ФРЕГАТ ПРОЕКТА 053 (КИТАЙ)

FRIGATE OF THE PROJECT 053 (CHINA)

05.01.2019

Два фрегата проекта 053Н3 «Ляньюньган» и «Цзясин» ВМС НОАК после модернизации будут переданы ВМС Бангладеш.
Оба корабля относятся к большому семейству китайских фрегатов проекта 053, ныне выводимому в силу устарелости из состава ВМС НОАК. Оба фрегата были введены в строй китайского флота в 1998-1999 годах и выведены в 2017 году, после чего приобретены Бангладеш.
https://dambiev.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

03.02.2019

На верфи Guangzhou Huangpu Shipbuiding Сompany в Гуанчжоу завершаются работы по переоборудованию бывшего фрегата Тип 053H2G «Tongling» ВМС НОАК (бортовой номер 542) в патрульный корабль береговой охраны для нужд ВМС Шри-Ланки (бортовой номер Р 625).
Фрегаты типа 053H2G — серия из 4 китайских фрегатов, построенных в период с 1990 года по 1994 год. На корабле в носовой части установлена 76-мм [на самом деле спаренная 100-мм] АУ главного калибра(скорострельность 18 выстрелов/мин), за ней установлена ПУ ЗРК HQ-61 с 8 ЗУР и двумя зенитными орудиями малого калибра, посередине расположена рубка, на мачте обзорный радар Тип 360 2D с дальностью 150 км, позади 2 ПУ по 3 ПКР YJ-82, в кормовой части ангар для вертолета и 2 ЗАК.
Часть вооружения с корабля демонтирована.
https://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ФРЕГАТ ПРОЕКТА 053


Наиболее многочисленный класс надводных кораблей ВМС НОАК – фрегаты. Из них 30 – корабли проекта 053Н, который строился в семи модификациях. Это 10 фрегатов проекта 053Н3 (два на СФ, по четыре на ВФ и ЮФ), четыре проекта 053Н2G (ВФ), шесть проекта 053Н1G (ЮФ), один проекта 053Н2 (СФ), шесть проекта 053Н1 (ЮФ), один проекта 053Н (ВФ, вооружен РСЗО, используется как корабль поддержки десанта). Один 053Н передан береговой охране, два используются как учебные, четыре находятся в отстое. Как учебный используется еще один фрегат проекта 053НТН.
Изначально основой для создания китайских фрегатов послужил советский СКР пр. 50. На его основе китайские корабелы изобразили огромную серию сторожевиков типов 053 H1, 053 Н2, 053 Н5, 053НТ, 053 НТ(Н). От советского прототипа данные изделия отличались прежде всего силовой установкой (дизели вместо паровых турбин), имели несколько увеличенные размеры корпуса, соответственно другой состав вооружения.

Удачный проект 50 послужил основой для разработки собственного корабля, известного на Западе как тип «Цзяннань». Он во многом напоминал советский «полтинник», но был основательно перекомпонован. Вместо паротурбинной энергетической установки китайцы установили более простые в эксплуатации дизели. Корпус фрегата получил удлиненный полубак; три 100-мм орудия Б-34 теперь располагались как бы «зеркально»: два в корме и одно в носу. Средства ПВО усилили за счет увеличения числа стволов 37-мм автоматов и добавления крупнокалиберных пулеметов. Радиоэлектронное оборудование и система управления огнем остались прежними, но от торпедного оружия отказались — как выяснилось, зря: именно площадки под торпедные аппараты в будущем стали тем самым резервом, позволившим установить противокорабельные ракеты. Плотная компоновка кораблей типа «Цзяннань» при отсутствии какого-либо запаса водоизмещения уже не давала возможности превратить эти фрегаты в ракетные.
Проектирование и постройку «цзяннаней» сильно задержала начавшаяся в Китае «культурная революция» — они вступили в строй только в 1967 —1969 годах и к тому времени безнадежно устарели.

