МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE (ФРАНЦИЯ)
MULTI-PURPOSE NON-NUCLEAR
SUBMARINE SCORPENE (FRANCE)

28.09.2019

Как сообщают бразильские ресурсы, 25 сентября 2019 года впервые вышла в море на заводские ходовые испытания головная завершенная постройкой для ВМС Бразилии большая дизель-электрическая подводная лодка S 40 Riachuelo модифицированного французского проекта Scorpene (бразильское обозначение тип SBR). Лодка была построена на бразильском судостроительном предприятии Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба близ Рио-де-Жанейро по проекту и при содействии французского судостроительного объединения Naval Group и станет первой в серии из четырех единиц.
После возобновления работ, в июне 2016 года ВМС Бразилии утвердили новый график постройки подводных лодок по программе PROSUB, согласно которому, головная лодка SBR-1 (S 40 Riachuelo) должна была быть спущена на воду в июле 2018 года и сдана флоту в июле 2020 года. Однако уже очевидно, что и этот график не выдерживается, и сейчас отставание для головного корабля составляет около полугода. По последним сообщениям, сейчас ввод Riachuelo в строй ВМС Бразилии запланирован на октябрь 2020 года.
Для трех других строящихся по программе лодок графиком были установлены следующие сроки:
SBR-2 (S 41 Humaitá) – спуск в сентябре 2020 года и сдача в декабре 2021 года.
SBR-3 (S 42 Tonelero) – спуск в сентябре 2021 года и сдача в декабре 2023 года.
SBR-4 (S 43 Angostura) – спуск в декабре 2022 года и сдача в декабре 2024 года.
Что же касается планируемой к постройке в рамках программы PROSUB при французском содействии первой бразильской атомной подводной лодки SNBR (получившей предварительное название Alvaro Alberto), которая по соглашению 2009 года должна была быть сооружена на ICN к 2025 году, то она в настоящее время так и остается в основной стадии проектирования и подписания контрактов. Пересмотренный график 2016 года предусматривал начало детализации программы постройки SNBR во второй половине 2018 года, а дата начала ее строительства все еще «находится в стадии рассмотрения» (то есть откладывается на неопределенный срок). Сейчас номинально сроком окончания строительства атомной подводной лодки числится 2029 год.
https://bmpd.livejournal.com

ПЕРВАЯ БРАЗИЛЬСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE ВЫШЛА В МОРЕ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

13.11.2020

12 ноября 2020 года на верфи индийской компании Mazagon Dock Limited (MDL) в Мумбаи спустили на воду дизель-электрическую подлодку «Вагир» – пятую субмарину класса «Кальвари» (модификация французского проекта «Скорпен»). Как уточняет Naval News, из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки официальные лица участвовали в церемонии в формате видеоконференцсвязи.
«Современные технологии, используемые при строительстве подводной лодки, обеспечили превосходные характеристики скрытности, включая усовершенствованные методы акустического поглощения, низкий уровень излучаемого шума и оптимизированную с точки зрения гидродинамики форму корпуса, – говорится в заявлении компании MDL. – «Вагир» сможет атаковать противника с использованием высокоточного оружия. Спуск на воду этой субмарины укрепил позиции Индии как страны, способной производить передовые подлодки», сообщает сайт flotprom.ru.
Подводные лодки проекта Scorpene (известного в Индии как Kalvari) имеют длину 67,5 метра и высоту около 12,3 метра, оснащены 360 батарейными элементами (каждый весом 750 кг), которые питают постоянно намагниченный двигатель. Оснащенные подводной тактической интегрированной боевой системой SUBTICS, противокорабельными ракетами SM-39 Exocet и тяжелыми торпедами, управляемыми по проводам, подлодки типа «Кальвари» могут выполнять разнообразные задачи, которые включают в себя борьбу епе с подводным, так и надводным противником, напоминает ВТС «Бастион».
Первая подводная лодка INS Kalvari была введена в эксплуатацию в декабре 2017 года.
ВТС «Бастион»

