ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА OTOMAT (ИТАЛИЯ/ФРАНЦИЯ)

ANTI-SHIP MISSILE OTOMAT (ITALY/FRANCE)

24.02.2019

ВМС Перу формирует батарею береговых ПКРК оснащенной ракетами Otomat Mk II (Tiburón 2 – «Акула-2″), сообщает infodefensa.com 23 февраля.
Флот подтвердил пуск ракеты, но не уточнил место запуска (побережье Перу). В ноябре 2017 года сообщалось о формировании батареи на базе Кальяо, но тогда не разрешалось сделать съемки и выяснять состояние этого объекта.
В октябре 2012 года сообщалось о формировании первой батареи на шасси Volvo 380 (две ракеты Otomat Mk II на одной ПУ). Новая версия «Тибурон-2″ размещена на шасси грузовика MAN (6х6), пусковая установка более мобильна и быстро развертывается на боевой позиции.
В течение многих ПКР «Отомат-2″ состояли и состоят на вооружении фрегатов типа Lupo, даже сегодня впечатляет мощью своей боевой части массой 210 кг. Производитель ракет компания MBDA предлагает новую версию ПКР Otomat Mk II Block IV с дальностью до 180 км, принцип «выстрелил-забыл», имеется система GPS наведения, при подлете к цели ракета демонстрирует высокую маневренность.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА OTOMAT

Разработка франко-итальянской противокорабельной ракеты Otomat (аббревиатура от названия компаний Oto Melara и Matra) практически началась в 1967 году, после потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит». Это первое в истории войны на море успешное применение противокорабельных ракет, наглядно продемонстрировало эффективность специализированного противокорабельного оружия и подтолкнуло аналогичные разработки в западных странах.
В конце 1969 года на заседании представителей штабов ВМС Франции и Италии с участием специалистов французской фирмы «Матра» и итальянской «ОТО Мелара» было принято решение о совместной разработке новой унифицированной противокорабельной ракеты «Отомат». Фирма «Матра» взяла на себя создание комбинированной системы наведения ракеты и отдельных узлов системы управления, а фирма «ОТО Мелара» — разработку общей компоновочной схемы, боевой части и силовой установки (вместе с фирмой «Турбомека»), Кроме того, совместно проводились исследования аэродинамических характеристик ракеты.
Целью проекта было создание противокорабельной управляемой ракеты с турбореактивным двигателем, которая бы обладала большей дальностью действия, чем параллельно разрабатывавшиеся проекты с твердотопливными ракетными двигателями. Ракета должна была реализовывать концепцию крейсерского полёта на сверхмалой высоте, ниже горизонта неприятельских корабельных радаров на дистанцию свыше 150 км.

ПКР предназначена для поражения обычной боевой частью неподвижных и подвижных надводных морских целей (в первую очередь быстроходных кораблей малого водоизмещения) на больших дальностях. Ракета рассчитана на применение с самолётов базовой патрульной авиации (самолёт Бреге 1150 «Атлантик») и противолодочных вертолётов SH-3D «Си Кинг», SA-321 «Супер Фрелон», а также с надводных кораблей (до эскадренного миноносца включительно) и береговых пусковых установок.
Система «Otomat» состоит из ракеты, контрольно-проверочной аппаратуры и контейнера из армированного стеклопластика, обеспечивающего транспортировку, хранение и запуск ракеты. Контейнер обеспечивает хранение ракеты без дополнительного ухода в течение одного года. Все ракеты периодически проверяют с помощью дистанционной контрольной аппаратуры, не открывая контейнера, если не требуется какое-нибудь дополнительное обслуживание. Операции выполняемые при запуске ракеты, осуществляются очень быстро. После передачи координат цели гиростабилизированной платформы запуск двигателей происходит в течении 30 секунд. Ускорители отделяются через 4 секунды после запуска.

