РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П764 “ШЕКСНА-В”

С МБР ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-16У (8К64У)

MISSILE COMPLEX 8P764 “SHEKSNA-V”

ICBM HEAVY CLASS R-16U (8K64U)

Разработка первого отечественного стратегического ракетного комплекса с МБР и пусковыми установками шахтного типа началась в марте 1960 года, когда по распоряжению заместителя председателя СМ СССР Д.Ф.Устинова в ОКБ-586 (КБЮ) приехали для согласования плана перспективных совместных работ специалисты ЦКБ-34 численностью более 20 человек во главе с начальником предприятия А.М.Шаховым и главным конструктором КБ-1 Е.Г.Рудяком – это была первая работа ленинградского конструкторского бюро по наземным ШПУ. Целью мероприятия было ознакомление с ракетой Р-16 и комплексом оборудования для пуска этой ракеты с наземной стартовой позиции. Уже в мае 1960 года был намечен ряд решений по ШПУ в целом и были сформулированы вопросы по стыковке с ракетой. Официально разработка шахтного стартового комплекса “Шексна” для МБР Р- 16 была задана Постановлением СМ от 30 мая 1960 года, этим же постановлением задавались аналогичные установки для ракеты Р-9. Р-14 и Р-12.
Вскоре был подписан приказ Государственного Комитета по оборонной технике (ГКОТ) о создании комплекса «Шексна». Головным разработчиком ракетного комплекса было ОКБ-586. Главным конструктор ракеты и ракетного комплекса в целом был определен М.К.Янгель. Главным конструктором стартовой позиции стал главный конструктор КБ-1 ЦКБ-34 Е.Г.Рудяк. Главный конструктор системы заправки компонентами топлива – К.К.Филиппов (КБТХМ).

Созданию шахтного ракетного комплекса «Шексна» предшествовало решение массы научно-технических проблем связанных с газодинамикой старта, динамикой выхода ракеты из шахты, с защитой от воздействия факторов ядерного взрыва ракеты и оборудования, размещенного в сооружении, с повышением боеготовности. В ходе разработки был проведен поиск и проверка ряда новых схемо – конструктивных решений. При разработке стартовой позиции учитывались следующие основные требования: длительное хранение ракеты в шахте в не заправленном состоянии; дистанционная заправка ракеты компонентами топлива и сжатыми газами при подготовке ее к пуску; дистанционное наведение по азимуту ракеты с пусковым столом без пересоединения всех заправочных коммуникаций и электроразъемов; отсоединение всех заправочных коммуникаций и электроразъемов ходом самой ракеты при старте и автоматический отвод их от корпуса ракеты.

В процессе проектирования было разработано несколько вариантов ШПУ. К КБ-1 ЦКБ-34 было разработано 15 вариантов стартовых сооружений, в которых пытались оптимизировать схему старта ракеты из шахты, максимально снизить размеры и объем ШПУ, а также стоимость строительных работ при решении задачи заданного уровня боевого дежурства, подготовки к пуску и пуска ракеты. Были варианты со свободным движением ракеты в шахте, направление ракеты в пусковом стакане, рассматривались различные варианты газоходов в сооружении, включая схему с общим газоходом на три шахты и др. При реализации схемы ШПУ со свободным выходом ракеты Р-16 из сооружения потребовался бы диаметр сооружения около 20 метров, при этом площадь защитного устройства (крыши) составила 700 м2 и вес 1300 т. Предварительные проекты рассматривался в марте 1960 года. После их доработки проект стартового комплекса «Шексна» был рассмотрен 15 июня 1960 года на расширенном техническом совещании в ЦКБ-34. В результате обсуждения за основу был выбран вариант шахтной установки с поворотным металлическим стаканом, направлением ракеты при старте по направляющим в стакане с помощью бугелей, устанавливаемых на ракете, и отводом газов в газоход между стаканом и сооружением через газоотводящие решетки в его верхней части. Бугеля ракеты использовались та же для амортизации ракеты в шахте.
После рассмотрения проработок и выбранной схемы стартовой установки заказчик – ГУРВО РВ в конце июня 1960 года выдало ТТТ на комплекс «Шексна», которым предусматривалось создание стартовой позиции в составе трех шахт, подземных хранилищ компонентов топлива и командного пункта. В июле 1960 года ЦКБ-34 совместно с ЦПИ-31, московским ГОКБ, КБ НКМЗ и другими проектными организациями выполнило эскизный проект стартового комплекса, который был рассмотрен специальной комиссией НИИ-88 и ГУРВО. Проект был в целом одобрен и рекомендован для дальнейшей разработки. В октябре1960 года были завершены эскизные проекты агрегатов и систем специального технологического, наземного и подъемно-транспортного оборудования. Рабочие чертежи стартового комплекса были готовы в марте 1961 года.

