РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ KAWASAKI OH-1 (ЯПОНИЯ)
RECONNAISSANCE AND COMBAT HELICOPTER KAWASAKI OH-1 (JAPAN)

07.03.2019

Как сообщает веб-ресурс Scramble Magazine , 1 марта 2019 года были возобновлены полеты разведывательно-боевых вертолетов японского производства Kawasaki OH-1 армейской авиации Сухопутных сил самообороны Японии после четырехлетнего перерыва. Полеты ОН-1 были запрещены после произошедшей 17 февраля 2015 года аварии вертолета с бортовым номером «32634″, упавшего в море у Сирахамэ (префектура Вакаяма) ввиду разрушения одного из двигателей и последовавшего выхода из строя второго двигателя.
Обследование поднятого со дна вертолета показало, что авария произошла вследствие разрушения турбины высокого давления турбовального двигателя Mitsubishi TS1-M-10. Видимо, данный дефект был сочтен общим для всех двигателей этого типа, что повлекло в 2018 году доработку всех двигателей на всех оставшихся в Силах самообороны 37 вертолетах ОН-1. Все это время полеты этих вертолетов не осуществлялись.
1 марта 2019 года были возобновлены полеты ОН-1 только в учебно-боевой эскадрилье (Hiko Jikkentai) Школы армейской авиации Сухопутных сил самообороны Японии в Акено (префектура Миэ), что вызвано необходимостью обеспечить переподготовку экипажей этих вертолетов после длительного перерыва в полетах.
https://bmpd.livejournal.com

ЯПОНСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ ОН-1 ВОЗОБНОВИЛИ ПОЛЕТЫ ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА


РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ KAWASAKI OH-1


Японский разведывательный вертолёт OH-1 Ninja создан группой компаний, в которую входят такие фирмы как Кавасаки Хэви Индастриз (КХИ), Мицубиси Хэви Индастриз, (MHI) и Фудзи Хэви Индастриз (FHI). Вертолёт Kawasaki OH-1разработан по заказу сухопутных войск Сил самообороны Японии (JG5DF) для замены лёгких OH-6D.
В сентябре 1992 года фирма «Kawasaki» была выбрана в качестве главного подрядчика программы создания перспективного вертолёта OH-X, первой машины полностью японской конструкции. Доля участия «Kawasaki» в программе составила 60%, остальные 40% в равной пропорции поделили между собой «Fuji» (хвостовая часть, фонарь, крыло) и «Mitsubisfii» (центральная часть фюзеляжа и шасси). Кроме того, «Mitsubislri» отвечала за производство турбовальных двигателей TS1.
Kawasaki OH-1 – вертолет одновинтовой схемы относительно небольшой размерности, его компоновка типична для боевых машин. Конструкция планера на 40% состоит из композитов. Особенностью вертолета является четырехлопастный несущий винт разработки Kawasaki с полностью композитными лопастями и рулевой винт в кольцевом канале (типа фенестрон). К бортам фюзеляжа за кабиной экипажа крепятся небольшие консоли крыла, предназначенные для крепления внешних подвесок. Шасси неубираемое с хвостовой опорой. Внешний облик Kawasaki OH-1 примечателен также кабиной с большой площадью остекления. Оператор размещен сзади и выше летчика. Органы управления вертолетом выполнены согласно концепции НОСАС (Hands On Cyclic And Collective).

Вертолёт имеет узкий фюзеляж шириной 1 м, кабину экипажа с тандемным расположением лётчика и оператора вооружения, крылья небольшого размаха, неубираемое колёсное шасси с хвостовой опорой.
В динамической системе впервые в Японии применены бесшарнирная втулка, изготовленная из композитов, и четырёхлопастный несущий винт.
Примерно 40 % конструкции вертолёта ОН-Х, в том числе лопасти несущего винта, изготовлены из композитов.
Применение восьмилопастного асимметричного рулевого винта типа фенестрон уменьшает вибрации, уровень шума и вероятность повреждения лопастей деревьями и другими препятствиями.
Вертолёт ОН-Х оснащён двумя турбовальными двигателями XTS1-10 мощностью по 885 л. с. с цифровой диагностической системой и входными фильтрами механических частиц.
Крылья, установленные по бокам средней части фюзеляжа, используются в первую очередь для подвески УР класса «воздух-воздух» малого радиуса действия и создания дополнительной подъёмной силы.
В каждой кабине, передней — лётчика и задней — второго лётчика (наблюдателя), установлено по два многофункциональных жидкокристаллических дисплея, сопряжённые с шиной данных MIL-STD 1533В. В состав бортового электронного оборудования входят нашлемные дисплеи и повышающая устойчивость автоматическая система управления полётом. Специально для вертолёта ОН-X разрабатывается гидростабилизированная система наблюдения с обзором 110 градусов по азимуту и 40 градусов по углу места. В систему входит цветная телевизионная подсистема, способная работать с условиях низкой освещённости, лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы.
Вертолёт может нести две пары лёгких УР класса «воздух-воздух» Туре 91. У летчика и оператора по два цветных многофункциональных ЖК-индикатора. Вертолёт Kawasaki OH-1 оснащен достаточно сложным комплексом БРЭО, включая установленную над кабиной обзорно-прицельную систему компании «Kawasaki» с тепловизором «Fujitsu», цветной ТВ-камерой и лазерным дальномером NEC. Для самообороны на фюзеляже за втулкой несущего винта установлена станция постановки ИК-помех, разработанная на основе американской ALQ-144. Специально для вертолета ОН-X разрабатывается гидростабилизированная система наблюдения с обзором 110 градусов по азимуту и 40 градусов по углу места. В систему входит цветная телевизионная подсистема, способная работать с условиях низкой освещенности, лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы.

