АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА RUBIS (ФРАНЦИЯ)
NUCLEAR SUBMARINE RUBIS (FRANCE)

22.01.2016

В отношении ныне находящихся в строю ВМС Франции АПЛ типа Rubis на французском портале «Mer et Marine» сообщается, что срок их службы будет продлен до 35 лет вместо 25 лет по проекту. Хотя лодки этого типа очень востребованы и находятся на разных морских театрах, у них достигнут выдающийся уровень боеготовности по сравнению с ВМС других стран (всяко выше 50% у британских ПЛАРБ типа Trafalgar), причем на протяжении последних 10 лет он непрерывно растет. Вывод из боевого состава флота последней лодки типа Rubis произойдет не ранее, чем через 12 лет.
Ремонт по техническому состоянию для Suffren запланирован на 2025-2026 годы. У Rubis он имел место в 2012-2013 годах., лодка будет первой выведена из боевого состава начиная с 2017 года. Только две АПЛ серии пройдут средний ремонт, который позволит продлить срок службы на 12 лет – это Améthyste, в настоящее время находящаяся в сухом доке в Тулоне и которая будет передана флоту весной 2017 года, и Perle, чей средний ремонт завершится в 2019 году.
http://bmpd.livejournal.com

09.12.2016

Как пишет французский ресурс «Mer et Marine» в статье «Le Rubis prolongé au moins jusqu’en juillet», из-за задержек в строительстве головной французской атомной многоцелевой подводной лодки нового поколения Suffren типа Barracuda, атомная подводная лодка Rubis, которая должна была быть выведена из боевого состава ВМС Франции в январе 2017 года, будет находиться в составе флота минимум до середины июля 2017 года. Однако флот рассчитывает на то, что ее удастся сохранить в боевом составе на более продолжительный срок.
Поэтому проводится техническое освидетельствование лодки для того, чтобы понять, сможет ли корабль, введенный в строй в 1983 году, продолжить службу до лета следующего года. Хотя Rubis завершила свой средний ремонт в начале 2014 года, что в теории дает возможность продолжить работу ее реактора еще на протяжении нескольких лет (перезарядка топлива обычно происходит через каждые 10 лет), нужно удостовериться, что лодка в общем сможет и дальше эксплуатироваться, причем еще при каких условиях.
ВМС Франции, которые до лета 2017 года должны определиться со своим решением в свете проходящих исследований, в случае, если служба Rubis будет продолжена, должны обеспечить преемственность с Suffren за счет передачи на него экипажа действующей АПЛ.
АПЛ Suffren находится в достройке в арсенале объединения DCNS в Шербуре, ее спуск запланирован на 2017 год, а ходовые испытания начнутся в 2018 году. Передача флоту лодки была перенесена на 2019 год, то есть на два года по сравнению с изначально предусмотренными контрактными сроками.
http://bmpd.livejournal.com

05.01.2017

Как сообщил французский веб-ресурс www.lemarin.fr в материале «Record d’endurance des SNA français en 2016″, 30 декабря 2016 года французские атомные многоцелевые подводные лодки типа Rubis отметили рекордное число годовой наплаванности в 2016 году – 1000 суток нахождения в море. Указывается, что это «на 10% больше», чем в 2015 году.
ВМС Франции располагают шестью атомными многоцелевыми подводными лодками типа Rubis, введенными в строй с 1983 по 1993 годы. Из шести лодок минимум две постоянно находятся в ремонте или на техническом обслуживании, а фактически, видимо, число небоеготовых лодок еще выше – в 2012 году коэффициент «доступности» (нахождения в «линии») лодок этого типа составлял только 55 %, что считалось высоким показателем. Таким образом, для достижения наплаванности для этого типа 1000 суток в год, исправные и боеготовые лодки должны были находиться в море большую часть времени. В частности, сообщается, что подводная лодка S 602 Saphir (вторая лодка в серии, в строю с 1984 года) находилась в море в 2016 году 240 суток.
Данный показатель представляет собой беспрецедентно высокий уровень оперативного напряжения и свидетельствует об очень высоком уровне материально-технического и ремонтного обеспечения французских атомных подводных лодок. Показатель наплаванности тем более велик, что относится к лодкам с уже солидным возрастом (напомним, что головная лодка серии S 601 Rubis планируется к выводу из состава флота в 2017 году).
http://bmpd.livejournal.com