В ходе строительства фрегатов типа «Цзяндун» началась разработка на их основе варианта корабля, предназначенного для борьбы с надводными кораблями. Первые фрегаты типа «Цзянху-1» (проект053) были заложены в 1973-1974 годах на судоверфи в Худонг, спущены на воду в 1975-м и введены в боевой состав флота в 1976-м. К строительству этих кораблей подключились верфи в Цзяннань и Хуангпу. Их сходство с «полтинником», как говорится, видно невооруженным глазом – достаточно взглянуть на гладкопалубный корпус с большой седловатостью и характерным развалом носовых шпангоутов.
Корабли проекта 053 строились в двух вариантах: как носители ударного ракетного оружия (проект 053Н, западное условное обозначение «Цзянху») и как корабли ПВО (проект 053J, или «Цзяндун»). Оба построенных по проекту 053J фрегата всю свою последующую службу несли без ракет, как чисто артиллерийские корабли потому, что испытания зенитных ракет собственной конструкции затянулись на долгие годы, но так и не принесли удовлетворительных результатов.
«Противокорабельный» вариант проекта 053Н оказался более-менее удачным. Фрегаты этого типа вооружались двумя спаренными установками для пуска ракет «Хайин» или «Хайин-2», а также универсальной артиллерией 100-мм и 37-мм калибра. Все установленное на борту оружие, РЛС, командно-дальномерные посты (КДП) представляли собой точные копии советских образцов 40 — 50-х годов XX века. Или, в крайнем случае, их модификации — например, спаренные 100-мм артустановки, которыми оснастили часть кораблей серии, создавались на базе старой советской пушки Б-34 и имели ручное заряжание, что к моменту их появления на китайских кораблях выглядело чудовищным анахронизмом.
Фрегаты проекта 053Н строились на протяжении 20 лет: головной «Чандэ» вступил в строй в 1976 году, а последний в серии — в 1996-м. В состав китайского ВМФ вошли 27 таких фрегатов, еще три были построены на экспорт — для Египта и Бангладеш.
Фрегаты проекта 053H1 являются наиболее массовой серией. Изначально они строились на базе кораблей советского СКР проект 50. Им отводилась функция ведения боевых действий в прибрежной зоне, собственно говоря- это ударные корабли. Первый корабль этой серии был построен в 1974 году, а последний в 1987, общее число ФР этого проекта 13 кораблей.
Фрегаты проекта 053H2- наиболее удачная серия кораблей, из семи кораблей построенных по этому проекту 4 экспортировали в Таиланд, оставшиеся 3 входят в состав Восточного флота КНР. Технические характеристики были улучшены, по сравнению с предшественником 053H1 улучшили состав ударного оружия, радиоэлектронного оружия и условия обитаемости экипажа.
В дальнейшем были построены шесть фрегатов типов «Цзянху-3/4» (проект 053НТ), в том числе три для ВМС Таиланда, с усовершенствованными средствами обнаружения и вооружением, которое включало восемь ПКР YJ-1 (CSS-N-4 «Sardine») на «Цзянху-3» или С-802 (CSS-N-8 «Saccade») на «Цзянху-4».

В середине 1980-х годов на вооружение флота КНР поступила новая противокорабельная ракета «Инцзы-1», созданная с помощью французских специалистов и сильно напоминающая натовскую «Экзосет». Позже, в 1994 году, появилась ее модификация «Инцзы-2», в которой твердотопливный маршевый двигатель заменили турбореактивным — это позволило увеличить дальность полета ракеты втрое (с 40 до 120 км). По сравнению с ПКР первого поколения «Хайин» и «Хайин-2», весившими по 2,5 — 3 т, новые ракеты были значительно легче (стартовая масса 815 кг у «Инцзы-1» и 715 кг у «Инцзы-2») и компактнее. Соответственно, для их размещения на корабле требовалось куда меньше свободного пространства. Поэтому специально под новые ПКР китайцы разработали модификацию проекта 053Н — фрегат «Хуанши» (проект 053НТ).

Прогресс наметился при строительстве фрегатов Jiangwei I (тип 053 H2G, построено 4 единицы; выпущен малой серией по причине неудачного ЗРК) и Jiangwei II (тип 053 H3, построено 10 кораблей). Данные фрегаты уже имели из ракетного вооружения не только ПКР, но и ЗРК; также на них был ангар, сделавший возможным постоянное базирование вертоллета ПЛО.
Фрегат УРО «Huaibei» тип 053 H2G имел водоизмещение 2180/2250 т.; размерения 111,7/12,4/4,8 м.; ГЭУ диз.x14000 + 8840 л.с.; скорость хода наибольшая 27,2 уз.; дальность плавания (на 15 уз.) 4000 м.м.; экипаж 170 чел.; ПКР 6 C-801/802; ЗРК 1х6 HQ-61; АУ 1×2 100 + 4х2 37-мм АУ; 2×6 РБУ; вертолет Z-9A.

