МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПАНТЕРА ПЛЮС»
MOBILE COMPLEX «PANTHER PLUS»

07.09.2015

Новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» Военно-Морского Флота России в рамках 4-го этапа заводских ходовых испытаний в условиях глубокого моря успешно произвело погружение рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс» на глубину 1000,05 метра в Атлантике.
РТПА «Пантера Плюс» состоят на вооружении служб поисковых и аварийно-спасательных работ флотов ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 метров. Они оснащены двумя гидравлическими манипуляторами, на которые можно установить дополнительное оборудование: тросорезы, циркулярную пилу и гидромонитор для размытия грунта. Помимо этого, «Пантера Плюс» оборудована функциями автоматического удержания глубины, гидролокатором кругового обзора, системой гидроакустического позиционирования и устройством для размыва грунта. Операторы, находящиеся на спасательном судне ВМФ любого класса, могут наблюдать за действиями РТПА «Пантера Плюс» с помощью видеокамер заднего обзора, а также двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами.
Благодаря мощным движителям, РТПА «Пантера Плюс» имеет высокие показатели управляемости, может служить платформой для размещения широкого спектра поисково-спасательного оборудования и инструментов. РТПА «Пантера Плюс» эффективен при организации работ по оказанию помощи аварийной подводной лодке.
Планируется, что после завершения четвертого этапа заводских ходовых испытаний в Атлантике, экипаж спасательного судна «Игорь Белоусов» приступит к государственным испытаниям, а к концу 2015 года – войдет в состав ВМФ.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ИГОРЬ БЕЛОУСОВ» ПРОЕКТА 21300


МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПАНТЕРА ПЛЮС»

Модернизированный и усовершенствованный комплекс «Пантера Плюс» поставляется ВМФ России предприятием ТЕТИС ПРО. Основу системы составляют подводные аппараты «Пантера Плюс», которые созданы на базе аналогичных аппаратов «Пантера» ВМС Великобритании. Объединив опыт производства британской компании «СиАй Марин» и эксплуатации ТПА Военно-Морским флотом, специалисты компании «ТЕТИС ПРО» создали новый уникальный мобильный комплекс на базе РТПА «Пантера Плюс».
Комплекс предназначен для обеспечения мобильного использования рабочего телеуправляемого подводного аппарата (РТПА) «Пантера Плюс» в ходе выполнения аварийно-спасательных работ от собственного источника питания.
Мобильность обеспечивается авто и авиа транспортабельностью комплекса самолетами военно-транспортной авиации ВВС и ПВО РФ ИЛ-76 (Ан-124).

11 сентября 2011 года в Мурманске на базе Северного флота прошли испытания мобильного комплекса ТНПА «Пантера Плюс» с судна КИЛ-145. В настоящее время это не единственный глубоководный аппарат на Северном флоте, но самый многофункциональный. ТНПА «Пантера Плюс» обеспечивает проведение аварийно-спасательных и подводно-технических работ на глубинах до 1500 метров, таких как поиск и обследование затонувших объектов, прокладка кабеля по дну, сбор образцов грунта, передача грузов и т.д.
В начале июля 2014 года спасатели Балтийского флота начали установку на борту килекторного судна КИЛ-926 «Александр Пушкин» глубоководного аппарата «Пантера Плюс», способного работать на глубине до одной тысячи метров при сильном течении.
В начале следующей недели запланированы первые пробные спуски «Пантеры» в условиях базы. После чего специалисты спасательного отряда приступят к отработке практических задач по поиску и подъему различных затонувших объектов в открытом море.
Специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Балтийского флота (УПАСР БФ) и 328 аварийно-спасательного отряда Военно-морского флота (Ленинградская военно-морская база) в середине июля 2013 года успешно провели испытания глубоководного телеуправляемого необитаемого аппарата «Пантера плюс» в открытом море, поступившего на вооружение спасателей в июне этого года.
В рамках испытаний аппарата в течение двух дней специалисты спасательного отряда отработали практические задачи, по поиску и подъему различных затонувших объектов в открытом море на глубинах до 100 метров. На Балтийский флот был поставлен уже модернизированный и усовершенствованный комплекс “Пантера Плюс”, способный работать на глубине до 1000 метров.
В российском варианте РТПА «Пантера Плюс» сочетаются:
• Расширенные функциональные возможности за счет применения новый технических и конструкторских решений
• Упрощение и оптимизация процесса хранения, транспортировки, развертывания, применения и технического обслуживания
• Увеличение надежности за счет дублирования всех систем и установки системы резервного питания.

