ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

NEGOTIATIONS ON LIMITING STRATEGIC ARMS

08.05.2015
Курс США по отношению к России грозит завести в тупик решение военно-политических вопросов, в том числе по развертыванию элементов системы ПРО США в Европе и сокращению ядерных арсеналов. Об этом говорится в обзоре МИД РФ внешнеполитической и дипломатической деятельности России в 2014 году, размещенном на сайте министерства.
«Заложником линии Белого дома на обострение отношений с Россией стал целый комплекс острых проблем двусторонней повестки дня, в том числе военно-политические вопросы, обсуждение которых, как следствие, носило эпизодический и несистемный характер, – отметили авторы доклада. – Такой подход грозит окончательно завести их решение в тупик».
Дипломаты пояснили, что в первую очередь речь идет о планах США и их союзников по развертыванию элементов глобальной системы ПРО. «Практическое обсуждение путей снятия российских озабоченностей было с подачи американской стороны свернуто, что вынуждает нас разрабатывать адекватные контрмеры, – продолжили в МИД РФ. – Продвижение администрацией Барака Обамы идеи дальнейшего сокращения ядерных арсеналов России и США также происходило в условиях полного игнорирования российских аргументов о необходимости увязки данного процесса с подключением к нему других государств, обладающих военным ядерным потенциалом».
На этом фоне, добавили в российском дипведомстве, продолжалась реализация американской концепции «молниеносного глобального удара», предполагающей использование стратегических систем в обычном оснащении. «В Вашингтоне по-прежнему избегали того, чтобы четко заявить о готовности отказаться от намерений вывода оружия в космос. Обнародованы планы наращивания военного присутствия США и НАТО вблизи российских границ, что чревато прямыми рисками изменения конфигурации сил в Европе», – указали в министерстве.
ТАСС

03.10.2015

Государственный департамент США публикует уточнённые данные о числе американских и российских ядерных боеголовок. В докладе Госдепа, ссылающегося на военное ведомство США, говорится о том, что данные уточнены по состоянию на 1 сентября текущего года. Соотношение (по версии Госдепа США) выглядит следующим образом:
1538 ядерных боеголовок у США и 1648 – у Российской Федерации;
898 развёрнутых и неразвернутых пусковых установок (носителей) у США, 877 – у России.
Если верить информации, опубликованной Госдепом, США сократили число боеголовок на 104 единицы, а вот Россия нарастила ядерный потенциал на 5 боеголовок.
По числу пусковых установок (носителей) Вашингтон фиксирует сокращение и у России тоже: у США – минус 14 единиц, у России – минус 34 единицы.
Напомним, что согласно договору, вступившему в силу в феврале 2011 года, Россия и США должны сократить число ядерных боеголовок до 1500-1675, а число носителей – до 500-1100.
В то же время США не скрывают планов размещения новейших авиабомб с ядерными боеголовками в Германии (речь о B61-12), а также продолжает предпринимать меры по развёртыванию ПРО в Восточной Европе.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США

08.10.2015

США и Россия обменялись данными о состоянии стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором СНВ от 2010 года, сказал «Интерфаксу-АВН» в среду экс-начальник Главного штаба РВСН генерал полковник Виктор Есин.
«Опубликованная американским госдепом, жаль, что не российским Минобороны, информация о состоянии стратегических наступательных вооружений США и России по результатам обмена данными на 1 сентября 2015 года свидетельствует, в частности, о том, что по сравнению с прошлыми годами темпы вывода из боевого состава излишествующих вооружений снизились», – сказал эксперт.
По данным госдепа США, к 1 сентября у США было 898 развернутых и неразвернутых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. У РФ этот показатель составил 877 единиц. В том числе развернутых носителей у США – 762, у РФ – 526. Количество ядерных боезарядов на развернутых носителях у США насчитывается 1538, у РФ – 1648.
«За минувший календарный год, отсчитываемый с 1 сентября 2014 года, США вывели из боевого состава 14 пусковых установок ракет и тяжелых бомбардировщиков, Россия – 34 единицы. Это меньше, чем в предыдущие годы», – сказал В.Есин.
По его словам, для того, чтобы в предстоящие 2,5 года – до 5 февраля 2018 года – уложиться в параметры Договора СНВ, США предстоит вывести из боевого состава 98 единиц стратегических наступательных вооружений, а России – 77 единиц.
«При этом США придется пойти на сокращение 62-х развернутых носителей, а России делать этого не потребуется, поскольку у нее продолжает оставаться реальный «недобор» по количеству развернутых носителей относительно планки в 700 единиц, установленной Договором СНВ. Сегодня у нее 526 развернутых носителей», – сказал эксперт.
В то же время, отметил он, по количеству боезарядов на развернутых носителях «Россия превышает на 98 единиц планку в 1550 боезарядов, которая установлена Договором». У США по таким боезарядам «недобор» в 12 единиц.
«Здесь я не вижу проблем, поскольку излишествующее количество боезарядов легко снимается с развернутых МБР и БРПЛ и складируется. А недостающие боезаряды при необходимости так же легко устанавливаются на развернутые носители, так как их запасы позволяют это сделать», – сказал эксперт.
По его мнению, Россия и США к 5 февраля 2018 года «выполнят свои обязательства по Договору СНВ 2010 года. «Россия к этому сроку, как представляется, не выйдет на уровень в 700 развернутых носителей, разрешенный соглашением. Думаю, у нее будет порядка 600 таких носителей. Однако это не критично, поскольку по количеству боезарядов на развернутых носителях Россия не будет уступать США, а это главное. Ведь объекты поражают боезаряды, а не носители», – сказал В.Есин.
По его словам, Россия будет уступать США и по так называемому «возвратному потенциалу», то есть, по носителям и зарядам, находящимся на хранении, которые могут быть возвращены в боевой состав. «Но этим преимуществом США не смогут воспользоваться, находясь в рамках Договора, действующего до 5 февраля 2021 года», – сказал эксперт.
«Есть уверенность, – отметил он, – что к моменту истечения срока действия Договора СНВ от 2010 года Россия ликвидирует дефицит по числу носителей и сравняется с Соединенными Штатами».
Интерфакс-АВН

