МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)
MULTI-PURPOSE NON-NUCLEAR SUBMARINE SCORPENE (FRANCE)

05.09.2016

Как сообщает индийская газета «The Times of India» в статье «India shelves plan to expand French Scorpene submarine order after data breach» , со ссылкой на представителей индийского флота, после скандальной утечки с французской стороны данных о строящихся для ВМС Индии шести неатомных подводных лодок типа Scorpene, Индия вряд ли выдаст французскому судостроительному объединению DCNS заказ на еще три такие лодки, хотя ранее об этом велись переговоры.
DCNS предложило Индии построить еще три подводные лодки типа Scorpene, и переговоры на этот счет были проведены в прошлом году. Согласно заявлениям индийским официальных лиц, теперь это предложение точно не будет принято. «У нас было соглашение на шесть, и шесть должны остаться,» – заявил официальный представитель министерства обороны ИНдии агентству Reuters.
Говоривший на условиях анонимности офицер ВМС Индии сказал, что имела место серьезная утечка данных, и усилия ВМС сосредоточены на определении масштаба ущерба, нанесенного строящимся подводным лодкам типа Scorpene. «Ни один контракт не будет подписан, ничего подобного не может произойти сейчас» – заявил офицер о возможности увеличения закаха на подводные лодки.
Представитель DCNS Эммануэль Годес сказал, что компания «ошеломлена» этими сообщениями. «Переговоры ведутся с правительством и с нашими индийскими партнерами. Мы не были проинформированы в любом случае о таком решении,» – сказал он. Министерство обороны Индии направило DCNS запрос на подробную информацию о масштабах утечки и о том, как данные, относящиеся к параметрам разведывательных систем Scorpene, ее глубины погружения, дальности плавания и характеристик вооружения оказались в открытом доступе, сообщили официальные лица.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

21.10.2016

Как сообщает портал «Mer et Marine» в материале «DCNS sur le pont pour la première IPER des Scorpene malaisiens» первый полученные Малайзией неатомные подводные лодки французской постройки типа Scorpene Tunku Abdul Rahman и Tun Razak(введены в строй в 2009 и 2010 годах соответственно), пройдут средний ремонт. Межремонтный срок лодок этого типа составляет шесть лет. Ремонт будет осуществляться в Малайзии компанией Boustead DCNS Naval Corporation (BDNC), которая представляет собой совместное предприятие между малазийской группой Boustead Heavy Industries Corporation (60%) и французским судостроительным концерном DCNS (40%).
Ремонт лодки Tunku Abdul Rahman начался в январе 2016 года на малайзийской военно-морской базе Кота Кинабалу, расположенной на Борнео. Ремонт продлится год, он будет проходить в специальном ангаре силами 200 человек, из которых 60 иностранцев, а также 20 работников DCNS, в основном из Бреста и Тулона, которые обладают специальными навыками.
В ходе среднего ремонта основная часть оборудования лодки будет выгружена, а затем отремонтирована в мастерских базы Кота Кинабалу, где DCNS построил новые ремонтные мощности. Некоторая часть оборудования будет отправлена во Францию на предприятия концерна в Бресте, Тулоне и Руеле, или же к своим производителям.
При этом DCNS будет играть роль главного исполнителя ремонта, в его мастерских будет осуществлена значительная часть работ. BDNC отвечает за механические работы на судоверфи, BHIC отвечает за демонтаж оборудования и поставку материалов на верфь.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

14.01.2017

Индия спустила на воду вторую подлодку класса Scorpene под названием Khanderi, но она не будет оснащена торпедами.
Причина кроется в том, что министерство обороны страны уже пять лет не может определиться в выбором торпеды. Ранее было принято решение закупить 98 тяжелых торпед Black Shark производства компании WASS (дочернее отделение итальянской группы Leonardo), однако в мае прошлого года результаты тендера были отменены из-за обвинений в коррупции другой дочерней компании «Леонардо» – вертолетостроительной фирмы AgustaWestland с вовлечением в неправедные дела членов индийской парламентской партии «Национальный Конгресс».
Ожидается, что НАПЛ «Хандери» будет передана в состав флота в середине 2017 года. В настоящее время ВМС Индии имеют на вооружении всего 13 обычных подлодок класса «Варшавянка», одну ПЛАРБ Arihant и одну арендованную АПЛ «Акула» (»Варшавянка» и «Акула» – российской постройки – прим. ВП). По сравнению, ВМС НОА Китая имеют в своем составе 65 атомных и обычных субмарин.
Военный паритет

