ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК. НОВОСТИ 2015
THE ATTITUDE OF RUSSIAN AND UKRAINIAN MILITARY COMPLEX. NEWS 2015

14.01.2015
От поставок комплектующих с украинских предприятий в той или иной степени зависели 186 образцов вооружений и военной техники, состоящих на вооружении российской армии, заявил журналистам заместитель министра обороны Юрий Борисов.
«Отказ украинских производителей (от поставок) не повлиял на ход выполнения мероприятий Государственной программы вооружений и Государственного оборонного заказа 2014 года, что подтверждено нашими показателями», — отметил он. Замминистра напомнил, что летом 2014 года президент РФ утвердил графики по импортозамещению продукции украинских производителей.
Говоря об образцах вооружений и военной техники, в которых используются украинские комплектующие, Борисов отметил, что «в основном это продукция, разработанная еще в 80-е годы прошлого столетия». «Все эти комплектующие шли, как правило, в интересах ремонта, сервисного обслуживания и поддержания исправности этой техники», — отметил российский военный.
«К концу 2015 года мы практически уйдем от зависимости от украинских производителей — около 70-80% комплектующих будут замещены. Мы не испытываем каких-либо проблем по этому направлению», — заверил замминистра.
РИА Новости

14.01.2015
Почти 700 наименований комплектующих для вооружения и военной техники, которые выпускались в кооперации с Украиной, необходимо заместить к концу года, заявил сегодня министр обороны РФ Сергей Шойгу. «К концу года необходимо заместить почти 700 наименований комплектующих для вооружения и военной техники, производимых ранее в кооперации с украинскими предприятиями», – сказал министр.
ТАСС

29.01.2015

Эмбарго украинской военной техники в Россию может привести к задержкам в строительстве новых фрегатов ВМФ России и замедлить планы по модернизации российского Северного флота, сообщает USNI News со ссылкой на статью в Jane’s Defence Weekly.
Российские 4500-тонные фрегаты класса «Адмирал Горшков» (проекта 22350) оснащаются двумя газовыми турбинами М90ФР, производимыми в Украине компанией «Зоря-Машпроект».
России в связи с эмбарго предстоит задача перемещения производства в НПО «Сатурн» без украинской помощи.
«По российской правительственной программе импортозамещения, надо полагать, в НПО «Сатурн» проводятся работы по производству и обслуживанию в 2017 году газовых турбин М90ФР», сообщает Jane’s.
Сдвиг может привести к задержкам поставок третьего и четвертого кораблей этого класса – «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», – которые в настоящее время находятся в строительстве на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.
Отсутствие украинского сотрудничества может также повлиять на поставку запасных частей и российские планы по техническому обслуживанию и самообеспечению турбин. Военный Паритет

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

31.01.2015

В ходе пресс-конференции в мультимедийном центре информационного агентства «Россия Сегодня» генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил о том, что Организация договора о коллективной безопасности прекращает сотрудничество с военно-промышленными предприятиями Украины. Это связано с эскалацией вооружённого конфликта в этой стране.
«Это позволит нам учесть и максимально использовать все существующие в рамках государств-членов ОДКБ возможности по производству военной техники или оборудования, которая ранее производилась на территории Украины. Возможности такие есть, они есть и в Казахстане, и сегодня мы, кстати, обсуждаем предметно по двум заводам возможности их использования в программе импортозамещения. Возможности есть в Белоруссии, Армении, Кыргызстане.» – сказал Николай Бордюжа.
По словам Бордюжи, ответственными за создание специальной комиссии ОДКБ по вопросам импортозамещения являются вице-премьеры стран, входящих в состав организации. Генсек ОДКБ высказал предположение, что возглавит такую комиссию заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Военное обозрение»

ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

12.02.2015

Украина запретила поставки в Россию комплектующих для конверсионной ракеты-носителя «Рокот». Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на информированный источник в Роскосмосе.
Он рассказал, что агентство 3 марта совершит последний пуск ракеты «Рокот». После этого они эксплуатироваться не будут. В качестве причины источник назвал «трудности во взаимодействии с харьковским предприятием «Хартрон»», которое поставляет системы управления для данных ракет.
«Украинские власти запретили поставки в Россию оборудования, которое может быть использовано в военных программах. Под запрет попало оборудование для «Рокотов»», — сказал источник.
Данные носители Россия использует для запусков спутников министерства обороны. Так, на этой ракете был выведен «спутник-убийца» — экспериментальный аппарат «Космос-2499». Выбор «Рокота» в качестве носителя обусловлен его дешевизной.
Эти же ракеты собиралось использовать Eurockot Launch Services (совместное предприятие Центра Хруничева и EADS Astrium) для трех запусков метеорологических спутников. В Центре Хруничева сообщили, что поставки комплектующих для «Рокота» в военных целях прекращены, однако запланированные гражданские пуски этих ракет будут выполнены. Лента.ру

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «РОКОТ»

24.02.2015

«Программу импортозамещения по морской «тематике» мы реализуем на НПО «Сатурн» в Рыбинске. Она включает в себя три ключевых направления: проведение ряда опытно-конструкторских работ по созданию морских газотурбинных агрегатов (ГТА) с нашими двигателями; техперевооружение производственных мощностей, потому что в таких объемах мы раньше морские двигатели не выпускали, а также строительство сборочно-испытательного комплекса для газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов (ГТА). То есть на «Сатурне» будет осуществляться весь комплекс работ: и производство, и испытания, и ремонт. В отличие от вопроса с импортозамещением авиационных двигателей, здесь мы обладаем полным комплектом технической документации на разработанные двигатели — М75РУ мощностью 7000, М70ФРУ мощностью 14000, и М-90ФР мощностью 27 500 лошадиных сил.» – сказал Гендиректор ОДК Владислав Масалов. Лента.ру

МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М75РУ

24.02.2015

Главнокомандующий Военно-морским флотом Виктор Чирков и президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявили журналистам о конкретных планах по импортозамещению в области изготовления корабельных двигателей. На церемонии закладки новых кораблей «Ретивый» и «Строгий» Главком ВМФ Виктор Чирков подтвердил информацию FlotProm о замене немецких дизельных двигателей фирмы MTU на отечественные, производства «Коломенского завода» при строительстве модернизированных корветов проекта 20385. В свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов рассказал журналистам, что одна из основных задач программы импортозамещения состоит в запуске производства газотурбинных двигателей для новейших фрегатов на территории России.

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

26.02.2015

Украина поставила под угрозу экспорт российских боевых самолетов, прекратив поставку тепловых головок самонаведения ГСН «Маяк» для ракет ближнего боя Р-73Э, которыми комплектуются все российские боевые самолеты. Перспективные ракеты, которые разрабатываются на замену Р-73, еще не готовы даже для российских ВВС. Когда их начнут поставлять на экспорт, тем более неизвестно.
Как рассказал «Газете.Ru» представитель военно-промышленных кругов, поставки этих устройств с Украины прекратились в марте 2014 года, а запасы, которые есть у завода-производителя, практически исчерпаны.
«Головки самонаведения для Р-73 делает киевский завод «Арсенал», с марта прошлого года все поставки этих изделий были прекращены. Если в ближайшие полгода не наладить производство аналогичных изделий на территории России, боевые самолеты, которые мы предлагаем на экспорт, могут остаться без ракет ближнего боя. То, что есть в наличии, рассчитано на 2–3 года», — пояснил представитель ВПК.
Представитель завода «Дукс», выпускающего Р-73, заявил изданию, что производство ракеты продолжается для обеспечения экспортных поставок и на ближайшие несколько лет запасом ГСН обеспечено, однако от других комментариев также отказался.
Другой представитель завода пояснил, что выпуск ГСН «Маяк» налажен на одном из российских предприятий из современных комплектующих, однако для окупаемости проекта требуются масштабные заказы.
«Надо понимать, что «Арсенал» собирал эти «головы» из российских комплектующих, так что особых проблем с организацией производства не было. Сейчас это производство было воссоздано в российских условиях с применением современной элементной базы. Поэтому чтобы окупить этот проект, нужны серьезные объемы заказов. Чем выше будут объемы производства, тем дешевле будет цена на каждое изделие», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Собеседник признал, что спрос на ракеты Р-73 остается «стабильно высоким».
«Мы поставляем эти и другие ракеты в несколько стран мира, так что здесь проблем быть не должно», — сказал представитель «Дукса».
Inforesist (Украина)

РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73 КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»

02.03.2015

Министерство обороны России исключило российско-украинский транспортный самолет Ан-70 из госпрограммы вооружения и планирует подать иск к Киеву о взыскании средств, потраченных на его проектирование. Об этом пишут в понедельник, 2 марта, «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве.
Минобороны РФ планировало приобрести до 2020 года 60 самолетов Ан-70, однако после смены власти на Украине в феврале 2014 года Киев заморозил совместную работу с Москвой, и конструкторское бюро «Антонов» самостоятельно завершило испытание самолета. В январе 2015 года Минобороны Украины приняло Ан-70 на вооружение. Лента.ру

СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-70 КОРОТКОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ

30.03.2015

Ярославский моторный завод (ЯМЗ, ОАО «Автодизель», входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски) прекратил поставки своей продукции на территорию Украины. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе российской автомобильной компании. Отсутствие моторов ЯМЗ, запчастей и топливной аппаратуры к ним может вызвать проблемы у различных компаний Украины. Крупнейшими потребителями моторов ЯМЗ являются Харьковский тракторный завод (основной производитель сельскохозяйственных тракторов и спецтехники в стране) и предприятие по выпуску грузовой техники «АвтоКрАЗ» (выпускает грузовики и военную технику на их основе). Тем не менее есть признаки того, что двигатели по-прежнему поставляются на Украину без ведома производителя.
Поставки продукции Ярославского моторного завода на КрАЗ были прекращены во второй половине 2014 года.
Для машиностроения, армии и сельского хозяйства Украины ярославские моторы имеют немаловажное значение. Так, колесные и гусеничные тракторы семейств Т-150 и ХТЗ, а также различные модификации спецтехники харьковского завода комплектуются двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Ярославские моторы использовались и для военной продукции тракторного завода: самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и многоцелевого легкобронированного транспортера (тягача) МТ-ЛБ. «АвтоКрАЗ» устанавливал в качестве базовых российские моторы на всю продукцию, в том числе на военные автомобили КрАЗ-6322РА «Бастион» (система реактивной системы залпового огня, аналог советской/российской системы «Ураган») и бронемашины «Шрек», которые недавно поступили на вооружение нацгвардии Украины. Известия.ru

АВТОДИЗЕЛЬ (ЯРОСЛАВСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД, ЯМЗ)

07.04.2015

Украинские власти решили продолжить сотрудничество с Россией в области космоса. Представители днепропетровского Южмашзавода дали согласие на обслуживание двух предстоящих стартов ракет «Зенит» с космодрома Байконур. Кроме того, украинцы подтвердили намерение запустить свой спутник вещания «Лыбидь» с помощью Роскосмоса с Байконура.
— Нами получены от украинских властей все разрешительные документы, необходимые для того, чтобы направить группу технических специалистов для обслуживания запуска ракеты «Зенит» с Байконура в июле этого года, — заявил «Известиям» гендиректор Южмашзавода Сергей Войт. — Это мирный космос, и в этой сфере мы сотрудничество с Россией продолжим. Что касается запуска спутника «Лыбидь», мы по-прежнему планируем запустить его с Байконура. Ракета для этого пуска нами фактически завершена, осталось только получить из России двигатель и систему управления.
Известия.ru.

08.04.2015

Белорусское оборонное предприятие «Пеленг» заместило украинские прицелы для российских самоходных противотанковых комплексов «Хризантема». Кроме того, эта компания делает оптику для российских разведывательных космических аппаратов, сообщил в интервью ТАСС вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
«Белоруссия готова освоить многие вещи. Могу сказать, что минское предприятие «Пеленг» освоило оптические системы для артиллерийской установки «Хриазантема». Также «Пеленг» работает с Роскосмосом – создает оптические разведывательные системы», – сказал он.
«У нас с Белоруссией теснейшая кооперация, и это действительно очень хорошее производство, которого нет в России, – подчеркнул Рогозин. – Они легко взяли на себя в рамках программы импортозамещения часть того, что раньше поставляла Украина».
Зампред правительства подчеркнул, что весь военно- промышленный комплекс СССР был в свое время разделен между тремя республиками: на Россию приходилось 80, на Украину – 15 и на Белоруссию – 5 процентов.
ТАСС

САМОХОДНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К123 «ХРИЗАНТЕМА-С»

08.04.2015
Программа импортозамещения продукции оборонных предприятий Украины будет стоить России дешевле одного вертолетоносца «Мистраль». Об этом сообщил в интервью ТАСС вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
Он не назвал стоимость программы, но отвечая на вопрос, сколько можно купить на эти деньги «Мистралей», отметил: «Ни одного».
Частично программа выполнена и завершится до конца 2017 года, добавил зампред правительства.
Относительно небольшая стоимость программы связана с ее организационным характером, отметил он. «Это не столько финансовый вопрос, сколько организационный. В основном деньги идут на дооборудование производства. В любом случае их пришлось бы потратить /на украинскую продукцию – прим. ТАСС/, теперь они перенацеливаются на российское производство, докупается некоторое станочное или стендовое оборудование», – сказал Рогозин. Кроме того, добавил он, предприятия, развернув у себя производство аналогов украинских комплектующих, потом получат деньги за выпущенную продукцию.
ТАСС

27.04.2015

Государственный концерн «Укроборонпром» отказался от 30 тыс. наименований комплектующих, которые изготавливались в России. На сегодня уже 35% этой продукции производится в Украине, в том числе и на предприятиях «Укроборонпрома». Об этом заявил первый заместитель генерального директора концерна Сергей Пинькас в эфире «5 канала».
«Наша задача – замена импорта из России путем налаживания самостоятельного производства. Сегодня мощностями собственных предприятий мы заменили более 35% комплектующих, которые раньше поставляла Россия», – пояснил он.
С. Пинькас также добавил, что к реализации стратегии импортозамещения подключились предприятия Львовщины. Так, 10 апреля «Укроборонпром» подписал меморандум о расширении сотрудничества с предприятиями Львовской области в рамках выполнения государственного оборонного заказа и программ социально-экономического развития, сообщает пресс-служба ГК «Укроборонпром».
ЦАМТО

22.05.2015

Гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев сообщил, что украинский «Мотор Сич» примет участие в создании российско-китайского вертолета, контракт по которому планируется подписать в конце этого года.
Отвечая на вопрос об этом совместном проекте, он отметил, что «мы с китайцами держим эту информацию конфиденциальной».
«Подписана «дорожная карта», определены участники этого проекта. Там участвуют китайские компании, украинский «Мотор Сич» со своим двигателем и «Вертолеты России», – сказал Михеев.
«В конце этого года мы должны подписать контракт», – добавил он.
По словам Михеева, рынок для нового вертолета оценивается в 200 машин.
ТАСС

ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ (РОССИЯ/КИТАЙ)

22.05.2015

Украина не принимает участие в создании российско-китайского вертолета, заявил в четверг глава украинской государственной службы экспортного контроля Юрий Терещенко.
«Сообщения о якобы участии Украины в совместном китайско-российском проекте по созданию нового тяжелого вертолета, в частности, об установке на нем двигателей Д-136 украинской компании «Мотор Сич», не соответствуют действительности», – приводит его слова пресс-служба правительства.
При этом Терещенко подчеркнул, что госэкспортконтроль прекратил с прошлого года оформление разрешительных документов на передачу в Россию товаров военного назначения и двойного использования всем без исключения субъектам хозяйственной деятельности, в том числе предприятию «Мотор Сич». «Следовательно, никаких разрешений на экспорт в РФ товаров этой категории украинский производитель не получал», – добавил Терещенко.
ТАСС

ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ (РОССИЯ/КИТАЙ)

22.05.2015

Украина разорвала договор с РФ о транзите военных в Молдавию. За закон о денонсации межправительственного украинско-российского соглашения о транзите через территорию Украины воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Молдавии, в четверг проголосовали 265 депутатов Верховной Рады при 226 минимально необходимых.
Документ, предложенный внефракционным депутатом Михаилом Головко, разработан «с целью ликвидации существующих законных предпосылок для перемещения военных формирований Российской Федерации, находящихся на территории Молдовы, транзитом через территорию Украины».
Соглашение между правительствами Российской Федерации и Украины о транзите через украинскую территорию российских воинских формирований, временно находящихся на территории Молдавии, было подписано в 1995 году.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

29.05.2015

Украина может решать вопрос о сотрудничестве с какой либо третьей страной по проекту транспортного самолета Ан-70 только при участии России. Считает экс-секретарь Совета безопасности РФ, бывший первый заместитель министра обороны РФ, академик РАН Андрей Кокошин.
«Россия серьезно вложилась в разработку Ан-70, и поэтому сотрудничество с третьими странами по данному проекту Украина может вести только с согласия России», — сказал А.Кокошин, который является также деканом факультета мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова.
По его словам, заявления нынешних украинских руководителей по самолету Ан-70 вызывают удивление. Дело в том, что речь о сотрудничестве между Россией, Украиной и западноевропейскими странами, прежде всего Германией и Францией, по этому проекту активно шла еще в 90-е годы прошлого столетия. Inforesist (Украина)

СРЕДНИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-70 КОРОТКОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ

30.05.2015

На Казанском моторостроительном производственном объединении прошли сертификационные испытания воздушного стартера и выхлопного патрубка двигателя, который ранее поставлялся из Украины.
Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) в рамках программы импортозамещения освоило производство ряда узлов двигателя ВК-2500, который, в частности, устанавливается на вертолеты Ми-8 и Ми-17, сообщил начальник бюро маркетинга и рекламы КМПО Артур Аскаров.
Ранее эти двигатели поставлялись в Россию с украинского предприятия «Мотор Сич», однако военно-технические связи двух стран ныне полностью прекращены по инициативе Киева.
«Прошли сертификационные испытания воздушного стартера и выхлопного патрубка. Мы готовы к приступить к их серийному производству. В завершающей стадии — силовая турбина и сопловой аппарат», — сказал Аскаров на проходящей в Татарстане конференции «ИТ-технологии на службе оборонно-промышленного комплекса».
По его словам, «факт прохождения сертификационных испытаний дает КМПО право серийно изготавливать эти узлы».
РИА Новости

КАЗАНСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

03.06.2015

Россия не может завершить строительство ряда кораблей для нужд Военно-морского флота в связи с приостановкой поставок газотурбинных агрегатов с Украины, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая в Омске.
«Из-за прекращения поставки (газотурбинных агрегатов – прим. ТАСС) мы не можем достроить надводные корабли для ВМФ», – сказал Рогозин.
По его словам, в рамках плана импортозамещения в России планируется развернуть производство по 186 позициям, которые ранее производились на Украине. «Это прежде всего газотурбинные агрегаты», – подчеркнул вице-премьер.
«Мы планируем завершить эту работу (по импортозамещению) до 2018 года», – уточнил он.
Украинскими газотурбинными установками оснащаются, в частности, фрегаты типа «Адмирал Григорович» (проекта 11356) и «Адмирал Горшков» (проекта 22350).
ТАСС

ФРЕГАТ ПРОЕКТА 11356Р ДЛЯ ВМФ РОССИИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

31.07.2015

Пресс-служба украинского концерна «Укроборонпром» сообщила, что в госконцерне «строго придерживаются» эмбарго на поставку комплектующих для военной техники и вооружений в Россию.
«Военно-техническое сотрудничество с РФ прекращено «Укроборонпромом» с 2014 года, сразу с начала военных действий на востоке страны. Любой обмен технологиями, опытом или же производственная кооперация сведены на нет. Одновременно запущена масштабная программа импортозамещения российских комплектующих. В частности, в ее рамках освоено свыше 11 тыс. изделий», – приводит выдержку из сообщения пресс-службы ИНТЕРФАКС-УКРАИНА.
Отмечается, что «криминальные группировки пытаются коррупционными методами найти пути поставок в РФ отечественной продукции военного назначения», которую производят предприятия госконцерна, однако благодаря сотрудничеству с правоохранительными органами такие попытки удается прекращать.
«Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией как первопричиной нарушений. В настоящее время концерн уже сделал 40 обращений в правоохранительные органы, по 20-ти из них начаты уголовные производства», – подчеркнули в пресс-службе концерна.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНЦЕРН «УКРОБОРОНПРОМ»

01.08.2015

Программа замещения импорта военной продукции из Украины к концу 2015 года будет выполнена более чем наполовину, причем по готовым изделиям этот показатель приблизится к 70%, заявил журналистам представитель Минобороны РФ.
Он напомнил, что сейчас в оборонной промышленности существуют две программы импортозамещения – продукции предприятий Украины и стран НАТО.
«И та, и другая программы выполняются. Что касается Украины: по элементам на конец года выйдем на реализацию на 53%, это поставки по всем деталям. Если брать по изделиям, то там почти 67%», – сказал представитель ведомства.
При этом, подчеркнул он, российские военные успели накопить достаточный запас запчастей и ремкомплектов.
ТАСС

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

12.10.2015

Россия заместила комплектующие изделия в «оборонке» на 64%, стран НАТО и Евросоюза – на 43%, сообщил 9 октября глава Минобороны РФ Сергей Шойгу.
«В настоящее время наметилась положительная динамика в решении данного вопроса. Так, замещение украинских комплектующих изделий составляет 64%, стран НАТО и ЕС – 43%», – сказал министр в ходе Единого дня приемки военной техники.
«Необходимо и дальше снижать долю импорта в производстве отечественной военной продукции», – потребовал Шойгу.
Он отметил ,что Минобороны РФ продолжает планомерное переоснащение армии и флота современным вооружением, военной и специальной техникой.
«На эти цели выделяются значительные бюджетные средства. В сложившихся экономических условиях особенно важно, чтобы они расходовались максимально эффективно», – сказал министр.
ТАСС

ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ РОССИИ

ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК