МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)
MULTI-PURPOSE NON-NUCLEAR SUBMARINE SCORPENE (FRANCE)


МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE

«Scorpène» является многоцелевой подлодкой средних размеров с неатомной силовой установкой, и предназначена для борьбы с надводными и подводными целями, проведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.
Внешние очертания подводной лодки отличаются полностью новой гидродинамической формой, очень напоминает атомную субмарину класса «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось снизить шумность, а также гидродинамическое сопротивление во время движения. Снижению шумности способствует и широкое использование при монтаже оборудования эластичных фундаментов.
Подводные лодки типа «Скорпен» — серия новейших французских подводных лодок, строящихся на экспорт, так как ВМС Франции отказались от дизельных подводных лодок в пользу атомных. Эти лодки стоят на вооружении ВМС Чили и КВМС Малазии, а также строятся для Бразилии и Индии.
Группой фирм, входящих в кораблестроительный концерн «DCN», для французской подводной лодки «Скорпен» (Agosta-90B) разработана парогенераторная анаэробная ЭУ типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). Полномасштабный береговой опытный образец анаэробной ЭУ был пущен в эксплуатацию еще в 1998 году. По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт, что позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз, при средней скорости 4-5 узлов.
«Scorpène» – однокорпусная субмарина. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой части. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала. Хвостовое оперение имеет достаточно консервативную крестообразную форму, в отличие от «модной» и широко применяемой в современных подлодках Х-образной формы. При этом нижний вертикальный стабилизатор имеет значительно меньшую высоту, чем верхний – чтобы не мешать, в случае аварийной ситуации, когда субмарине придется лечь на дно.

Диаметр прочного корпуса составляет 6200 мм. Он выполнен из стали марки 80 HLES, способной выдерживать давление на глубине 350 м. Внутри корпус разделен на два отсека коффердамом, вставленным в районе миделя. В коффердаме находится шлюз и аварийный люк. В носовом отсеке находятся торпедные аппараты, жилые помещения, а также центральный пост, в кормовом – главным образом, элементы энергетической установки. Длина корпуса субмарины составляет 67,6 м, максимальная ширина – 8 м, осадка в надводном положении – 6,2 м. Водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн в надводном положении и 1740 тонн – в подводном положении.
Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины класса «Scorpène» удалось сократить до 31 человек – 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Кроме того, имеется шесть дополнительных мест с откидными койками – для кадетов или коммандос. Повседневное управление субмариной осуществляет вахта из девяти человек. Имеющиеся запасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из важных мероприятий, направленных на снижение средств по эксплуатации субмарины класса «Scorpène» на протяжении их жизненного цикла. Этому же способствует и увеличение межремонтного периода. Благодаря этому подлодка класса «Scorpène» может проводить в море до 240 суток в год.
Вооружение новых субмарин данного класса принципиально не отличается от других современных субмарин и включает шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, конструкция которых соответствует стандарту STANAG 4405, стрельба из которых ведется самовыходом или пневматическим способом – в зависимости от типа оружия. Само же оружие может быть очень разнообразной, что определяется конкретным заказчиком. Боекомплект торпед и ракет составляет 18 единиц, этим субмарины класса «Scorpène» выгодно отличаются от своего германского конкурента – на лодках проекта U-214 боекомплект составляет всего 12 единиц. Загрузка боекомплекта, является весьма сложной операцией, поскольку требует демонтажа нескольких панелей обшивки и установления специальной каретки. Собственно, это нельзя считать существенным недостатком, поскольку подобное решение часто применяется на современных неатомных подводных лодках с их обтекаемыми очертаниями и отсутствием плоской палубы.
Основу силовой установки субмарин класса «Scorpène» составляет двигатель «Magtronic» компании «Jeumont Electric» – многофазный синхронный электромотор переменного тока с постоянным магнитным возбуждением. Главные магнитные поля в нем создаются кобальтовыми магнитами, без потерь в роторе двигателя, что повышает его КПД и уменьшает потребность в охлаждении. Система управления двигателем построена на биполярных транзисторах. Мощность силовой установки составляет 2900 кВт. Он приводит в действие семилопастный гребной винт. Силовая установка позволяет подлодке развивать скорость 12 узлов на поверхности и 20,5 узла под водой. Дальность хода на поверхности составляет 6500 миль при скорости 8 узлов, под водой – 550 миль при скорости 4 узла.
Подводные лодки класса «Скорпене» оборудуются интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS созданной фирмой «UDS International». Данная система интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Aquarius» и средства управления оружием. Для управления и контроля всеми этими элементами служит шесть многофункциональных консолей, каждая из которых оборудована двумя цветными мониторами, а также планшетом тактической обстановки. Подсистема «Aquarius» обеспечивает анализ параметров движения целей, их классификацию, сопровождение, подготовку способов во избежание угрозы и тактического планирования, выбор и предварительное программирование вооружения, а также управления торпедными аппаратами и устройством их перезарядки.
Французская компания DCNS весной 2015 года заключила контракт на техническую поддержку двух поставленных ВМС Малайзии неатомных подлодок (НАПЛ) класса 2000 Scorpene, базирующихся в Кота-Кинабалу (Сабах). Контракт будет действовать в течение двух лет (до 31 мая 2017 года). Компания будет оказывать техническое содействие эксплуатации субмарин до начала их первого крупного ремонта. Планируется, что НАПЛ «Тунку Абдул Рахман» встанет на капитальный ремонт в ноябре 2015 года, «Тун Разак» в июне 2017 года.

7 апреля 2015 года в Индии спущена на воду первая неатомная ПЛ Kalvari, построенная по лицензии французской компании DCNS (класс Scorpene). На верфи компании Mazagon Docks Ltd будут построены шесть лодок этого класса, название Kalvari головная субмарина получила по эстафете от ПЛ советского проекта 641 (код НАТО Foxtrot), которая была первой подлодкой в составе ВМС Индии. Ввод в строй «Кальвари» намечен на сентябрь 2016 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
– надводное 1580 т,
– подводное – 1740 – 1750 т,
Длина – 66,4 – 67,56 м,
Ширина 6,2 м
Глубина погружения 300 – 350 м,
Наибольшая скорость:
– в подводном положении – 20,5 узлов ,
– в надводном – 11 узлов.
Дальность плавания в надводном положении – 6400 миль на скорости 8 узлов
Автономность 45 – 50 суток
Экипаж из 31 человек.

ВООРУЖЕНИЕ

шесть 533-мм торпедных аппаратов,
торпеды «Блэк шарк» итальянской компании WASS
ПКР SM-39 «Экзосет» французской MBDA.

Источники: defenseworld.net, defencenews.in и др.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2016-2019
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2015-2016
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2012-2014
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА SMX 3.0 (ФРАНЦИЯ)
ПРОЕКТ SMX OCEAN НЕАТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (ФРАНЦИЯ)
ОКЕАНСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА AGOSTA (ФРАНЦИЯ)