ИСТРЕБИТЕЛЬ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯ
THE SIXTH GENERATION FIGHTER RUSSIA

15.10.2014

Российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) вместе с ОКБ им. Люльки работают над проектом по созданию двигателей для боевого самолета 6-го поколения, сообщил журналистам гендиректор фонда Андрей Григорьев.
«Наша задача заключается в том, чтобы создать задел для создания истребителя 6-го поколения. Такие проекты сейчас тоже рассматриваются. Они, в первую очередь, связаны с материалами и с двигателями. Есть интересный проект с ОКБ им. Люльки по созданию двигателей с уникальной характеристикой, он пока в стадии рассмотрения», – рассказал Григорьев на форуме «Открытые инновации».
«Соответствующие работы по материалам мы тоже рассматриваем, и, может быть, в ближайшее время выберем проект. В первую очередь, это касается не столько композитных материалов, сколько методов контроля их состояния», – добавил глава фонда.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассчитывают создать первый образец отечественного боевого самолета 6-го поколения примерно через 12 лет – об этом летом заявлял глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов. Пока проходит испытания российский истребитель 5-го поколения /ПАК ФА, Т-50/, поставки которого в войска планируется начать в 2016 году. ТАСС

ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ФПИ)

02.03.2016

Россия ведет работы по созданию истребителя седьмого поколения, сообщил в среду главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев.
В настоящий момент на вооружении ВС РФ имеются только истребители поколения 4++, также продолжаются испытания самолета Т-50 (проект ПАК ФА) пятого поколения. Пока только одна страна в мире имеет на вооружении истребители пятого поколения — США с самолетами F-22 и F-35.
«Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда. (Идут) работы и шестого, и, наверное, седьмого (поколения). Много говорить не имею права», — сказал Бондарев, отвечая на вопрос о работах по созданию истребителей шестого поколения.
РИА Новости

02.03.2016

КБ «Сухой» представило первые разработки по истребителю шестого поколения. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ «Сухого» и генеральным конструктором, который назначен по всем самолетным комплексам и вооружениям, – сказал Рогозин журналистам по итогам совещания о развитии военной авиации. – Речь идет действительно уже о задумках по созданию истребителя шестого поколения».
При этом он отметил, что на сегодняшний день российское авиастроение находится «в ситуации государственных испытаний истребителя пятого поколения». Рогозин подчеркнул, что уже сейчас необходимо заглядывать далеко вперед для того, чтобы перейти к новому качеству российской авиации. Кроме того, для сохранения позиций, по его словам, необходимо омолаживать кадры, консолидировать отрасль, заниматься ее технологическим перевооружением и сотрудничать со всеми, от кого зависит успех кооперации. В первую очередь, считает Рогозин, это – новые радиоэлектронные технологии и новые вооружения.
В свою очередь, главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев отметил, что самолет разрабатывается в пилотируемом и беспилотном вариантах. «Он (самолет) будет модифицированным – и такой, и такой вариант», – сказал Бондарев, отвечая на вопрос ТАСС.
«Если мы сейчас остановимся, мы остановимся уже навсегда, – подчеркнул главком. – Поэтому работы идут – и шестого, и, наверное, седьмого (поколения)». Человеческий организм, напомнил генерал, «имеет предел», тогда как аппаратура для беспилотника «значительно более функциональна и неприхотлива», а также «может выдержать любые перегрузки». «Представляете, какие возможности может иметь вариант беспилотного истребителя, бомбардировщика или штурмовика?» – добавил Бондарев.
Он не уточнил, сколько времени может понадобиться на создание такого беспилотного самолета, но дал понять, что это дело не ближайших лет.
ТАСС

09.06.2016

Российский боевой самолет шестого поколения будет гиперзвуковым, его опытный образец совершит первый полет до 2025 года, заявил в четверг ТАСС глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов.
«Опытный образец самолета шестого поколения совершит первый полет раньше 2025 года. Он поднимется в воздух, как мы планируем, не позднее чем через два – три года после 2020-го», – сказал собеседник агентства.
Михайлов, ранее занимавший пост главкома ВВС России, рассказал, что облик перспективного самолета уже определен. «Он будет гиперзвуковым со скоростью несколько Махов, одноместным, невидимым для противника, сверхманевренным, многофункциональным, выполненным из композитных материалов. Самолет будет иметь кабину, но при этом он сможет летать как с пилотом в ней, так и без него, то есть он он объединит в себе и пилотируемый, и беспилотный вариант», – рассказал представитель ОАК, отметив, что разработку планируется вооружить дальнобойными гиперзвуковыми ракетами.
По словам Михайлова, по самолету шестого поколения уже ведутся научно-исследовательские работы, в том числе техническое проектирование.
ТАСС