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

07.02.2016

Переговоры между Россией и США по сокращениям ядерных вооружений не представляются возможными, заявил РИА новости замглавы российского МИД Сергей Рябков. Он пояснил, что Россия и так уже сократила свой ядерный арсенал до уровня конца 1950-х — начала 1960-х годов.
Белый дом в пятницу призвал Россию к переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. Действующее соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступило в силу в 2011 году.
«Позиция российской стороны относительно перспектив продолжения переговоров по СНВ и в целом по сокращениям ядерных вооружений остается прежней. Мы вышли на рубеж, за которым двусторонние российско-американские переговоры в этой сфере не представляются возможными по нескольким причинам», — ответил Рябков на вопрос о призыве Вашингтона.
Дипломат пояснил, что Россия уже снизила «уровень имеющихся в наличии ядерных боезарядов и их носителей практически до параметров, которые существовали в конце 50-х — начале 60-х годов». «Это обстоятельство очень важно понимать, причем не только коллегам в Вашингтоне, но и всем тем в международном сообществе, кто продолжает, игнорируя факты, агитировать за дальнейшие ядерные сокращения», — сказал Рябков.
РИА Новости

В МОСКВЕ ОТКАЗАЛИСЬ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С США О СОКРАЩЕНИИ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ
МИД РОССИИ: США ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬ КОНЦЕПЦИЮ «ГЛОБАЛЬНОГО УДАРА»
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

12.10.2016

Американские противоракеты «Стандарт-3″ могут перехватить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) не только на среднем, как говорят США, но и на начальном участке траектории полета, заявил первый заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Познихир в ходе брифинга «Глобальная эшелонированная система ПРО США как угроза военной безопасности России и Китая и стратегической стабильности в мире».
«Научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России проведено моделирование вариантов боевого применения средств ПРО США. Оно показало, что противоракеты «Стандарт-3″ обладают возможностью перехвата МБР и БРПЛ не только на среднем, как это утверждается США, но и на начальном участке траектории полета ракет», — сказал он.
Познихир подчеркнул, что это представляет более серьезную угрозу ядерному потенциалу России и Китая, так как противоракеты будут способны поражать российские и китайские баллистические ракеты до момента отделения их боевых блоков от маршевых ступеней. Этот факт был подтвержден и рядом независимых американских экспертов, добавил он.
РИА Новости

ПЕРВЫЙ ЗАМНАЧАЛЬНИКА ГОУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВИКТОР ПОЗНИХИР ВЫСТУПИЛ НА СЯНШАНЬСКОМ ФОРУМЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

10.03.2017

Арсенал тактического ядерного оружия в распоряжении России значительно превосходит аналогичные запасы у США, но американские военные уверены в возможности обеспечить эффективное сдерживание имеющимися силами, заявил в среду на слушаниях в конгрессе генерал Джон Хайтен, начальник Стратегического командования ВС США (СТРАТКОМ).
«У них большое количество, у нас небольшое количество», — сказал Хайтен в ответ на вопрос о цифрах по тактическому ядерному оружию. Он обещал предоставить конгрессменам более точные цифры на закрытых слушаниях. «Думаю, что наши запасы позволяют обеспечить эффективное стратегическое сдерживание», — сказал генерал. Он добавил, что «обеспокоен» действиями России, но не сказал, чем именно. «Необходимо в будущем вести двусторонние дискуссии о верифицируемом контроле над вооружениями с Россией, Китаем, со всеми игроками», — заключил Хайтен.
Тактическое ядерное оружие отличается небольшой мощностью. В эту категорию попадают авиационные бомбы, тактические ракеты, снаряды, мины, торпеды и другие боеприпасы местного радиуса действия. На тактическое ядерное оружие не распространяются договоры об ограничении ядерного оружия. Генерал Хайтен подчеркнул на слушаниях, что и тактическое, и стратегическое ядерное оружие имеют стратегический потенциал, поскольку любое возможное применение тактических зарядов чревато эскалацией.
РИА Новости

