82-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД РС-82
82-MM RS-82 AVIATION ROCKET

Работы по созданию неуправляемых реактивных снарядов в СССР начались еще в конце 1920-х годов. Были испробованы различные способы стабилизации полета реактивного снаряда от его вращения в полете, по аналогии с вращением пули, до стабилизации с применением оперения.
Первый в СССР успешный полёт ракеты (РС-82) на бездымном порохе состоялся весной 1928 г. в Ленинграде, куда лаборатория Тихомирова перебазировалась в 1927 г. В июле 1928 года она была переименована в Газодинамическую лабораторию (ГДЛ) ВНИК при РВС СССР.
Сразу встал вопрос о стабилизации ракет. Было проведено много опытов по созданию турбореактивных ракет калибра 82 мм и 132 мм. В конце ноября 1929 года были проведены наземные стрельбы 82-мм турбореактивными снарядами PC-82. Через несколько месяцев летчик-испытатель С.И.Мухин произвел воздушные стрельбы ТРС-82 (первые с таким названием) с самолета У-1. Кучность турбореактивных снарядов оказалась неудовлетворительной. Кроме того, при таком методе стабилизации около 28-30 % веса ракетного заряда расходовалось на вращение снаряда, а поступательная скорость и дальность полета в результате этого уменьшались.
В начале 1930-х годов были произведены первые опыты с 82-мм и 132-мм авиационными ракетам.

Снаряд состоит из головной боевой и реактивной части (порохового реактивного двигателя). Боевая часть снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный (АМ-А) или неконтактный (АГДТ-А) взрыватели. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещён метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. На наружной части обоих концов камеры выполнены центрирующие утолщения с ввёрнутыми в них направляющими штифтами. Для воспламенения порохового заряда используется воспламенитель из дымного ружейного пороха. Образующиеся при горении пороховых шашек газы, истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма (колосниковая решётка), препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полёте обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев. Головка снаряда тупая, с надрезами на оживальной части.
В 1935 году с истребителя И-5 были проведены пуски ракет PC-82. В 1935 г. в процессе испытаний РС-82 на истребителе И-15 применялись авиационные пусковые устройства бугельного типа, которые имели большое лобовое сопротивление и заметно снижали скорость самолёта. В 1937 г. в РНИИ была разработана направляющая желобкового типа с одной планкой, имеющей Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Для повышения прочности направляющую прикрепляли к силовой балке, выполненной из трубы. Эта конструкция реактивного орудия (РО) получила название «флейта».
В начале 1937 г. полигонные испытания авиационных снарядов РС-82 с зарядами из баллиститного пороха Н, были повторены в большом объёме с использованием самолётов различных типов. После необходимых доработок, в декабре 1937 г. 82-мм реактивные снаряды были приняты на вооружение ВВС СССР.

В 1940 г. заводы Наркомата боеприпасов выпустили 125,1 тыс. ракет РС-82 и 31,68 тыс. ракет РС-132.
Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надёжность схода снарядов. Для снарядов РС-82 и РБС-82 (бронебойные) применялись пусковые установки длиной 1007 мм. Длина направляющих их составляла 835 мм, число направляющих — 8. Вес всей ракетной системы 23 кг.
В годы Великой Отечественной войны в войсках, изготавливалось значительное число полукустарных пусковых установок для 82-мм и 132-мм реактивных снарядов.
Для стрельбы по воздушным целям использовали снаряды РОС-82, снаряжённые дистанционными трубками АГДТ-А. Время их срабатывания, плавно регулировавшееся в пределах от 2 до 22 секунд, выставлялось вручную техниками по вооружению на каждом снаряде перед вылетом и докладывалось лётчику.
За неимением достаточно точных дальномеров, дистанцию до цели пилоты определяли либо на глаз по типу самолёта, либо по дальномерной сетке стрелкового прицела. Сопоставляя дистанцию со временем установки трубки, пилот определял момент начала открытия огня ракетными снарядами. Учитывая низкую точность стрельбы одиночными PC, для создания максимальной зоны поражения осколками лётчики выпускали серией или залпом весь ракетный боезапас. Рубежами открытия огня для PC были 800—1200 м. Управление стрельбой РС — от электросбрасывателя бомб ЭСБР-3.
Первое боевое применение нового ракетного оружия состоялось в 1939 г. на реке Халхин-Гол, где с 20 по 31 августа успешно действовало первое в истории авиации звено истребителей-ракетоносцев. В его состав входило 5 истребителей И-16, вооружённых реактивными снарядами РС-82. 20 августа 1939 г. в 16 часов советские лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева вылетели на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск. Над линией фронта они встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный ракетный залп с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.
Наибольшая эффективность достигалась при залповом пуске осколочных РС-82 с дистанционным взрывателем по воздушным целям, идущим в плотном сомкнутом строю.
РС-82 также применялись в качестве оборонительного оружия на бомбардировщиках — РО разворачивалось для стрельбы назад, при этом трубки взрывателей могли устанавливаться на различную дистанцию. Разрывы ракет препятствовали атакам истребителей из задней полусферы, а если лётчиком была точно определена дистанция до самолёта, то противник мог быть сбит.
Для борьбы с танками в 1942 г. в РНИИ были разработаны авиационные реактивные бронебойные снаряды РБС-82 и РБС-132. Кроме того, РБС-82 имел более мощный двигатель, его вес увеличился до 15 кг. Бронепробиваемость снаряда РБС-82 составила до 50 мм по нормали, а РБC-132 — до 75 мм. Снарядами РБС-82 и РБС-132 вооружали штурмовики Ил-2.
На самолетах-бомбардировщиках Ил-4 авиации Черноморского флота с 1942 года устанавливались направляющие для снарядов РС-82. В ходе войны на самолетах Ил-4 морской авиации устанавливались направляющие для реактивных снарядов РС-82, РС-132 или М-13 под консолями крыла, иногда направляющие размещались под кабиной штурмана.
На самолетах Пе-2 и Пе-3 в 1941 году по инициативе техника А.Помазанского была применена установка для стрельбы снарядами РС-82 назад. На фюзеляжах самолетов 208 бомбардировочного полка устанавливалось по два РО-82 для стрельбы назад. В ноябре 1941 года самолеты Пе-2 2-го драп были оснащены аналогичными установками. Самолеты Пе-2, Пе-3 и А-20 4-го драп в 1941 году были оснащены пусковыми установками РО-82 для стрельбы назад, установленными попарно под консолями крыла.
В 1942 году на АНИОПе проводились испытания реактивных снарядов М-8 с самолета У-2. В одном из испытаний произошла авария, снаряд повредил самолет.
Летом 1942 года конструкторами завода №22 В.Заулошновым и А.Виноградовым был предложен вариант оборонительного вооружения самолета Пе-2 с использованием наводящихся орудий РО-82 для стрельбы реактивными снарядами типа РС-82 назад. Четыре орудия – реактивная управляемая батарея РУБ-4 – с оптическим прицелом ОПТ-2 устанавливались на месте верхнего люка стрелка-радиста. Батарея РУБ-2Л – на два ракетных орудия устанавливалась на нижней люковой установке самолета в дополнение к штатному пулемету. После проведения испытаний в НИИ АВ установка не передавалась в производство.
В 1943 году испытывалась (применялась в 205 бап) установка из двух РО-82 для стрельбы назад реактивными снарядами РС-82. Орудия устанавливались над хвостовой частью фюзеляжа с небольшим возвышением и разводом направляющих.