«Отомат» имеет сигарообразный фюзеляж с X-образным расположением поворотных крыльев (служащих органами управления в полёте), изготовленный из алюминиевых сплавов. Длина ракеты — 4,6 метров, размах крыльев — 1,35 м (на поздних моделях крылья были сделаны складывающимися, чтобы уменьшить габариты). Масса полностью снаряжённой ракеты на стартовой позиции достигает 770 кг.
В движение ракету приводит довольно мощный, для её габаритов, турбореактивный двигатель Turboméca TR.281 Arbizon, с тягой, приблизительно в 2 раза превышающей тягу двигателя американской противокорабельной ракеты «Гарпун». Этот двигатель позволяет ракете разгоняться до скорости порядка 1000—1100 км/ч, что делает «Отомат» самой быстрой из дозвуковых противокорабельных ракет с турбореактивным двигателем. Запас топлива для двигателя составляет 90 литров: четыре воздухозаборника расположены у основания крыльев ракеты.
Ракета запускается из пускового контейнера с помощью двух стартовых твердотопливных ускорителей ROXEL. В отличие от многих других версий противокорабельных ракет, ускорители размещаются по бокам фюзеляжа. Ускорители обеспечивают ракете ускорение в 6 g на протяжении четырёх секунд, после чего отстреливаются.
Ракета имеет 210-килограммовую боевую часть, содержащую до 65 кг взрывчатого вещества. Ударный взрыватель срабатывает с замедлением, что позволяет ракете заглубиться в корпус корабля перед взрывом.
Главной особенностью ракеты является её развитая система наведения. «Отомат» наводится на цель с помощью активной радиолокационной головки самонаведения, радиусом действия до 8 км. Для стрельбы на 180 километров этого, конечно, недостаточно — за время, необходимое ракете для полёта на максимальную дистанцию, цель может выйти из сектора обнаружения ГСН ракеты, поэтому «Отомат» оснащён радиокомандной системой коррекции, основанной на аппаратуре двухстороннего канала связи TESEO или ERATO.
«Отомат» запускается с борта корабля из пусковых контейнеров, используя два стартовых ускорителя ROXEL. После подъема на 200 метров и набора достаточной скорости для стабильного полёта, ускорители сбрасываются, ракета снижается до 20 метров и летит к цели. Интересной особенностью «Otomat» является всеракурсный запуск: кораблю-носителю не нужно тратить время на разворот пусковых установок в сторону цели, он может запустить «Отоматы» в любую сторону и уже в воздухе ракеты доворачиваются в нужном направлении.
Главной особенностью «Отомат», отличающей его от большинства аналогичных противокорабельных ракет, является наличие постоянного канала связи с кораблем-носителем. Это позволяет ракете принимать поправки в ходе полёта и включать собственную активную ГСН только для точного захвата цели на последних 5-6 километрах. За счёт этого, резко снижается вероятность обнаружения ракеты противником по излучению радиолокационной ГСН ракеты.

