-50
Пресс-секретарь Генерального директора: +7 (495) 528-72-22
Департамент экспорта: +7 (495) 508-87-32; +7 (495) 300-84-91
Канцелярия: +7 (495) 528-30-18
Отдел снабжения: + 7 (495) 302-03-43
Отдел кадров: + 7 (495) 528-70-90
Главный инженер: +7 (495) 307-00-00

Факс:
Центральный: +7 (495) 302-20-01
Департамент экспорта: +7 (495) 508-87-32

E-mail:
Общие вопросы: vpk@npomash.ru
Департамент экспорта: export@npomash.ru
Администратор web-сайта: admin@npomash.ru
www.npomash.ru

НОВАЯ ТЯЖЕЛАЯ МБР » САРМАТ» ДЛЯ РОССИЙСКИХ РВСН
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТОЙ «ОНИКС» (»ЯХОНТ»)
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БАСТИОН»
КРЫЛАТАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА П-500 «БАЗАЛЬТ»
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5 (4К34,4К77)
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «РЕДУТ»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-М»
ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-К»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ 14А036 «СТРЕЛА»
МАЛЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «КОНДОР-Э» С РАДИОЛОКАТОРОМ СИНТЕЗИРОВАННОЙ АПЕРТУРЫ
ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
«ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА» – ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
РОССИЙСКОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ 1943-1993, А.КАРПЕНКО (СПРАВОЧНИК)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (СПРАВОЧНИК)