ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

NEGOTIATIONS ON LIMITING STRATEGIC ARMS

08.05.2015
Курс США по отношению к России грозит завести в тупик решение военно-политических вопросов, в том числе по развертыванию элементов системы ПРО США в Европе и сокращению ядерных арсеналов. Об этом говорится в обзоре МИД РФ внешнеполитической и дипломатической деятельности России в 2014 году, размещенном на сайте министерства.
«Заложником линии Белого дома на обострение отношений с Россией стал целый комплекс острых проблем двусторонней повестки дня, в том числе военно-политические вопросы, обсуждение которых, как следствие, носило эпизодический и несистемный характер, – отметили авторы доклада. – Такой подход грозит окончательно завести их решение в тупик».
Дипломаты пояснили, что в первую очередь речь идет о планах США и их союзников по развертыванию элементов глобальной системы ПРО. «Практическое обсуждение путей снятия российских озабоченностей было с подачи американской стороны свернуто, что вынуждает нас разрабатывать адекватные контрмеры, – продолжили в МИД РФ. – Продвижение администрацией Барака Обамы идеи дальнейшего сокращения ядерных арсеналов России и США также происходило в условиях полного игнорирования российских аргументов о необходимости увязки данного процесса с подключением к нему других государств, обладающих военным ядерным потенциалом».
На этом фоне, добавили в российском дипведомстве, продолжалась реализация американской концепции «молниеносного глобального удара», предполагающей использование стратегических систем в обычном оснащении. «В Вашингтоне по-прежнему избегали того, чтобы четко заявить о готовности отказаться от намерений вывода оружия в космос. Обнародованы планы наращивания военного присутствия США и НАТО вблизи российских границ, что чревато прямыми рисками изменения конфигурации сил в Европе», – указали в министерстве.
ТАСС

03.10.2015

Государственный департамент США публикует уточнённые данные о числе американских и российских ядерных боеголовок. В докладе Госдепа, ссылающегося на военное ведомство США, говорится о том, что данные уточнены по состоянию на 1 сентября текущего года. Соотношение (по версии Госдепа США) выглядит следующим образом:
1538 ядерных боеголовок у США и 1648 – у Российской Федерации;
898 развёрнутых и неразвернутых пусковых установок (носителей) у США, 877 – у России.
Если верить информации, опубликованной Госдепом, США сократили число боеголовок на 104 единицы, а вот Россия нарастила ядерный потенциал на 5 боеголовок.
По числу пусковых установок (носителей) Вашингтон фиксирует сокращение и у России тоже: у США – минус 14 единиц, у России – минус 34 единицы.
Напомним, что согласно договору, вступившему в силу в феврале 2011 года, Россия и США должны сократить число ядерных боеголовок до 1500-1675, а число носителей – до 500-1100.
В то же время США не скрывают планов размещения новейших авиабомб с ядерными боеголовками в Германии (речь о B61-12), а также продолжает предпринимать меры по развёртыванию ПРО в Восточной Европе.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США