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

05.03.2017

2 марта 2017 года ВМС Индии произвели запуск французской противокорабельной ракеты MBDA Exocet SM39 Block 2 из торпедного аппарата проходящей испытания головной большой дизель-электрической подводной лодки S 50 Kalvari типа Scorpene, передает индийская газета «The Economic Times».
Ракета была запущена с первой из шести неатомных подводных лодок проекта Scorpene (индийское обозначение – проект 75), cтроящихся в Индии по лицензии по соглашению с французским судостроительнымо объединением DCNS и «успешно поразила» учебную цель в ходе испытаний в Аравийском море.
По иронии судьбы, данный запуск демонстрирует также продолжающиеся проблемы с основным вооружением индийских подводных лодок типа Scorpene, для которых, при наличии приобретенных противокорабельных ракет MBDA Exocet SM39 Block 2 (контракт на закупку 36 этих ракет был заключен одновременно с контрактом на постройку самих подводных лодок еще в 2005 году), до сих пор отсутствуют 533-мм торпеды.
http://bmpd.livejournal.com

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА EXOCET (ФРАНЦИЯ)

07.03.2017

Индия планирует ввести в эксплуатацию две неатомные подводные лодки класса Scorpene французского проекта в течение 2017 года, оставшиеся четыре будут спущены на воду до 2021 года. Об этом сообщил в воскресенье телеканалу NDTV высокопоставленный источник в ВМС Индии.
«Головная НАПЛ, получившая название INS Kalvari, сейчас проходит сложный процесс интеграции систем вооружения и по его завершении в середине 2017 года будет передана на вооружение ВМС Индии, – заявил он. – Вторую подлодку INS Khanderi планируется ввести в эксплуатацию к концу текущего года, после чего четыре оставшиеся подлодки из запланированной серии мы планируем принимать на вооружение с интервалами по девять месяцев, чтобы завершить весь проект к концу 2020 года».
Он также добавил, что две последние лодки будут оснащены воздухонезависимыми энергетическими установками, которые позволят им оставаться под водой более длительный срок.
Начальные контракты общей стоимостью в 187,98 млрд рупий ($2,7 млрд), предусматривающие строительство шести НАПЛ класса Scorpene, правительство Индии подписало с французскими и индийскими компаниями в рамках «Проекта 75″ в октябре 2005 года. В соответствии с соглашением о передаче технологий, строительство осуществляется на верфи Mazagon Dock Ltd (MDL) в Мумбаи при участии французской компании DCNS. В феврале 2010 года был пересмотрен график поставок субмарин, а также увеличена стоимость проекта до $3,5 млрд.
ТАСС


МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE

«Scorpène» является многоцелевой подлодкой средних размеров с неатомной силовой установкой, и предназначена для борьбы с надводными и подводными целями, проведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.
Внешние очертания подводной лодки отличаются полностью новой гидродинамической формой, очень напоминает атомную субмарину класса «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось снизить шумность, а также гидродинамическое сопротивление во время движения. Снижению шумности способствует и широкое использование при монтаже оборудования эластичных фундаментов.
Подводные лодки типа «Скорпен» — серия новейших французских подводных лодок, строящихся на экспорт, так как ВМС Франции отказались от дизельных подводных лодок в пользу атомных. Эти лодки стоят на вооружении ВМС Чили и КВМС Малазии, а также строятся для Бразилии и Индии.
Группой фирм, входящих в кораблестроительный концерн «DCN», для французской подводной лодки «Скорпен» (Agosta-90B) разработана парогенераторная анаэробная ЭУ типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). Полномасштабный береговой опытный образец анаэробной ЭУ был пущен в эксплуатацию еще в 1998 году. По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт, что позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз, при средней скорости 4-5 узлов.
«Scorpène» – однокорпусная субмарина. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой части. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала. Хвостовое оперение имеет достаточно консервативную крестообразную форму, в отличие от «модной» и широко применяемой в современных подлодках Х-образной формы. При этом нижний вертикальный стабилизатор имеет значительно меньшую высоту, чем верхний – чтобы не мешать, в случае аварийной ситуации, когда субмарине придется лечь на дно.

