РАКЕТНЫЙ КАТЕР SAAR-4,5 (ИЗРАИЛЬ)
MISSILE BOAT SAAR-4.5 (ISRAEL)

16.02.2019

14 февраля 2019 года во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на военно-морскую базу ВМС в Хайфе в кадр попала мобильная пусковая установка барражирующего боеприпаса (дрона-камикадзе) IAI Green Dragon, установленная на ракетный катер типа «Саар-4,5» [Nirit].
Дрон Green Dragon является гибридом крылатой ракеты и БПЛА. Производитель: концерн Israel Aerospace Industries
Этот дрон весом 15 кг несет 3-килограммовую боеголовку и может поражать цели в радиусе 40 — 50 км, барражируя над ней до 90 минут. После запуска с мобильной пусковой установки аппарат способен в течение 1,5 — 2 часов искать цель на расстоянии до 40 км, после чего приблизиться к ней и произвести подрыв. Точность попадания — 1 м. Система оснащена функцией по отмене задания на поражение для предотвращения потерь от «огня по своим». Дрон снабжён телеметрией для ручного управления при помощи компактного пульта. В кузове автомобиля HMMWV можно установить пусковую установку с 16 дронами Green Dragon. Кроме того, Green Dragon может быть установлен на кораблях различных классов — от патрульных катеров до океанских боевых кораблей.
https://dambiev.livejournal.com

БАРРАЖИРУЮЩИЙ БОЕПРИПАС IAI GREEN DRAGON (ИЗРАИЛЬ)


РАКЕТНЫЙ КАТЕР SAAR-4,5

Ракетные катера типа «Саар-4.5» были разработаны в конце 1970-х гг. как увеличенная версия «Саар-4» («Решеф») – длина возросла с 58 до 61.7 м (округлённо 62, отсюда новые катера этого типа, предлагаемые компанией «Израильские судоверфи» на экспорт, именуются «Саар-62»), водоизмещение – с 450 до почти 500 тонн.
Всего для ВМС Израиля были построены 10 катеров «Саар-4.5»:
• «Алия» и «Геула» – вступили в строй в 1980 г.;
• «Ромах» и «Кешет» – вступили в строй в 1981 и 1982 гг. соответственно;
• «Хец» – заложен в 1984 г. под названием «Нирит», но из-за нехватки финансирования строительство было заморожено и возобновилось только в 1989 г., катер вступил в строй в 1991 г.; поскольку в 1988 г. Израиль продал Чили катера «Ханит» и «Хец» (тип «Саар-3»), было решено переименовать «Нирит» в «Хец»;
• «Кидон», «Таршиш» и «Яффо» – вступили в строй в 1994, 1995 и 1998 гг. соответственно;
• «Херев» и «Суфа» – вступили в строй в 2002 и 2003 гг. соответственно.
По конструкции и вооружению тип «Саар-4.5» делят на 3 подтипа:
• «Саар-4.5 Хухит» (или «Алия» по названию головного катера) – катера-вертолётоносцы с ВПП и ангаром, по-видимому самые маленькие специализированные вертолётоносцы в мире; именно необходимость размещения ВПП и ангара заставило увеличить размеры «Саар-4» и создать новый тип «Саар-4.5»; к данному подтипу относятся «Алия» и «Геула»;
• «Саар-4.5 Ношев» – ракетные катера постройки начала 80-х гг. с арочной антенной мачтой (как у «Алия» и «Решеф»); к данному подтипу относились «Ромах» и «Кешет», заложенный в 1984 г. «Хец» также первоначально планировался к постройке по этому проекту;
• «Саар-4.5 Нирит» (именуемые также «Саар-4.5 Хец») – катера постройки 1989-2003 гг.; имеют сплошную антенную мачту и ЗРК «Барак-1».
Впоследствии «Ношев» были модернизированы до уровня «Хец».

Тип «Алия»: Фирмой «Израильские судоверфи» было построено 2 катера этого типа. Катера данного типа — самые маленькие специализированные авианесущие (имеющие ангар и ВПП) суда в мире. Стандартным вертолётом для данного типа катеров являлся Eurocopter AS565 Panther. На катер может садиться до двух вертолётов. Летом 2004 года оба катера были проданы Мексике и вошли в состав ВМС Мексики в августе 2004 года. По информации справочника «Jane’s» стоимость контракта составила 15,8 млн долларов.