03.07.2019

После 35 лет службы атомная ударная подводная лодка Saphir станет первой из шести типа Rubis, которая будет выведена из состава ВМС Франции к концу июля 2019 года, сообщает navyrecognition.com 1 июля.
Вывод АПЛ является частью закона о военной программе на 2019-2025 годы, который обеспечивает замену атомных подводных лодок класса Rubis (SNA). Лодки будут заменены атомными подводными лодками типа Suffren, первая из которых будет официально спущена на воду 12 июля в Шербуре.
АПЛ это мощное, стойкое и скрытное оружие, предназначенное для решения множества задач, которые включают в себя защиту авианосных ударных групп (”Groupe Aéronaval «на французском языке,» Carrier Battle Group » на английском языке), разведку, наблюдение, борьбу с вражескими подводными лодками и надводными кораблями
Строительство «Сапфира» началось в сентябре 1979 года на верфи в Шербуре, лодка была введена в эксплуатацию в 1984 году. С тех пор «Сапфир» прошла 1,2 миллиона морских миль, проведя под водой более 120 тысяч часов, принимала участие во многих миссиях в регионе Индийского океана (IOR), Карибском море и вдоль побережья Северной Америки и Южной Америки.
В настоящее время подводная лодка идет на ВМБ Шербур, где будет демонтирована, работы будут осуществляться под руководством DGA (“Direction Générale de l’armement” на французском языке).
Военный паритет

29.10.2020

Выступая в рамках проходившей в онлайн-режиме международной военно-морской выставки Euronaval 2020, министр вооруженных сил Франции Флоренс Парли 21 октября 2020 года сообщила, что принято решение о восстановлении и возвращении в строй французского флота атомной многоцелевой подводной лодки S 606 Perle типа Rubis, сильно пострадавшей во время пожара при нахождении в среднем ремонте в сухом доке в Тулоне 12-13 июня 2020 года.
Для восстановления лодки Perle ее наиболее поврежденная при пожаре носовая часть будет отделена и заменена носовой частью выведенной в июле 2019 года из состава французского флота и сейчас находящейся в отстое в Шербуре однотипной лодки S 602 Saphirе. Работы будут производиться в центре французского подводного кораблестроения в арсенале судостроительного объединения Naval Group в Шербуре, куда поврежденая Perle будет доставлена из Тулона в начале 2021 года. Собственно замена носовой части лодки займет около полугода. Планируется, что лодка Perle должна быть повторно введена в строй в начале 2023 года.
Несмотря на то, что лодка Perle имеет возраст 27 лет, необходимость ее восстановления вызвана низкими темпами строительства новых французских атомных многоцелевых подводных лодок типа Barracuda. Ожидается, что к концу 2027 года будут введены в строй только четыре из шести запланированных лодок типа Barracuda, что вынудит сохранять в строю последние две лодки типа Rubis (S 605 Améthyste и S 606 Perle) до 2030 года.
https://bmpd.livejournal.com


АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА RUBIS

Первая попытка построить во Франции многоцелевую атомную подводную лодку, предназначенную как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника, была предпринята в 1957 г., когда на одной из французских судоверфей состоялась закладка такой лодки.
В 1964 г. Франция разработала проект 4000-тонной, но строительство прекратили в 1968 г. и начали проектировать меньшую подводную лодку с обводами корпуса обычной подводной лодкикласса «Агоста» и в основном с теми же самыми системами управления стрельбой, пуска торпед и гидроакустических станций.
Решение на министерском уровне о постройке многоцелевой ПЛА проекта SNA 72 было принято в январе 1973 г. В числе основных требований, предъявленных заказчиком проектантам корабля, были, в частности, снижение шумности ПЛА в максимально возможной степени и обеспечение для всего ее оборудования и систем оружия таких же высоких характеристик надежности и безопасности в эксплуатации, какими должна обладать ее ЯЭУ. Проектирование ПЛА в КБ военно-морской верфи в Шербуре заняло более двух лет.
В феврале 1976 г. верфь получила официальный заказ правительства на постройку головной ПЛА S601 Provence, переименованной впоследствии в S601 Rubis. Постройка всей серии ПЛА типа «Рюби» осуществлялась на верфи в Шербуре.
Многоцелевая атомная подводная лодка типа «Rubis» предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника.
Проект «Рюби» во многом похож на дизель-электрические субмарины типа «Агоста»: на их базе спроектированы конструкция корпуса, систем вооружения, управления и акустики созданы на базе проекта. Полное водоизмещение составило 2 670 тонн, таким образом лодки типа «Рюби» стали самыми маленькими боевыми АПЛ в мире.

Корпус имеет смешанную конструкцию: на большей части длины лодка однокорпусная, только в районах торпедного и электромеханического отсеков — двухкорпусная. Поперечные переборки разделяют внутреннее пространство лодки на пять отсеков:
1. Торпедный отсек, стеллажи для боекомплекта.
2. Центральный пост, управление движением, навигация, жилые помещения, аккумуляторные батареи и вспомогательное оборудование.
3. Ядерный реактор, паропроизводительная установка.
4. Турбогенераторный отсек.
5. Электромеханический отсек.
Относительно небольшие размеры ПЛА типа «Рюби» позволили разработать для нее ядерную энергетическую установку уменьшенной мощности, с использованием естественной циркуляции теплоносителя первого контура на всех режимах работы, кроме режима, соответствующего максимальной мощности. Это повысило надежность установки и снизило шумность подводной лодки на крейсерских и малых ходах. Особенностью ядерной энергетической установки ПЛА типа «Рюби» является отсутствие в ней главного турбозубчатого агрегата, поскольку на лодке использован принцип электродвижения. Это обстоятельство, а также то, что все составные компоненты установки смонтированы на амортизированных платформах, также способствует снижению шумности подводной лодки.
Разработанная во Франции гребная электрическая установка состоит из главного гребного электродвигателя (ГЭД), двух главных турбогенераторов (ТГ) переменного тока, получающих пар от атомной паропроизводящей установки, и резервного дизель-генератора переменного тока. Каждый турбогенератор вместе со своим конденсатором монтируется на раме, опирающейся на амортизаторы с целью уменьшения шумоизлучения при работе агрегатов. Гребная электрическая установка использует два рода тока: переменный ток турбогенераторов преобразуется в постоянный для питания ГЭД.
Горизонтальные рули смонтированы на смещённой к носовой оконечности рубке. Внутри неё размещаются шахты перископов, антенны радиолокации и радиосвязи.
В качестве движителя на ПЛА типа Rubis использован малошумный гребной винт увеличенного диаметра.
Первая ПЛА в серии S601 Rubis имела только торпедное вооружение: четыре 533-мм носовых торпедных аппарата можно было использовать для стрельбы торпедами ECAN F-17 mod 2 или для постановки мин FG29.
Начиная со второго корабля S602 Sapfir французские ПЛА оснащаются противокорабельными ракетами SM-39 Exocet, которые выстреливаются также из торпедных аппаратов.
В состав комплекса радиоэлектронного оборудования ПЛА типа «Рюби» входят активная (DUUA-28) и пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС(DUUX-5) с антеннами, разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи, а также РЛС, средства радиосвязи, навигации, радио- и радио-технической разведки.