Диаметр прочного корпуса составляет 6200 мм. Он выполнен из стали марки 80 HLES, способной выдерживать давление на глубине 350 м. Внутри корпус разделен на два отсека коффердамом, вставленным в районе миделя. В коффердаме находится шлюз и аварийный люк. В носовом отсеке находятся торпедные аппараты, жилые помещения, а также центральный пост, в кормовом – главным образом, элементы энергетической установки. Длина корпуса субмарины составляет 67,6 м, максимальная ширина – 8 м, осадка в надводном положении – 6,2 м. Водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн в надводном положении и 1740 тонн – в подводном положении.
Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины класса «Scorpène» удалось сократить до 31 человек – 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Кроме того, имеется шесть дополнительных мест с откидными койками – для кадетов или коммандос. Повседневное управление субмариной осуществляет вахта из девяти человек. Имеющиеся запасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из важных мероприятий, направленных на снижение средств по эксплуатации субмарины класса «Scorpène» на протяжении их жизненного цикла. Этому же способствует и увеличение межремонтного периода. Благодаря этому подлодка класса «Scorpène» может проводить в море до 240 суток в год.
Вооружение новых субмарин данного класса принципиально не отличается от других современных субмарин и включает шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, конструкция которых соответствует стандарту STANAG 4405, стрельба из которых ведется самовыходом или пневматическим способом – в зависимости от типа оружия. Само же оружие может быть очень разнообразной, что определяется конкретным заказчиком. Боекомплект торпед и ракет составляет 18 единиц, этим субмарины класса «Scorpène» выгодно отличаются от своего германского конкурента – на лодках проекта U-214 боекомплект составляет всего 12 единиц. Загрузка боекомплекта, является весьма сложной операцией, поскольку требует демонтажа нескольких панелей обшивки и установления специальной каретки. Собственно, это нельзя считать существенным недостатком, поскольку подобное решение часто применяется на современных неатомных подводных лодках с их обтекаемыми очертаниями и отсутствием плоской палубы.
Основу силовой установки субмарин класса «Scorpène» составляет двигатель «Magtronic» компании «Jeumont Electric» – многофазный синхронный электромотор переменного тока с постоянным магнитным возбуждением. Главные магнитные поля в нем создаются кобальтовыми магнитами, без потерь в роторе двигателя, что повышает его КПД и уменьшает потребность в охлаждении. Система управления двигателем построена на биполярных транзисторах. Мощность силовой установки составляет 2900 кВт. Он приводит в действие семилопастный гребной винт. Силовая установка позволяет подлодке развивать скорость 12 узлов на поверхности и 20,5 узла под водой. Дальность хода на поверхности составляет 6500 миль при скорости 8 узлов, под водой – 550 миль при скорости 4 узла.
Подводные лодки класса «Скорпене» оборудуются интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS созданной фирмой «UDS International». Данная система интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Aquarius» и средства управления оружием. Для управления и контроля всеми этими элементами служит шесть многофункциональных консолей, каждая из которых оборудована двумя цветными мониторами, а также планшетом тактической обстановки. Подсистема «Aquarius» обеспечивает анализ параметров движения целей, их классификацию, сопровождение, подготовку способов во избежание угрозы и тактического планирования, выбор и предварительное программирование вооружения, а также управления торпедными аппаратами и устройством их перезарядки.
Французская компания DCNS весной 2015 года заключила контракт на техническую поддержку двух поставленных ВМС Малайзии неатомных подлодок (НАПЛ) класса 2000 Scorpene, базирующихся в Кота-Кинабалу (Сабах). Контракт будет действовать в течение двух лет (до 31 мая 2017 года). Компания будет оказывать техническое содействие эксплуатации субмарин до начала их первого крупного ремонта. Планируется, что НАПЛ «Тунку Абдул Рахман» встанет на капитальный ремонт в ноябре 2015 года, «Тун Разак» в июне 2017 года.

7 апреля 2015 года в Индии спущена на воду первая неатомная ПЛ Kalvari, построенная по лицензии французской компании DCNS (класс Scorpene). На верфи компании Mazagon Docks Ltd будут построены шесть лодок этого класса, название Kalvari головная субмарина получила по эстафете от ПЛ советского проекта 641 (код НАТО Foxtrot), которая была первой подлодкой в составе ВМС Индии. Ввод в строй «Кальвари» намечен на сентябрь 2016 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
– надводное 1580 т,
– подводное – 1740 – 1750 т,
Длина – 66,4 – 67,56 м,
Ширина 6,2 м
Глубина погружения 300 – 350 м,
Наибольшая скорость:
– в подводном положении – 20,5 узлов ,
– в надводном – 11 узлов.
Дальность плавания в надводном положении – 6400 миль на скорости 8 узлов
Автономность 45 – 50 суток
Экипаж из 31 человек.

ВООРУЖЕНИЕ

шесть 533-мм торпедных аппаратов,
торпеды «Блэк шарк» итальянской компании WASS
ПКР SM-39 «Экзосет» французской MBDA.

Источники: defenseworld.net, defencenews.in и др.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2015-2016
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2012-2014