САМОЛЕТ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
BEECHCRAFT RC-12 GUARDRAIL (США)
BEECHCRAFT RC-12 GUARDRAIL
ELECTRONIC RECONNAISSANCE AIRCRAFT (USA)

02.04.2020

Как сообщает авиационный ресурс «Scramble», на авиабазе Шяуляй в Литве с конца декабря 2019 года дислоцированы два самолета радио- и радиотехнической разведки Beechcraft RC-12X Guardrail армейской авиации США. Оба самолета практически ежедневно выполняют разведывательные полеты из Шяуляя к границам Калининградской области России.
Данные самолеты RC-12X имеют американские военные номера 93-00701 (серийный номер FE-36, позывной «YANK 01″, ранее имел позывной «GREY 11″) и 92-13120 (серийный номер FE-26, позывной «YANK 02″, ранее «GREY 33″) входят в состав 204-го батальона военной разведки (204th Military Intelligence Battalion) армии США, дислоцированного в Форт-Блисс (штат Техас).
https://bmpd.livejournal.com


САМОЛЕТ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
BEECHCRAFT RC-12 GUARDRAI

Варианты радиоэлектронной разведки военно-транспортного двухмоторного турбовинтового самолёта Beechcraft Super King Air (модели 200/250/300/350/1300) имеют обозначение RC-12 Guardrail (SIGINT – Signals intelligence) и поступают на вооружение с 1983 г. Было создано около десятка версий RC-12, в т.ч. RC-12D (на базе King Air A200CT, двигатели PT6A-41 по 850 л.с.) и RC-12K (на базе King Air B200C, двигатели PT6A-67 по 1,100 л.с.).
RC-12 Huron (Guardrail) – тактический самолет радиоэлектронной разведки, созданный американской фирмой Beech Aircraft на базе легкого транспортного самолета С-12 Huron (Beech Model 200 Super King Air).
C-12 Huron — американский двухмоторный турбовинтовой тактический военно-транспортный самолёт, разработанный на базе пассажирских самолётов Beechcraft Super King Air и Beechcraft 1900. Различные модификации C-12 используются в ВВС США, Армии США и ВМС США.
Авиационная система радиоэлектронной разведки «Гардрейл коммон сенсор» (Guardrail/Common Sensors) предназначена для обнаружения, распознавания типов и определения местоположения РЛС, средств радиосвязи и постановщиков помех противника.
Самолеты RC-12 входят в подразделение Guardrail Common Sensor (дивизион SIGINT – авиационного обнаружения и перехвата электронных сигналов).
В подразделении работают в связке самолеты трех типов RU-21 (еще одна модификация Beech Model 200 Super King Air, с системой GUARDRAIL IV) и самолетов RC-12D/H (IMPROVED GUARDRAIL V) и RC-12K/N/P GUARDRAIL COMMON/SENSOR (последние отличаются большей скоростью и большей полезной нагрузкой).
Основное оборудование самолёта – дистанционно-управляемая система перехвата сигналов связи и её пеленгации (remote-controlled communications intercept and direction-finding system), на RC-12D – AN/USD-9 Improved Guardrail V, на RC-12K – Guardrail/Common Sensor System 4. То, что система дистанционно-управляемая, означает, что на борту нет операторов, экипаж состоит всего из 2 человек (командир и 2-й пилот). Зато в комплект к самолёту идёт целый набор наземного оборудования, включающий для RC-12D Интегрированную систему обработки (integrated processing facility) AN/TSQ-105(V)4, бортовой фургон (flightline van) AN/ARM-63(V)4 AGE и тактический терминал командира (tactical commander’s terminal) AN/TSC-87.
На самолетах установлена система радиоэлектронного перехвата AN/ARW-83 и AN/ARM-163 (V).
Самолеты приняты на вооружение в 1984 году.
Самолеты этой системысовершенствовались на протяжении более 20 лет. В частях разведки сухопутных войск США есть четыре мо-дификации самолетных комплексов сис-темы. Базовые самолеты, используемые в ней, имеют следующие характеристики: взлетная масса 5 500 кг, максимальная скорость полета (на высоте 10 000 м) 540 км/ч, практический потолок 10 600 м, радиус действия 1 300 км, экипаж во-семь человек. Они разработаны на базе транспортного самолета С-12 «Гурон». Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6А-41 мощностью по 640 кВт. Длина самолета 17 м, высота 5 м, размах крыла 16,7 м, площадь крыла 28 м2.

