САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ
RC-135V RIVET JOINT (США)
AIRCRAFT ELECTRONIC INTELLIGENCE
RC-135V RIVET JOINT (USA)

23.10.2018

Американский самолет-разведчик RC-135V впервые полетал у побережья частично признанной Республики Абхазия. Он также совершил полеты возле побережья Краснодарского края и Крыма. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на западные мониторинговые ресурсы.
Согласно представленным данным, разведчик совершил полеты над участком между российско-абхазской границей и столицей республики Сухумом. Всего вблизи Абхазии самолет находился около 15 минут, информирует агентство. Отмечается, что RC-135V не нарушал морскую границу Абхазии и летал над международными водами Черного моря.
Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики
Как сообщалось, разведчик вылетел с авиабазы Суда-бэй на острове Крит. От города Сочи по побережью Краснодарского края до западной оконечности Крыма он летал более четырех часов.
RC-135V может вычислять и распознавать реальное местонахождение электронных устройств. «Интерфакс» отмечает, что самолет способен вычислять дислокацию и режим работы ПВО противника. Как указывает агентство, американский самолет мог сканировать всю территорию Крыма и Краснодарского края.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

04.11.2018

Стратегический самолет ВВС США RC-135V провел разведку близ границ Калининградской области, следует из данных авиационного ресурса PlaneRadar.
Воздушное судно с бортовым номером 64-14846 вылетело с авиабазы Милденхолл в Великобритании. Во время полета самолет находился в воздушном пространстве Польши.
В последнее время активность зарубежных разведывательных самолетов и беспилотников вблизи российских границ заметно увеличилась.
Так, в начале прошлой недели RC-135V пролетел у побережья Абхазии, Краснодарского края и Крыма. Радиолокационные способности самолета позволяют ему вести разведку, не нарушая границ России, и собирать информацию о расположении систем ПВО в этом регионе.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

23.03.2019

Самолет радиоэлектронной разведки ВВС США Boeing RC-135 был замечен у берегов Крыма, следует из данных мониторингового ресурса Plane Radar.
Утром самолет с бортовым номером 64-1484 взлетел с авиабазы греческого флота Суда, одного из опорных пунктов ВМС НАТО в Восточном Средиземноморье, и направился в акваторию Черного моря. В 14:25 Boeing RC-135 уже проводил разведку южнее Крыма.
В последнее время активность зарубежных разведывательных самолетов и беспилотников у границ России и российских военных объектов за границей значительно увеличилась. Они регулярно появляются над Балтийским морем, в районе Крыма и Краснодарского края, а также вблизи российских баз в Сирии.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

25.03.2019

Американский самолет радиоэлектронной разведки Boeing RC-135V Rivet Joint пролетел через зону полетной информации Калининградской области, сообщил мониторинговый ресурс Plane Radar.
По данным портала, разведчик взлетел с британской авиабазы, направился в сторону Балтики и затем изучил воздушное пространство Калининградской области.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
Полет Rivet Joint проходил на высоте около 3,5 тысячи метров.
В последнее время деятельность иностранных разведывательных самолетов и БПЛА близ российских границ и военных объектов активизировалась. Зарубежные летательные аппараты военного назначения регулярно появляются над Балтийским морем, в районе Крыма и Краснодарского края, а также около российских баз в Сирии.
Недавно у российских границ замечали не только американские разведчики, но и ядерные стратегические бомбардировщики. Так, ранее Boeing B-52H несколько раз имитировал бомбардировку базы Балтийского флота и разворачивался обратно сразу после того, как его брали на сопровождение дежурные средства российских ПВО. Кроме того, Россия несколько раз поднимала в воздух истребители Су-27 из-за американских B-52H.
Российские власти неоднократно выражали сожаление из-за действий Вашингтона. В Москве отмечали, что пролет американских самолет у государственной границы не ведет к укреплению атмосферы безопасности и стабильности.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

30.04.2020

В ВВС США только один из двух самолетов наблюдения OC-135B на два года будет доступен для выполнения миссий по Договору по открытому небу, второй реактивный самолет этого типа сейчас проходит испытания нового комплекта цифровых камер. Интересно, что все это происходит одновременно с тем, что Администрация президента Дональда Трампа заявляет о возможном выходе Штатов из этого Договора, пишет The Drive.
28 апреля 2020 года представитель Пентагона подполковник ВВС Carla Gleason подтвердила, что один из самолетов OC-135B получил модернизированную цифровую систему визуальной изображений (DVIS) и в настоящее время он проходит испытания. В тоже время, «55-е крыло ВВС на базе ВВС Оффута в Небраске по-прежнему поддерживает другой сертифицированный по Договору самолет с фотооборудованием на обычной пленке для выполнения миссий по открытому небу», добавила она.
ВВС США впервые заключили с фирмой Kihomac со штаб-квартирой в Вирджинии контракт стоимостью 36,6 миллиона долларов на модернизацию обоих разведчиков OC-135B с камерами DVIS и другим необходимым оборудованием в 2016 году. Работа должна была занять три года. Предполагаемая дата завершения программы модернизации теперь определена как февраль 2021 года, а общая сметная стоимость выросла до $ 43,9 млн., дополняет The Drive.
ВТС «Бастион»

