РИЖСКИЙ МУЗЕЙ АВИАЦИИ
RIGA AVIATION MUSEUM

Музей создавался в течении 40 лет. Официально музей существует с 1997-го года полностью самостоятельно без всякой поддержки государства. Авиамузей – единственный в Прибалтике и один из крупнейших в Европе. Собрание советской авиационной техники считается самым большим за пределами СНГ.
Музей расположен на территории рижского аэропорта. Посетить его можно в будние дни с 9.00 до 18.00. Суббота и воскресенье – по заявкам.

Историю свою музей ведёт с образования в 1965 году Клуба Юных Лётчиков им. Ф.А.Цандера. Организационные трудности легли тогда на плечи молодого авиаинженера, Талпа Виктора Петровича, работавшего в Латвийском управлении гражданской авиации.
КЮЛ являлся профессионально ориентирующей организацией на базе ЛаУГА. Курсанты клуба с восьмого класса изучали введения в теоретические авиационные дисциплины, знакомились с работой различных служб аэропорта, проходили производственную практику в аэропорту, прыгали с парашютом, получали физическую и строевую подготовку, с курсантами также проводились занятия на комплексных тренажёрах самолётов АН-2У, ТУ-134, ТУ-154. Выпускникам клуба выдавалось свидетельство установленного образца и согласно приказа Министра гражданской авиации СССР №550 от 5.09.1969 присваивалась квалификация «моторист 2 разряда по эксплуатации самолета Ан-2″.
Со временем у клуба появилась потребность не только в наглядных пособиях но и в собственных учебных самолётах для проведения занятий по различным дисциплинам. Министерство Обороны пошло навстречу пожеланиям руководства клуба и согласилоcь передать клубу списанный МиГ-21УС, восстановленный курсантами. Так начинал создаваться фонд учебной базы клуба, впоследствии, благодаря укреплению связей с военными, количество клубной авиатехники значительно увеличилось и пополнилось достаточно редкими и уникальными образцами военных самолётов и вертолётов, были образованы филиалы клуба в г. Лиепая и в г. Вентспилс.
К 1991 году на учебном аэродроме клуба была сформирована хорошая материально-техническая база со вспомогательной автотехникой, продолжался выпуск младших авиаспециалистов для ГА и ВВС, при поступлении в ВУЗы и технические училища выпускникам КЮЛ предоставлялось преимущество, да и общий уровень их образования и подготовки был достаточно высок, так как курсанты зачислялись в клуб на конкурсной основе, проходя тем самым профессиональный отбор в авиационную отрасль.
После распада СССР финансирование прекратилось и возникли проблемы с местом размещения авиатехники. Руководство аэропорта «Рига» пошло навстречу музею и выделило место для техники на своей территории. С 1998 по 1999 происходило перебазирование техники и обустройство новой территории. Не обошлось, конечно, без повреждений техники, но удалось свести их к минимуму.
Сейчас в музее представлены такие ветераны воздушного флота, как легкий транспортный самолет АН-2, вертолет КА-26, все семейство знаменитых МИГов, от самого первого реактивного истребителя МИГ-15 до МИГ-29. Здесь обосновался на вечной стоянке и последний, еще сохранившийся в Латвии пассажирский самолет ТУ-154, а также жемчужина коллекции – дальний сверхзвуковой бомбардировщик ТУ-22М.

Создатель и бессменный директор музея – Талпа Виктор Петрович. После окончания в 1962-м году Иркутского военного авиационного училища служил в морской авиации Черноморского флота. Затем летал в Аэрофлоте бортинженером и одновременно руководил клубом юных летчиков.

САМОЛЕТЫ
Ан-2 22 лёгкий многоцелевой самолёт укороченного взлёта и посадки
Ан-14А «Пчёлка» 01 лёгкий многоцелевой самолёт укороченного взлёта и посадки
Ан-24Б СССР-46400 пассажирский самолет для региональных авиалиний
Aero L-29 Delfin 22 учебный самолёт
Aero L-29 Delfin 26 учебный самолёт
Aero L-29 Delfin 38 учебный самолёт
Aero L-29 Delfin 92 учебный самолёт
МиГ-15УТИ 14 учебный самолёт
МиГ-15УТИ 58 учебный самолёт
МиГ-21бис 76 истребитель
МиГ-21СМТ 10 истребитель
МиГ-21УМ 94 учебно-тренировочный истребитель
МиГ-21УС 06 учебно-тренировочный истребитель
МиГ-23БМ с/н 3910601 истребитель-бомбардировщик
МиГ-23М 74 истребитель-перехватчик
МиГ-23МФ 16 истребитель-перехватчик
МиГ-25РБС 34 тактический разведчик-бомбардировщик
МиГ-29УБ 52 учебно-боевой истребитель
Су-7БКЛ 27 истребитель-бомбардировщик
Су-7У 43 учебно-боевой истребитель
Ту-22М1 53 прототип дальнего бомбардировщика
Ту-134А-3 RA-65717 пассажирский самолёт
Як-18Т CCCP-38342 учебно-тренировочный самолёт
Як-28Р 22 разведчик
Cessna 150 с/н 15059081 лёгкий самолёт

ВЕРТОЛЕТЫ
Ка-26 СССР-24057 лёгкий многоцелевой вертолёт
Ми-1МУ 17 лёгкий ударный вертолёт
Ми-2 21 многоцелевой вертолёт
Ми-2 22 многоцелевой вертолёт
Ми-4 СССР-31449 многоцелевой вертолёт
Ми-6 09 тяжелый транспортный вертолёт
Ми-8Т 17 транспортно-десантный вертолёт
Ми-24А 20 ударный вертолёт

КАБИНЫ САМОЛЕТОВ
Су-24М с/н 0515318 фронтовой бомбардировщик
Су-24М с/н 0915306 фронтовой бомбардировщик
Т-10 (прототип Су-27) с/н 02-04 прототип истребителя
Ту-104А СССР-42328 пассажирский самолёт
Ту-134Б СССР-65698 пассажирский самолёт

ПЛАНЕРЫ
LET L-13 Бланик 47 тренировочный планёр
LET L-13 Бланик 72 тренировочный планёр

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТЫ
3М9 – ЗРК «Куб»
5Я23 – ЗРК С-25М

ДРУГАЯ ТЕХНИКА
TRUMP D40-D автомобиль для протовообледенительной обработки самолётов
АА-60 (7310), модель 160.01 пожарный аэродромный автомобиль
РСП-7Т радиолокационная система посадки самолётов
СКП-9МВ стартовый командный пункт

Mārupe, Lidosta «Rīga» 10/1
aviamuseum.org
avia.ak22.net

РИЖСКИЙ МУЗЕЙ АВИАЦИИ ФОТОРЕПОРТАЖ 25.06.2014