При стрельбе ракетами с корабля РЛС системы управления оружием обнаруживает цель и сопровождает ее. Поступающая информация анализируется, вырабатываются данные стрельбы с учетом скорости хода и ветра, курса и крена корабля, рассчитывается время включения радиолокационной головки СН, и все необходимые параметры вводятся в бортовую систему управления ракетой.
Запуск двигателей производится не позже чем через 30 секунд после ввода данных. Ракета может быть запущена под углом 180° по отношению к цели. После пуска она набирает высоту около 80 м, затем снижается до высоты маршевого полета 15 м, которая выдерживается радиовысотомером типа AHV-7. Управление движением на маршевом участке полета осуществляет инерциальная система управления. На расстоянии примерно 12 км от цели происходит включение ГСН, антенна которой осуществляет сканирование в вертикальной и горизонтальной плоскостях в секторе +20°.
На расстоянии примерно 7 км от цели ракета набирает высоту до 175 м и пикирует на цель под углом 7° к горизонту. В случае использования противником средств РЭП ракета начинает набор высоты, не долетая 7 км, и пикирует под углом 5°. Для атаки при благоприятных погодных условиях и спокойном состоянии моря может быть использована на конечном участке и горизонтальная траектория. Утверждается, что точность ГСН составляет 1,8м в вертикальной плоскости и 3,3м в горизонтальной.
Эффективная дальность поражения одной ракетой – 60 км, а двумя – 80 км. Минимальная дальность стрельбы – 6 км.
Лётные испытания ракеты начались в 1971 году, первая готовая к массовому производству версия появилась в 1974. Но ещё до этого, Франция, успешно испытавшая в 1973 году полностью французскую ПКР «Exocet» приняла решение выйти из совместного проекта. Единственным оператором ракеты на тот момент остался итальянский флот, который установил ракеты серии Mk-I на своих фрегатах класса «Лупо» Тем не менее, ракета оказалась коммерчески удачной и хорошо продавалась на экспорт.
На вооружение ВМС Италии ракета поступила в 1974 г. Ею вооружены также многие корабли, построенные в Италии для ВМС других стран. Кроме того, ВМС шести стран заказали более 500 ракет Otomat для вооружения 50 уже находящихся в строю кораблей различных классов и типов.
Ракета выпускается в корабельном и авиационном вариантах, отличающихся в основном размерами твердотопливного стартового двигателя и наличием у авиационной ракеты складывающегося оперения.

Корабельный комплекс CLIO рассчитан на поражение надводных кораблей – целей, находящихся за пределами видимого горизонта. При этом данные целеуказания могут передаваться с летательного аппарата на борт ракеты через ретранслятор (носитель) по радиорелейной линии связи.
Комплекс OCDS – береговой. Батарея комплекса OCDS состоит из командного и огневого отделения, которые размещаются на 11 грузовых автомобилях и двух прицепах. В командном отделении имеются четыре автомобиля, в которых находятся: пункт управления стрельбой (6 х 6), РЛС TRS3410 (на трейлере) на 15-м мачте, пункт оптических средств и контрольно-испытательный пункт. В огневом отделении имеются семь машин с колесной базой: на четырех установлены спаренные ПУ, на одной – пункт подготовки и проверки ПУ со станцией электропитания на прицепе, на одной – пост перезарядки ПУ с подъемным краном и одна транспортная, предназначенная для перевозки восьми запасных ракет. Используемые в батарее УКВ-радиостанции позволяют рассредоточивать огневое отделение на расстояние до 20 км. Огневые позиции батареи могут располагаться на значительном расстоянии от береговой черты, что уменьшает ее уязвимость. При стрельбах на дистанциях, превышающих дальность действия РЛС батареи, целеуказание ей и ПКР осуществляют корабли, самолеты и вертолеты. Стационарный вариант батарей ПКР «Отомат» имеет выносные НП, что позволяет батарее оборонять побережье протяженностью до 300 км.
Третий комплекс – корабельный. Известен под названием «Теsео». В нем используются ракеты «Otomat» Mk1 или Mk2 или Mk3, вертолет – корректировщик и система радиосвязи TG-2.
Противокорабельная ракета «Otomat» имеет три основных варианта исполнения Mk1 (1973г.), Mk2 (1982г.) и Mk3 (1989г.), которые внешне почти не отличаются друг от друга.
23 сентября 2007 года были проведены успешные боевые пуски ракеты «Otomat» в режиме TG2 с борта корвета ВМС Малайзии при технической поддержке компании MBDA. Пуск осуществлен для проверки системы перенацеливания комплекса при ведении стрельбы по загоризонтной цели. Пуск ракеты, выполненный по сценарию открытого моря, предполагал, что цель находится за пределами радиолокационного горизонта корабля-носителя. Полет ракеты осуществлялся в двух режимах управления: – первый – TG1 – применялся корабельным оператором на участке траектории полета ракеты с корабля-носителя к вертолету, оснащенному загоризонтной системой перенацеливания ; – второй – TG2 – включался, когда ракета, получив от вертолета уточненные координаты местоположения цели, производила доворот (до 30°) и на предельно малой высоте успешно ее поразила.
компания MBDA Italy (итальянское отделение европейского объединения MBDA) в 2015 году реализовала проект «Tetris» по поставке морского ракетного вооружения официально неназываемому заказчику. Согласно публикации журнала, этим заказчиком является Туркмения.
В рамках проекта «Tetris» MBDA Italy этому заказчику должны быть поставлены противокорабельные ракетные комплексы Otomat Mk 2 (вероятно, модификации Block IV), легкие противокорабельные ракетные комплексы Marte Mk 2/N и легкие зенитные ракетные комплексы SIMBAD-RC (использующие ракеты переносного ЗРК Mistral 2).

