ЭКРАНОПЛАН ЭК-12П «ИВОЛГА»(«ОРИОН-12»)
EKRANOPLAN EK-12P IVOLGA (»ORION-12″)

29.07.2013
РОССИЙСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ ВООРУЖАТСЯ «СТЕРХАМИ»

Пограничная служба ФСБ России примет на вооружение новые экранопланы «Стерх-10», разработкой которых занимается компания «Орион» по заказу Министерства промышленности и торговли. Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на председателя ассоциации «Экраноплан» Юрия Варакосова. Новые машины рассчитывает получить и правительство Якутии, которое намерено использовать модифицированных «Стерхов» в условиях Арктики.
Прототип нового экраноплана в настоящее время проходит подготовку к спуску на воду и к первому полету. Оба этих события запланированы на начало августа 2013 года. Масса новой машины, способной перевозить до 20 человек, составляет десять тонн. «Стерх-10» может совершать полеты в экранном режиме на высоте шести метров, однако наиболее эффективным режимом является полет на высоте от 0,8 до 1,5 метра. На такой высоте эффект экрана максимален.
Новый экраноплан, способный развивать скорость до 250 километров в час, разработан на базе другой машины такого класса ─ ЭК-12П «Иволга». Она также была разработана компанией «Орион». Согласно техническому заданию Минпромторга, «Стерх» должен будет в 2015 году заменить устаревшие пассажирские самолеты Ан-24 и Ан-28.
В начале 2012 года сообщалось, что Пограничная служба ФСБ России намерена создать в Петрозаводске центр по строительству экранопланов. В качестве основы для такого центра послужит бывший судостроительный завод «Авангард». Руководство ФСБ оценило климатические условия в Петрозаводске как удобные для проведения круглогодичных испытаний новых кораблей.
Лента.ру

04.03.2015
Якутия планирует закупить 50 экранопланов для обеспечения транспортной доступности отдаленных районов. Как передает ТАСС, об этом сообщил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов.
«Экраноплан российского производства «Иволга» уже имеет сертификат морского регистра и может эксплуатироваться в условиях России и за рубежом. Но в этом году будут проведены дополнительные испытания в условиях Якутии. Нам необходимо 50 таких судов для обеспечения транспортной доступности отдаленных районов республики», – сказал он.
Как уточнил производитель данного экраноплана, гендиректор научно-производственной корпорации Вячеслав Калганов, стоимость одного судна равна $1-1,5 млн. При этом для снижения стоимости проекта производители заключили соглашение с китайскими партнерами, и сборка будет осуществляться на базе совместного предприятия «Ляонинская экрано-планостроительная научно-техническая корпорация».
«Суда окупят себя за два-три года», – отметил Калганов.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ЭКРАНОПЛАН ЭК-12П «ИВОЛГА»

Экраноплан ЭК-12П «Иволга»создан для Пограничной службы ФСБ России. В настоящее время он принят на снабжение Пограничной службой ФСБ России. «Иволга» — российский экраноплан, всесезонное экономичное транспортное средство многоцелевого назначения.
Экраноплан ЭК-12П предназначен для обеспечения деятельности оперативных подразделений правоохранительных и природоохранных структур: патрулирования и мониторинга, проведения высадочных и досмотровых операций на береговых и плавучих объектах, поиска, перехвата и задержания нарушителей, охраны морских и береговых объектов, в том число районов промыслов, поиска незаконных орудий лова и других объектов, буксировки задержанных плавсредств/