08.10.2015

США и Россия обменялись данными о состоянии стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором СНВ от 2010 года, сказал «Интерфаксу-АВН» в среду экс-начальник Главного штаба РВСН генерал полковник Виктор Есин.
«Опубликованная американским госдепом, жаль, что не российским Минобороны, информация о состоянии стратегических наступательных вооружений США и России по результатам обмена данными на 1 сентября 2015 года свидетельствует, в частности, о том, что по сравнению с прошлыми годами темпы вывода из боевого состава излишествующих вооружений снизились», – сказал эксперт.
По данным госдепа США, к 1 сентября у США было 898 развернутых и неразвернутых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. У РФ этот показатель составил 877 единиц. В том числе развернутых носителей у США – 762, у РФ – 526. Количество ядерных боезарядов на развернутых носителях у США насчитывается 1538, у РФ – 1648.
«За минувший календарный год, отсчитываемый с 1 сентября 2014 года, США вывели из боевого состава 14 пусковых установок ракет и тяжелых бомбардировщиков, Россия – 34 единицы. Это меньше, чем в предыдущие годы», – сказал В.Есин.
По его словам, для того, чтобы в предстоящие 2,5 года – до 5 февраля 2018 года – уложиться в параметры Договора СНВ, США предстоит вывести из боевого состава 98 единиц стратегических наступательных вооружений, а России – 77 единиц.
«При этом США придется пойти на сокращение 62-х развернутых носителей, а России делать этого не потребуется, поскольку у нее продолжает оставаться реальный «недобор» по количеству развернутых носителей относительно планки в 700 единиц, установленной Договором СНВ. Сегодня у нее 526 развернутых носителей», – сказал эксперт.
В то же время, отметил он, по количеству боезарядов на развернутых носителях «Россия превышает на 98 единиц планку в 1550 боезарядов, которая установлена Договором». У США по таким боезарядам «недобор» в 12 единиц.
«Здесь я не вижу проблем, поскольку излишествующее количество боезарядов легко снимается с развернутых МБР и БРПЛ и складируется. А недостающие боезаряды при необходимости так же легко устанавливаются на развернутые носители, так как их запасы позволяют это сделать», – сказал эксперт.
По его мнению, Россия и США к 5 февраля 2018 года «выполнят свои обязательства по Договору СНВ 2010 года. «Россия к этому сроку, как представляется, не выйдет на уровень в 700 развернутых носителей, разрешенный соглашением. Думаю, у нее будет порядка 600 таких носителей. Однако это не критично, поскольку по количеству боезарядов на развернутых носителях Россия не будет уступать США, а это главное. Ведь объекты поражают боезаряды, а не носители», – сказал В.Есин.
По его словам, Россия будет уступать США и по так называемому «возвратному потенциалу», то есть, по носителям и зарядам, находящимся на хранении, которые могут быть возвращены в боевой состав. «Но этим преимуществом США не смогут воспользоваться, находясь в рамках Договора, действующего до 5 февраля 2021 года», – сказал эксперт.
«Есть уверенность, – отметил он, – что к моменту истечения срока действия Договора СНВ от 2010 года Россия ликвидирует дефицит по числу носителей и сравняется с Соединенными Штатами».
Интерфакс-АВН

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

07.02.2016

Переговоры между Россией и США по сокращениям ядерных вооружений не представляются возможными, заявил РИА новости замглавы российского МИД Сергей Рябков. Он пояснил, что Россия и так уже сократила свой ядерный арсенал до уровня конца 1950-х — начала 1960-х годов.
Белый дом в пятницу призвал Россию к переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. Действующее соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступило в силу в 2011 году.
«Позиция российской стороны относительно перспектив продолжения переговоров по СНВ и в целом по сокращениям ядерных вооружений остается прежней. Мы вышли на рубеж, за которым двусторонние российско-американские переговоры в этой сфере не представляются возможными по нескольким причинам», — ответил Рябков на вопрос о призыве Вашингтона.
Дипломат пояснил, что Россия уже снизила «уровень имеющихся в наличии ядерных боезарядов и их носителей практически до параметров, которые существовали в конце 50-х — начале 60-х годов». «Это обстоятельство очень важно понимать, причем не только коллегам в Вашингтоне, но и всем тем в международном сообществе, кто продолжает, игнорируя факты, агитировать за дальнейшие ядерные сокращения», — сказал Рябков.
РИА Новости

В МОСКВЕ ОТКАЗАЛИСЬ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С США О СОКРАЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ
МИД РОССИИ: США ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ «ГЛОБАЛЬНОГО УДАРА»
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