СОСТАВ КОМПЛЕКСА:
• Рабочий телеуправляемый подводный аппарат в комплекте с грузоподъемным устройством (ГПУ), лебедкой с грузонесущим кабелем и устройством глубоководного погружения (УГП);
• Контейнер поста управления;
• Рабочий контейнер с автономным источником электропитания (Дизель-генератор 75 кВт), мастерской и доп. оборудованием;
• Авто шасси КАМАЗ-53212 (8х4)
• Шасси прицеп НЕФАЗ-8332;
• Кран автомобильный КС-3574 (шасси УРАЛ-5557);
• Микроавтобус грузопассажирский ГАЗ-3221 – 2 ед.

РТПА «ПАНТЕРА ПЛЮС»
Рабочий телеуправляемый подводный аппарат (РТПА) предназначен для проведения допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ, как самостоятельно, так и совместно с водолазами и (или) обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до 1000м.
В ходе выполнения подводных работ РТПА обеспечивает:
• обнаружение подводных объектов с помощью гидролокатора кругового обзора на дистанции до 300м;
• передачу гидролокационного изображения объекта на судно-носитель с регистрацией его на магнитных носителях;
• обнаружение и обследование подводных объектов цветной и черно-белой видеокамерами повышенной светочувствительности;
• передачу цветного или черно-белого видеоизображения на судно-носитель с регистрацией его на магнитных носителях;
• выполнение спасательных работ на аварийной ПЛ, лежащей на грунте (присоединение шлангов вентиляции отсеков и подачи ВВД, передача на борт ПЛ аварийных пеналов через торпедные аппараты);
• доставка на грунт и подъем на поверхность грузов до 105 кг.

Основные изменения в конструкции и комплектации комплекса по сравнению с аналогами
• в состав комплекса включена навигационная гидроакустическая система, которая обеспечивает взаимное позиционирование судна и РТПА в относительных и абсолютных координатах (выносные гирокомпасы и приемопередатчики системы
DGPS),
• автономный маяк ответчик системы выполняет функцию аварийного гидроакустического сигнализатора для определения места РТПА в аварийных случаях;
• доработано устройство глубоководного погружения (вертикальный кабелеукладчик, камера наблюдения за входом ТНПА в гараж и светильник освещения гаража).
• доработано грузоподъемное устройство, обеспечивающее работу во всех климатических зонах (установлены теплообменник, гидравлический затвор УГП, прожекторы для освещения рабочей зоны);
• разработан и установлен цифровой блок отображения и регистрации данных, поступающих со всех информационных каналов комплекса на базе отечественного программного обеспечения.

Кроме этого, компанией «ТЕТИС ПРО» разработаны и полностью оборудованы два специальных контейнера – управления (КУ) и технического обслуживания
(КТО) РТПА.
Одним из основных направлений проектирования было выполнение требования по авто-авиатранспортировке комплекса к месту проведения поисково-спасательных или подводно-технических работ.
Данное требование накладывало жесткие ограничения по массогабаритным характеристикам составных частей комплекса и создавало определенные
трудности в эргономичном размещении аппаратуры внутри контейнеров комплекса.
Для выполнения этого требования и решения конструкторских задач по эргономичному размещению аппаратуры комплекса в мобильных контейнерах был проведен этап макетного проектирования и создан макет контейнера управления в натуральную величину, где проверялась оптимальность размещения пультов управления и аппаратуры комплекса.
В малых габаритах контейнера управления удалось разместить все необходимое оборудование и элементы управления для РТПА. По функциональным возможностям и объёму решаемых задач оборудованием контейнер сравним с РТПА «Веном», но имеет вдвое меньшие размеры. Контейнер оборудован полнофункциональными рабочими местами оператора и
техника, а также местом для размещения руководителя спусков.
В конструкции контейнера управления были применены следующие новые инженерные решения:
• интегрированная консоль управления и отображения,
• распашные ворота для доступа к коммутационной панели консоли,
• блок бесперебойного питания для элементов стойки,
• коммутация изображений на любой монитор,
• вывод любых данных на внешний монитор,
• аналоговая и цифровая запись данных.
Все элементы раскреплены с учётом возможности авиатранспортировки и воздействия вибрации.
В стандартный комплект ЗИП комплекса входит оптимальный набор инструментов и контрольно-измерительных приборов для технического обслуживания РТПА.
С наружной части контейнера, в технологическом отсеке, располагаются необходимые кабели и разъёмы для подключения внешнего оборудования и подачи электропитания, в том числе кабель связи и кабель выносного монитора длиной 100 метров. На контейнере устанавливается антенна DGPS для обеспечения привязки к абсолютным координатам при работах под водой.
Резервное электропитание контейнера управления, грузоподъемного устройства и РТПА осуществляется от контейнера технического обслуживания, в котором размещается дизель-генератор и механическая мастерская.

Источники: www.tetis-pro.ru, РИА Новости, www.korabel.ru, Arms-expo и др.

ГРУППА КОМПАНИЙ «ТЕТИС»

© А.В.Карпенко 2013-2020/A.V.Karpenko 2013-2020

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru