ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА RBS-15 MK3 (ШВЕЦИЯ)
ANTI-SHIP MISSILE RBS-15 MK3 (SWEDEN)

21.05.2016

Как сообщает французский бюллетень «TTU» в статье «Gabegie à la Bundeswehr», в конце апреля 2016 года Федеральная счетная палата ФРГ направила выговор министерству обороны страны за ужасающее ведение контракта на закупку 30 противокорабельных ракет Saab RBS-15 Mk 3, предназначенных для вооружения германских корветов проекта K130 (типа Braunschweig).
Контракт на закупку этих ракет у консорциума Saab/Diehl Defence был подписан в 2005 году на сумму 60 млн евро. Дата поставки была зафиксирована – это был 2009 год. Но в итоге поставки завершились только в конце 2011 года, причем, по мнению Счетной палаты, Бундесвер платил чистоганом «без надлежащего контроля состояния ракет».
В итоге, спустя год ракеты были испытаны, и два экземпляра разбились в море. Кроме того, оказалось, что поставленные ракеты могут применятьcя только против морских целей, а наземные цели поражаться не могут, хотя требование по возможности поражения наземных целей было указано в контракте. «Новое испытание ракет в 2015 году стоило Бундесверу несколько миллионов евро», жалуется Счетная палата, отмечая, что эти расходы должен оплатить производитель.
Наконец, подписанный военными контракт не предусматривает никакого возмещения ущерба, ни разделения рисков. На этом уровне ответственности и компетентности, – можно ли оправдать такой промах? Естественно, что Счетная палата обратилась к министерству обороны Германии с обращением как можно быстрее довести ракеты до состояния, когда они могут поражать как морские, так и сухопутные цели, и чтобы в будущем контракты на закупку вооружений включали в себя риски, связанные с разработкой систем, а также распределения финансовой ответственности в случае возникновения проблем.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

03.04.2017

Шведское оборонное закупочное ведомство Försvarets Materielverk (FMV) 31 марта 2017 года выдало группе Saab AB контракт стоимостью около 3,2 млрд шведских крон (около 359 млн долл) на создание нового поколения известной шведской противокорабельной ракеты RBS 15. Новые противокорабельные ракеты должны быть созданы в варианте корабельного базирования под обозначением Rb 15 Mk 3+ (прежде всего для оснащения корветов типа Visby ВМС Швеции) и в авиационном варианте под обозначением Rb 15 F-ER (extended range) для оснащения планируемых к приобретению для ВВС Швеции истребителей Saab JAS-39E Gripen NG. Поступление новых ракет на вооружение ожидается «в середине 2020-х годов» (согласно информации Saab AB, начало поставок намечено на 2026 год).
В стоимость контракта входят работы по интеграции новых ракет в состав системы вооружения корветов типа Visby и истребителя JAS-39E, а также по поддержанию технического состояния ныне состоящих на вооружении в Швеции ПКР RBS 15 Mk 2 и Mk 3 на весь периодих жизненного цикла.
Согласно информации в статье Richard Scott «Saab to develop Sweden’s next-generation anti-ship missile» журнала «Jane’s Defence Weekly», основанной на сообщении представителя Saab AB, новое поколение ракет RBS 15 должно основываться на конструкции ПКР RBS 15 Mk 3, но иметь усовершенствованный планер, новую активную радиолокационную головку самонаведения, новую систему управления и наведения и новый вычислительный комплекс. Как и RBS 15 Mk 3, новая ракета должна быть способна поражать наземные цели, используя спутниковую коррекцию через GPS. Дальность новой ракеты должна «значительно превышать» заявленную дальность нынешней RBS 15 Mk 3 (»более 200 км»), что предполагается добиться за счет применения нового турбореактивного двигателя, а также применения легких композиционных материалов в конструкции планера ракеты.
В перспективе Saab AB предполагает интегрировать на новую ракету многоканальную головку самонаведения и двусторонний даталинк.
Saab AB будет вести создание новой ракеты в партнерстве с германской компанией Diehl Defence,которая уже выступает субподрядчиком по производству ПКР RBS 15 Mk 3 и осуществляет их лицензионную сборку.
http://bmpd.livejournal.com