В 1984 г. ВВС Израиля получили 5 самолётов RC-12D новой постройки. Они отличаются по оборудованию от своих американских аналогов, поэтому их называют RC-12D-like, RC-12D-FW или FWC-12D, буквы FW якобы обозначают Field Wind – кодовое имя для израильской системы оборудования (по сайту «Маркия Шхаким» Field Wind – кодовое имя сделки по поставке RC-12D в Израиль). Ещё одно кодовое название – Big Apple.
На самолетах RC-12K (поступили на вооружение в 1991 году) установ-лена аппаратура комплексов радио-разведки «Усовершенствованный Гардрейл-5», радиотехнической разведки «Усовершенствованный Квик Лук» и станция высокоточного определения местоположения радиостанций CHAALS (Communication High Accuracy Airborne Location System), позволяющая осущест-влять с борта самолетов параллельно радио- и радиотехническую разведку (Р и РТР). Высокая точность определе-ния местоположения объектов разведки достигается благодаря пространственно разнесенному перехвату сигналов двумя-тремя самолетами и комплексированию разностно-временного и разностно-доплеровского методов пеленгования. Точность определения координат целей на дальности 130-150 км достигает 50-150 м. При полном развертывании системы «Гардрейл коммон сенсор» задачи разведки, как правило, решают одновременно три самолета с высоты 3 000-7 000 м на удалении 40-100 км от линии соприкосновения войск.
В мае-июне 1991 г. в Израиль прибыли дополнительно 2 RC-12K. В ВВС Израиля RC-12 получили название «Кукия» («Кукушка») и бортовые номера серии 9ХХ. Кстати, в то время как сайт ВВС Израиля полностью подтверждают закупку 5 RC-12D, а на опубликованных фото видны номера 5 самолётов (974, 977, 982, 985 и 987), нет подтверждения прибытия 2 RC-12K и нет фотографий дополнительных RC-12, с другими номерами.
Самолеты RC-12N (приняты на вооружение в 1995 году) способны осуществить полный цикл ведения разведки в составе патрулирующей смены разведывательных самолетов при нахождении наземного центра за радиогоризонтом. Это достигается благодаря использованию наземной мобильной станции спутниковой связи Mini-IPF (Integrated Processing Facility), размещаемой на базе автомобилей повышенной проходимости «Хаммер». С самолетов разведывательные данные непрерывно передавались на мобильную станцию, а затем через ИСЗ спутниковой связи DSCS – в центр управления и обработки информации IPF, который мог находиться глубоко в тылу своих сил или на территории США.
В составе системы «Гардрейл коммон сенсор-2000» используются самолеты RC-12Р и RC-12Q. На них установлена выполненная по программе создания новых технических систем воздушной Р и РТР на базе единой для всех видов вооруженных сил архитектуры их построения JASA (Joint Airborne Sigint Architecture) разведывательная унифицированная аппаратура последнего поколения, разработанная в рамках проекта JSAF (Joint Sigint Avionics Family). Эта система способна: вести разведку передатчиков, использующих сигналы повышенной скрытности (с псевдослучайной перестройкой частоты, шумоподобные, малой длительности и другие); с высокой точностью определять местоположение источников радиоизлучений (станция CHAALS заменена следующей модификацией – CHAALS-X); обрабатывать одновременно большое количество сигналов. Она совместима с другими автоматизированными средствами армейского корпуса и может быть включена в единую разведывательно-информационную структуру Пентагона.
В зависимости от целей и характера выполняемых разведывательных задач существуют несколько вариантов построения боевого порядка самолетов RC-12P. Наиболее часто используются следующие: линия из трех самолетов; линия из двух самолетов; дуга из трех самолетов; угол из трех самолетов; ступенька из трех самолетов; ступенька из двух самолетов; угол из двух самолетов. По оценке американских военных специалистов, результаты применения данной системы во время военных конфликтов последнего времени свидетельствуют о ее высокой эффективности. Самолеты выполняли задачи по круглосуточному наблюдению за изменениями в оперативно-тактической обстановке в различных регионах мира в ходе боевых операций.
Cамолеты RC-12X являются одной из специальных военных модификаций популярного двухдвигательного турбовинтового легкого самолета Beechcraft Super King Air В200. Самолеты в вариант RC-12X были переоборудованы в 2010-2016 годах из более ранних модификаций RC-12, изначально приобретавшихся американской армией в 1980-е и в первой половине 1990-х годов, головным подрядчиком по переоборудованию, модернизации и эксплуатации RC-12X выступает корпорация Northrop Grumman. Согласно данным «Scramble», сейчас армия США располагает 19 самолетами RC-12X, входящими в состав 204-го и 305-го батальонов военной разведки.

