АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ТИПА REDOUTABLE (ФРАНЦИЯ)
NUCLEAR SUBMARINES WITH BALLISTIC MISSILES REDOUTABLE (FRANCE)

Подводные лодки типа «Редутабль» (Le Redoutable) — серия из шести французских атомных стратегических подводных лодок, построенных c 1969 по 1982 год. Первый проект французских ПЛАРБ.
Основными составляющими МСЯС Франции являются ПЛАРБ с БРПЛ. Для управления МСЯС в 1972 году было сформировано стратегическое морское командование. В его состав кроме ПЛАРБ входят силы и средства специального и материально-технического обслуживания подводных ракетоносцев. Основной командный пункт штаба стратегических морских сил Франции расположен в заглубленном бункере в Уй в 8 км северо-западнее Парижа. В качестве запасного пункта может использоваться КП командующих ВМС Франции на Атлантике в Бресте или Средиземном море в Тулоне.
Первоначально французов преследовали неудачи с создание ядерного реактора для подводных лодок. В 1958 году они начали строительство на военно-морской судостроительной верфи в Шербуре (Cherbourg) своей первой атомной подводной лодки Q-244. Но проблемы с атомной энергетической установкой не позволили реализовать эту проблему, в тоже время американцы тоже отказались оказать техническое содействие. По этому экспериментальную ПЛ достраивали с дизель-электрической энергетической установкой. После принятия Францией программы создания собственных стратегических ядерных сил морского базирования задел по строительству ПЛ Q-244 было решено использовать для испытаний БРПЛ типа MSBS М-1 «Мерсоль». Подводная лодка получила обозначение S655 Le Gymnote «Жимнот» (надводное водоизмещение 3800 т, подводного – 5000 т, длина 122 м, скорость хода 10-11 узлов, экипаж 70 человек) на ней размещены четыре ракетные шахты.

По первой программе МСЯС в составе ВМС Франции предполагалось иметь три ПЛАРБ типа «Редутабль» LE-1 (проект Q-252) с подводным водоизмещением в 9000 т (надводное – 8000 т), длина 130-132 м, ширина 12 м. Скоростью подводного хода этих ПЛАРБ до 20 узлов (надводной – 25 узл.), глубина погружения до 300 м, автономность 90 суток, экипаж 135 человек. Основное вооружение ПЛ – 16 БРПЛ типа MSBS М-1 «Мерсоль» с дальностью стрельбы 2000-3000 км, самооборону обеспечивали четыре 533-мм торпедных аппарата. Архитектурная схема французских схема ПЛАРБ типа «Редутабль» близка к ставшей «классической» американской схеме: 16 вертикальных шахт располагались за ограждением рубки в два ряда симметрично относительно диаметральной плоскости в средней части однокорпусной подводной лодки. Главная энергетическая установка состоит из ядерного реактора и двух турбозубчатых агрегатов. При выходе турбин из строя в качестве аварийного мог использоваться мощный электродвигатель (мощность 850 кВт), а при нахождении в надводном положение или под РДП – дизель. ПЛАРБ имеет одновальную полуторакорпусную конструкцию. Ввод ракетоносцев планировался в 1969-1970 гг.