14.04.2017

Компания Saab заключила контракт на поставку новых противокорабельных ракет Минобороны Швеции. Об этом сообщило управление материального обеспечения военного ведомства страны.
Контракт заключен в рамках программы развития противокорабельной ракетной системы ВМС Швеции. Новыми ракетами оснастят корветы класса Visby и перспективные истребители Gripen E, которые пока не приняты на вооружение.
Компания Saab разработает ПКР и обеспечит их серийный выпуск. Корабельная модификация получила название Rb 3+ Mk.15, а авиционная – Rb.15 F-ER. Их должны ввести в эксплуатацию к середине 2020-х годов. Общая стоимость контракта составила примерно 3,2 млрд шведских крон (354 млн долларов).
«Новые противокорабельные ракетные системы нужны в первую очередь для защиты шведского побережья. Они получат улучшенные радары, системы наведения, большую дальность действия. Нынешняя система RBS.15 введена в строй в середине 1980-х годов и до сих пор справляется с задачами, но мы должны смотреть в будущее», – сказал Андерс Фредлунд, руководитель программы развития противокорабельной ракетной системы ВМС Швеции.
http://flotprom.ru

МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ ТИПА VISBY (ШВЕЦИЯ)

21.04.2017

ВМС Польши оснащают малые ракетные корабли (МРК) класса Orkan шведскими ПКР типа RBS15, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на сайт компании Saab (19 апреля).
Шведская компания получила заказ на поставку ракет в 2017-2018 годах. По мнению «Сааб», ПКР RBS15 является мировым лидером в этом классе ракетного оружия (»корабль-корабль») и рада помочь вооружению этих катеров. Оснащение будет происходить на военно-морской базы Гдыня (Польша).
RBS15 производится совместными усилиями «Сааб» и немецкой компании Diehl Defence. Береговая оборона Польши вооружена ПКР этого типа версии Mk2.
ВМС Польши имеют три корабля этого типа – Orkan, Piorun и Grom, которые были достроены на национальной верфи после прекращения существования ГДР. Дальность стрельбы ПКР типа RBS15 составляет 200 км. Успешные испытания ракеты на МРК были проведены в январе этого года.
Военный Паритет

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ORKAN ПРОЕКТА 660 (ПОЛЬША)


ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА RBS-15 MK3

Ракета RBS15 Mk3 создана шведской фирмой «Saab Bofors Dynamics», она разработка была начата в 2003 году. Соглашение о совместной разработке, изготовлении и маркетинге новых ракет RBS-15 Mk.3 компании «Диль BGT дифенс» и «СААБ Бофорс дайнемикс» подписали в 2003 году. Соглашение предусматривает проведение завершающей сборки всех ракет для зарубежных заказчиков на предприятии «Диль». Независимо от того, кто является основным подрядчиком подписанного контракта, доля работ между компаниями остается неизменной.
Ракета RBS15 Mk3 является развитием ракеты RBS15 Mk2. В ней используются те же самые боевая часть, методы наведения и программное обеспечение управления. Однако RBS15 Mk3 имеет увеличенную дальность, улучшенные возможности распознавания целей и обеспечивает более эффективный прорыв ПРО противника благодаря подлету к цели на предельно малых высотах, маневрированию по случайному закону и увеличению тяги двигателя на конечном участке траектории.
Ракета RBS15 Mk3 предназначена для поражения кораблей основных классов, включая скоростные малоразмерные, в открытом море, шхерах, базах и вблизи берега. Основными носителями новой ракеты станут ракетные катера, корветы, фрегаты, самолеты, а также стационарные и мобильные комплексы береговой обороны.
Противокорабельная ракета RBS-15 Mk.3 длиной 4,35 м и массой 630 кг (800 кг со стартовым ускорителем) предназначена для поражения надводных и наземных целей в сложных погодных условиях на дальности, превышающей 200 км.
Ракета RBS-15Mk3 скомпонована по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным расположением складывающихся рулей и крыльев. В состав силовой установки входит маршевый турбореактивный двигатель «Microturbo TR60-5″ с регулируемым вектором тяги и два твердотопливных стартовых ускорителя.
Бортовая аппаратура ракеты состоит из инерциальной системы управления, новых цифрового автопилота, адаптивного радиовысотомера (подстраивающегося по частоте в зависимости от состояния поверхности моря), ЭВМ и радиолокационной ГСН. Ракета оснащена радиолокационной ГСН Ku-диапазона с уникальными возможностями по обнаружению и идентификации цели и высокой защищенностью от помех. Инерциальная навигационная система совместно с системой GPS-навигации обеспечивают высокую точность поражения цели.
Наведение ракеты на маршевом низковысотном участке траектории осуществляется посредством инерциальной системы с радиовысотомером, которая обеспечивает ее полет к цели по прямой или запрограммированный доворот на цель в заранее заданной точке, а также перелет через препятствия (острова).