МОДИФИКАЦИИ :

• RС-12D Guardrail самолет электронной разведки на базе С-12D с электронным оборудованием USD-9(V)2 Improved Guardrail V, AEL APR-44(V) RWR, системой подавления РЛС ITT ALQ-136(XE-3)V2 и системами РЭБ ALQ-162 на концах крыльев.
• RС-12F два UC-12F, переоборудованные для нужд руководства Тихоокеанского ракетного полигона.
• RC-12G Guardrail вариант RC-12D для Армии США с системами, установленными компанией «Sanders», и увеличенной до 6804 кг максимальной взлетной массой/
• RС-12H Guardrail разведывательный вариант RC-12D для Армии США с системами, установленными компанией ESL, и максимальной взлетной массой, увеличенной до 6804 кг; основным оборудованием самолета является комплекс выработки и контроля полетного задания ESL USD-9( V)2 Improved Guardrail V, интегрированный с системой радиотехнической разведки Advanced Quick Look, в результате чего появилась система Guardrail Common Sensor; самолеты поставлялись в 1985 году и также оснащались датчиком предупреждения об облучении РЛС противника Dalmo-Victor APR-39(XE-2), передатчиком радиолокационных помех Northrop ALQ-162 и системой Sanders ALQ-156 обнаружения ракет с РЛГСН и противодействия им.
• RU-21J Guardrail три Model 200, приобретенных Армией США в 1971 году для выполнения специальных задач; RU-21J использовался для радиотехнической разведки поля боя в программе «Cefly Lancer» и нес большое количество электронного оборудования, сходного, но не такого современного, как у RC-12D.
• RC-12K Guardrail секретный вариант RC-12D для ведения электронной разведки в интересах Армии США (34 самолета, два из которых позднее передали Израилю), поставлявшийся с весны 1988 года с двумя ТВД PT6A-67 мощностью по 1100 л. с, инерциальной навигационной системой Carousel IV-E, интегрированной с приемником GPS ASN-149, и современным комплексом радиоэлектронного оборудования Guardrail Common Sensor, позволяющим использовать данный вариант для специальной радиоразведки RC-12D в сочетании с самолетом радиотехнической разведки Grumman RV-1D Mohawk.
• RC-12N Guardrail вариант RC-12K со «стеклянной» кабиной и комплексом ASE/ACS (оборудование для обеспечения выживаемости ЛА и система контроля авионики).
• RC-12P Guardrail обозначение 12 самолетов RC-12N, модернизированных для Армии США с установкой современных электронных систем (в т. ч. каналом передачи данных), оптоволоконными каналами связи, крыльевыми контейнерами уменьшенного размера и максимальной взлетной массой, увеличенной до 7484 кг.
• RC-12Q Guardrail обозначение трех RC-12P, предназначенных для работы в качестве ретрансляторов системы спутниковой связи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 3318
максимальная взлетная 5670
Внутренние топливо, кг 1461 + опционально 598
Размах крыла, м 16.61
Длина самолета,м 13.34
Высота самолета,м 4.57
Площадь крыла,м2 28.15
Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-41
Мощность, кВт 2 х 634
Максимальная скорость, км/ч 536
Крейсерская скорость, км/ч
RC-12D/H 370
RC-12K/N/P 463
Практическая дальность, км 3495
Дальность действия, км 2222
Продолжительность полета, ч 5
Практический потолок, м 9450
Экипаж, чел 2

ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА:

RC-12D/H – 725 кг ( RC-12K/N/P – 907 кг)

Источники: www.airwar.ru, «Зарубежное военное обозрение» №9. 2004, bmpd.livejournal.com, oleggranovsky.livejournal.com, ru.wikipedia.org и др.

САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