МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ SAAR-72 (S-72) (ИЗРАИЛЬ)

MULTIPURPOSE CORVETTE SAAR-72 (S-72) (ISRAEL)


17.08.2017

Израиль предположительно строит корветы проекта Saar 72. «Саар-72» (Saar-72, S-72) – мини-корветы (водоизмещение 800 тонн) разработки компании «Израильские судоверфи». Первые публикации о «Саар-72» относятся к маю 2013 г., однако это не совсем верно: ещё за год до этого, в марте 2012 г., на сайте «Израильские судоверфи» была опубликована виртуализация (компьютерная графика) данного проекта. Название «Саар-72» не упоминалось, но указывалась длина 72 м, кроме того, было указано название OPV-72M (OPV – Offshore Patrol Vessel) для того же проекта в варианте сторожевого корабля.
Разработка новых кораблей была связана с необходимостью усилить охрану экономической зоны Израиля: как раз незадолго до этого на морском шельфе был открыт ряд крупных газовых месторождений (например, Тамар – 2009 г., Левьятан – 2010 г.), что превращало Израиль из импортёра энергоносителей в их потенциального экспортёра. Примерно тогда же ВМС ускорили работы по выбору новых крупных кораблей, позже получивших название «Саар-6» (см. статью «Хронология принятия решения о закупке корветов ‘Саар-6’»).
Кроме того, первые ракетные катера типа «Саар-4.5» (см. статью «Катера ‘Саар-4.5 Хец’ ВМС Израиля») в 2016 г. достигли 25-летнего возраста. И хотя они вполне способны оставаться в строю и 40 лет (с учётом модернизации вооружения и оборудования), необходимо задуматься об их замене. Можно конечно построить новые «Саар-4.5», «Израильские судоверфи» сохраняет эту возможность, но современные угрозы (например, сверхзвуковые ПКР типа «Яхонт») и необходимость привлечь катера к охране газовых месторождений требуют рост водоизмещения, т.е. переход на более крупные платформы, с повышенными возможностями размещения вооружения и оборудования, с большей дальностью хода и автономностью, с лучшими условиями обитаемости для экипажей.
В мае 2013 г. «Израильские судоверфи» уже официально опубликовали название «Саар-72» и привели подробные характеристики проекта. Сделано это было в рамках морской выставки в Сингапуре IMDEX 2013 (14-16.05.13), одновременно информация появилась на сайте компании. Сообщалось, что после подписания заказа фирма способна завершить разработку и построить первый корабль в течении 30 месяцев, а далее поставлять дополнительные корабли темпом 1 в 8 месяцев.
Кроме того сообщалось, что фирма имеет проект ещё большего корабля, длинной 85 м (а это уже размеры «Саар-85»). Но если «Саар-72» можно построить на существующем оборудовании верфи, «Саар-85» потребует расширение производственных мощностей.
http://bmpd.livejournal.com


МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРВЕТ SAAR-72 (S-72)


В 2013 г. компания «Израильские Судоверфи» пыталась заинтересовать «Саар-72» ВМС Израиля, но получила отказ. В качестве потенциальных клиентов на экспорт «Саар-72» называли Азербайджан и Филиппины.
Корветы «Саар-72» являются дальнейшим развитием ракетных катеров «Саар-4» и «Саар-4.5», по-видимому с сильным влиянием на конструкцию дизайна корветов «Саар-5». Используются стелс-технологии для снижения заметности корабля в радиолокационном и ИК диапазонах.
Существует несколько вариантов конструкции. Первый вариант имеет вертолётную площадку и ангар по аналогии с «Саар-4.5 Хухит» («Алия» и «Геула») и «Саар-5», второй ангара не имеет, его место заняли краны (шлюпбалки) для спуска на воду катеров морского спецназа или беспилотных катеров.
Основное радиоэлектронное оборудование корабля в варианте ракетного корвета – многофункциональная РЛС EL/M-2258 ALPHA.

Вооружение зависит от нужд конкретного заказчика. В варианте сторожевого корабля (OPV) вооружение ограничивается артиллерийскими установками малого калибра и пулемётами. В варианте ракетного корвета указывается следующая конфигурация вооружения:
• 76.2-мм АУ Oto Melara Super Rapid
• 8 ПКР (Harpoon или «Габриэль-5», возможен также смешанный вариант, по 4 ПКР обоих типов)
• 16 ЗУР «Барак-8»
• 2х3 ТА Mark 32 для противолодочных торпед Mark 46
• Лёгкие стабилизированные АУ (23-30 мм) и пулемёты
«Саар-72» способен нести один вертолёт средних размеров, например AW139. Длина вертолётной площадки 15.3 м, имеется закрытый ангар.
«Саар-72» способен брать на борт БПЛА, катера морского спецназа и беспилотные катера.
Израильские Судоверфи получили первый заказ на «Саар-72», об этом сообщалось в октябре 2016 года. Дата поставки названа как начало 2018 г.
По-видимому информация появилась во время выставки Euronaval 2016 во Франции (17-21.10.16). 06.11.16 на waronline также публиковалось,что первый «Саар-72» уже строится и будет готов в течении года. Заказчиком назывались ВМС Израиля. С тех пор прошло уже более 9 месяцев, подтверждений этой информации пока не последовало.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 800 тонн
Длина – 72 м
Ширина – 10.25 м (
Осадка – 2.92 м
Энергетическая установка 2 дизеля MTU 16V1163M94 V16 мощностью по 5,920 кВт (7,939 л.с.) каждый.
Крейсерская скорость – 18 узлов
Максимальная продолжительная скорость – 28 узлов
Максимальная скорость – 30 узлов
Дальность хода – 5,500 км (2,970 морских миль)
Автономность – 21 суток
Экипаж – 45-50 человек (может брать на борт 20 пассажиров, например бойцов морского спецназа)

ВООРУЖЕНИЕ

76.2-мм АУ Oto Melara Super Rapid
8 ПКР (Harpoon или «Габриэль-5», возможен также смешанный вариант, по 4 ПКР обоих типов)
16 ЗУР «Барак-8»
2х3 ТА Mark 32 для противолодочных торпед Mark 46
Лёгкие стабилизированные АУ (23-30 мм) и пулемёты
один вертолёт средних размеров, например AW139
Радиоэлектронное: многофункциональная РЛС EL/M-2258 ALPHA.

Источники: oleggranovsky.livejournal.com, bmpd.livejournal.com

РАКЕТНЫЙ КОРВЕТ ТИПА SA’AR 5 (ИЗРАИЛЬ)