Испытания ракеты проводились вплоть до 2007г. на полигоне министерства обороны Швеции в г.Видзель. В ходе испытаний был опробован полный цикл работы бортовых систем ракеты RBS15Mk3, включая систему планирования перехвата, проверку возможностей ГСН по обнаружению цели и маневрирование ракеты на конечном участке траектории с высокими перегрузками. На завершающем этапе пуски ракеты RBS15Mk3 осуществлялись береговой ракетной батареей.
В апреле 2008 года были проведены успешные испытания модернизированной ракеты на полигоне Видзель на севере Швеции в присутствии правительственных делегаций из Германии, Польши и еще нескольких стран. Главной целью испытательного пуска была проверка работы новой системы GPS-наведения, которая позволяет применять ПКР по наземным целям.
После запуска с наземной установки, смонтированной на шасси грузового автомобиля, ракета RBS 15 Mk3 совершила полет в автоматическом режиме по запрограммированной траектории над местностью с различным характером рельефа. Управление осуществлялось бортовой системой навигации, обеспечившей точное прохождение всех контрольных точек на пути к цели.

Первая противокорабельная ракета (ПКР) RBS-15 версии Mk.3 испытана в январе 2009 года на предприятии компании «Диль BGT дифенс» (Германия). Это первая ракета RBS-15, которая была построена вне территории Швеции в целях проверки технологического процесса.
Носителями ПКР могут быть ракетные катера, корветы и фрегаты. ПКР могут также входить в состав стационарных и мобильных комплексов береговой обороны.

Противокорабельный комплекс с ракетой RBS15 Mk3 входит в состав вооружения шведского корвета «Visby», польского корвета проекта 621 и перспективного фрегата проекта F-125 ВМФ ФРГ. Объявлено о программе перевооружения ВМФ Финляндии, предусматривающая замену предыдущих версий RBS15 на новую ракету.
В 2012 году шведская компания SAAB получила заказ от своего немецкого партнера Diehl BGT на производство ракет «поверхность-поверхность» RBS15 Mk3 на сумму 168 млн шведских крон с опционом на 83 млн. Поставки запланированы на период 2014-2016 годов, сообщает 4-traders.com 13 августа. «Этот заказ имеет важное значение для дальнейшего сотрудничества с нашим немецким партнером и дает возможность и дальше совершенствовать эту ракетную систему. С более широкой точки зрения этот заказ является еще одним доказательством способности нашей компании выполнять взятые на себя долгосрочные обязательства для увеличения продажи ракет за пределами Швеции», сказал вице-президент компании Томас Самуэльсон (Tomas Samuelsson).
Как сообщается 20 января 2015 года, шведская оборонная компания Saab и ВМС Польши провели успешные испытания противокорабельной ракеты RBS15 Mk3 на борту малого ракетного корабля класса Orkan. Испытания проведены в рамках контракта 2006 года на поставку ракет RBS15 Mk3 и их установки на корабли класса Orkan.
Испытания, проведенные на головном корабле Orkan (421), подтвердили работоспособность всех систем управления стрельбой. Испытания проводились с имитацией ракетной стрельбы и завершились ходовыми испытаниями корабля, полностью укомплектованного восемью ракетами. Заказчик продемонстрировал свою способность оснащать и эксплуатировать корабли в полной боевой комплектации.
«Мы завершили морские приемо-сдаточные испытания первого из трех кораблей класса Orkan с ракетами RBS15 Mk3. Теперь Польша имеет противокорабельные ракеты, способные поражать цели на дальности более 200 км», сказал Стефан Оберг (Stefan Öberg), руководитель подразделения ракетных систем в компании «Сааб».
Оставшиеся два корабля класса Orkan (первоначально строились в ГДР для своих ВМС, после объединения Германии проданы Польше, достроены в Гданьске – ВП), Piorun (422) и Grom (423), пройдут испытания с подобными системами в конце 2015 года.