30 марта 1964 г. после спуска ПЛ «Жимнот» на воду на освободившемся стапеле был заложен на судостроительной верфи Cherbourg ВМС Франции первый французский атомный подводный ракетоносец S611 Le Redoutable «Редутабль». Спуск его на воду состоялся 29 марта 1967 г., вступление в строй предполагалось в 1969 году. На самом деле ПЛАРБ вошла в состав ВМС 1 декабря 1971 года, фактически в 1972 году. Серия АПЛ этого типа последовательно вооружалась улучшающимися ракетными комплексами М-1, М-2 и М-20.
Испытания прототипов ракеты М-1 начались во второй половине 1960-х гг. Для этого была разработана серия ракет М-112. Программой испытаний предусматривалось проведение 35 пусков ракет, из них 20 с борта опытной ПЛ «Жимнот». Первый испытательный пуск опытной ракеты М-011 были проведены с полигона CERES (Special Weapons Research and Tests Center) в Ile du Levant на территории Франции в 1967 году. В 1968 году проводились испытания опытных ракет М-011, М-012 и М-013 с наземных полигонов Ile du Levant и Biscarosse и подводной лодки «Жимнот» (три испытания ракет М-013). В 1969 году было произведено три испытательных пусков БР M-013, все с опытной ПЛ. В 1970 году эту ракету испытывали семь раз с той же подводной лодки, еще три пуска прошли в 1971 году, из них два с ПЛАРБ S611 Le Redoutable «Редутабль».. Первая морская баллистическая ракета Франции под обозначением M-1 была принята на вооружение в 1971 году.
Ракета М-1 имеет две «тандемно» расположенные две твердотопливные ступени, стартовый вес ракеты составляет 18 тонн. В двигателях обеих ступеней применено твердое смесевое топливо. Корпуса обеих ступеней изготовлены из специальной стали. РДТТ первой ступени имел четыре поворотных сопла, отклонение которыми осуществлялось гидравлической системой. БРПЛ М-1 создавалась с использованием тех же технологий, что и наземная ракета S-2. Ракета М-1 имеет средний радиус действия с дальностью стрельбы до 2500-2600 км. Отделяемая моноблочная головная часть имеет мощность заряда 500 Кт. Инерциальная система управления ракеты обеспечивает точность стрельбы (КВО) до 2300 м. БРПЛ имеет подводный «сухой» старт с глубины до 25 м за счет порохового аккумулятора давления (ПАД). Первые 16 ракет M-1 были установлены на головной ПЛАРБ S611 «Редутабль», которая в январе 1972 года вышла на первое боевое дежурство. Только первые две ПЛАРБ типа «Редутабль» оснащались БРПЛ M-1. Вторая ПЛАРБ S612 Le Terrible («Террибль», заложена 24 июня 1967 года, спущена на воду 12 декабря 1969 года, введена в строй 1 декабря 1973 года.
ВМС Франции самостоятельно последовательно повышали эффективность своей стратегической системы, создавая новые баллистические ракеты и их носители. После принятия первой модификации БРПЛ работы по программе MSBS были продолжены, и в 1974 году была создана ракета M-2 с увеличенной до 3000 км дальностью стрельбы, ей была вооружена ПЛАРБ S610 Le Foudroyant («Фудройян» – третья в серии типа «Редутабль»), она заложена 12 декабря 1969 года, спущена нв воду 4 декабря 1971 года, введена в строй 6 июня 1974 года).
Летно-конструкторская отработка ракеты М-2 выполнялась с 1973 года сразу с подводных лодок. Всего за время испытаний и эксплуатации произведено три пуска этой ракеты. Первый пуск состоялся 1 января 1973 года, последний 20 июля 1973 года. Ракета М-2 была принята на вооружение в 1974 году вместе с ракетоносцем. Как и первая ракета ВМФ М-1 она имеет две твердотопливные ступени и инерциальную систему управления. БРПЛ имеет модернизированную вторую ступень и более совершенные средства преодоления ПРО. Общий вес второй ступени и вес топлива увеличены по сравнению с ракетой M-1 на 50% до более 6 т, в результате чего дальность стрельбы ракеты M-2 возросла до 3200 км. Конструкторам за счет установки новых приборов в системе управления удалось не намного повысить точность стрельбы (КВО) до 2000 м. Условия старта такие же, как у М-1.

Последующая модификация морской ракеты M-20 имеет большую мощность термоядерного заряда, она принята на вооружение французских ПЛАРБ в 1976 году. В 1976 году была снята с вооружения первая морская БРПЛ Франции М-1. Испытания ракеты М-20 начаты 12 июня 1974 года, пуски БРПЛ закончились 1 января 1979 года, их было всего три. Ракета М-20 стало самой совершенной из первого поколения морских ракет Франции. В ней были использованы технологии ракет морского и наземного базирования. Первая ступень использовалась от морской ракеты М-2, вторая ступень и головная часть от БРСД S-3 берегового базирования. Корпус второй ступени изготовлялся из стекловолокна и имел одно неподвижное утопленное сопло. Управление вектором тяги обеспечивалось впрыском фреона в закритическую часть сопла. За счет технических решений примененных на ракете, оснащением ее электронным вычислительным блоком и гиростабилизированной платформы с блоком скоростных гироскопов, удалось значительно повысить точность стрельбы (КВО) до 900 м, одновременно удалось увеличить мощность заряда головной части до 1 Мт и оснастить ракету комплексом средств преодоления ПРО. Все это резко повысило эффективность оружия.

