132-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД РС-132
132-MM RS-132 AIRCRAFT ROCKET

Работы по созданию авиационных реактивных снарядов (РС) начались в СССР в конце 20-х годов. В 1929 году были испытаны первые 82-мм турбореактивные снаряды, стабилизация которых осуществлялась путём вращения. Однако добиться тогда приемлемых результатов не удалось.
Калибры советских реактивных снарядов 82 и 132-мм обуславливаются пороховыми шашками диаметром 24-мм, которые используются в реактивном двигателе. Семь плотно уложенных шашек уложенных в камере сгорания РС дают внутренний диаметр 72-мм, с учётом 5-мм стенок выходит 82-мм. Таким же образом получается и калибр 132-мм РС.
В начале 1930-х годов были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетам. Cразу встал вопрос о стабилизации ракет. Было проведено много опытов по созданию турбореактивных ракет калибра 82 мм и 132 мм.
Вначале испытывались 82-мм снаряды с кольцевым стабилизатором, не выходящим за габариты снаряда. Однако опытные стрельбы и продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ показали, что с помощью кольцевого стабилизатора добиться устойчивого полета невозможно.
Затем отстреляли 82-мм реактивные снаряды с размахом четырехлопастного оперения в 200, 180, 160, 140 и 120 мм. Результат был вполне определенным: с уменьшением оперения ухудшалась устойчивость полета и кучность.
В конце концов, были найдены оптимальные габариты стабилизаторов: размах 200 мм для 82-мм ракет и 300 мм для 132-мм ракет.
РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию реактивному снаряду РС-82, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива — 3,78 кг, заряд ВВ — 1,9 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.
Обе ракеты имели осколочно-фугасные боевые части с наружной насечкой для правильного дробления осколков. Наличие насечки портило аэродинамику снарядов и ухудшало их баллистические качества, в последствии во время войны перешли на выпуск РС с гладкой БЧ.


В 1937 г. в РНИИ была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Для повышения прочности направляющую прикрепляли к силовой балке, выполненной из трубы. Эта конструкция получила название «флейта».
В пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов.
132-мм РС были испытаны стрельбой в воздухе в 1938 году на бомбардировщике СБ. Для стрельбы по воздушным целям применялись дистанционные взрыватели АГДТ-И, время срабатывания которых устанавливалось на земле до вылета. Испытания показали, что при условии доработки дистанционных взрывателей и установки на самолёте автоматического установщика трубок ( что тогда уже было реализовано в зенитной артиллерии) РС-132 могли бы с успехом применяться против вражеских бомбардировщиков, оставаясь вне зоны огня их оборонительного вооружения. Также вполне реально было создать для РС боевые части (БЧ) с готовыми поражающими элементами, что увеличило бы вероятность поражения цели. К сожалению всё это так и не было реализовано.
По наземным целям пуски РС осуществлялись с пологого пикирования с дистанции не более 1000 метров. В этом случае отклонение снарядов от точки прицеливания составляло около 40 метров. Стрельба велась по 2, 4 и 8 снарядов, наилучшие результаты давал залповый режим огня. Особенно эффективно было ведение огня по одной цели в составе звена их 4-х самолётов.
В тоже время в ходе испытаний было выявлено, что в ряде пусков наблюдалось повреждение обшивки самолёта реактивной струёй двигателя. Максимальная скорость полёта при подвеске направляющих со снарядами снижалась на 20-25 км/ч. Увеличивались время набора высоты и инертность при выполнении маневров.
На самолетах СБ для снарядов PC-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 1130 мм, число направляющих — 10. Вес всей ракетной системы 63 кг. На самолетах Ил-2 для снарядов PC-132 и РБС-132 применялись пусковые установки длиной 1434 мм. Длина их направляющих составляла 1130 мм. Число направляющих — 8. Вес всей ракетной системы 50 кг.
В ходе советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ были оснащены пусковыми установками для ракет PC-132. Пуски ракет PC-132 производились по наземным целям.
В 1940 году на вооружение ряда авиационных частей РККА были приняты снаряды PC-82 и PC-132. В 1940 году заводы наркомата боеприпасов выпустили 125,1 тыс. ракет PC-82 и 31,68 тыс. ракет PC-132.
С началом Великой Отечественной войны ВВС СССР активно применяли РС-82 и РС-132 для ударов по наземным и воздушным целям.
Полигонные стрельбы штатными реактивными снарядами РС-82 и РС-132, проведенные в НИП АВ ВВС КА, так же как и опыт боевого применения Ил-2 на фронте, показали недостаточную эффективность этого вида оружия при действии по малоразмерным целям ввиду большого рассеивания снарядов и, следовательно, малой вероятности попадания в цель.
Для поражения легкого и среднего немецкого танка снарядом PC-132 требовалось только прямое попадание, поскольку при разрыве снаряда вблизи танка, последний существенных повреждений не получал. Однако добиться прямого попадания было очень и очень сложно — из 134 выстрелов PC-132, сделанных в полигонных условиях летчиками с различной степенью подготовки, не было получено ни одного попадания в танк.
Отрицательный же опыт боевого применения PC на фронте объясняется главным образом повышенными (600-700 метров) дальностями пуска снарядов и не использованием всего комплекта PC в одном залпе.
Инженерно-технический состав некоторых строевых авиачастей, пытаясь повысить боевую эффективность Ил-2, проводил собственными силами доработку штурмовика, обеспечивая подвеску на самолет увеличенного числа PC. Например, в начале 1942 года на Северо-западном фронте два серийных Ила были оборудованы местными умельцами под подвеску 8 PC-82 и 8 PC-132 и затем успешно испытаны в боях. Кроме этого, в строевых частях имелись варианты «горбатых» с подвеской 24-х PC-82. Несмотря на повышение боевой эффективности доработанных таким образом штурмовиков, от установки на Ил-2 увеличенного числа PC, ввиду значительного снижения скорости полета машины, вскоре отказались.
Для борьбы с танками в 1942 году в РНИИ были разработаны авиационные реактивные бронебойные снаряды РБС-82 и РБС-132. Эти снаряды были созданы на базе PC-82 и PC-132 и оснащены бронебойными боевыми частями. Кроме того, РБС-82 имел более мощный двигатель, его вес увеличился до 15 кг. Бронепробиваемость снаряда РБС-82 составила до 50 мм по нормали, а РСБ-132 — до 75 мм. Снарядами РБС-82 и РБС-132 вооружали штурмовики.
Самолеты Ил-4 авиации ВМФ в некоторых случаях дополнительно вооружались осколочно-фугасными снарядами РС-132 для подавления зенитных средств атакуемых кораблей и уничтожения малоразмерных плавучих целей.
В ходе эксплуатации самолеты Пе-2 довооружались реактивным оружием для борьбы с наземными целями. Реактивные снаряды РС-132 применялись с самолетов Пе-2 по бронетанковой технике с пологого пикирования.
Кроме Ил-2 авиации ВМФ пусковые для шести РС-132 устанавливались в частях морской авиации на торпедоносцы Ил-4Т. РС предназначались в первую очередь для подавления зенитного огня ведущегося с вражеских кораблей в ходе выполнения торпедной атаки. На часть бомбардировщиков для защиты от вражеских истребителей реактивные орудия монтировались для стрельбы назад.
В 1942 году авиационные снаряды PC-82 и PC-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13.

