ПАЛУБНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ S-3 VIKING (США)

SHIP ANTI-SUBMARINE AIRCRAFT S-3 VIKING (USA)

14.01.2016

После более чем 40-летней службы в составе ВМС США палубный противолодочный самолет S-3B Viking выведен из арсенала флота, последний полет был совершен с базы Пойнт-Мугу (Калифорния) 11 января, сообщает asdnews.com 12 января.
«Викинг» был принят на вооружение в 1974 году в качестве замены S-2 Tracker, мог также выполнять функции самолета РЭБ и транспортного самолета. Официально самолет был выведен из состава флота в 2009 году, но три машины продолжали службу в 30-й испытательно-оценочной эскадрилье (Air Test and Evaluation Squadron (VX) 30). Первый самолет был направлен на базу хранения ВВС США в Дэвис-Монтане в ноябре 2015 года, остальные две машины также будут переданы в этот центр (всего произведено 188 самолетов этого типа – прим. Военный Паритет).
«Много удивительных людей было связано с этой машиной на протяжении многих лет, я чувствую, что закончилась какая-то эпоха в истории нашего флота», говорит капитан ВМС США Джон Руссо (John Rousseau).
Военный Паритет

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США


ПАЛУБНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ S-3 VIKING


Противолодочный самолет S-3 Viking предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника на значительном удалении от береговой черты. Противолодочный самолет нового поколения S-3A Viking, позднее названный «Викинг», фирма Lockheed создала в сотрудничестве с компанией «Вот Аэронаутикс», разработавшей и построившей крылья, хвостовое оперение, шасси и гондолы двигателей, и с компанией «Юнивак Федерал Системз», спроектировавшей современный цифровой компьютер для обеспечения высокоскоростной обработки данных. Компания Lockheed разработала и построила фюзеляж, установила систему электронного авиационного оборудования и выполнила завершающую сборку и подключение систем. S-3A заменил устаревшие самолеты аналогичного назначения S-2 «Треккер».
Идея создания нового самолета возникла в 1964 году. По своей эффективности он должен был превзойти S2F в десять раз. Тактико-технические требования выработаны в конце 1966 года, а еще через два года был объявлен конкурс по программе VSX.B нем приняли участие шесть фирм: «Грумман», «Дженерал Дейнемикс», «Норт Америкен», «Макдоннел-Дуглас», «Локхид» и LTV-(«Воут»). Для участия в заключительном этапе они объединились в две группы. Победили фирмы «Локхид» и LTV. Первая занималась общей разработкой и при производстве отвечала за окончательную сборку самолета. Вторая производила крылья, гондолы двигателей, хвостовое оперение и шасси. Макет самолета был представлен в 1970 году. В 1971-м начались испытания двигателя (он устанавливался на дополнительном пилоне бомбардировщика В-47). Новое поисковое оборудование испытывалось на патрульном «Орионе». После исследования работы отдельных систем построено девять опытных самолетов YS-3A.

Самолёт конструктивно представляет собой высокоплан со стреловидным крылом (15 градусов по передней кромке) и развитым оперением. Фюзеляж типа полумонокок имеет в поперечном сечении форму квадрата со скруглёнными углами. Трёхстоечное убирающиеся шасси с выпускным тормозным гаком. Четырёхместная кабина 2х2 имеет плотную компоновку, все рабочие места оснащены катапультными креслами. Крыло и киль складываются при хранении самолёта в корабельном ангаре.
Двигатели силовой установки размещены на пилонах под крылом самолета. На форсаже каждый из двух двигателей фирмы General Electric TF34-GE-2 развивает тягу 4200 кгс. 3апac топлива во внутренних топливных баках составляет 7200 л, на пилонах под крылом самолета могут быть подвешены два дополнительных топливных бака общей емкостью 2270 л. Имеется возможность заправки самолета топливом в воздухе.
Система управления – гидравлическая, с двухкратным резервированием. Для разгрузки летчиков в длительных полетах и повышения характеристик управляемости имеется автоматическая система управления. В кабине установлены катапультируемые кресла ESCAPAC фирмы «Дуглас» для всех членов экипажа. Кресла снабжены парой ракетных двигателей и гироскопически стабилизируемыми соплами. При катапультировании кресло выстреливается обычным пиропатроном, а ракетные двигатели уводят его в сторону от самолета.
Бортовые системы самолёта объединены в боевую информационно-управляющую систему A-NEW, под управлением сдвоенной (резервированной) БЦВМ AN/AYK-10, что позволяет в значительной мере автоматизировать маршрутный полёт, поиск и поражение надводных и подводных целей. Основным методом поиска ПЛ являются сбрасываемые гидроакустические буи. Также применяется магнитометр, поисковая РЛС, станция радиотехнической разведки и станция ИК-сканирования.
На самолете установлено следующее оборудование: вычислитель акустических сигналов IBM AN/UYS-1, который значительно увеличивает возможности при обработке сигналов; усовершенствованный вычислитель воздушных данных AYK.-IO, объединенный с системой управления УР «Гарпун»; РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой, которая в два раза увеличивает возможность обнаружения перископов подводных лодок и позволяет осуществлять классификацию кораблей на большой дальности вне зоны действия ПВО противника; усовершенствованный приемник AN/ARK-78; система регистрации сигналов РГБ. совместимая с новым приемником сигналов и позво ляющая осуществлять автоматическое сканирование радиочастотных каналов приема сигналов от буев; аналоговый самописец сигналов AQH-4(V)2; оборудование радиоэлектронной разведки, способное обнаруживать электромагнитное излучение от большого числа источников и позволяющее с большой вероятностью определять и классифицировать источник электромагнитного излучения на фоне помех; стандартная система РЭБ ALE-39 для разбрасывания ИК-ловушек, дипольных отражателей и постановки активных помех.
Вооружение самолета размещается в бомбоотсеке (четыре мины Mk36 или Mk53; четыре торпеды Mk46 или четыре бомбы Mk82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Mk57; четыре глубинные бомбы Mk54) и на двух подкрыльевых узлах подвески (мины Mk52, 55 или 56, бомбовые кассеты Mk20-2, НАР калибра 70 или 127 мм). Оснащение самолетов S-3A Viking УР «Гарпун» класса «воздух-поверхность» дает возможность проводить атаку подводных лодок и кораблей без захода в зону действия ПВО противника.