Для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах фирмой «Saab Missiles» (Швеция) разработан мобильный береговой ракетный комплекс (ПКРК) RBS-15ka. Он предназначен для поражения на дальностях до 100 км целей среднего и малого водоизмещения, а также для вывода из строя отдельных систем на крупных кораблях.
Входящая в состав комплекса ракета создана на базе всепогодной противокорабельной ракеты RBS-15 класса «корабль-корабль», находящейся на вооружении ВМС Швеции, Югославии, Хорватии, Финляндии и других стран. Батареи ПКРК RBS-15ka находятся на вооружении частей береговой обороны Швеции и Финляндии.

МОДИФИКАЦИИ
RBS-15 Mk 1 – Оснащается французским двигателем Microturbo TRI-60, с тягой 3,73 кН (380 кгc). Дальность свыше 70 км.
RBS-15F – Вариант Mk 1 адаптированный под пуск с самолёта. Принят на вооружение в 1989 году.
RBS-15 Mk 2 – Дальность свыше 70 км. Разработана для пуска со всех видов носителей — наземных пусковых установок, самолётов, кораблей.
RBS-15SF – Модификация RBS-15 Mk 2 для ВС Финляндии. В Финляндии имеет индекс MtO 85 (фин. Meritorjuntaohjus 1985).
RBS-15 Mk 3 – Дальность пуска 200 км. Возможно использование по наземным целям. В качестве носителей используются только корабли. Производство начато в 2004 году. Разработана и производится совместно с немецкой фирмой Diehl BGT Defence.
RBS-15SF-3 – Модификация RBS-15 Mk 3 для ВС Финляндии и RBS-15SF модернизированные до стандарта Mk 3. В Финляндии имеет индекс MtO 85M.
RBS-15 Mk 4 – Находится в разработке. Включает в себя двух диапазонную ГСН (АРЛГСН и ИК). Должна применяться как против кораблей, так и наземных целей. При этом боевая часть может меняться в зависимости от выбранной миссии. Планируемая дальность около 1000 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность действия, км 200
Тип боевой части ОФ с ГПЭ
Вес боевой части, кг 200
Система управления ИНС+GPS+АРЛГСН
Тип двигателя ТРД Microturbo TR60-5″
Длина ракеты, мм 4350
Диаметр корпуса ракеты, мм 500
Диаметр со сложенными стабилизаторами, мм 850
Размах стабилизаторов , мм 1400
Стартовый вес ракеты без ускорителей, кг 630
Стартовый вес ракеты с ускорителями, кг 800

Источники: www.saabgroup.com, rbase.new-factoria.ru, Военный Паритет, Navy Recognition, ru.wikipedia.org, lenta.ru, www.aviaport.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ ТИПА VISBY (ШВЕЦИЯ)
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ORKAN ПРОЕКТА 660 (ПОЛЬША)
ИСТРЕБИТЕЛЬ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ JAS 39 GRIPEN Е (ШВЕЦИЯ)