Модификации:
• РС-132 — базовая модификация 132-мм реактивного снаряда, принята на вооружение в 1938 году.
• РБС-132 — бронебойный вариант, принят на вооружение в 1942 году. Бронепробиваемость до 75 мм по нормали. Состояли на вооружении Ил-2.
• РОФС-132 — вариант с осколочно-фугасной БЧ.
• РОС-132 — реактивный осколочный снаряд.
• ЗС-132 — зажигательный РС.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик РНИИ (НИИ-3)
Изготовитель з-д №70 им. Ильича
Тип ракеты для поражения наземных и воздушных целей
Состояние на вооружении с 1938-1939 годов
Самолет-носитель Ту-2, Ил-2, Ил-10, Пе-2 и другие самолеты тактической авиации
Боевая часть:
- тип осколочно-фугасная
- вес, кг:
вариант 1 9,4
вариант 2 21,3
- вес ВВ, кг 1,9
Взрыватель:
- тип контактный АМД
Органы и способ стабилизации аэродинамические стабилизаторы
Тип старта воздушный, сход с направляющей
Дальность стрельбы, м:
- максимальная вариант 1 6000-7200
- максимальная вариант 2 8500
- активного участка
Точность стрельбы (КВО), %D 1
Скорость полета, м/с:
- максимальная 350
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм:
- вариант 1 845-950
- вариант 2 1510
Калибр, мм 132
Размах стабилизаторов, мм 300
Стартовый вес, кг:
- вариант 1 23,5
- вариант 2 42,5
Двигатель:
- тип РДТТ
- вес заряда, кг:
вариант 1 3,0
вариант 2 3,5-3,8
- число шашек:
вариант 1 35
вариант 2 7
- размер шашек, мм:
вариант 1 40/8-57,5
вариант 2 40/8-287,5
- тип пороха ПТП/Н
Пусковые установки РО-132
- число ракет на ПУ 1

Источники:
• Александр Карпенко «Современные авиационные ударные ракеты». Рукопись 2007
• Авиация и Время. Евгений Арсеньев, Николай Семирек. Реактивное вооружение МиГов
• Крылья России. История и самолеты ОКБ МиГ
• авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviatsionnoe-vooruzhenie/sssr/aviatsionnye-rakety/neupravlyaemye-rakety/reaktivnyj-snaryad-rs-82-132/
• 8war.ru/artilleriya/rs-132.html

132 ММ РАКЕТНЫЙ ДЫМОВОЙ СНАРЯД РДС-132
132 ММ РАКЕТНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ СНАРЯД РЗС-132
132 ММ РАКЕТНЫЙ АГИТАЦИОННЫЙ СНАРЯД РАС-132
132 ММ РЕАКТИВНЫЙ СИГНАЛЬНЫЙ СНАРЯД РСС-132
132 ММ РАКЕТНЫЙ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ СНАРЯД РОС-132
132-ММ РЕАКТИВНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ СНАРЯД РХМ-132
132-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ БРОНЕБОЙНЫЙ СНАРЯД РБС-132
82-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ БРОНЕБОЙНЫЙ СНАРЯД РБС-82
82-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД РС-82
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ ДО 1945 ГОДА
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