Технические предложения ЦКБ-34 привели к необходимости переработки ОКБ-586 отдельных узлов изделия 8К64 (ракета Р-16), при этом менялась силовая схема при хранении, по-новому должна была проводиться заправка и др. Некоторые специалисты ОКБ-586 были не согласны с мнением ЦКБ-34, но главный конструктор М.К.Янгель принял предложения по доработкам ракеты. Так как испытания модернизированной ракеты Р-16 предполагалось начать с наземного старта, а эксплуатировать и применять в боевой обстановке из шахты, конструкторам ОКБ-586 пришлось создавать унифицированную ракету для старта с наземных и шахтных ПУ. После доработки ракета получила обозначение Р-16У (8К64 – унифицированная). Ракета Р-16У разработана на базе МБР Р-16 с целью унификации конструкции для применения с на-земных и шахтных ПУ. Для повышения надежности и безопасности при эксплуатации была изменена автоматика управления двигателем первой ступени. Наддув баков горючего обеих ступеней и бака окислителя второй ступени осуществлялся азотом из баллонов высокого давления.
Главным конструктором ЦКБ-34 Е.Г. Рудяком отрабатывалась конструкция шахтного сооружения ракетного комплекса Р-16 и, в частности, разделительных стаканов, по внешней стороне которых при запуске ракеты идут раскаленные газы, а по внутренней – эжектируемый холодный атмос­ферный воздух, возникло опасение по поводу того, что внутренние терми­ческие напряжения могут привести к разрушению тонкостенного стакана. Чтобы избежать такого риска Рудяк применил в проекте теплозащитное покрытие на внешней стороне раз­делительного стакана. НИИ-88 выступил против подобного решения, так как оно серьезно осложняло создание и эксплуатацию стартового сооружения, обуславливая возможность разрушения покрытия в течение продолжительно¬го боевого дежурства ракеты и, тем самым, непредсказуемого результата ее старта. Оценочные расчеты НИИ-88 показывали, что можно обойтись без теп­лозащитной обмазки. Е.Г.Рудяк настаивал на покрытии. В результате договоренности первые испытания шахты проводить без покрытия и были успешными.

Для того что бы отказать от дорогостоящего строительства экспериментальной установки стартового комплекса “Шексна”, необходимой для определения точности выбранных проектных решений, и выдержать сроки создания комплекса в соответствии с Постановлением СМ, ЦКБ-34 совместно с НИИ-88 решили провести крупномасштабное моделирование стартового сооружения на специальном стенде. С этой целью в расчетно-исследовательском комплексе РИК-6 ЦКБ-34 был разработан крупномасштабный газодинамический стенд, представлявший из себя модель шахты комплекса “Шексна” в масштабе 1:6 из которого производились пуски испытательных реактивных снарядов ИРС (модели ракеты Р-16). унифицированную ракету для старта с наземных и шахтных пусковых установок.

Стартовая позиция ракет Р-16У “Шексна-В” имела следующие защищенные сооружения: три отдельных шахтных ПУ, расположенных в линию на незначительном расстоянии друг от друга; хранилища компонентов топлива (горючего и окислителя); командный пункт котлованного типа с автономными источниками электроэнергии – дизельгенераторами и системой обеспечения температурно-влажностного режима.
Строительное сооружение ШПУ в верхней части имело оголовок, в котором размещена защитная крыша с электроприводом и другое специальное оборудование. ШПУ имела для наведения ракеты по азимуту поворотный пусковой разделительный стакан с газоотводящим устройством. Отвод продуктов горения компонентов топлива ракеты осуществлялся через газоход между стаканом и шахтой. Для направления ракеты при старте в пусковом стакане имелись направляющие, а на ракете установлены бугеля, которые также обеспечивали амортизацию ракеты при ее хранении при внешнем воздействии.