Первый взлет новой машины, получившей название Viking, состоялся 21 января 1972 года. Полет продолжался 42 минуты и прошел успешно. 29 ноября 1973 года девятый самолет YS-3A выполнил первую посадку на авианосец «Форрестол». 20 февраля 1974 года первый серийный Viking поступил на вооружение, а к середине 1978 года поставки их в части завершились после передачи 187 самолетов.
С целью повышения боевых возможностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году контракт с фирмой «Локхид» по их модернизации путем оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. На модернизированные самолеты, получившие обозначение S-3B, устанавливается улучшенный процессор обработки сигналов РЛС AN/APS-137(V)1, ЭВМ AN/AYK-10, приемник спутниковой навигационной системы. Вооружение дополнено противокорабельными ракетами AGM-84 Harpoon.
Первый комплект нового электронного оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего для модернизации потребуется около 160 таких комплектов. В будущем планировалась замена S-3B «Викинг» новым самолетом – SV-22A «Оспрей» с поворотными двигателями.
Вариант палубного транспортного самолета US-3A был предназначен для доставки на авианосцы грузов, почты и персонала. Все противолодочное вооружение (ASW) при этом демонтировалось.
В конце 1970-х годов разработано еще две модификации «Викинга»: KS-3A (палубный самолет-заправщик с дополнительным топливным баком емкостью 6800 л) и US-3A (палубный транспортный самолет). Последний разрабатывался по программе COD, для материально-технического обеспечения авианосцев. Он отличался удлиненным на 1,77 м фюзеляжем, усиленным посадочным крюком и составом бортового оборудования. К 1980 году эти модификации прошли оценочные испытания, однако серийно не производились.Другое техническое задание привело к преобразованию остальных самолетов «Викинг» в варианты ES-3A для электронной и радиоэлектронной разведки взамен устаревших самолетов EA-3B «Скайуорриор». Первый усовершенствованный прошедший аэродинамические испытания экземпляр поднялся в воздух в 1990 г. Всего было полностью переоборудовано 9 самолетов.
Специально для авиации ВМС ФРГ разработана еще одна модификация «Викинга» (15 машин), в состав вооружения которой входила управляемая ракета ZAGM-84 «Гарпун». По экономическим соображениям Германия в конце концов отказалась от закупки S1-S-3 и ограничилась модернизацией базового патрульного самолета «Атлантик».

МОДИФИКАЦИИ
• S-3A — основная модификация, предназначенная для поиска и поражения надводных и подводных целей, разведки и постановки мин. Первая серийная модификация самолета с ТВД TF34-GE-400A.
• S-3B — модификация БРЭО и вооружения (противокорабельные управляемые ракеты). Модернизированная версия 1991 года с ТВД TF34-GE-400A/B, тактической системой IBM UYS-1, системой РЭБ ALR-76, РЛС APS-116 модернизированная до стандарта APS-137(V) и ПКР AGM-84 Harpoon.
• KS-3A — воздушный заправщик
• ES-3A — самолёт радиотехнической разведки с РЛС APS-137 и системой РЭБ ALR-76
• US-3A — транспортная модификация

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
- пустого самолета – 12080
- нормальная взлетная – 19730
- максимальная взлетная – 23830
Топливо
- внутреннее – 5750 кг
- ПТБ – 2 х 1135,6 л
Размах крыла – 20,93 м
Длина самолета – 16,26 м
Высота самолета – 6,93 м
Площадь крыла – 55,56 кв.м
Тип двигателя – 2 ТВД General Electric TF34-GE-400A/B (2)
Тяга – 2 х 4210 кгс
Максимальная скорость – 833 км/ч
Крейсерская скорость – 649 км/ч
Практическая дальность – 5558 км
Боевой радиус действия – 1751 км
Продолжительность полета – 7.30 ч.мин
Практический потолок – 10670 м
Экипаж – 4 чел

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка -3175 кг в отсеке оружия и двух узлах подвески.
В отсеке оружия: 1 10/20 кт ядерная бомба В57, или 4 454-кг бомбы или мины Mk.36/52/53, или 4 глубинные бомбы Mk.54, или 2 907-кг мины Mk.55/56, или 4 торпеды Mk.46, до 60 гидроакустических буев.
На узлах подвески: 4 227-кг бомбы Mk.82, или 2 глубинные бомбы Mk.54 или Mk.57, или 2 мины Mk.36/52/53, или 2 кластерные бомбы Rockeye Mk.20, или 2 ПКР AGM-84 Harpoon, или 2 ПУ LAU-10/A 4х1277-мм или LAU-61/69 19×70-мм НУР.

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, www.oruzie.su, ru.wikipedia.org, и др.