Одна ПЛАРБ типа «Редутабль» в 1976 году была перевооружена на БРПЛ M-20, затем вторая S612 Le Terrible («Террибль», капитальный ремонт начат в 1977 годе, тогда же установлен ракетный комплекс М-20). Четвертая ПЛАРБ S613 «Эндомтабль» (заложена 4 декабря 1971 года, спущена на воду 17 августа 1974 года) в конце 1976 года сразу была оснащена 16 БРПЛ M-20 и 31 декабря того же года вошла в боевой состав. Через несколько лет, 3 мая 1980 года, пятая ПЛАРБ S614 Le Tonnant («Тоннан» заложена в октябре 1974 года, спущена на воду 17 сентября 1977 года) была принята французским ВМС. ПЛАРБ имеет более совершенный ядерный реактор, аналогичный установлен и на четвертом корабле в серии. В 1979 году после завершения оснащения ракетных лодок БРПЛ М-20 ракета М-2 была снята с вооружения.
Основные усилия Франции с середины 1970-х гг. были направлены развитие МСЯС. Морские стратегические силы к началу 1980-х гг. включали эскадру атомных ракетных подводных лодок, в составе которой имелось пять кораблей. Уже тогда Франция вышла на третье место в мире по мощи морских ядерных сил, после СССР и США. Эскадра ПЛАРБ организационно входит в состав ВМС. Атомные ракетные подводные лодки постоянно поддерживаются в высокой степени боевой готовности к нанесению ядерных ударов БРПЛ по объектам на территории противника, и большая их часть постоянно находится на боевом патрулировании в море. Каждая атомная ракетная подводная лодка оснащена 16 ракетами с дальностью стрельбы до 3200 км и мощностью головной части 500 Кт и 1 Мт. Постоянное место базирования эскадры французских ПЛАРБ была база Иль-Лонг на Атлантическом побережье страны, расположенная на одноименном полуострове в районе главной ВМБ ВМС Франции в Бресте. Экипажи ракетоносцев комплектовались только добровольцами. Для каждой ПЛАРБ было два сменных экипажа «синий» и «красный», в каждый из них обычно входило: 15 офицеров, 102 унтер-офицера и 18 матросов. Кроме того, на каждые две лодки имелся дополнительный «зеленый» экипаж. Формирование экипажа происходит за 2,5 года, начиная до спуска на воду самого ракетоносца и заканчивая вводом его в боевой состав ВМС. Подготовка личного состава ПЛАРБ производится в специализированных учебных центрах с применением тренажеров.
Боевое патрулирование атомных ракетоносцев Франции осуществляется в специально назначенных районах. Основными принципами его организации являются: периодическая смена ПЛАРБ районов патрулирования, их изменение в зависимости от тактической обстановки (появление кораблей и самолетов противника, обнаружение ПЛ противолодочными силами и т.п.), смена целевой обстановки для боеготовых ПЛАРБ, патрулирование в районе на неповторяющихся маршрутах.