Первоначально планировалось строительство восьми кораблей, однако в связи с недостатком финансов строительство двух кораблей (Diamant S607 и Turquoise S608) было отменено. Все шесть построенных лодок входят в состав ВМС Франции и базируются на Тулон. Начиная с пятого корабля в проект «Рюби» были внесены существенные изменения, предусматривающие дополнительные меры по ее обесшумливанию, в частности, более широкое применение звукоизолирующих и демпфирующих материалов. Изменена конструкция носовой оконечности, а также принята каплеобразная форма корпуса. Более обтекаемой стала форма ограждения выдвижных устройств.
Субмарины регулярно выходят в автономные походы в Атлантический океан. Стандартная длительность похода составляет 45 суток, при необходимости автономность возрастает до 60 суток.
Стоимость постройки ПЛА Rubis оценивается примерно в 350 млн долларов, то есть постройка всей серии из б ПЛА типа Rubis обошлась французским налогоплательщикам «всего» в 2,1 млрд долларов, что лишь ненамного превышает стоимость одной американской ПЛА типа Seawolf.
С АПЛ типа Rubis произошло нескольких аварий в 1993 и 1994 годах, в которых погибло 10 человек.
Между 1989 и 1995 г.г. первые лодки прошли модернизацию по программе «Аметис». Установка специального покрытия для улучшения гидродинамических характеристик и снижения шумности позволили достичь по этим показателям уровня лодок более поздней постройки. До модификации надводное водоизмещение кораблей составляло 2 388 тонн, после переоборудования по проекту «Аметист» оно возросло до 2 410 тонн.

Французская атомная подводная лодка «Сафир» типа «Рюби», участвовавшая в феврале – марте 2015 года в совместных учениях с 12-й авианосной ударной группой ВМС США во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт», сумела успешно прорвать противолодочную оборону авианосца, оставшись незамеченной. Сообщение об этом было удалено с сайта Минобороны Франции, однакосохранилось в кэше Google. Как говорится в сообщении, подводная лодка в течение 10 дней участвовала в совместных маневрах с ВМС США. Легенда учений поставила стороны в «предвоенное положение» с ухудшающейся политической обстановкой, требующей готовности к бою. В этих условиях французская подводная лодка сумела прорвать противолодочную оборону авианосной группы, проникнув в центр боевого построения, и, оставшись незамеченной, установить контакт с авианосцем. Утром последнего дня учений полученный приказ позволил французской субмарине условно «потопить» авианосец и часть его эскорта, состоявшего из ракетного крейсера «Нормандия» (CG-60) и эсминцев «Форест Шерман» (DDG-98), «Уинстон Черчилль» (DDG-81) и «Фаррагут» (DDG-99).

СЕРИЯ
S601 Rubis1979
S602 Saphir1981
S603 Casabianca1984
S604 Emeraude1988
S605 Amethyste1992
S606 Perle1993

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- надводное полное 2385 – 2410 т,
- подводное 2670 – 2680 т
Длина: 72,1 – 73,6 м
Ширина: 7,6 м
Осадка: 6,4 – 6,45 м
Главная энергетическая установка: один реактор CAS-48 мощностью 48 МВт со встроенной теплообменной системой, вращающий два турбогенератора, работающих на один гребной вал; (9.500 л.с.)

Скорость:
- надводная 18 узлов
- подводная 25 узлов ( кратковременная до 28 узлов)
Глубина погружения:
- рабочая более 300 м
- предельная 500 м
Автономность: 60 суток
Экипаж: 66 человек ( 8 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ:

4 х 550-мм носовых торпедных аппаратов
Основной боезапас: 14 противокорабельных ракет F 17 с управлением по проводам и самонаводящаяся противолодочная торпеда L5 Mod 3 с активной/пассивной гидроакустической станции или 28 донных мин TSM3510; с 1985 г. будет 10 F17/L5 Mod 3 и 4 противокорабельные ракеты SM-39 «Экзосет» или 28 мин;
многофункциональный комплекс DMUX 20,
активная ГАС DUUA 2B,
шумопеленгатор DSUV 22,
пассивная гидроакустическая станция-дальномер DUUX 2
пассивная буксируемая ГАС DSUV 62C
радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели DRUA 23,
РЛС навигационная Туре 1007 компании Kelvin Hughes
подводный телефон TUUM;

Источники: ru.wikipedia.org, Лента.ру, ship.bsu.by, Шунков В.Н., Справочник «Подводные лодки», voenteh.com, zonwar.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