САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT (США)
AIRCRAFT ELECTRONIC INTELLIGENCE RC-135V RIVET JOINT (USA)


САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT

История стратегических разведывательных самолетов на базе транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 началась в 1961 году с переоборудования во временную разведывательную платформу первого из трех выделенных для этой цели КС-135А. Характерно, что в новом виде самолеты сохранили свое обозначение КС. Вскоре один из них в рамках программы «Биг Сафари» прошел доработку до конфигурации «Спид Лайт», предназначенной для сбора информации об испытаниях ядерных бомб, а после его успешного использования в этом качестве и два оставшихся борта были переоборудованы в вариант КС-135А «Спид Лайт».
В июле 1967 года стартовала программа «Ривет Стэнд» по модернизации целевого оборудования этих машин с переименованием их в KC-135R (несмотря на тот факт, что в это время уже состояли на вооружении ТЗС с тем же индексом – KC-135R).
Начиная с 1973 г., семь оставшихся RC-135C (борта 64-14841 по 64-14846 и 64-14848) были переоборудованы в вариант RC-135V с кодовым названием «Ривет Джойнт» (заклепочное соединение). Эти машины выглядели и вовсе диковинно: сохраняя «раздутые щеки» системы РТР, они получили удлиненный нос с аппаратурой разведки связи AN/AMQ-15.
RC-135 Rivet Joint – серия самолётов (A,B,D,E,M,R,U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения, в составе ВВС и ВМФ США; помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов. RC-135S – самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет. RC-135V – самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.
Варианты RC-135S Cobra Ball и RC-135W Rivet Joint оснащены двигателями Pratt & Whitney TF33-P5 в отличие от RC-135V Rivet Joint и RC-135U Combat Sent, на которых стоят ТРДД TF33-P9. Оба типа двигателей развивают тягу 80,05 кН, но только вариант – Р5 имеет реверс тяги. На пилоне двигателя над срезом сопла находится обтекатель каплевидной формы – это оборудование системы AN/APR-17 (известной как «Have Siren») компании «Loral Magnavox» для постановки помех ракетам с инфракрасной ГСП. Внешне вариант RC-135V можно отличить от в целом похожего RC-135W по вспомогательным воздухозаборникам на пилонах наружных двигателей. Первые самолёты RC-135V Rivet Joint, подлежавшие оснащению турбовентиляторными двигателями CFM International F108-CF-100 (вариант RC-135W), появились в Уичита весной 1999 года.

Характерная для вариантов RC-135S/V/W носовая часть образовалось из-за ее удлинения на 2,28 м для размещения дополнительной антенны системы РТР. Передний шпангоут увеличен в диаметре на 0,6 м для плавного сопряжения обтекателя антенны с фюзеляжем по дополнительно установленным стрингерам.
В передней части носового обтекателя стоит такой же стандартный блок РЛС APN-59E, как и на самолете КС-135. Под носовой частью фюзеляжа находится ряд антенн различного размера. Три плоских антенны установлены под носовой частью перед пятью меньшими стержневыми антеннами (связь в диапазоне УВЧ) в районе боковых обтекателей. Под фюзеляжем в районе центроплана крыла расположены четыре большие черные антенны. Далее – еще девять антенн различных форм и размеров, функции этого комплекса, известного как MUCELS, строго засекречены. Под двойным выступающим обтекателем под хвостовой частью фюзеляжа находятся две вращающиеся антенны пеленгации. Недавним дополнительным приращением к заднему обтекателю стал овальный обтекатель, содержащий новую систему пеленгации. Над фюзеляжем возвышаются антенны систем «High Game» и «Low Game», спутниковой связи SATCOM и других систем связи.
Boeing RC-135V Rivet Joint, код 64-14842, создан на базе планера RC-135C. Он строился в 1964-1965 годах как RC-135B (Model 739-4458) и стал одним из последних самолётов C-135, выпущенных фирмой «Boeing». 55-е крыло Командования боевой авиации, оснащенное машинами RC-135V/W «White-tops», базируется на авиабазе Оффат под Омахой на востоке штата Небраска.
Самолет-разведчик RC-135V/W, находящийся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, является основным самолетом радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. Он используется для борьбы с авиацией и системой ПВО противника. RC-135V/W обеспечивает разведку всех средств ПВО противника (включая истребители-перехватчики и ЗРК), а так же сетей радиосвязи его авиации и бортовых радиоэлектронных средств.
Стратегические разведывательные самолеты RC-135Vu W»РиветДжойнт» (RC-135C и RC-135M соответственно), находящиеся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, предназначены для перехвата, записи и анализа радиопереговоров, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника. При этом приоритетной задачей считается ведение радиоразведки.
Основу разведывательного оборудования машины в варианте Block 8 составляют подсистемы 85000 (радиоразведки) и 55000 (радиотехнической разведки), построенные по принципу открытой архитектуры, что позволяет в зависимости от поставленных задач производить быструю замену функциональных модулей.
Подсистема 85000 построена на базе аппаратуры многоканальной разведки в УКВ- и СВЧ-диапазонах (40-17 250 МГц) ES-182 MUCELS (Multiple Communications Emitter Location System), обеспечивающей перехват и пеленгование (лопастные антенны на нижней поверхности фюзеляжа и штыревые на законцовках крыла), запись, дешифрирование и анализ радиопереговоров противника, в том числе переговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными КП на дальности до 900 км. В состав оперативной группы подсистемы входит не менее девяти криптологов-лингвистов.