Модификации:
• РС-82 (с 1942 М-8) Базовая модификация 82-мм реактивного снаряда, принята на вооружение в 1937 г.
• РБС-82 Бронебойный вариант, принят на вооружение в 1942 г. Бронепробиваемость до 50 мм по нормали. Состояли на вооружении Ил-2.

• РОС-82 Реактивный осколочный снаряд.
• РОФС-82 Вариант с осколочно-фугасной БЧ.
• ЗС-82 Зажигательный РС.
• ТРС-82 Турбореактивный снаряд, разработан в 1943 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик РНИИ (НИИ-3)
Изготовитель з-д №70 им. Ильича
Тип ракеты для поражения наземных и воздушных целей
Состояние на вооружении с 1937-1939 годов
Самолет-носитель И-16, СБ, Су-2, Р-5 и другие самолеты тактической авиации
Боевая часть:
- тип осколочно-фугасная
- вес, кг:
вариант 1 3,4
вариант 2 5,4
вариант 3 2,52
- вес ВВ, кг 0,36
- боевое действие радиус поражения 6-7 м
Взрыватель:
- тип контактный АМД
Органы и способ стабилизации аэродинамические стабилизаторы
Тип старта воздушный, сход с направляющей
Дальность стрельбы, м:
- максимальная вариант 1 6200
- максимальная вариант 2 8500
- максимальная вариант 3 6200
- активного участка
Точность стрельбы (КВО), %D 1
Скорость полета, м/с:
- максимальная 340-350 (315)
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм:
- вариант 1 850
- вариант 2 600
- вариант 3 620
Калибр, мм 82
Размах стабилизаторов, мм 200
Стартовый вес, кг:
- вариант 1 6,8
- вариант 2 13,3
- вариант 3 6,82
Двигатель:
- тип РДТТ
- вес заряда, кг:
вариант 1 1,0
вариант 2 1,04-1,1
- число шашек:
вариант 1 28
вариант 2 7
- размер шашек, мм:
вариант 1 24/6-575
вариант 2 24/6-230
- тип пороха ПТП
Пусковые установки РО-82
- число ракет на ПУ 1

Источники:
• Александр Карпенко «Современные авиационные ударные ракеты». Рукопись 2007
• Широкорад А. Б. Глава 2. Первые советские 82-мм и 132-мм неуправляемые реактивные снаряды // Отечественные миномёты и реактивная артиллерия]. — Мн., М.: Харвест, АСТ, 2000
• Глушко В. П. Роль газодинамической лаборатории в развитии ракетной техники.
• Пономаренко А. Наши славные «ЭРЭСы» // Моделист-Конструктор. — 1977. — № 7
• авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviatsionnoe-vooruzhenie/sssr/aviatsionnye-rakety/neupravlyaemye-rakety/reaktivnyj-snaryad-rs-82-132/
• ru.wikipedia.org/wiki/РС-82

82-ММ АВИАЦИОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ БРОНЕБОЙНЫЙ СНАРЯД РБС-82
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ ДО 1945 ГОДА
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