С начала 1970-х гг. французские ПЛАРБ непрерывно патрулируют в океанах, омывающих Европу и Азию. Каждый выход составляет 60-70 суток, межпоходный период 90-100 суток. Для сокращения времени перехода (до 25% нахождения ПЛ в море) районы боевого патрулирования ПЛАРБ максимально возможно приближены к пунктам постоянного базирования этих подводных лодок, одновременно учитывается досягаемость ракет при стрельбе по заданной цели и безопасность маршрута от противолодочных сил противника (вокруг Ирландии и мимо Фарерских островов). Высокая точность определения своего местоположения ПЛАРБ обеспечивается корабельной навигационной системой, береговыми и космическими системами радионавигации, место патрулирования может оборудоваться гидроакустическими маяками. Пуск БРПЛ может производиться через 15 минут после получения приказа на применение ядерного оружия, залп из ракет производится за 15 минут с темпом пуска через минуту.
Подготовка ПЛАРБ к выходу проводится в пункте постоянного базирования в Иль-Лонг в течении 25 суток. За это время производилась замена экипажа, докование и послепоходовый ремонт, отработка экипажем задач боевой подготовки, пополнение запасов провизии, воды и др., замена при необходимости боезапаса (ракет и торпед). Выход в море ПЛАРБ обеспечивается силами базовой авиации и минно-тральными кораблями, группой эсминцев или фрегатов. Межремонтный период ПЛАРБ составляет 2,5-3 года. Ремонт ракетоносцы проходят на верфи в Шербуре.
Наличие у ведущих морских держав США и СССР морских баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения побудило руководство Франции приступить к разработке таких ракет для собственных вооруженных сил. Уже в середине 1970-х годов началась разработка ракеты второго поколения M-4 с РГЧ ИН (5-7 боевых блоков по 150 Кт каждый) с дальностью стрельбы более 4000 км, которая должна была иметь стартовый вес около 26-28 тонн и диаметр корпуса 1,8 м. Головной разработчик ракеты национальное авиаракетно-космическое промышленное объеденение Aerospatiale, двигатели создавались в гусударственно-монополистической компании SEP, топливо – в государственной компании SNPE, оборудование готовили фирмы SAGEM, EMD, Matra и др. В отличие от ракет М-1, М-2 и М-20 новая БРПЛ М-4 имеет три твердотопливные ступени, для нее разработаны новые двигатели всех ступеней. Корпус двигателя первой ступени, как и на предыдущих ракетах был выполнен из стали. В нем размещался смесевой заряд твердого топлива скрепленного типа. Двигатель оснащался одним утопленным поворотным соплом из титанового сплава, которое выдвигалось в рабочее положение перед началом работы РДТТ. Двигатель второй ступени имел стеклопластиковый корпус. РДТТ третей ступени был разработан специально для ракеты М-4, его корпус изготовлялся намоткой волокна «Кевлар-49» производства США.

Первый испытательный пуск ракеты М-4-1 произведен 28 ноября 1980 года с наземной пусковой установки ракетного полигона Бискаррос, тогда же начались ее летные испытания. В 1981 году было произведено четыре пуска ракет М-4-3, М-4-5, М-4-2 и М-4-4. В марте 1982 года состоялся первый испытательный пуск с борта эксперементальной ПЛ Le Gymnote («Жимнот»), переоборудованной под новые ракеты. Всего в этом году запущено пять ракет (М-4-7, М-4-6 и М-4-8), из них три с опытной ПЛ. В дальнейшем испытывались ракеты М-4-13 и М-4-14. Всего по программе летной отработки выполнено 17 пусков ракет, испытания завершились 29 февраля 1984 года с ПЛ Le Gymnote «Жимнот». БРПЛ может стартовать с глубины до 25 м. Ракета М-4 принята на вооружение в конце 1984 года. Точность попадания (КВО) каждого боевого блока составляет до 450 м, она обеспечивалась построением инерциальной системы управления на базе трехосной гиростабилизированной платформы и БЦВК. Ракетная программа М-4 обошлась французам в 37 млрд. франков, из них в 1987-1991 гг. было выделено 13,6 млрд. франков. К началу 1987 года поставлено 16 БРПЛ М-4, а к началу 1992 года – 80. В марте 1986 года проводились испытания ракеты M-4 c увеличенной дальностью стрельбы до 6000 км.