МОДИФИКАЦИИ
• Otomat Mk 1 — базовая модель ракеты, принятая на вооружение в 1976 году. Не имела канала связи с носителем и поэтому её радиус действия был ограничен 60 км.
• Otomat Mk 2 Block I — первая модификация имеющая канал связи с носителем. Радиус действия до 180 км. Принята на вооружение в 1978 году.
• Otomat Mk 2 Block II — вариант ракеты со складывающимися крыльями, в одну пусковую установку могли устанавливаться по две ракеты.
• Otomat Mk 2 Block III — версия ракеты, система управления которой имеет инерциальную навигационную систему и усовершенствованный канал наведения TESEO позволяющий наводить ракету не только с вертолёта но и непосредственно с корабля. Также, в боевой части использовано взрывчатое вещество уменьшенной чувствительности, что снизило вероятность детонации БЧ из-за попадания пуль или осколков.
• Сверхзвуковой Otomat — предполагавшаяся модернизация ракеты в сверхзвуковой вариант, с увеличением скорости полёта до М=1,8. Но, проведённые исследования показали, что уменьшение радиолокационной заметности ракеты более выгодно, чем увеличение скорости и работы по проекту были прекращены.
• Otomat Mk 3 (она же Ulisse) — версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1990-х годах, совместно британо-франко-итальянской группой компаний-разработчиков (Thorn EMI, Matra, OTO Melara) для ВМС Италии и США. Thorn EMI отвечала за неконтактный взрыватель с датчиком цели. Проект предусматривал интеграцию технологий малой заметности, увеличение дальности действия, оснащение ракеты помехоустойчивой комбинированной радиолокационной-инфракрасной ГСН, обеспечение возможности атаковать наземные цели. ВМС США рассматривал возможность принятия ракеты на вооружение как «промежуточной» по дальности между RGM-84 «Harpoon» и TASM, но к 1999 году закрыл программу.
• MILAS — противолодочный вариант ракеты радиусом действия 55 км, в качестве БЧ которой использована лёгкая противолодочная торпеда. Разрабатывалась совместно с французским флотом, но в итоге французы предпочли ей французскую ПЛУР Malafon. Применяется только итальянским флотом.
• Otomat Mk 2 Block IV (также известна, как Teseo MK2/A) — новая версия ракеты, разработанная в 2000-х годах. Ракета использует усовершенствованную систему целеуказания TESEO, более не нуждающуюся в вертолёте и осуществляющую контроль полёта ракеты с борта корабля-носителя. В случае промаха по цели, эта модификация ракеты обладает возможностью атаковать цель повторно: в систему управления запрограммированы координированные варианты действий и маневры уклонения на стадии атаки. Наличие приёмника спутниковой системы позиционирования GPS, также даёт ракете возможность атаковать береговые цели, по известным координатам. В производство ракета поступила в 2006 год

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность стрельбы
- эффективная 80 км,
- максимальная до 180 км
Масса и тип БЧ проникающая полубронебойная, 210 кг
Система наведения инерциальная+радиолокационная
Скорость полета около 300 м/с
Длина 4,46 м
Диаметр корпуса 0,46 м
Размах крыла 1,35 м
Стартовый вес 770 кг

Источники: Зарубежное военное обозрение №10 1975 (www.zvo.su), ru.wikipedia.org, rbase.new-factoria.ru, www.warships.ru, Jane’s International Defence Review, stailker.livejournal.com и др.