12.10.2016

Американские противоракеты «Стандарт-3″ могут перехватить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) не только на среднем, как говорят США, но и на начальном участке траектории полета, заявил первый заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир в ходе брифинга «Глобальная эшелонированная система ПРО США как угроза военной безопасности России и Китая и стратегической стабильности в мире».
«Научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России проведено моделирование вариантов боевого применения средств ПРО США. Оно показало, что противоракеты «Стандарт-3″ обладают возможностью перехвата МБР и БРПЛ не только на среднем, как это утверждается США, но и на начальном участке траектории полета ракет», — сказал он.
Познихир подчеркнул, что это представляет более серьезную угрозу ядерному потенциалу России и Китая, так как противоракеты будут способны поражать российские и китайские баллистические ракеты до момента отделения их боевых блоков от маршевых ступеней. Этот факт был подтвержден и рядом независимых американских экспертов, добавил он.
РИА Новости

ПЕРВЫЙ ЗАМНАЧАЛЬНИКА ГОУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР ПОЗНИХИР ВЫСТУПИЛ НА СЯНШАНЬСКОМ ФОРУМЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).

ОСВ-I
ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развёртывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II
Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.
Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

СНВ-1
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составляет 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.
Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысяч единиц. Предельное количество ядерных боезарядов 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР – не более 3,6 тысяч тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.
Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

СНВ-2
В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.
Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.
Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

СНВ-3
СНВ-III стал седьмым в серии двусторонних договоров между СССР/Россией и США об ограничениях стратегических ядерных сил. Первым таким договором был ОСВ-I, подписанный в 1972 году и закрепивший количество средств доставки ядерного оружия для каждой из сторон на том уровне, на каком они находились в тот момент. Однако к этому времени и в СССР, и в США уже начали оснащать ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения. В результате именно в период разрядки начался невиданный прежде, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Договор был подписан президентамиДмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договорённости сторон на 5 лет. Договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц. Договор сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I.

ДОГОВОР РСМД
8 декабря 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракетыназемного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.
Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 километров), средней (от 500 до 5000 километров) и меньшей (от 150 до 500 километров) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 километров. В 1987 году была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.
В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.
Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:
• ракеты средней дальности
• СССР — РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot»);
• США — «Першинг-2» и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
• ракеты малой дальности
• СССР — «ОТР-22 «Темп-С»» и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
• США — «Першинг-1А».
К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов.

ДОГОВОР ПО ПРО 1972
Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном. 3 октября 1972 года министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и госсекретарь США Уильям Роджерс в Вашингтоне обменялись грамотами о ратификации Договора. Договор вступил в силу3 октября 1972 года.
В Договоре говорится: «Исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия» и «желая содействовать смятению международной напряженности и укреплению доверия между государствами», стороны обязались не развертывать системы ПРО на территории страны и не создавать основу для такой обороны; ограничить размещение своих систем ПРО двумя районами: вокруг столицы и в одном и районов расположения пусковых установок межконтинентальных баллистических раке (МБР). США и СССР обязались также не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильноназемного базирования не придавать другим средствам, не являющимся компонентами ПРО, способностей решат задачи ПРО и не испытывать их в целях ПРО.
Договор разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов. Запрещается передача другим государствам и размещение вне своей национальной территории систем ПРО или их компонентов, подпадающих под ограничение по Договору, также предоставление другим государствам технологии таких средств,
Таким образом, Договор ограничивает возможности сторон в области создания противоракетной обороны и тем самым практически исключает для любой из них возможность безнаказанного ядерного удара. В соответствии с Протоколом к Договору по ПРО, подписанным3 июля 1974 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном в Москве, СССР обязался н развертывать системы ПРО или их компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США — в районе их столицы.

ДОГОВОР СНВ-3
ДОГОВОР СНВ-2
ДОГОВОР СНВ-1
ДОГОВОР ОСВ-2
ДОГОВОР ОСВ-1
ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ 26 МАЯ 1972 Г. (ДОГОВОР ПО ПРО)
ДОГОВОР О РАКЕТАХ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ (РСМД)
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