21.07.2020
В США остановили программу капитального ремонта самолета OC-135, который предназначен для проведения инспекций в рамках Договора об открытом небе. Двумя месяцами ранее в Вашингтоне официально объявили о намерении выйти из этого соглашения. Американская сторона объяснила свое решение действиями России. У США есть четыре месяца, чтобы передумать.
ВВС США на этой неделе официально отозвали ходатайство о капитальном ремонте самолета OC-135 «Открытое небо», предназначенного для выполнения миссий в рамках Договора об открытом небе (ДОН). Такое решение было принято через два месяца после того, как американский президент Дональд Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов из этого соглашения.
В рамках ДОН Вашингтон с 1993 года использовал два самолета Boeing OC-135B, которыми управляла 45-я разведывательная эскадра из базы ВВС Оффутт, Небраска.
Обслуживать устаревшие OC-135 становится все труднее, поэтому ВВС планировали модифицировать под ДОН два современных бизнес-джета с цифровым датчиком, комплектом обработки и управления.
За счет этого предполагалось заменить камеры с мокрой пленкой, которые используются в настоящее время.
Конгресс в 2019 финансовом году предоставил $125 млн на замену первого самолета. Эту отрасль продолжили исследовать на предмет вариантов рекапитализации, но все остановилось на этапе запроса о предоставлении информации: последний поступил в декабре 2019 года.
О приостановке процесса рекапитализации министр обороны Марк Эспер сообщил сенатскому комитету по вооруженным силам в марте. По его словам, Пентагон ждал инструкций от Белого дома.
Но, несмотря на то что программу замены OC-135B могут закрыть, выход Соединенных Штатов из ДОН до сих пор остается открытым вопросом. Вашингтон официально заявил о намерении покинуть договор 22 мая. У Соединенных Штатов оставалось полгода до официального выхода из соглашения.
Газета.ru

НАД РОССИЕЙ НЕ ПОЛЕТИТ: США ПРЕКРАТИЛИ РЕМОНТ САМОЛЕТА ДЛЯ ДОН
РОССИЯ ГОТОВА ИДТИ НА КОМПРОМИСС В СПОРНЫХ МОМЕНТАХ ДОГОВОРА ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ – МИНОБОРОНЫ

13.06.2021

4 июня 2021 года США официально вывели из эксплуатации последний из двух своих самолетов, задействованных по «Договору об открытом небе», церемония состоялась на базе 55-й оперативной группы в аэропорту Линкольна, штат Небраска.
Отставка второго самолета Boeing OC-135B с бортовым номером 670 произошла примерно через семь месяцев после того, как бывшая администрация Трампа 22 ноября 2022 года прекратила участие США в международном договоре.
«55-е крыло действовало под крылом Агентства по уменьшению военной угрозы (Defense Threat Reduction Agency) и путешествовало по всему миру в рамках миссии Договора по открытому небу с 1996 года», сообщили ВВС США, и отметили, что «личный состав 45-й разведывательной эскадрильи доставит самолет на авиабазу Дэвис-Монтан, штат Аризона, для размещения на постоянном хранении в Центре технического обслуживания и регенерации самолетов». Первый OC-135B (бортовой номер 672) был доставлен в авиабазу Дэвис-Монтан в мае.
Поставка самолета 670 на «кладбище костей» знаменует собой заключительный эпизод в решении США выйти из Договора по открытому небу, о котором впервые было объявлено в мае 2020 года. Тогда Вашингтон ссылался на неоднократные нарушения со стороны России, которая отказывала, например, в допуске к наблюдательным полетам в пределах 10-километрового коридора вдоль границы страны с оккупированными Россией грузинскими регионами Абхазией и Южной Осетией, а также ограничения на использование аэродрома дозаправки «Открытого неба» в оккупированном Россией Крыму.
Военный паритет


САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT

История стратегических разведывательных самолетов на базе транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 началась в 1961 году с переоборудования во временную разведывательную платформу первого из трех выделенных для этой цели КС-135А. Характерно, что в новом виде самолеты сохранили свое обозначение КС. Вскоре один из них в рамках программы «Биг Сафари» прошел доработку до конфигурации «Спид Лайт», предназначенной для сбора информации об испытаниях ядерных бомб, а после его успешного использования в этом качестве и два оставшихся борта были переоборудованы в вариант КС-135А «Спид Лайт».
В июле 1967 года стартовала программа «Ривет Стэнд» по модернизации целевого оборудования этих машин с переименованием их в KC-135R (несмотря на тот факт, что в это время уже состояли на вооружении ТЗС с тем же индексом – KC-135R).
Начиная с 1973 г., семь оставшихся RC-135C (борта 64-14841 по 64-14846 и 64-14848) были переоборудованы в вариант RC-135V с кодовым названием «Ривет Джойнт» (заклепочное соединение). Эти машины выглядели и вовсе диковинно: сохраняя «раздутые щеки» системы РТР, они получили удлиненный нос с аппаратурой разведки связи AN/AMQ-15.
RC-135 Rivet Joint – серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S – самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V – самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.
Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант – Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы – это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года.

Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам.
В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее – еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.
Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска.
Самолет-разведчик RC-135V/W, находящийся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, является основным самолетом радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. Он используется для борьбы с авиацией и системой ПВО противника. RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.
Стратегические разведывательные самолеты RC-135Vu W»РиветДжойнт» (RC-135C и RC-135M соответственно), находящиеся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, предназначены для перехвата, записи и анализа радиопереговоров, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника. При этом приоритетной задачей считается ведение радиоразведки.
Основу разведывательного оборудования машины в варианте Block 8 составляют подсистемы 85000 (радиоразведки) и 55000 (радиотехнической разведки), построенные по принципу открытой архитектуры, что позволяет в зависимости от поставленных задач производить быструю замену функциональных модулей.
Подсистема 85000 построена на базе аппаратуры многоканальной разведки в УКВ- и СВЧ-диапазонах (40-17 250 МГц) ES-182 MUCELS (Multiple Communications Emitter Location System), обеспечивающей перехват и пеленгование (лопастные антенны на нижней поверхности фюзеляжа и штыревые на законцовках крыла), запись, дешифрирование и анализ радиопереговоров противника, в том числе переговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными КП на дальности до 900 км. В состав оперативной группы подсистемы входит не менее девяти криптологов-лингвистов.

Подсистема 55000 автоматического определения местоположения радиоизлучающих объектов (AEELS – Automatic Electronic Emitter Location System), интерферометрические антенные решетки которой расположены по бортам в носовой части фюзеляжа, выполнена на базе станции ES400. Она обеспечивает одновременное обнаружение, распознавание и предварительное определение местоположения нескольких наиболее приоритетных излучающих объектов на дальности до 500 км в зоне обзора 120° с каждого борта с точностью по азимуту не хуже 0,01° и своих координат с точностью после 30 ч полета не хуже 9 м. Точное определение координат приоритетных целей осуществляется в ручном режиме разведывательным приемником CS-2010 «Хок» (зона обзора 360°, вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа).
Обработка полученных данных производится на 16 АРМ (расположены по правому борту), интегрированных в единую сеть волоконно-оптической шиной обмена данными с пропускной способностью 1 Гбит/с и оснащенных цветными многофункциональными мониторами (размер по диагонали 48 см). Такое построение АРМ присуще всем типам машин RC-135; отличие состоит только в количестве и назначении рабочих мест. В зависимости отрешаемых задач и полетного задания (запланированной продолжительности полета) экипаж может включать до 29 человек (из них пять членов летного экипажа: три летчика, с учетом запасного, и два штурмана), а также оперативную группу со сменными специалистами и персоналом по техническому обслуживанию систем.
Самолет оснащен комплектом KB- и УКВ-радиостанций. Передача разведывательной информации потребителям, в том числе на фоне непрерывного ведения карты вскрытой радиолокационной обстановки, осуществляется через бортовые терминалы:
– Многодиапазонный терминал спутниковой связи семейства «Фаб-Т» (FAB-T -Family of Advanced Beyond line-of-sight -Terminals), обеспечивает многоканальный закрытый высокоскоростной (скорость: передачи данных до 45 Мбит/с, приема данных – до 274 Мбит/с) обмен мультимедийной информацией одновременно через несколько спутников. Может работать через существующие и находящиеся в разработке военные ИСЗ, прежде всего типов «Милстар», «Аехф», «Уфо» и «Вгс», ретрансляторы системы глобального вещания, а также некоторые коммерческие спутники связи.
– Терминал класса 2Н объединенной системы связи и распределения тактической информации «Джитидс» AN/URC-107 (V) 5 (рабочий диапазон частот 969-1215 МГц, дальность связи 550-930 км). Обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 238 кбит/с, а также решение задач навигации и опознавания. Поддерживает форматы сообщений систем передачи данных TADIL-A, -С и -J. Для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяются режим быстрой программной перестройки рабочей частоты, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (235, 500 и 950 Вт). Режим много станционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому из них работать параллельно в нескольких аналогичных сетях.
– Терминал тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации «Тибс» (TIBS – Tactical Information Broadcast System) дает возможность в реальном масштабе времени передавать данные целеуказания и текущей тактической обстановке, а также команды боевого управления. Сообщения передаются в формате TADIL-J со скоростью до 19,2 кбит/с (например, распространяются срочные адресные сообщения, такие как подготовка или проведение атаки конкретного самолета истребителями либо ЗРК противника с указанием их типа и рекомендациями по противодействию).
Наличие данных терминалов наряду с возможностью определения координат радиоизлучающих целей интерферометрическим пеленгованием одного самолета позволяет вести высокоточную радиотехническую разведку с помощью аппаратуры NCCT (Network Centric Collaborative Targeting system) парой самолетов или с привлечением летательных аппаратов другого типа, в том числе ИСЗ радиотехнической разведки.