Фрегат УРО тип 053 H3 благодаря внедрению более совершенных средств РТВ и ЗРК французского производства а также применению новой автоматической 100-мм АУ китайского производства, созданной на основе французской технологии являлись наиболее современными в ВМС НОАК на конец 90-х – начало нулевых годов. Они имеют водоизмещение 2250/2395 т.; размерения 111,7/12,4/4,8 м.; ГЭУ диз.x14000 + 8840 л.с.; скорость хода наибольшая 26,5 уз.; дальность плавания 5000 м.м. (на 16 уз.); экипаж 168 (30) чел.; ПКР 2х4 C-802; ЗРК 1×8 HQ-7 (боезапас 16 ед.); АУ 1×2 100-мм + 4х2 37-мм АУ; 2х6 РБУ 1200; вертолет Z-9A.
Наиболее крупными заказчиками фрегатов УРО китайской постройки в последнее время являются Тайланд и Пакистан. Первые фрегаты, построенные по тайскому заказу были версии китайских же пр.053НТ. Контракт на постройку в Китае двух фрегатов типа Jianghu III для ВМС Таиланда был заключен с концерном «China State S.B. Corporation)) (CSSC) 18 июля 1988 г. Еще два корабля планировали построить в Таиланде. Однако из-за технологических проблем их также построили в Китае. Chao Phraya и Bangpakong (пр.053НТ) по составу вооружения и конструкции корпуса практически полностью повторяют базовый проект. Различия заключаются в том, что на таиландских кораблях установлена БИУС ZKJ-3, которая создавалась в Китае при тесном сотрудничестве с немецкими специалистами.
Два других фрегата: Krabury и Saiburi (тип Jianghu IV – пр. 053 НТ(Н)), изначально строились с ВПП для вертолетов. По мнению иностранных специалистов фрегаты типа Chao Phraya по своим боевым возможностям превосходит аналогичные китайские, главным образом из-за более совершенного РТВ. В 1997 г. Krabury использовался в качестве эскортного корабля таиландского авианосца Chakri Naruebet.
Более совершенным вариантом (по боевым возможностям вполне сопоставимый с кораблями германской постройки МЕКО 200) являются два корабля пр. 25Т (головной «Naresuan»).
Контракт на постройку в Китае двух фрегатов типа 25Т для ВМС Таиланда был заключен с концерном «China State S.B. Corporation)) (CSSC) 21 сентября 1989 г Проект является совместной разработкой ВМС Таиланда и CSSC. Поэтому по сравнению с китайскими фрегатами типа 053 на нем внедрен значительно больший объем вооружения, механизмов и оборудования западного производства, что значительно повысило боевые возможности кораблей при сравнительно невысокой стоимости их постройки.

Фрегаты проекта F-22P — совместный проект Пакистана и КНР, разработан на основе китайского фрегата класса 053H3, так же называются фрегатами УРО класса «Зульфикар».
Самые мощные корабли ВМС Пакистана, все 4 корабля серии были построены в период с 2006 года по 2013 год. 3 сентября 2013 года четвертый фрегат «Аслат» поступил в ВМС Пакистана.
Фрегат УРО тип F-22P имеет водоизмещение 2500/3144 т.; размерения 123/13.4/6 м.; ГЭУ двухвальная, дизельная, 4 дизеля .; скорость хода наибольшая 29 уз.; дальность плавания 4000 м.м.; экипаж 188 матросов, 14 офицеров); ПКР С-802 (дальность пуска до 180 км. для модификации С-802А, скорость максимальная 0.8-0.9 М, вес ракеты/БЧ 715/165 кг., высота полета 50- 120 м.; на фото ниже изображен пуск ПКР С-802 с корабля ВМС Ирана) либо С-803 (см. пост по сверхзуковым китайским ПКР) количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2×4 (ТПК), боекомплект 8 ПКР.

1 марта 2014 года в Читтагонге в состав ВМС Бангладеш были официально введены фрегаты F 15 Abu Bakar и F 17 Ali Haider – бывшие китайские Huangshi (бортовой номер «535″) и Wuhu (бортовой номер «536″) проекта 053H2 (класс Jianghu III).
Ранее ВМС Бангладеш уже приобрели в 1989 году из состава ВМС НОАК близкий по типу фрегат Xiangtan (бортовой номер «556″) проекта 053H1 (Jianghu II), ставший бангладешским F 18 Osman.
Корабли 053Н постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам. Им на замену построены два фрегата проекта 054 (на ВФ) и 22 проекта 054А (шесть на СФ, по восемь на ВФ и ЮФ).
В конце 1990-х годов в Китае началась разработка проекта фрегата нового поколения, предназначавшегося для замены фрегатов типа «Цзянху» (проект 053).