24.06.2016

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в госкорпорацию «Ростех») ведет научно-исследовательские работы в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для отечественного боевого самолета шестого поколения, заявили в четверг журналистам в пресс-службе концерна.
«В концерне создадут специальную систему РЭБ для боевого самолета шестого поколения. В новом образце этого средства будет достигнута практически полная автоматизация всего процесса работы бортового комплекса обороны, при интеграции антенных систем и приборных блоков с основным бортовым радиоэлектронным оборудованием летательного аппарата», – говорится в сообщении, поступившем в ТАСС.
В пресс-службе уточнили, что это касается не только бортовых радиолокационных станций, но и систем связи и передачи данных, государственного опознавания, навигации.
Советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев, чьи слова приводятся в сообщении, отметил, что современные и перспективные авиационные системы РЭБ оснащаются широкополосными приемниками и применяют цифровую обработку сигналов, что позволяет автоматически формировать базы данных для идентификации источников излучения и «в конечном итоге для принятия решения на радиоэлектронную защиту и радиоэлектронное подавление (поражение)».
«Наиболее совершенные системы при пеленгации источников излучения обеспечивают и их высокоточную геолокацию, достаточную для применения управляемого оружия», – добавил Михеев.
ТАСС

12.07.2016

Отдельные элементы российского боевого самолета шестого поколения уже отрабатываются на истребителе пятого поколения – Перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА). Об этом сообщил в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в госкорпорацию «Ростех») Владимир Михеев.
«Сейчас отдельные решения, которые будут стоять на шестом поколении, уже отрабатываем и на пятом поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят», – рассказал Михеев.
Он отметил, что шестое поколение самолетов получит унифицированную систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Один и тот же прибор будет радиолокатором, системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также будет выполнять функции навигации и госопознавания.
«Радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит», – пояснил представитель КРЭТ.
Он отметил, что использование интегрированной аппаратуры отрабатывается на многих летательных аппаратах. В качестве примера он привел американский истребитель пятого поколения F-35.
ТАСС

12.07.2016

Специальные беспилотники для Арктики, которые будут патрулировать границу неделями без посадки, могут разработать на основе российского боевого самолета шестого поколения. Об этом сообщил в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в госкорпорацию «Ростех») Владимир Михеев.
«Беспилотный самолет может летать сутками – нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение», – рассказал представитель КРЭТ.
Он отметил, что для России такие функции особенно актуальны из-за протяженности ее границ в арктических широтах. «Для этого на базе наработок по самолету шестого поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются», – добавил Михеев.
ТАСС

СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ БЕСПИЛОТНЫЕ АППАРАТЫ

12.07.2016

Боевой самолет шестого поколения будет создаваться в пилотируемом и беспилотном варианте и получит возможность выхода в ближний космос. Об этом в интервью ТАСС в понедельник, 11 июля, заявил советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев.
По его словам, истребитель шестого поколения будет параллельно создаваться в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном.
«Основной принцип применения этого самолета — так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки», — рассказал Михеев.
Он пояснил, что пилотируемый истребитель получит урезанные характеристики. Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. К их числу Михеев отнес движение с гиперзвуковой скоростью (4-5 Маха) и возможность выхода в ближний космос.
В июне в Объединенной авиастроительной корпорации заявили, что первый прототип истребителя шестого поколения поднимется в воздух к 2023 году.
Лента.ру

13.08.2016
Работы над созданием беспилотной и пилотируемой версий истребителя шестого поколения ведутся параллельно. Об этом журналистам рассказал главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.
«Конечно, одновременно», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
«Работы в этом направлении идут и у нас, и за рубежом. У нас прекрасные конструкторские бюро, авиационная промышленность. Я думаю, шестое поколение не за горами», – подчеркнул Бондарев.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что ОКБ Сухого представило первые разработки по истребителю шестого поколения. В 2014 году в Объединенной авиастроительной корпорации заявляли, что первый такой самолет будет создан во второй половине 2020-х годов.
Сейчас в России проходит испытания истребитель пятого поколения – ПАК ФА (также известный под названием Т-50). Он впервые поднялся в воздух в 2010 году. Ожидается, что государственные испытания самолета завершатся в 2016 году, а в 2017-м начнутся серийные поставки самолетов.
ТАСС

12.01.2017

Пилотируемый вариант истребителя шестого поколения, работы над которым уже начались в России, должен обладать автоматикой, способной без команды пилота катапультировать его в случае опасности. Такое мнение в интервью ТАСС высказал генеральный директор – главный конструктор Научно-производственного предприятия (НПП) «Звезда» (разработчик и производитель систем жизнеобеспечения для летчиков и космонавтов) Сергей Поздняков.
«Нужна автоматика, которая будет анализировать ситуацию и давать за летчика команду на спасение в критической ситуации… Мне кажется, будущее за беспилотниками, тем не менее (такая) автоматика обязана быть на самолетах шестого поколения», – сказал он.
ТАСС

29.01.2017

В России ведутся работы по созданию истребителя шестого поколения, сообщил журналистам главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.
«Ведутся работы. Уступать нельзя никому и нигде. Есть наметки не только по истребителям пятого поколения, но и шестого», — сказал Бондарев.
По его словам, «Россия никогда не отстанет в этом вопросе».
Ранее, в сентябре прошлого года, директор дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов сообщил, что истребитель шестого поколения может получить лучевое оружие. «Очевидно, потребуется и создание нового двигателя, обеспечивающего существенное увеличение тяги, сокращение расхода топлива и в перспективе выход на достижение гиперзвуковых скоростей. Еще одной его важной чертой должна стать реализация концепции опционно-пилотируемого самолета или его изготовление как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах», — сказал Михайлов, которого цитирует корпоративный журнал ОАК «Горизонты».
http://vpk-news.ru

10.02.2017

Фонд перспективных исследований приступил к разработке новейшей системы контроля состояния конструкции авиатехники на основе принципов работы нервной системы живых организмов, сообщили ТАСС в пресс-службе Фонда.
«В рамках проекта Фонда перспективных исследований разрабатывается интегрируемая в композиционный материал система неразрушающего контроля состояния авиационных конструкций. При формировании концепции будущей разработки исследователи проводили аналогию с нервной системой живых организмов, согласно которой в структуру композиционного материала будут встраиваться чувствительные к механическим воздействиям оптические волокна, объединенные в сеть», – рассказали в пресс-службе.
В свою очередь, руководитель проекта Фонда Дмитрий Успенский пояснил ТАСС, что информация о состоянии конструкции летательного аппарата в онлайн-режиме будет передаваться по лазерному лучу, распространяющемуся внутри оптического волокна, вплетенного в конструкцию авиатехники. «Уникальные возможности разрабатываемой Фондом встроенной системы неразрушающего контроля авиационных конструкций позволят не только делать оценку в реальном времени текущего состояния лайнера, но и прогнозировать оставшийся срок службы композитных деталей самолета, что существенно повысит безопасность полетов современной авиации», – рассказал он.
Успенский отметил, что несмотря на выдающиеся технико- экономические характеристики самолетов из композиционных материалов, их безопасная эксплуатация на регулярной основе невозможна без использования бортовых систем контроля целостности конструкций.
Существенно повысить безопасность полетов таких самолетов поможет способность чувствительных элементов оптических волокон улавливать незначительные колебания конструкции самолета в воздухе и на земле. Это позволит оперативно обнаруживать возникающие дефекты конструкций и оценивать их характер.
Работа большинства существующих сейчас аналогичных систем основана не на оптоволоконных технологиях, а на электронных датчиках, встроенных в определенные узлы и агрегаты авиатехники.
ТАСС

ФОНД ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ФПИ)

28.07.2017

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) создал экспериментальный образец радиофотонного радара для истребителя шестого поколения, который придет на смену Т-50. Экспериментальный образец передает, принимает и обрабатывает сигнал, сообщил в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.
По его словам, продвижение в работах по созданию бортового радиоэлектронного оборудования для летательного аппарата шестого поколения есть, и в частности в отношении радио-оптической фотонной антенной решетки его бортового локатора.
«В НИР [научно-исследовательской работе] на основе экспериментального образца построен и излучатель, и приемник. Все это работает, ведет локацию – излучаем СВЧ- сигнал [сверхвысокочастотный], он отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она была оптимальной», – рассказал он.
Михеев отметил, что «сейчас в рамках научно- исследовательской работы создается полноценный макет этой радио-оптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца». «Мы поймем, каким он [радар] должен быть, в каких геометрических размерах, на каких диапазонах и на какой мощности должен работать», – уточнил представитель КРЭТ.
ТАСС