Хранение ракеты Р-16У в шахтах осуществлялось в незаправленном состоянии. В составе стартового комплекса имелась централизованная система заправки с общими (на все три шахты) хранилищами и насосами для каждого компонента топлива и дистанционным управлением заправкой из командного пункта. Управление стартовой позицией при длительном хранении ракет, заправке, подготовке к пуску ракет и старте централизованное, дистанционное из командного пункта.

Для комплекса “Шексна” в ГСКБ (КБТМ) была создана стационарная система заправки 8Г157 (руководитель проекта Л.П.Дивавин). Система была предназначена для заправки окислителем трех ракет, находящихся в укрытых стартовых сооружениях одной стартовой позиции, для хранения окислителя и слива его из ракет при несостоявшемся пуске. В комплексе наземного оборудования использовались следующие изделия, созданные ранее в ГСКБ (КБТМ): термочехлы 8Ф013, 8Ф013Т, 8Ф018 и 8Ф018Т; транспортно-стыковочная машина 8Т139; транспортные тележки 8Т133 и 8Т134; ангарно-складская тележка 8Т131; средства обслуживания 8Т0139; подвижные средства заправки окислителем.

ЛКИ ракеты Р-16У проводились с января 1962 года с наземной ПУ. В октябре 1960 года было выдано комплексное проектное задание на строительные сооружения и технические системы стартовой позиции. В 1961 году на площадке №60 полигона Тюра-Там началось строительство ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. Главный инженер проекта строительного сооружения – А.А.Ниточкин (ЦПИ-31 МО). В шахту вставлялся пусковой стакан изготовляемый НКМЗ и представляющий из себя металлоконструкцию в виде трубы, которая транспортировалась на стартовую позицию железнодорожным транспортом и для этого разделенная на три части. Стакан собирался на стартовой позиции методом сварки, первоначально для выполнения сварочных работ ввиду их сложности были привлечены опытные сварщики Николаевского судостроительного завода.
Первый пуск из ШПУ состоялся 13 июня 1962 года, ракета вышла успешно из шахты, но в полете отказал рулевой двигатель. Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла из прорезиненной ткани, после его снятия испытания пошли нормально. Полный цикл испытаний были завершены в июле 1963 года.

В мае 1962 года к работе по испытаниям стартового комплекса 8П764 «Шексна» с ракетой Р-16У приступила Государственная комиссия, председателем комиссии был назначен начальник НИИ-4 генерал-лейтенант А.И.Соколов. В мае-июне 1962 года были проведены автономные испытания агрегатов и систем стартовой позиции на НИИП-5. Первый пуск ракеты Р-16У из ШПУ «Шексна» состоялся 13 июня 1962 года, ракета вышла успешно из шахты, но в полете отказал рулевой двигатель. Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла из прорезиненной ткани, после его снятия испытания пошли нормально. На испытаниях проводились одиночные пуски ракет, выполнялись двухракетный и трехракетный залпы с интервалом между пусками в 5 минут. На испытаниях отрабатывалась так же боеготовность комплекса. Полный цикл испытаний был завершен в июле 1963 года, в том же месяце комплекс “Шексна” был принят на вооружение РВСН.

Не дожидаясь окончания испытаний ракетного комплекса в 1962 году началось строительство боевых позиций. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство 5 февраля 1963 года (г. Нижний Тагил, командир Н.А.Олейников). 30 марта 1963 года 3-й дивизион ракетного полка Д.Т.Гущина под Плесецком заступил на боевое дежурство с тремя ШПУ (установки №9, №10 и №11). В мае 1963 года на НИИП-5 руководителям стран народной демократии был продемонстрирован групповой пуск трех ракет Р-16У из шахтного стартового комплекса.
8 октября 1963 года в рамках проводившегося учения «Гроза» с 11-й ШПУ ракетного полка объекта «Ангара» был выполнен первый учебно-боевой пуск ракеты из боевой шахтной пусковой установки.
Ракетные комплексы с МБР Р-16 и Р-16У несли боевое дежурство под городами Бершеть в Пермской обл., Вехняя Салда под Нижним Тагилом, Бологое (Выползово) Калинская обл., Итатка в Томской обл., Йошкар-Ола, Новосибирск, Шадринск в Курганской обл., Юрья в Кировской обл., Тюра-Там и Плесецк. Ракетный полк имел три групповые стартовые шахтные установки, каждая из них размещалась на удалении 8-10 км. В состав ракетных дивизий могли входить ракеты различных типов, так в середине 1960-х годов в 36-ю Краснознаменную Венскую гвардейскую ракетную дивизию, расположенную на юге Красноярского края, входило три полка ракет Р-16У, из них один с ШПУ, и шесть полков с МБР УР-100 второго поколения.
Ремонт ракет Р-16У был организован на Балашовском заводе, переданном из ВВС.
Всего за время испытаний и эксплуатации ракет Р-16 и Р-16У было произведено 307 пусков, из них 91% успешных.
На базе МБР Р-16 предполагалось создать космическую ракету-носитель 64С5 «Циклон-1».