Подсистема 55000 автоматического определения местоположения радиоизлучающих объектов (AEELS – Automatic Electronic Emitter Location System), интерферометрические антенные решетки которой расположены по бортам в носовой части фюзеляжа, выполнена на базе станции ES400. Она обеспечивает одновременное обнаружение, распознавание и предварительное определение местоположения нескольких наиболее приоритетных излучающих объектов на дальности до 500 км в зоне обзора 120° с каждого борта с точностью по азимуту не хуже 0,01° и своих координат с точностью после 30 ч полета не хуже 9 м. Точное определение координат приоритетных целей осуществляется в ручном режиме разведывательным приемником CS-2010 «Хок» (зона обзора 360°, вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа).
Обработка полученных данных производится на 16 АРМ (расположены по правому борту), интегрированных в единую сеть волоконно-оптической шиной обмена данными с пропускной способностью 1 Гбит/с и оснащенных цветными многофункциональными мониторами (размер по диагонали 48 см). Такое построение АРМ присуще всем типам машин RC-135; отличие состоит только в количестве и назначении рабочих мест. В зависимости отрешаемых задач и полетного задания (запланированной продолжительности полета) экипаж может включать до 29 человек (из них пять членов летного экипажа: три летчика, с учетом запасного, и два штурмана), а также оперативную группу со сменными специалистами и персоналом по техническому обслуживанию систем.
Самолет оснащен комплектом KB- и УКВ-радиостанций. Передача разведывательной информации потребителям, в том числе на фоне непрерывного ведения карты вскрытой радиолокационной обстановки, осуществляется через бортовые терминалы:
– Многодиапазонный терминал спутниковой связи семейства «Фаб-Т» (FAB-T -Family of Advanced Beyond line-of-sight -Terminals), обеспечивает многоканальный закрытый высокоскоростной (скорость: передачи данных до 45 Мбит/с, приема данных – до 274 Мбит/с) обмен мультимедийной информацией одновременно через несколько спутников. Может работать через существующие и находящиеся в разработке военные ИСЗ, прежде всего типов «Милстар», «Аехф», «Уфо» и «Вгс», ретрансляторы системы глобального вещания, а также некоторые коммерческие спутники связи.
– Терминал класса 2Н объединенной системы связи и распределения тактической информации «Джитидс» AN/URC-107 (V) 5 (рабочий диапазон частот 969-1215 МГц, дальность связи 550-930 км). Обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 238 кбит/с, а также решение задач навигации и опознавания. Поддерживает форматы сообщений систем передачи данных TADIL-A, -С и -J. Для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяются режим быстрой программной перестройки рабочей частоты, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (235, 500 и 950 Вт). Режим много станционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому из них работать параллельно в нескольких аналогичных сетях.
– Терминал тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации «Тибс» (TIBS – Tactical Information Broadcast System) дает возможность в реальном масштабе времени передавать данные целеуказания и текущей тактической обстановке, а также команды боевого управления. Сообщения передаются в формате TADIL-J со скоростью до 19,2 кбит/с (например, распространяются срочные адресные сообщения, такие как подготовка или проведение атаки конкретного самолета истребителями либо ЗРК противника с указанием их типа и рекомендациями по противодействию).
Наличие данных терминалов наряду с возможностью определения координат радиоизлучающих целей интерферометрическим пеленгованием одного самолета позволяет вести высокоточную радиотехническую разведку с помощью аппаратуры NCCT (Network Centric Collaborative Targeting system) парой самолетов или с привлечением летательных аппаратов другого типа, в том числе ИСЗ радиотехнической разведки.

