МАКЕТ ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ГСУ)

НА МАКС-2021

LAYOUT OF A HYBRID POWER PLANT (GSU)

FOR MAKS-2021

МАКЕТ ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ (ГСУ) НА МАКС-2021. ЖУКОВСКИЙ, 21 – 22 ИЮЛЯ 2021.ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: А.В.Карпенко

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском Компания «ОДК-Климов» на стенде Объединенной двигателестроительной корпорацию Ростеха впервые представила макет гибридной силовой установки (ГСУ) для летательных аппаратов.
Макет ГСУ создан на платформе перспективного беспилотного летательного аппарата с четырьмя поворотными винтами.
Гибридная силовая установка последовательной схемы будет создана на базе двигателя ВК-650В. Согласно предварительным оценкам характеристик двигателя, его мощность составит 500 кВт (680 л.с.).
Гибридная силовая установка (ГСУ) состоит из:
- газотурбинного двигателя (ГТД) с электрическим генератором;
- электродвигателей (ЭД);
- системы управления, распределения и преобразования электрической энергией;
- химического источника электрической энергии -аккумуляторной батареи (АКБ).
Движители летательного аппарата (винты) приводятся во вращение от электродвигателей, питание которых может осуществляться как раздельно от генератора или АКБ, так и за счет их суммарной энергии. Генератор также обеспечивает возможность подзаряда АКБ.
Гибридизация позволяет эффективно управлять потоками энергии и выбирать наиболее оптимальные режимы работы ее источников по сравнению с традиционными.
Применение:
• Легкие многоцелевые вертолеты
• БПЛА
• ЛА циклолетного типа
Преимущества:
• Повышенный срок службы ГТД
• Пониженный расход топлива на 15-20%
• Обеспечение повышения электрификации ЛА
• Возможность оптимального распределения массы по фюзеляжу, за счет отсутствия жесткой связи между элементами ПСУ
• Увеличение дальности полетов
• Обеспечение снижения выбросов С02 и NOx
• Обеспечение возможности создания новых конструкций ЛА (например, со сверхкоротким взлетом и посадкой)
«ОДК-Климов» в контуре ОДК определена головным исполнителем и разработчиком демонстратора ГСУ. Партнером предприятия выступает Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
«В 2022 году мы планируем выйти на мощность демонстратора ГСУ примерно 150 кВт и отработать решения, заложенные в разрабатываемую гибридную установку. Демонстратор будет доработан для проведения испытаний с выходом на проектную мощность 500 кВт в 2023 году», – отметил заместитель директора программы ПДВ АО «ОДК-Климов» Михаил Шемет.
Опытно-конструкторская работа по ГСУ мощностью 500 кВт на основе двигателя ВК-650В пройдет в 2024-2028 гг.
В качестве преимуществ гибридной установки следует отметить повышение топливной эффективности и безопасности полетов, снижение вредных выбросов, увеличение тяговооруженности летательных аппаратов, возможность быстрого форсирования мощности за счет электрической части, увеличение ресурса и надежности силовой установки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мощность на взлетном режиме (кВт) 900
Удельный расход топлива на оптимальном режиме работ ГТД (не более, кг/кВт*ч) 0,347
Номинальная мощность ЭД (кВт) 250
Удельная мощность ЭД (кВт/кг) 6
Емкость (кВт*ч) 16,9
Удельная энергоемкость (кВт*ч/кг) 210

ВТС «Бастион» 14.01.2022

ГИБРИДНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА МОЩНОСТЬ 680 Л.С.
15-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2021
АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ (ФОТОГРАФИИ)
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ (ФОТОГРАФИИ)
МАКС, ЖУКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И САЛОНЫ
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