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-586 (КБЮ)
Главный конструктор М.К.Янгель
Изготовитель ракет заводы: №586 (ЮМЗ) и №166 (ПО “Полет”, г.Омск), №1001 (г. Красноярск)
Код НАТО SS-7 Saddler Mod 1&2
Тип комплекса стратегический
ракетный комплекс с МБР,
размещенными в групповых ШПУ, первого поколения
Состояние на вооружении с 15 июля 1963 года. Снят с вооружения в 1978 (1976) году
Ракета Р-16У (8К64У)
Дальность стрельбы, км:
- с легким боевым блоком 13000
- с тяжелым боевым блоком 10500-11000
Точность стрельбы (КВО), км:
- КВО 2,7
- предельное отклонение +9,0
Головная часть:
- тип моноблочная, термоядерная 8Ф17, 8Ф115, 8Ф116
- мощность заряда, Мт:
легкий блок 2,2-3
тяжелый блок 5-6
- разработчик заряда КБ-11
- форма коническая
- длина, м 4,5
- диаметр, м 2,0
- вес, кг:
легкий блок 1475-1500
тяжелый блок 2175-2200
Система управления инерциальная с гиростабилизированной платформой на “ твердых” подвесах
- разработчик ОКБ-692 (Харьков)
- гл. конструктор Б.М.Коноплев
- изготовитель Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского
Гироскопические приборы:
- разработчик НИИ-944
- гл. конструктор В.И.Кузнецов
Вес системы управления, кг :
- общий 440
- на первой ступени 152
- на второй ступени 288
Органы управления четырехкамерный рулевой ЖРД на каждой ступени
Разделение ступеней за счет тормозных пороховых двигателей I ступени
Отделение ГЧ за счет тормозных пороховых двигателей II ступени
Система прицеливания с помощью наземных оптических приборов
- разработчик КБ-7 ЦКБ -784
- гл. конструктор С.П.Парняков
- тип визуальная оптико-механическая 8Ш26
Тип старта газодинамический из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты: 2
Длина ракеты, м:
- полная с легкой ГЧ 34,3
- полная с тяжелой ГЧ 32,4
Макс. диаметр корпуса, м 3,0
Стартовый вес, т 140,6 (146,6-148)
Горючее НДМГ
Окислитель АК-27И
Вес топлива, т 130,0
Гарантийный срок хранения ракеты в заправленном состоянии, суток 30
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ 8С81У:
Размеры, м:
- длина 14,5
- длина с переходником 16,8
- диаметр 3,0
Двигатель 6-камерный ЖРД РД-218 (8Д712) с ТНА без дожигания (три блока РД-217 по две камеры на одной общей раме с одной кабельной сетью)
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- изготовитель з-д №586, красноярский з-д №1001
- состав блока РД-217 две камеры, ТНА, восстановительный газогенератор, пороховой стартер, агрегаты автоматики и трубопроводы
- соотнош. компонентов топлива 2,5
- тяга у земли, тс 226-226,5
- тяга в пустоте, тс 255,4-266
- удельный импульс, с:
на земле 246
в пустоте 289
- давление, кгс/см2:
в камере сгорания 75
на срезе сопла 0,4
- время работы, сек 90
- вес, кг:
сухой конструкции 1960
залитого двигателя 2240
- высота, м 2,188
- диаметр, м 2,789
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД РД-851 (8Д63У)
- разработчик КБ-4 ОКБ-586
- гл. конструктор И.И.Иванов
- тяга у земли, тс 28,85
- тяга в пустоте, тс 33
- удельный импульс, с:
у земли 235-243
в пустоте 273-279
- число включений 1
- время работы на режиме, с:
основном 110
дросселированном 5
- вес, кг 403
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ 8С82У ( 8С82УФ2):
Размеры, м:
- длина 10,8
- диаметр 2,4
Двигатель: двухамерный
ЖРД 8Д713 (РД-219) с ТНА без дожигания
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.П.Глушко
- состав две камеры, ТНА, газогенератор, агрегаты автоматики, рама и др.
- запуск сразу на главную ступень
- регулировка тяги расход топлива через газогенератор и изменение подачи окислителя через камеры
- соотношение компонентов топлива 2,5
- тяга двигателя в пустоте, тс 90
- удельный импульс в пустоте, с 293
- давление, кгс/см2:
в камере сгорания 75
на срезе сопла 0,3
- время работы, сек 125
- вес, кг:
сухой конструкции 760
залитого двигателя 797
- высота, м 2,030
- диаметр, м 2,162
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД РД-852 (8Д64У)
- разработчик КБ-4 ОКБ-586
- гл. конструктор И.И.Иванов
- тяга в пустоте, тс 4,92
- удельный импульс в пустоте, с 250-255
- число включений 1
- время работы, с 143
- вес, кг 133