28.07.2017

Создаваемый в России новейший истребитель шестого поколения, который придет на смену Т-50, сможет делать радиолокационные «фотографии» самолетов противника и без участия человека определять их тип и вооружение. Об этом сообщил в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев.
По его словам, КРЭТ разрабатывает для боевого самолета будущего радиофотонный локатор, уже имеется его экспериментальный образец и создается полномасштабный макет. Новый радар значительно превзойдет все существующие радиолокационные станции (РЛС) по мощности и диапазону.
«Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем его положение в пространстве, а после обработки получим почти фотографическое его изображение – радиовидение», – рассказал Михеев.
Он пояснил, что «это важно для определения типа (самолета – прим. ТАСС): сразу и автоматически компьютер самолета сможет установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами ракетного оружия».
Новый радар за счет своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона приемника будет иметь большие возможности по защите от помех. Также он дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), передавать данные и служить средством связи.
ТАСС

28.07.2017

Лазерная защита истребителя шестого поколения будет физически сжигать головки самонаведения ракет противника, атакующих самолет. Об этом сообщил в интервью ТАССсоветник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.
«У нас уже есть лазерные системы защиты на самолетах и вертолетах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать «глаза» ракетам, которые на нас «смотрят». Такие системы, естественно, будут ставиться и на самолеты шестого поколения», – сказал он.
Сейчас КРЭТ поставляет на вооружение бортовой комплекс обороны «Президент-С». В состав комплекса также входит лазерная станция оптико-электронного подавления. «Президент- С» за счет помех, подавления и ловушек заставляет ракеты противника с разными головками самонаведения пролетать мимо самолетов и вертолетов.
ТАСС

17.07.2018

Отдельные бортовые системы для будущего российского боевого самолета шестого поколения испытываются на истребителе Су-57, сообщил ТАСС в понедельник источник в авиационной промышленности.
«Беспилотный вариант самого Су-57 создавать не планируется. Но на нем сейчас испытываются отдельные системы боевого самолета следующего, шестого поколения, который будет в базовом варианте беспилотником и только опционально пилотируемым», – сказал собеседник агентства. Источник пояснил, что речь идет о «системах управления и навигации, системе оружия».
ТАСС

В США ЗАЯВИЛИ О ПОБЕДЕ F-35 НАД СУ-57
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) СУ-57 (Т-50)

21.07.2018

Новейший российский ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Охотник» станет прототипом истребителя 6-го поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его словам, признаки истребителя 6-го поколения «до конца не сформированы, но можно выделить главные черты». «В первую очередь, это отсутствие летчика и способность автономно выполнять любые боевые задачи. В этой части – искусственного интеллекта и автономности – «Охотник» будет прототипом истребителя 6-го поколения», – сообщил собеседник агентства.
Источник уточнил, что «Охотник» сможет полностью самостоятельно «совершить взлет, выполнить задание и вернуться на аэродром». «Единственное: он пока не получит функцию принятия решения на применение оружия – это остается за человеком», – пояснил собеседник.
ТАСС

ТЯЖЕЛЫЙ УДАРНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ОХОТНИК»


ИСТРЕБИТЕЛЬ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯ

Военно-воздушные силы фактически уже осваивают истребители пятого поколения, а Россия раньше других может приступить к созданию шестого поколения боевых самолетов. Сейчас определяется идеология машин, которые станут господствовать в небе во второй половине XXI века. Будут это летающие роботы или останутся классические пилотируемые истребители, но с еще более совершенной электроникой и новым типом вооружений, не так уж и важно. Главное – работа в этом направлении у нас идет. Облегчается она тем, что не надо бросать все силы на пятое поколение, которое становится на крыло. И чем скорее и в большем количестве Су-35С поступят в строевые части, тем успешнее пойдут работы по шестому поколению.
Российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения, который будут производить из композитных материалов, заявил генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев в ходе форума «Открытые инновации».
В настоящее время в России проводятся испытания истребителя пятого поколения, поставки которых в вооружённые силы могут начаться в 2016 году. ПАК ФА, или Т-50 — российский истребитель пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Головным разработчиком является ОАО «Компания «Сухой», входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). По сравнению с истребителями предыдущих поколений, Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.
«Наша задача заключается в том, чтобы создать задел для создания истребителя шестого поколения. Такие проекты сейчас рассматриваются. Они в первую очередь связаны с материалами и двигателями. Есть интересный проект с ОКБ имени Люльки по созданию двигателей с уникальной характеристикой, он пока в стадии рассмотрения», — сказал Григорьев журналистам.
Кроме того, фонд рассматривает соответствующие работы по композитным материалам для истребителя будущего и возможно в ближайшее время выберет проект.
«В первую очередь это касается не столько композитных материалов, сколько методов контроля их состояния. Это ключевой момент для композитных материалов», — добавил Григорьев.

Источники: РИА Новости, «Российской газеты» и др.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50
ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ОАО (ОАК)