Тип «Хец»: Первоначально строились как тип «Нирит». Были переименованы в «Хец», после продажи катеров «Саар 3» в Чили. Первый катер данного типа вступил в строй в 1991 году. Также в катера данного типа были модернизированы 3 катера «Саар 4» (тип «Решеф»). От катеров типа «Алия» отличались отсутствием ангара для вертолётов и вооружением.
По состоянию на 2004 год в строю ВМС Израиля находилось 8 катеров данного типа. Оба «Хухит» были в 2004 г. проданы в Мексику. В 2014 г. ВМС сняли с вооружения последние 2 катера типа «Саар-4», таким образом на сегодняшний день 8 катеров типа «Саар-4.5 Хец» – единственный тип ракетных катеров ВМС Израиля.
За последние 15 лет ряд старых систем оружия был снят с вооружения:
• В начале 2000-х гг. – ПКР израильского производства «Габриэль» Мк.2 (катера сохранили 2 ПУ Mk141 для 8 ПКР RGM-84 Harpoon, используются ракеты моделей RGM-84D, RGM-84G и RGM-84L BLOCK II);
• К началу 2011 г. – 20-мм орудия «Эрликон» (Oerlikon), их место заняли 12.7-мм пулемёты M2HB;
• В конце 2016 г. – Mk15 Phalanx CIWS.
В 2008 г. два «Саар-4.5» были модифицированы для борьбы с ПЛ: получили по два трёхтрубных ТА Mk32 для противолодочных торпед Mk46 Mod 5 и буксируемый сонар Harris (в прошлом EDO) Model 980 ALOFTS (Active Low-Frequency Towed Sonar). При этом 76.2-мм орудие и одна из ПУ Mk141 с катеров демонтировалось. Отмечу, что «Саар-4» в варианте ПЛО несли один Mk32 и сонар EDO Model 780.

Летом 2017 года были опубликованы фото ракетных катеров типа «Саар-4.5» («Нирит») с новым вооружением и оборудованием. На катете появились ПУ C-DOME (морской вариант системы ПРО «Железный купол») и РЛС EL/M-2258 Alpha.
К концу 2017 года прошёл модернизацию катер «Суфа» типа «Саар-4.5».
Модернизация касается следующих систем катеров: РЛС, система РЭБ, система управления и контроля, компьютеры и системы наблюдения. Ряд систем – такие же, как те, что будут установлены на «Саар-6», таким образом ВМС сможет приобрести опыт работы с этими системами ещё до прибытия новых корветов.
ВМС закупили 11 РЛС EL/M-2258, которые будут установлены «на всех ракетных кораблях ВМС», что это может означать я уже объяснял в прошлой статье, но то, что сказано в этой, подтверждает, что речь идёт о всех «Саар-4.5» и «Саар-5», а не о новых «Саар-72».

14 февраля 2019 года во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на военно-морскую базу ВМС в Хайфе в кадр попала мобильная пусковая установка барражирующего боеприпаса (дрона-камикадзе) IAI Green Dragon, установленная на ракетный катер типа «Саар-4,5» [Nirit].
Дрон Green Dragon является гибридом крылатой ракеты и БПЛА. Производитель: концерн Israel Aerospace Industries.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение стандартное — 450 т
Водоизмещение полное — 488 т
Длина — 61,7 м
Ширина — 7,6 м
Осадка — 2,5 м
Силовая установка:
- Тип «Алия»: 4 дизельных двигателя MTU/Bazan 16V 956 TB91, 15000 л. с.
- Тип «Хец»: 4 дизельных двигателя MTU 16V 538 TB93, 16600 л.с.
Скорость хода — 31 уз
Дальность хода — 1500 миль на скорости 30 уз/3000 миль на скорости 17 уз
Экипаж — 53 чел

ВООРУЖЕНИЕ ТИП «АЛИЯ»:

2×4 ПУ ПКР «Гарпун»
6×1 ПУ ПКР «Габриэль Mk2»
1×6 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс Mk15»
2×1 20-мм АУ «Эрликон»
7,62-мм пулемёты FN MAG (от 2 до 4)
Поисковая РЛС — Thomson-CSF TH-D 1040 Neptune, G-Band
РЛС управления огнём — Selenia Orion RTN 10X, I/J-Band
БИУС «Решет»
Система электронной разведки — «Элисра» NS9003
Система РЭБ — «Элисра» NS9005
Пусковые установки пассивных помех

ВООРУЖЕНИЕ ТИП «ХЕЦ»:

2×4 ПУ ПКР «Гарпун»
6×1 ПУ ПКР «Габриэль Mk2»
2-4×8 ПУ ЗУР «Барак» (16 либо 32 ЗУР, установлены не на всех катерах, хотя конструктивно такая возможность присутствует)
1×1 76-мм АУ «ОТО Мелара Компакт» (на катерах «Херев» и «Суфа» заменена на 25-мм АУ «Тайфун»)
1×6 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс Mk15»
2×1 20-мм АУ «Эрликон»
7,62-мм пулемёты FN MAG (от 2 до 4)
Поисковая РЛС — Thomson-CSF TH-D 1040 Neptune, G-Band
РЛС управления огнём — EL/M 2221 GM STGR, I/K/J-Band
БИУС «Решет»
Система электронной разведки — «Элисра» NS9003
Система РЭБ — «Элисра» NS9005
Пусковые установки пассивных помех

Источники: ru.wikipedia.org, oleggranovsky.livejournal.com, dambiev.livejournal.com и др.

БАРРАЖИРУЮЩИЙ БОЕПРИПАС IAI GREEN DRAGON (ИЗРАИЛЬ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ SAAR-72 (S-72) (ИЗРАИЛЬ)
РАКЕТНЫЙ КОРВЕТ ТИПА SA’AR 5 (ИЗРАИЛЬ)
АРМИЯ ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