Великобритания в марте 2010 года подписала соглашение стоимостью 700 млн фунтов стерлингов на приобретение у министерства обороны США по линии FMS трех самолетов Boeing RC-135W Rivet Joint для замены трех полностью выработавших ресурс самолетов аналогичного назначения BAE Nimrod R.1 в составе 51-й эскадрильи Королевских ВВС (авиабаза Уоддингтон). Самолеты RC-135W для Великобритании переоборудовались корпорацией L-3 Communications на предприятии в Гренвилле (штат Техас) из трех старых самолетов-заправщиков Boeing KC-135R ВВС США (американские номера 64-14833, 64-14838 и 64-14380) постройки 1965 года.
Новые британские военные номера самолетов, соответственно, ZZ664, ZZ665 и ZZ666. Наряду с американским оборудованием (соответствующим модификации Baseline 10), самолеты получают также специальное оборудование британского производства, в частности комплекс радиоразведки QinetiQ Tigershark 2.
Правительство Великобритании 27 мая 2014 года сообщило, что первый британский разведывательный самолет Rivet Joint RC-135W совершил первый полет с базы ВВС Уоддингтон (графство Линкольншир). Так после шесть месяцев простоя на базе ВВС Уоддингтон после его доставки из США и дальнейшей модернизации, совершил свой первый полет со штатным экипажем RC-135W Ривет Джойнт Королевский Воздушных Сил Великобритании.
Самолет RC-135W с боротвым номером ZZ664 прибыл в Англию 12 ноября 2013 года и является первым из трех RC-135W Ривет Джойнт приобретенных Великобританией в США.
Этот самолет стал первым из трех, закупаемых в США по программе Airseeker («Воздушный наблюдатель»), который обеспечит Великобританию разведывательным потенциалом мирового класса с передачей информации о воздушных и наземных целях в реальном масштабе времени. Самолет способен не только собирать данные с помощью новейших датчиков, но и анализировать их на своем борту, затем передавать в командные пункты через высокотехнологичную систему связи.
Подготовка пилотов и операторов 51-й эскадрильи королевских ВВС для работы на самолетах этого типа во взаимодействии с наземными станциями велась в ВВС США с 2011 года.
По словам министра обороны Великобритании Филиппа Хаммонда (Philip Hammond), эти новейшие самолеты и наземные станции обеспечат стране первоклассные разведывательные возможности и станут ключевой частью способности взаимодействовать с вооруженными силами США. Самолеты станут прекрасным дополнением к разведывательным аппаратам других типов, находящихся на вооружении ВВС Великобритании.
Первый самолет (программа конвертации L-3IS) для ВВС Великобритании был переоборудован с танкера Boeing KC-135 на объекте в городе Гринвилл (шт. Техас). На приобретение всех трех самолетов будет направлено около 650 млн ф. ст. (принятие всех трех машин намечено к середине 2017 года).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого самолета 46403
- максимальная взлетная 124967
Внутреннее топливо, кг 86047
Размах крыла, м 39.88
Длина самолета,м 39.20
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 226.03
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН 4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч 991
Крейсерская скорость, км/ч 901
Практическая дальность, км 9100
Радиус действия 4308
Практический потолок, м 12375
Экипаж, чел 3-4 + 12-16 операторов

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, О. Пиунов, Р. Щербинин «Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации» Зарубежное военное обозрение №3, 2012, Военный Паритет, www.military-informant.com и др.

САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT. НОВОСТИ 2015-2018
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