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Тип групповой шахтный 8П864
Разработчик КБ-1 ЦКБ-34
Гл. конструктор Е.Г.Рудяк
Тип защитного устройства плоская сдвижная крыша
Открытие крыши по рельсам в сторону
Наведение по азимуту поворотное пусковое устройство вместе с ракетой, с пристыковаными коммуникациями системы заправки
Амортизация местная с
тарельчатыми пружинами в конструкции бугелей ракеты
Система заправки горючим:
- тип скоростная
- разработчик Московское ГОКБ
Система заправки окислителем:
- тип стационарная 8Г157
- разработчик ГСКБ (КБТМ)
Система электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО
Размеры шахты, м:
- диаметр стакана 4,64
- диаметр шахтного сооружения 8,3
- высота 45,6
Число шахт в группе 3
Число ракет в шахте 1
Расстояние между шахтами, м 60-100
Степень защищенности ракет в ШПУ от ядерного воздействия, кг/см2 2
Предстартовая подготовка
трех ракет, ч 2,5-3
Предстартовая подготовка
одной ракеты, мин 20
Время пуска ракеты из полной боевой боеготовности, мин 18

НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Электрочехлы 8Ф013, 8Ф013Т, 8Ф018 и 8Ф018Т
Транспортно-стыковочная машина 8Т139
Транспортнве тележки 8Т133 и 8Т134
Ангарно-складская тележка 8Т131
Средства обслуживания 8Т0139
Кран 8Т26

УСТАНОВЩИК РАКЕТЫ:
Тип 8У240
Разработчик ЦКБТМ
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ГОРЮЧЕГО:
Разработчик СКБ ЖЗТМ
Гл. конструктор В.Г.Кононов
ПРИБЛИЖЕННАЯ СИСТЕМА ЗАПРАВКИ:
Тип 8Г74П
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
СИСТЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ:
Разработчик КБТХМ
Гл. конструктор В.К.Филлипов
АГРЕГАТ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ:
Тип стационарный
Разработчик КБТХМ
АГРЕГАТ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАПРАВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Тип стационарный
Разработчик КБТХМ

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.02.2017

Источники:
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Волков Е.Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. – М.: РВСН, 1996.
Днепровский ракетно-космический центр. – Днепропетровск: ПО ЮМЗ-КБЮ, 1994.
Ракеты и космические аппараты конструктор-ского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000
«От артиллерийских систем до стартовых комплексов», СПб: КБСМ, 2002
Первов М. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. М: 1998
Полигон особой важности. – М: ”Согласие”, 1997
Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. ЦИПК, 1996
Стратегическое ядерное вооружение России. Под ред. П.Л.Подвига. М: ИздАТ, 1998
Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения / Под ред. И.Д.Сергеева – М.: РВСН, 1992.
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
Головня Г.А. О Михаиле Кузьмиче Янгеле, рукопись, 1972.
и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П864 “ШЕКСНА-Н” С МБР ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-16 (8К64)
МБР Р-16 (ПЛАНШЕТ)
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОЛЕТ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)