В 1982 году командованием ВМС была разработана программа развития и использования флота до середины 1990-х гг. Одним из главных пунктов этого документа является перевооружение четырех из пяти ПЛАРБ типа «Редутабль» на ракеты М-4 вместо БРПЛ М-20 и вооружение этими ракетами последней шестой подводной лодки в серии. В середине 1980-х гг. началось полномасштабное производство разделяющихся головных частей для ракеты М-4. Шестая французская ПЛАРБ S615 Le Inflexible «Энфлексибль» (решение об ее строительстве принято в 1974 году) была заложена 15 марта 1979 года, спущена на воду 23 июня 1982 года, 1 апреля 1985 года она вошла в строй. Основное отличие этой ПЛ – баллистические ракеты типа М-4, оснащенные шестью разделяющимися боеголовками (РГЧ) типа TN70. Это первая французская ПЛАРБ с этими ракетами. С 1987 года ракетами M-4 планировалось заменить БР M-20 на первых ПЛАРБ серии. Работы по перевооружению АПЛ: «Террибль», «Фудрайян», «Эндомтабль», «Тоннан» проводились с середины 1980-х гг., с 1985 года на это было израсходовано 14,5 млрд. франков. Кроме баллистических ракет модернизированные ПЛ были вооружены противокорабельными ракетами «Экзосет», запускаемые из торпедных аппаратов. На перевооружение ПЛАРБ было отведено по 2,5 года на каждый корабль, оно выполнялось военно-морским арсеналом в Бресте. Работы на ПЛ S614 «Тоннан» планировалось выполнить с марта 1985 года по декабрь 1987 года, на ПЛ S613 «Эндомтабль» с января 1987 года по октябрь 1989 года, на ПЛ S612 «Террибль» с января 1988 года по июль 1990 года, на ПЛ S610 «Фудрайян» с октября 1989 года по апрель 1992 года. В ходе работ производилась модернизация пусковых установок, усиление конструкции прочного корпуса, замена отдельных узлов и агрегатов, установка более совершенных электронных вооружений и оборудования. Создано несколько модификаций БРПЛ М-4: М-4А с дальностью стрельбы до 4000 км, М-4B с дальностью стрельбы в 5000 км, M-4C с новым боевым оснащением (головной части TN-71). К середине 1990-х гг. в МСЯС Франции было 16 БР М-4А и 48 БР М-4В и М-4С. Следующая модификация М-45 была создана на много позже, ее дальность составляет 6000 км. Зона разведения боевых блоков ракет типа М-4 в зависимости от модификации составляла 80 х 240 или 150 х 350 км.
Головной корабль S611 «Редутабль» первого поколения французских ракетоносцев не планировалось перевооружать под новые ракеты М-4. Одну модернизацию эта ПЛАРБ уже выдержала, тогда РК с БРПЛ М-1 заменили на ракеты М-20. В середине 1980-х гг. было запланировано вывести эту ПЛ из состава боевых сил в 1996 году, однако по более поздним решениям ПЛАРБ «Редутабль» уже в 1991 году вывели из боевого состава и в настоящее время она сохраняется в качестве корабля-музея. Она находилась в боевом составе более 7000 дней, из них 3500 она провела на боевом патрулировании, в том числе 3458 – в подводном положении. Всего ПЛАРБ совершено 58 боевых выходов средней продолжительностью в 59 суток.
До середины 1990-х гг. морские ядерные стратегические Франции имели пять ПЛАРБ с БРПЛ М-4. Это привело к значительному увеличению ядерного потенциала страны и повышению боевых возможностей МСЯС. С начала 1980-х гг. до первой половины 1990-х гг. количество ядерных боеголовок на морских носителях увеличилось более чем в семь раз, с 64 до 480. В соответствии с планами развития французских МСЯС ПЛАРБ «Террибль», «Фудрайян» и «Тоннан» были выведены из боевого состава ВМС соответственно в 1996, 1998 и 1999 гг.
С целью модернизации системы связи стратегических сил и повышения их защиты от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва разрабатывалась система длинноволновой связи «Астарте». Основная аппаратура этой системы связи устанавливается на четыре специально переоборудованных самолета. Аппаратура «Астарте» в первую очередь предназначена для связи и доведения команд боевого управления на ПЛАРБ.

Компания DCNS осенью 2016 года заключила контракт по демонтажу корпусов ПЛАРБ класса Redoutable первого поколения.
Работы будут выполняться на ВМБ Шербур в два этапа. В соответствии с нормами природоохранного законодательства лодки сначала должны быть быть приведены в нормальный вид, верфь будет закрыта. Через 20 месяцев подготовки к утилизации компания начнет работы по демонтажу. В них будут принимать участие еще две компании – Veolia Group для демонтажа, удаления отходов, и Vinci для удаления асбеста.
DCNS контролирует весь жизненный цикл ПЛАРБ – от начала проектирования, строительства, технического обслуживания до демонтажа. В программе утилизации компания использует весь свой опыт, накопленный в ядерной энергетике, и скрупулезно выполняет цикл работ по обеспечению экологической безопасности.
Головная ПЛАРБ Le Redoutable превращена в музей (Musée de la Mer в Шербуре) и с 2002 года доступна для посещения публикой.