Великобритания в марте 2010 года подписала соглашение стоимостью 700 млн фунтов стерлингов на приобретение у министерства обороны США по линии FMS трех самолетов Boeing RC-135W Rivet Joint для замены трех полностью выработавших ресурс самолетов аналогичного назначения BAE Nimrod R.1 в составе 51-й эскадрильи Королевских ВВС (авиабаза Уоддингтон). Самолеты RC-135W для Великобритании переоборудовались корпорацией L-3 Communications на предприятии в Гренвилле (штат Техас) из трех старых самолетов-заправщиков Boeing KC-135R ВВС США (американские номера 64-14833, 64-14838 и 64-14380) постройки 1965 года.
Новые британские военные номера самолетов, соответственно, ZZ664, ZZ665 и ZZ666. Наряду с американским оборудованием (соответствующим модификации Baseline 10), самолеты получают также специальное оборудование британского производства, в частности комплекс радиоразведки QinetiQ Tigershark 2.
Правительство Великобритании 27 мая 2014 года сообщило, что первый британский разведывательный самолет Rivet Joint RC-135W совершил первый полет с базы ВВС Уоддингтон (графство Линкольншир). Так после шесть месяцев простоя на базе ВВС Уоддингтон после его доставки из США и дальнейшей модернизации, совершил свой первый полет со штатным экипажем RC-135W Ривет Джойнт Королевский Воздушных Сил Великобритании.
Самолет RC-135W с боротвым номером ZZ664 прибыл в Англию 12 ноября 2013 года и является первым из трех RC-135W Ривет Джойнт приобретенных Великобританией в США.
Этот самолет стал первым из трех, закупаемых в США по программе Airseeker («Воздушный наблюдатель»), который обеспечит Великобританию разведывательным потенциалом мирового класса с передачей информации о воздушных и наземных целях в реальном масштабе времени. Самолет способен не только собирать данные с помощью новейших датчиков, но и анализировать их на своем борту, затем передавать в командные пункты через высокотехнологичную систему связи.
Подготовка пилотов и операторов 51-й эскадрильи королевских ВВС для работы на самолетах этого типа во взаимодействии с наземными станциями велась в ВВС США с 2011 года.
По словам министра обороны Великобритании Филиппа Хаммонда (Philip Hammond), эти новейшие самолеты и наземные станции обеспечат стране первоклассные разведывательные возможности и станут ключевой частью способности взаимодействовать с вооруженными силами США. Самолеты станут прекрасным дополнением к разведывательным аппаратам других типов, находящихся на вооружении ВВС Великобритании.
Первый самолет (программа конвертации L-3IS) для ВВС Великобритании был переоборудован с танкера Boeing KC-135 на объекте в городе Гринвилл (шт. Техас). На приобретение всех трех самолетов будет направлено около 650 млн ф. ст. (принятие всех трех машин намечено к середине 2017 года).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого самолета 46403
- максимальная взлетная 124967
Внутреннее топливо, кг 86047
Размах крыла, м 39.88
Длина самолета,м 39.20
Высота самолета,м 12.70
Площадь крыла,м2 226.03
Тип двигателя 4 ТРДД Pratt Whitney TF33-P-9
Тяга, кН 4 x 80.07
Максимальная скорость, км/ч 991
Крейсерская скорость, км/ч 901
Практическая дальность, км 9100
Радиус действия 4308
Практический потолок, м 12375
Экипаж, чел 3-4 + 12-16 операторов

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, О. Пиунов, Р. Щербинин «Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации» Зарубежное военное обозрение №3, 2012, Военный Паритет, www.military-informant.com и др.

САМОЛЁТ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ RC-135V RIVET JOINT. НОВОСТИ 2015-2018
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