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

15.12.2020

11 декабря 2020 года на верфи ICN в Итагуаи (Рио-де-Жанейро) спустили на воду вторую дизель-электрическую ударную подводную лодку Humaita (S 41) типа Scorpene для ВМС Бразилии. Подводные лодки класса «Скорпен» строятся для ВМС Бразилии при поддержке французской компании Naval Group, сообщает www.navaltoday.com.
Церемония спуска на воду головной строящейся для ВМС Бразилии большой дизель-электрической подводной лодки S 40 Riachuelo модифицированного французского проекта Scorpene (бразильское обозначение тип SBR) состоялась 14 декабря 2018 года на бразильском судостроительном предприятии Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба близ Рио-де-Жанейро, напоминает ВТС «Бастион».
В 2009 году ВМС Бразилии заказали у французской компании в рамках программы Programa de Desenvolvimento de Submarinos (PROSUB) разработать и передать технологию для четырех обычных подводных лодок Scorpène с электрическим двигателем, а также для оказания помощи в проектировании и производстве неядерной части первой атомной подводной лодки Бразилии.
Для реализации этого соглашения в рамках совместного предприятия DCNS (Naval Group, доля 41 %) и бразильской группы Odebrecht (59 %) в Бразилии была построена новая специальная верфь подводного кораблестроения Itaguai Construçoes Navais (ICN) в заливе Сепетиба.
Контракт также предусматривал поддержку строительства военно-морской базы и верфи в Бразилии.
В тот же день, 11 декабря 2020 года, были объединены секции третьего блока третьей подлодки Tonelero (S 42), которую планируется спустить на воду в 2021 году, четвертую под названием Angostura (S 43) – в 2022 году.
ВТС «Бастион»

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

18.02.2021

15 февраля 2021 года на верфи компании Mazagon Dock Limited в Мумбаи технические службы ВМС Индии и представители изготовителя подписали акт приемки подводной лодки INS Karanj – третьей по счету индийской версии французской субмарины Scorpène, сообщает Военный паритет.
Документ о приемке подлодки подписали управляющий директор MDL вице-адмирал (в отставке) Нараян Прасад и представляющий Западное командование ВМС Индии контр-адмирал Бэ Сивакумар. По информации Jane’s, ПЛ примут на вооружение ориентировочно в первой половине марта.
По программе Р75 ВМС Индии получат шесть лодок этого типа. Минобороны Индии заключило первые контракты с Mazagon Dock Shipbuilders и французской DCNS (теперь – Naval Group) еще в октябре 2005 года. К 2010 году стоимость проекта оценили в 3,6 млрд долларов. Головную субмарину «Кальвари» собирались передать флоту в 2012 году, а следующие пять – до 2017 года.
Головную ПЛ INS Kalvari (S 21) приняли в состав индийского флота только в декабре 2017 года. Вторую подводную лодку INS Khanderi (S 22) ввели в строй в сентябре 2019 года.
Третья ПЛ INS Karanj (S-23) спущена на воду 31 января 2018 года, через год начались морские испытания. Субмарину планировали передать до конца 2020 года, однако пандемия COVID-19 задержала эти планы.
Четвертая лодка Vela (S-24) спущена на воду 6 мая 2019 года, пятая Vagir находится на воде с 23 ноября 2020 года, поступит на вооружение до 2023 года. Шестая ДЭПЛ Vagsheer находится на этапе комплектации оборудованием.
ВТС «Бастион»

11.03.2021

В среду, 10 марта, ВМС Индии официально ввели в эксплуатацию дизель-электрическую подлодку «Карандж». Как отмечает Naval News, это третья субмарина класса «Кальвари», которые строятся по модифицированному проекту французских ДЭПЛ типа «Скорпен».
Церемония прошла в присутствии бывшего главнокомандующего ВМС Индии адмирала Сехавата (в отставке), который командовал во время индо-пакистанской войны 1971 года предыдущей носящей имя «Карандж» индийской подлодкой.
Напомним, что Минобороны Индии заключило первые контракты с Mazagon Dock Shipbuilders и французской DCNS (теперь – Naval Group) еще в октябре 2005 года. Соглашения предполагали, что Mazagon построит шесть подлодок по технологиям, переданным французскими партнерами. К 2010 году стоимость проекта оценили в 3,6 млрд долларов.
Головную субмарину «Кальвари» собирались передать флоту в 2012 году, а следующие пять – до 2017 года. Однако эти сроки многократно переносились из-за различных проблем, связанных как с недостатком финансирования, так и с техническими недоработками.
«Кальвари» приняли в состав индийского флота только в декабре 2017 года. Вторую подлодку, «Хандери», ввели в строй в сентябре 2019 года.
«Карандж» спустили на воду в январе 2018 года и передали ВМС Индии в феврале 2021 года.
https://flot.com


МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE

«Scorpène» является многоцелевой подлодкой средних размеров с неатомной силовой установкой, и предназначена для борьбы с надводными и подводными целями, проведения разведки, поддержки операций сил специального назначения, постановки наступательных минных заграждений, осуществления дозорных и блокадных действий.
Внешние очертания подводной лодки отличаются полностью новой гидродинамической формой, очень напоминает атомную субмарину класса «Рубис». Благодаря новой форме корпуса удалось снизить шумность, а также гидродинамическое сопротивление во время движения. Снижению шумности способствует и широкое использование при монтаже оборудования эластичных фундаментов.
Подводные лодки типа «Скорпен» — серия новейших французских подводных лодок, строящихся на экспорт, так как ВМС Франции отказались от дизельных подводных лодок в пользу атомных. Эти лодки стоят на вооружении ВМС Чили и КВМС Малазии, а также строятся для Бразилии и Индии.
Группой фирм, входящих в кораблестроительный концерн «DCN», для французской подводной лодки «Скорпен» (Agosta-90B) разработана парогенераторная анаэробная ЭУ типа ”MESMA” (Module D’Energie Sous Marine Autonome). Полномасштабный береговой опытный образец анаэробной ЭУ был пущен в эксплуатацию еще в 1998 году. По данным концерна «DCN», выходная мощность анаэробной ЭУ ”MESMA” составляет 200 кВт, что позволяет увеличить дальность подводного плавания в 3-5 раз, при средней скорости 4-5 узлов.
«Scorpène» – однокорпусная субмарина. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает прочный корпус сверху и в носовой части. Все внешние поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала. Хвостовое оперение имеет достаточно консервативную крестообразную форму, в отличие от «модной» и широко применяемой в современных подлодках Х-образной формы. При этом нижний вертикальный стабилизатор имеет значительно меньшую высоту, чем верхний – чтобы не мешать, в случае аварийной ситуации, когда субмарине придется лечь на дно.

Диаметр прочного корпуса составляет 6200 мм. Он выполнен из стали марки 80 HLES, способной выдерживать давление на глубине 350 м. Внутри корпус разделен на два отсека коффердамом, вставленным в районе миделя. В коффердаме находится шлюз и аварийный люк. В носовом отсеке находятся торпедные аппараты, жилые помещения, а также центральный пост, в кормовом – главным образом, элементы энергетической установки. Длина корпуса субмарины составляет 67,6 м, максимальная ширина – 8 м, осадка в надводном положении – 6,2 м. Водоизмещение подлодки составляет 1580 тонн в надводном положении и 1740 тонн – в подводном положении.
Благодаря высокой степени автоматизации численность экипажа субмарины класса «Scorpène» удалось сократить до 31 человек – 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Кроме того, имеется шесть дополнительных мест с откидными койками – для кадетов или коммандос. Повседневное управление субмариной осуществляет вахта из девяти человек. Имеющиеся запасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из важных мероприятий, направленных на снижение средств по эксплуатации субмарины класса «Scorpène» на протяжении их жизненного цикла. Этому же способствует и увеличение межремонтного периода. Благодаря этому подлодка класса «Scorpène» может проводить в море до 240 суток в год.
Вооружение новых субмарин данного класса принципиально не отличается от других современных субмарин и включает шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, конструкция которых соответствует стандарту STANAG 4405, стрельба из которых ведется самовыходом или пневматическим способом – в зависимости от типа оружия. Само же оружие может быть очень разнообразной, что определяется конкретным заказчиком. Боекомплект торпед и ракет составляет 18 единиц, этим субмарины класса «Scorpène» выгодно отличаются от своего германского конкурента – на лодках проекта U-214 боекомплект составляет всего 12 единиц. Загрузка боекомплекта, является весьма сложной операцией, поскольку требует демонтажа нескольких панелей обшивки и установления специальной каретки. Собственно, это нельзя считать существенным недостатком, поскольку подобное решение часто применяется на современных неатомных подводных лодках с их обтекаемыми очертаниями и отсутствием плоской палубы.
Основу силовой установки субмарин класса «Scorpène» составляет двигатель «Magtronic» компании «Jeumont Electric» – многофазный синхронный электромотор переменного тока с постоянным магнитным возбуждением. Главные магнитные поля в нем создаются кобальтовыми магнитами, без потерь в роторе двигателя, что повышает его КПД и уменьшает потребность в охлаждении. Система управления двигателем построена на биполярных транзисторах. Мощность силовой установки составляет 2900 кВт. Он приводит в действие семилопастный гребной винт. Силовая установка позволяет подлодке развивать скорость 12 узлов на поверхности и 20,5 узла под водой. Дальность хода на поверхности составляет 6500 миль при скорости 8 узлов, под водой – 550 миль при скорости 4 узла.
Подводные лодки класса «Скорпене» оборудуются интегрированной тактической системой боевого управления SUBTICS созданной фирмой «UDS International». Данная система интегрирует сенсоры, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Aquarius» и средства управления оружием. Для управления и контроля всеми этими элементами служит шесть многофункциональных консолей, каждая из которых оборудована двумя цветными мониторами, а также планшетом тактической обстановки. Подсистема «Aquarius» обеспечивает анализ параметров движения целей, их классификацию, сопровождение, подготовку способов во избежание угрозы и тактического планирования, выбор и предварительное программирование вооружения, а также управления торпедными аппаратами и устройством их перезарядки.
Французская компания DCNS весной 2015 года заключила контракт на техническую поддержку двух поставленных ВМС Малайзии неатомных подлодок (НАПЛ) класса 2000 Scorpene, базирующихся в Кота-Кинабалу (Сабах). Контракт будет действовать в течение двух лет (до 31 мая 2017 года). Компания будет оказывать техническое содействие эксплуатации субмарин до начала их первого крупного ремонта. Планируется, что НАПЛ «Тунку Абдул Рахман» встанет на капитальный ремонт в ноябре 2015 года, «Тун Разак» в июне 2017 года.

7 апреля 2015 года в Индии спущена на воду первая неатомная ПЛ Kalvari, построенная по лицензии французской компании DCNS (класс Scorpene). На верфи компании Mazagon Docks Ltd будут построены шесть лодок этого класса, название Kalvari головная субмарина получила по эстафете от ПЛ советского проекта 641 (код НАТО Foxtrot), которая была первой подлодкой в составе ВМС Индии. Ввод в строй «Кальвари» намечен на сентябрь 2016 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
– надводное 1580 т,
– подводное – 1740 – 1750 т,
Длина – 66,4 – 67,56 м,
Ширина 6,2 м
Глубина погружения 300 – 350 м,
Наибольшая скорость:
– в подводном положении – 20,5 узлов ,
– в надводном – 11 узлов.
Дальность плавания в надводном положении – 6400 миль на скорости 8 узлов
Автономность 45 – 50 суток
Экипаж из 31 человек.

ВООРУЖЕНИЕ

шесть 533-мм торпедных аппаратов,
торпеды «Блэк шарк» итальянской компании WASS
ПКР SM-39 «Экзосет» французской MBDA.

Источники: defenseworld.net, defencenews.in и др.

МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2016-2019
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2015-2016
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ТИПА SCORPENE. НОВОСТИ 2012-2014
НЕАТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА SMX 3.0 (ФРАНЦИЯ)
ПРОЕКТ SMX OCEAN НЕАТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (ФРАНЦИЯ)
ОКЕАНСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА AGOSTA (ФРАНЦИЯ)
НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ФРАНЦИИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