СЕРИЯ:
S611 Le Redoutable (стр. № Q 75, порядковый № Q 252) — 1971-2001 гг.
S612 Le Terrible (стр. № Q 76, порядковый № Q 255) — 1973-1996 гг.
S610 Le Foudroyant (стр. № Q 77, порядковый № Q 257) — 1974-1997 гг.
S613 L’Indomptable (стр. № Q 78, порядковый № Q 258) — 1976-2005 гг.
S614 Le Tonnant (стр. № Q 79, порядковый № Q 263) — 1980-1998 гг.
S615 L’Inflexible (стр. № Q 87, порядковый № Q 264) — 1985-2008 гг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Верфь-строитель Компания DCN в военно-морском арсенале Шербур
Год вступления в строй 1972-1985
Число в серии 6
Водоизмещение, т:
- нормальное 7500-7900 (8080 – 6-я ПЛАРБ в серии)
- подводное 8920-8940 (9000)
Запас плавучести, % 14
Длина,м 128,0-128,7 (130)
Ширина, м 10,6
Осадка, м 9,8-10,0
Мощность ГЭУ, л.с. 20000 (на валу – 15000-16000)
Скорость, узл.:
- надводное 20
- подводное 23-25
Рабочая глубина погружения, м 250-300 (предельная – 487,5 м)
Автономность, суток 90
Экипаж, человек 127-142 (12-15 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Число х тип БРПЛ 16 х М-1 (М-2, М-20, М-4)
Число торпедных аппаратов 4 х 533-мм, торпеды ECAN L5 mod. 3 и F17 mod.2, ракеты Exocet SM-39
Боезапас торпед 18
АСБУ SAD, SAT, DLA 1A
ГАК Thomson Sintra DSUX-21 c DUUX-5 (носовая и бортовые антенны), DSUV-61

ОСНОВНЫЕ ТТХ МОРСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАКЕТ ФРАНЦИИ

Характеристики

MSBS M-1

MSBS M-2

MSBS M-20

MSBS M-4А и В (М-45)

Состояние

Испытания с 1969 г., на вооружении с 1971 г., снята с вооружения в 1976 г.

Разработка начата в 1969 г., на вооружении с 1974 г., снята с вооружения в 1979 г.

Разработка начата в 1971 г., на вооружении с января 1977 г., снята с вооружения

Разработка начата в 1975 г., на вооружении с мая 1985 г. (с октября 1996 г.)

Фирма-разработчик
Aerospatiale
Aerospatiale
Aerospatiale
Aerospatiale
Фирма-изготовитель

Aerospatiale

Aerospatiale

Aerospatiale

Aerospatiale

Дальность стрельбы, км

Более 2320-2600 (3008)

Более 3000-3200

Более 2900-3000

3900-4000 (М-4А) и 4500-5300 (М-4B), 6000 – М45

Точность стрельбы (КВО), м

2300

2000

900-1000

700-770 (М-4А) 450-500 (М-4B), 400 – М45

Система наведения

инерциальная

инерциальная

инерциальная

Инерциальная с БЦВМ

Число ступеней

2

2

2

3

Длина, м

10,67 (проект 10,8)

10,67-10,7

10,4

11,05-11,07 (11,05)

Диаметр, м

1,49-1,5

1,5-1,52

1,5

1,92-1,93

Стартовый вес, т

18,0-20,005 (проект 16)

19,5-19,8

19,95-20,0 (21,0)

34,987-35,0 (35,0)

Тип топлива

твердое

твердое

твердое

твердое

Тип головной части

Термоядерная, моноблочная

Термоядерная, моноблочная

Термоядерная, моноблочная

Термоядерная, РГЧ ИН

Вес головной части, кг

1360

1360

1360

1700 (вес ББ – 250 кг), полезной нагрузки – 3600 кг

Число ББ

1

1

1 х TN-60

6 х TN-70 (М-4А), TN-71 (М-4В) или TN-75 + КСП (М-45)

Мощность заряда, Мт

0,45-0,5

0,45-0,5

1 MR-60 х 1-1,2

6 MR-70 (MR-71

х 0,15

Тип старта

«сухой», катапультирование сжатым воздухом от ПАДа с глубины 20-25 м

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 11.11.2016

Источники: Карпенко А.В. «Стратегические ядерные силы Франции. Часть 2. Морские стратегические силы Франции»ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.ru), ru.wikipedia.org, Военный Паритет и др.

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИЛЫ ФРАНЦИИ. А.В.КАРПЕНКО
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ТИПА LE TRIOMPHANT (ФРАНЦИЯ)