В сентябре 1992 года фирма «Kawasaki» была выбрана в качестве главного подрядчика программы создания перспективного вертолёта OH-X, первой машины полностью японской конструкции. Доля участия «Kawasaki» в программе составила 60%, остальные 40% в равной пропорции поделили между собой «Fuji» (хвостовая часть, фонарь, крыло) и «Mitsubisfii» (центральная часть фюзеляжа и шасси). Кроме того, «Mitsubislri» отвечала за производство турбовальных двигателей TS1.
Вертолет находился в серийном производстве с 1999 года, но темпы закупок машины армейской авиацией Сил самообороны Японии были весьма низкими, и к 2013 году было поставлено всего четыре прототипа (также переданных армейской авиации) и 34 серийных вертолета, хотя общие потребности заявлялись до 200 единиц. Дальнейшие закупки были приостановлены еще до аварии и будущее программы сейчас неопределенно. На базе ОН-1 корпорацией Kawasaki предлагался к созданию полноценный боевой вертолет «легкого» класса OH-1-Kai (AH-2), а также многоцелевой вертолет, однако эти проекты не были приняты министерством обороны Японии.

ОН-1 имел весьма новаторские элементы конструкции, включая широкое применение композиционных материалов, электродистанционную систему управления, двигатели полностью японской разработки Mitsubishi TS1-M-10, и др. Однако свертывание программы закупок ОН-1 косвенно свидетельствует о неудовлетворенности японской армейской авиации характеристиками машины. Хотя заявлялось, что ОН-1 способен применять ПТУР, фактически основным вооружением строевых вертолетов выступают четыре ракеты типа 91 класса «воздух-воздух» ближнего действия на основе ракет японского переносного ЗРК – таким образом, ОН-1 отчасти рассматривается в качестве своего рода вертолета-истребителя.

Полеты ОН-1 были запрещены после произошедшей 17 февраля 2015 года аварии вертолета с бортовым номером «32634″, упавшего в море у Сирахамэ (префектура Вакаяма) ввиду разрушения одного из двигателей и последовавшего выхода из строя второго двигателя.
Обследование поднятого со дна вертолета показало, что авария произошла вследствие разрушения турбины высокого давления турбовального двигателя Mitsubishi TS1-M-10. Видимо, данный дефект был сочтен общим для всех двигателей этого типа, что повлекло в 2018 году доработку всех двигателей на всех оставшихся в Силах самообороны 37 вертолетах ОН-1. Все это время полеты этих вертолетов не осуществлялись.

1 марта 2019 года были возобновлены полеты разведывательно-боевых вертолетов японского производства Kawasaki OH-1 армейской авиации Сухопутных сил самообороны Японии после четырехлетнего перерыва.
1 марта 2019 года были возобновлены полеты ОН-1 только в учебно-боевой эскадрилье (Hiko Jikkentai) Школы армейской авиации Сухопутных сил самообороны Японии в Акено (префектура Миэ), что вызвано необходимостью обеспечить переподготовку экипажей этих вертолетов после длительного перерыва в полетах. В строевых частях армейской авиации, оснащенных вертолетами ОН-1 (звенья управления штатной численностью по шесть машин в пяти противотанковых вертолетных батальонах, приданных полевым армиям), полеты на этих машинах пока что не возобновлялись.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого: 2450 кг
Нормальная взлётная масса: 3550 кг
Максимальная взлётная масса: 4000 кг
Длина: 13,4 м
Длина фюзеляжа: 12,0 м
Диаметр несущего винта: 11,6 м
Размах крыла: 3,0 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,0 м
Высота: 3,8 м (с хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 105,68 м²
Силовая установка: 2 × турбовальных Mitsubishi TS1-10QT
Мощность двигателей: 2 × 888 л. с. (2 × 662 кВт (взлётная)
Максимальная скорость: 277 км/ч
Крейсерская скорость: 220 км/ч
Боевой радиус: 200 км
Практическая дальность: 550 км
Практический потолок: 4880 м
Нагрузка на диск: 37,9 кг/м²
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 3,5/-1 g
Экипаж: 2 (пилот и наблюдатель)

ВООРУЖЕНИЕ

Боевая нагрузка: 132 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: 4 × Toshiba 91
Подвесные топливные баки: 2 × 235 л

Источники: bmpd.livejournal.com, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, modernweapon.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ UH-X (ЯПОНИЯ)