РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ RLV (ИНДИЯ)
REUSABLE LAUNCH VEHICLE RLV (INDIA)

23.05.2016

Индия провела успешный запуск первой многоразовой ракеты-носителя собственного производства, сообщает телеканал NDTV.
Пуск произведен с космодрома Шрихарикота в штате Андхра-Прадеш в понедельник в 07.00 по местному времени (4.30 мск). Ракета получила экспериментальное название RLV-TD (Re-usable launch vehicle — Technology demonstration — «Многоразовый ракетоноситель – технологический демонстрационный образец»). Через 20 минут полета ракеты пуск был признан успешным.
Ракету длиной 6,5 метров и весом 1,75 тонн разрабатывали в течение пяти лет, проект стоил около 1,4 миллиона долларов.
Как пояснили телеканалу в Космическом центре Викрама Сарабхаи (VSSC), запущенная ракета-носитель не подлежит многоразовому использованию — она разрушится при приземлении на специально подготовленной платформе в Бенгальском заливе, поскольку пока не оснащена шасси для мягкой посадки.
В будущем планируется создать взлетно-посадочную полосу в Шрихарикоте и оснастить шаттлы шасси. Опытный же образец используется для проверки технологии, сбора телеметрии и дальнейшего анализа данных, заявили в VSSC.
Появление окончательной версии шаттла ожидается через 10-15 лет.
РИА Новости


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ RLV

Индийская организация космических исследований (Indian Space Research Organisation – ISRO) присматривается к возможности создания многоразовых космических кораблей «для недорогого доступа в космос».
В марте этого года космическое агентство продемонстрирует технологии космоплана, который будет летать как самолет. Ракета-носитель повторного использования (reusable launch vehicle – RLV) позволит снизить стоимость вывода одного килограмма полезной нагрузки до 500 долл США вместо 5000 сегодня, говорит заместитель директора Космического центра Викрам-Сарабхай (Vikram Sarabhai Space Centre) С. Соманаф (S Somanath).
Агентство намерено разработать многоразовый челнок массой 12 т, который может развить скорость 5М и совершить посадку на море с помощью компьютерной системы управления. Тяжелая ракета-носитель GSLV MkIII успешно испытана в декабре 2014 года. Считается, что ракетное топливо не такое дорогое, но очень дорого стоит орбитальная ступень, тем не менее, настоящим прорывом будет как многоразовая РН, так и возвращаемый космический челнок, созданных по концепции двухступенчатого выхода в космос (Two Stage To Orbit – TSTO), считает агентство.

По оценкам индийских специалистов, эксплуатация многоразовой транспортной системы позволит на порядок сократить затраты на выведение: с 12—15 тысяч до 1 200—1 500 долларов за килограмм. Предположительно первый полет демонстратора технологии RLV состоится через год или два. Уже начались концептуальные исследования «полукриогенного» двигателя для RLV, в котором должны использоваться кислород и углеводородное горючее. Носитель будет иметь две ступени. Согласно проекту, первую ступень RLV оснастят крылом, и она сможет подниматься на высоту до 100 километров. В расчетной точке, исчерпав топливо, ступень вернется в атмосферу и приземлится на взлетнопосадочную полосу. Вторая — выведет полезный груз на орбиту, затем вернется в атмосферу и совершит посадку на море или на суше. По мнению представителей ISRO, RLV будет существенно превосходить американский Space Shuttle по надежности.

ISRO намерена провести летные испытания технологического многоразового демонстратора RLV-TD (Reusable Launch Vehicle — Technology Demonstrator). Аппарат разработки Космического центра имени Викрама Сарабхаи VSSC (Vikram Sarabhai Space Centre) в Тируванантхапураме служит прообразом будущей ракетно-космической системы.
В отличие от таких аппаратов как Space Shuttle, которые выходят на орбиту вокруг Земли и впоследствии совершают спуск в атмосфере и посадку, индийская система не предназначена для автономного орбитального полета. Она лишь выводит КА на траекторию полета, а затем возвращается на Землю. Такое решение позволяет упростить и удешевить конструкцию РН, что положительно скажется на экономической эффективности миссии. Запуск индийского варианта многоразовой РН позволит сократить удельную стоимость выведения с нынешних 15-20 тыс. долл. до 1 тыс. долл. за килограмм полезного груза.
Концепция предполагает вертикальный пуск системы со стартового стола на межвидовом полигоне у береговой линии восточного побережья Индии, отделение аппарата после окончания работы ускорителя и полет по баллистической траектории с последующим входом в атмосферу. После торможения в атмосфере демонстратор RLV-TD переходит в планирование с постепенным уменьшением скорости до числа М=0,8, дальнейшим торможением и горизонтальной посадкой, а в конце полета приводняется в море.

Демонстратор пройдет разнообразные тесты, характерные для любого образца ракетно-космической техники, включая статические и динамические прочностные испытания. Наземные испытания ракетного ускорителя были успешно выполнены в Шрихарикоте в декабре 2008 г. Аэродинамические характеристики демонстратора RLV-TD изучались во время продувок в «трехмахо-вой» аэродинамической трубе Национальной аэронавтической лаборатории NAL (National Aeronautical Laboratory) в Бангалоре. Всего уже проведено более 450 аэродинамических экспериментов. В ходе продувок замерялись шарнирные моменты управляющих поверхностей, осуществлялась визуализация потока, и определялись коэффициенты аэродинамических сил и моментов, а также их производные. По итогам продувок составлены таблицы с аэродинамическими характеристиками демонстратора RLV-TD и сгенерирован огромный массив данных для проектирования и моделирования ВКА.
Целью первого пуска будет получение телеметрической информации о параметрах выведения, полета на этапах выведения в атмосфере и за ее пределами, торможения и спуска.
В первом полете демонстратор RLV не будет спасаться, потому что это нерентабельно. В последующих пусках экспериментальный аппарат будет эвакуироваться с места приводнения для повторного использования.
Представители ISRO надеются, что к 2015 г. технологии RLV созреют настолько, что позволят спасать и повторно использовать не только аппарат, но и твердотопливный ускоритель. К тому времени крылатый аппарат будет приземляться на ВПП аэродрома, а ускоритель — приводняться на парашюте.

Источники: Военный Паритет defencenews.in, unnatural.ru, www.vokrugsveta.ru и др.