«Источником вдохновения» для конструкторов нового фрегата, получившего обозначение «проект 054», послужил французский фрегат «Лафайет». От него были переняты «стелсообразные» очертания, снижающие радиолокационную заметность, а главная силовая установка, значительная часть радиолокационного оборудования и вооружения — изготовлены в Китае по французским лицензиям.
В 2005 году ВМС КНР пополнились фрегатами проекта 054 «Мааншань» и «Венчжоу», представлявшими собой переходный вариант от проекта 053Н3 к более современным кораблям. С одной стороны, в их конструкции широко применяли технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности, были установлены новые дизели «SEMT-Пилстик» 16РА 6V-280 STC и противокорабельные ракеты YJ-83.
С другой — артиллерийское и зенитное ракетное вооружение соответствовало проекту 053Н3. Корабли несут по одной 100-мм артустановке «тип 210» (лицензионный вариант французской АУ «Компакт» и четыре 30-мм шестистволки АК-630М российского производства. Также на фрегатах установлен зенитный ракетный комплекс HQ-7 с восьмизарядной пусковой установкой — развитие французского ЗРК «Кроталь» (дальность стрельбы до 6 км). Для борьбы с подлодками служат два трехтрубных торпедных аппарата. На корабле предусмотрено базирование вертолета — Ка-28 российского производства или Z-9C (лицензионный вариант французского «Дофина»).

Масштабное обновление ВМС НОАК, в т.ч. строительство новых эсминцев и фрегатов привели в последние годы к тому, что из состава флота начали выводить морально устаревшие, но еще не исчерпавшие своего ресурса корабли постройки 1980х – начала 1990х гг. Настала очередь фрегатов пр.053H2G, построенных и введенных в состав ВМС НОАК под номерами 539-542 в первой половине 1990х гг. Как минимум три из четырех фрегатов этого проекта к 2015 году, после вывода из состав ВМС НОАК сейчас переоборудывают в корабли береговой охраны.

Модификации:
• Type 053H Jianghu-I
• Type 053H1 Jianghu-II
• Type 053H2 Jianghu-III
• Type 053H1Q Jianghu-IV
• Type 053H1G Jianghu-V
• Type 053H2G Jiangwei-I
• Type 053H3 Jiangwei-II
• Type 053K Jiangdong class

ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПРОЕКТ 053 HI)

Водоизмещение, т:
• стандартное… 1425
• полное… 1702
Главные размерения, м:
• длина наибольшая…103,2
• ширина наибольшая…… 10,8
• осадка при полном водоизмещении……3,1
Главная энергетическая установка… дизельная, 2 х 12Е 390V
Максимальная мощность, л.с…2 х 14 400
Скорость хода наибольшая, уз…26
Дальность плавания, мили:
• ходом 18 уз… 4 000
• ходом 15 уз… 2 700
Экипаж, чел. (в том числе офицеров)… 200 (30)

ВООРУЖЕНИЕ:

Комплекс противокорабельных ракет 2 х 2 HY-2
Артиллерийские комплексы:
• количество АУ х стволов (тип АУ)…2×2 – 100/56 СУ «Wok Won» (тип 752А)
• количество АУ х стволов (тип АУ)…4 х 2 – 37/67 (В-11М)
Противолодочное:
• количество РБУ х стволов (тип РБУ)…2 х 5-252-мм (РБУ-1200), боекомплект…40 РГБ-12
• количество штоковых бомбометов (тип бомбометов)…2 (БМБ-2)
Радиоэлектронное:
• РЛС обнаружения ВЦ… MX 902 (тип 354,«Фут-Н»)
• РЛС обнаружения МЦ и УО 100-мм АУ…«Линь» (тип 354)
• РЛС навигационная… «Fin Curve» (типа 352)
• средства РТР… «Залив» и «Бизань-4Б»
• пассивные средства РЭП (количество ПУ х направляющих)…SRBOC Мк 36 (2 х 6- 130 -мм)
• ГАС с подкильной антенной… «Echo» (тип 5)

Источники: warfor.me, army-news.ru, ru.wikipedia.org, alternathistory.livejournal.com, modelist-konstruktor.com, zonwar.ru, topwar.ru, doktorkurgan.livejournal.com, imp-navigator.livejournal.com, en.wikipedia.org, studbooks.net, Ю. В. Апальков Боевые корабли мира на рубеже XX – XXI веков – Часть III Фрегаты и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ТИП 057 (КИТАЙ)
РАКЕТНЫЙ ФРЕГАТ ПРОЕКТА 054 (КИТАЙ)
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «ГОРНОСТАЙ» ПРОЕКТА 50
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