При максимальном взлётном весе 3700 кг и запасе топлива 250 кг экраноплан ЭК-12 имеет дальность хода более 1000 км. Крейсерская скорость — 180 км/час. Экраноплан может перемещаться в условиях бездорожья, над равнинными неподготовленными участками суши с протяженными уклонами 1:10 неровностями до 0,35 м, в заболоченной и наводнённой местности, на внутренних водоёмах и реках, в том числе покрытых снегом и льдом. Экраноплан может самостоятельно выходить на берег и сходить в воду без применения причалов. По эксплуатационной экономичности экраноплан ЭК-12 превосходит автомобили на 30 %, быстроходные суда и аппараты на воздушной подушке в 2-4 раза, а самолёты и вертолёты в 4-7 раз. Технология поддува и «экранный эффект» позволяют осуществлять бесконтактное передвижение на высотах 0,0-0,8 м со скоростью до 220 км/час. Экраноплан укомплектован двумя двигателями BMW M-70 мощностью 326 л.с., работающих на топливе марки АИ-95. Длина — 15,6 м, размах крыльев — 12,7 м, высота — 3,7 м. Мореходность — 3-4 балла. Экипаж — 2 человека, может брать до 12 пассажиров.
Данная модификация экраноплана может комплектоваться навигационно-тактическим комплексом «Мателот-ЭК12″. Навигационно-тактический комплекс
«Мателот-ЭК12″ предназначен для контроля и освещения надводной обстановки по данным наземных, морских и собственных судовых средств, обеспечение судовождения с учетом требований навигационной безопасности плавания; информационного обеспечение управления судном по курсу.скорости и маршруту движения; ведения навигационной прокладки и решение штурманских задач; осуществления взаимодействия в сетях связи, в том числе ГМССБ, связи в системах освещения обстановки. Комплекс производится ЗАО «ТРАНЗАС» (г Санкт-Петербург).
Экранопланы «Иволга» получили высокую оценку на Международной выставке «Судостроение» (Шанхай, 2002 г.), 54-м Всемирном Салоне инноваций «Брюссель – Эврика -2006″
и на VIII Международном форуме «Высокие технологии XXI века» (Москва, 2007 г.)

На международных авиационно-космическом салоне МАКС-2007 и выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2008»демонстрировался экраноплан ЭК-12П «Иволга», предназначенный для пограничников. Ведут работы и др. организации и фирмы.
Якутия планирует закупить 50 экранопланов для обеспечения транспортной доступности отдаленных районов, об этом сообщил президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов. «Экраноплан российского производства «Иволга» уже имеет сертификат морского регистра и может эксплуатироваться в условиях России и за рубежом. Но в этом году будут проведены дополнительные испытания в условиях Якутии. Нам необходимо 50 таких судов для обеспечения транспортной доступности отдаленных районов республики», – сказал он.
Как уточнил производитель данного экраноплана, гендиректор научно-производственной корпорации Вячеслав Калганов, стоимость одного судна равна $1-1,5 млн. При этом для снижения стоимости проекта производители заключили соглашение с китайскими партнерами, и сборка будет осуществляться на базе совместного предприятия «Ляонинская экрано-планостроительная научно-техническая корпорация». «Суда окупят себя за два-три года», – отметил Калганов.

В апреле 2015 года завершились испытания китайского экраноплана CYG-11 разработки хайнаньского производителя «Ингэ». Судно стало первым образцом экранопланов собственной китайской разработки. Данный образец экраноплана является копией российского экраноплана Иволги ЭК-12 «Иволга». Его конструктор В. Калганов уже более 5 лет работает в Китае.

МОДИФИКАЦИИ
• ЭЛ-7 — с двигателями ЗМЗ-4064-10 (200 л.с.)
• ЭЛ-7С — с двигателями BMW-S38 (286 л.с.)
• ЭК-12П — с двигателями BMW M70 (236 л.с.)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальный стартовый / взлетный вес (кг) 4200
Экипаж / пассажиры (чел) 1-2 / 12
Полезная нагрузка (кг) до 1200
Дальность полета на одной заправке на высоте 0,3 / 0,8 м (км) 1500 / 1300
Продолжительность полета на одной заправке
на высоте 0,8 м (час) до 6
Скорость полета крейсерская / максимальная (км/час) 185 / 220
Высота полета («подскока») (м) до 3
Двигатели тип / кол-во хмощность (л.с.) Chevrolet LS-32 x 436
Марка топлива / запас топлива (кг) Аи-95 / 250
Мореходность (баллы) 3
Осадка при дрейфе на воде (м) 0,5
Возможные режимы движения полет, глиссирование,
плаванье, скольжение по льду и снегу

Источники: gidroaviasalon.com, ru.wikipedia.org, www.arms-expo.ru, www.kavitus.lv и др.

ЭКРАНОПЛАН ЭК-12П «ИВОЛГА» НА МАКС-2007
ЭКРАНОПЛАН ЭК-12П «ИВОЛГА»(«ОРИОН-12») В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
ЭКРАНОПЛАН CYG-11 (КИТАЙ)
ЭКРАНОПЛАН «ОРИОН-14»
ЭКРАНОПЛАН «ОРИОН-20»