29.03.2017

Развитие огневых систем противоракетной обороны (ПРО) США представляет угрозу российскому потенциалу сдерживания, заявил замначальника ГОУ Генштаба ВС РФ Виктор Познихир.
Выступая на конференции по разоружению в Женеве, он отметил, что, по российским оценкам, количество ракет системы ПРО США к 2022 году составит более тысячи единиц, а в перспективе превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных баллистических ракетах.
«Такое количество огневых средств ПРО представляет серьезную угрозу для российского потенциала сдерживания, в особенности с учетом постоянно ведущихся работ по модернизации огневых комплексов ПРО», — сказал Познихир.
США занимаются созданием системы глобальной ПРО более 10 лет, несмотря на озабоченность России, которая заявляет о том, что такие действия подрывают основы стратегической стабильности. Администрация президента Дональда Трампа подтвердила, что намерена продолжать работу по созданию ПРО для защиты от таких стран, как Иран и КНДР.
РИА Новости

ГЕНШТАБ: США НЕ ПРЕДСТАВИЛИ РОССИИ ДАННЫЕ, ОПРОВЕРГАЮЩИЕ ЕЕ ОПАСЕНИЯ ПО ПРО
В ГЕНШТАБЕ ОБЪЯСНИЛИ, ЧЕМ США ОПРАВДЫВАЮТ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИСТЕМ ПРО
ГЕНШТАБ: РАЗМЕЩЕНИЕ ПРО США СУЖАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ДИАЛОГА ПО РАЗОРУЖЕНИЮ
В ГЕНШТАБЕ ЗАЯВИЛИ ОБ УГРОЗЕ ПРО США ДЛЯ СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМОСА
В ГЕНШТАБЕ НАЗВАЛИ АМЕРИКАНСКИЕ КОРАБЛИ В ЧЕРНОМ МОРЕ УГРОЗОЙ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ


ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991), СНВ-II (1993) и СНВ-III (2010).

ОСВ-I
ОСВ-I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развёртывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.
Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II
Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.
Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.
Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений I» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП. В 2010 подписан договор о «Сокращении наступательных вооружений III» Обамой и Медведевым.

СНВ-1
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР-США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составляет 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.
Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет. Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ). Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысяч единиц. Предельное количество ядерных боезарядов 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР – не более 3,6 тысяч тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.
Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

СНВ-2
В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.
Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.
Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

СНВ-3
СНВ-III стал седьмым в серии двусторонних договоров между СССР/Россией и США об ограничениях стратегических ядерных сил. Первым таким договором был ОСВ-I, подписанный в 1972 году и закрепивший количество средств доставки ядерного оружия для каждой из сторон на том уровне, на каком они находились в тот момент. Однако к этому времени и в СССР, и в США уже начали оснащать ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения. В результате именно в период разрядки начался невиданный прежде, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Договор был подписан президентамиДмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договорённости сторон на 5 лет. Договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц. Договор сменил истёкший в декабре 2009 года СНВ-I.

ДОГОВОР РСМД
8 декабря 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракетыназемного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.
Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 километров), средней (от 500 до 5000 километров) и меньшей (от 150 до 500 километров) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 километров. В 1987 году была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.
В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.
Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:
• ракеты средней дальности
• СССР — РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot»);
• США — «Першинг-2» и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
• ракеты малой дальности
• СССР — «ОТР-22 «Темп-С»» и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
• США — «Першинг-1А».
К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины — произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США — 846 комплексов.

ДОГОВОР ПО ПРО 1972
Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном. 3 октября 1972 года министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и госсекретарь США Уильям Роджерс в Вашингтоне обменялись грамотами о ратификации Договора. Договор вступил в силу3 октября 1972 года.
В Договоре говорится: «Исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия» и «желая содействовать смятению международной напряженности и укреплению доверия между государствами», стороны обязались не развертывать системы ПРО на территории страны и не создавать основу для такой обороны; ограничить размещение своих систем ПРО двумя районами: вокруг столицы и в одном и районов расположения пусковых установок межконтинентальных баллистических раке (МБР). США и СССР обязались также не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильноназемного базирования не придавать другим средствам, не являющимся компонентами ПРО, способностей решат задачи ПРО и не испытывать их в целях ПРО.
Договор разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов. Запрещается передача другим государствам и размещение вне своей национальной территории систем ПРО или их компонентов, подпадающих под ограничение по Договору, также предоставление другим государствам технологии таких средств,
Таким образом, Договор ограничивает возможности сторон в области создания противоракетной обороны и тем самым практически исключает для любой из них возможность безнаказанного ядерного удара. В соответствии с Протоколом к Договору по ПРО, подписанным3 июля 1974 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном в Москве, СССР обязался н развертывать системы ПРО или их компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США — в районе их столицы.

ДОГОВОР СНВ-3
ДОГОВОР СНВ-2
ДОГОВОР СНВ-1
ДОГОВОР ОСВ-2
ДОГОВОР ОСВ-1
ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ 26 МАЯ 1972 Г. (ДОГОВОР ПО ПРО)
ДОГОВОР О РАКЕТАХ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ (РСМД)
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