МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ S-61 SEA KING (США)

MULTIPURPOSE HELICOPTER S-61 SEA KING (USA)

10.01.2014

Sikorsky Aircraft Corp. объявляет об успешном первом полете модернизированного вертолета S-61T™ со «стеклянной» кабиной и другими обновлениями, говорится в пресс-релизе компании от 6 января. «Сикорский» является дочерней компанией United Technologies Corp.
В 2010 году компания «Сикорский» начала программу модернизации в вариант S-61T™ с целью возврата их в активную эксплуатацию. Вертолет S-61 являлся «рабочей лошадкой» для военных США и стран-союзников в последние несколько десятилетий. Модернизированный S-61T представляет собой последнюю версию, с полной структурной реконструкцией, капитальным ремонтом всех основных динамических компонентов, установкой ключевых обновлений, включая новый композитный несущий винт, повышенную живучесть и «стеклянную» кабину, а также полностью новую электропроводку всей машины. Первый полет выполнен в конце 2013 года.
Военный Паритет


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ S-61 SEA KING

Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-61 Sea King предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта. В сентябре 1957 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД. оснащенного гидролокационным оборудованием и способного нести до 381 кг противолодочного вооружения. Вариант S-61A Sea King имел водонепроницаемый фюзеляж для посадки на воду, убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя ТВД Дженерал Электрик Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 г., за ним последовали 7 испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A начал поступать на вооружение в сентябре 1961 г.
К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией «Юнайтед Эйркрафт Канада», был поставлен а канадские ВМС.
ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 «Нури» для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ.
167 вертолетов под обозначением HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией «Мицубиси».
Установка двигателей T58-GE-10 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. и увеличение запаса топлива привели к появлению нового варианта SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г.
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным убирающимся в полете колесным шасси. Цельнометаллический фюзеляж: полумонококовой конструкции выполнен с широким использованием нового по тем временам авиационного материала – титана, некоторые несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов.
В передней и средней частях фюзеляжа расположены соответственно кабина экипажа и грузовая кабина. Доступ в рассчитанную на двух летчиков кабину экипажа обеспечивается через установленную по левому борту сдвижную дверь. Большая сдвижная дверь грузовой кабины установлена по правому борту. Грузовая кабина имеет размеры 7.6х1.98х1.32м, площадь ее пола 15.1м2, объем 28.9м3. В противолодочном варианте вертолета здесь размещены рабочие места оператора гидроакустической станции и наблюдателя, а также установлена необходимая поисковая аппаратура.
Поисково-спасательные варианты вертолета не имеют противолодочного оборудования и вооружения, но оборудованы гидравлической лебедкой, установленной снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Грузоподъемность лебедки 273кг, длина троса 72м.
Два газотурбинных двигателя Т58 модификаций GE-5, GE-8 или GE-10американской фирмы General Electric установлены над средней частью фюзеляжа.
Радиоэлектронное оборудование включает опускаемую гидроакустическую станцию Бендикс AQS-13B, поисковый радиолокатор LH66HP, электронную систему ASQ-81 магнитометра, цифровой сигнализатор IDF—7-5, оборудование для ведения электронной разведки, автомат сбрасывания дипольных отражателей Н.240, буксируемый магнитометр «Бэрд», УКВ-радиостанцию, КВ-радиостанцию, доплеровскую РЛС ARN-182, датчик курса ASN-50, модифицированную систему опознавания, аппаратуру засекречивания сообщений KY28 «Джульет» и усовершенствованную приборную панель. Дополнительно внутри фюзеляжа в задней части грузовой кабины предусмотрено размещение 12 радиогидроакустических буев. В левом поплавке размещено 24 морских маркерных буя Мк.25.
Вооружение: в обычный комплект вооружения входят две или четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды A244AS, Мк.44 или Мк.46 или четыре глубинные бомбы. Вертолет может быть вооружен противокорабельными УР «Гарпун» или «Экзосет».

С 1969 г. компания «Агуста» начала лицензионную сборку вертолетов SH-3D в Италии под обозначением ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного вооружения были переоборудованы в вертолеты общего назначения SH-3G, последующие варианты с 1971 г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.
SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Кроме того, существует вариант общего назначения — SH-3G, с которого снято все противолодочное оборудование. Девять вертолетов SH-3H переоборудованы для траления мин и обозначаются RH-3A. Они снабжены лебедкой для буксировки трала. Вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 «Си Хоук» и «Оушн Хоук»
Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенные РЛС, установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который стоит на машинах «Си Кинг» AEW Mk.3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.
Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963 г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963 г.
Вариант CH-3E создан в феврале 1966 г. путем замены двигателей T58-GE-1 мощностью 969 кВт/1300 л.с. на двигатели T58-GE-5 мощностью 1119 кВт/1500 л.с. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться «Джолли Грин Джайент». Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант HH-60.
Вариант HH-3F «Пеликан» разработан для частей береговой охраны США. Имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J «Джейхоук».
Вертолет HH-3F собирался в Италии под обозначением AS-61R; на нем устанавливались усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы «Лоран» (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.
Всего было построено 796 вертолетов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 613 вертолетов, в том числе 328 в Англии, более 100 в Италии и 185 в Японии.

МОДИФИКАЦИИ
• SH-3A — противолодочный вертолет для флота США и Японии, исходная модификация с ГТД Т-58 мощностью по 920кВт; построено 255 вертолетов;
• СН-124 — модификация вертолета SH-3A для вооруженных сил Канады (CHSS-2); построен 41 вертолет;
• SH-3C — противолодочный и многоцелевой вертолет для флота США; является модификацией вертолета SH-3A; модифицировано более 20 вертолетов;
• SH-3D — развитие SH-3A с двигателями T58-GE-10 мощностью по1044кВт и усовершенствованным оборудованием для флота США, Испании, Бразилии, Аргентины; первые вертолеты поставлены в июне 1966 года; выпускался по лицензии в Англии для флотов Англии и ФРГ, в Италии — для флотов Ирана и Италии;
• SH-3G — вертолет общего назначения для флота США со снятым противолодочным вооружением;
• SH-3H — усовершенствованный противолодочный вертолет для флота США;
• RH-3A — вертолет для траления мин для флота США; снабжен лебедкой для буксировки трала; является модификацией вертолета SH-3A; модифицировано 9 вертолетов;
• VH-3A и VH-3D — транспортные и пассажирские вертолеты для обслуживания президента США; поставлен 21 вертолет корпусу морской пехоты;
• СН-3С — транспортный и многоцелевой вертолет с двумя ГТД General Electric T58-GE-1 мощностью по 969кВт — для ВВС США, Дании и Малайзии; впервые поднялся в воздух 17 июня 1963г; снабжен задним грузовым люком с рампой; может перевозить 26 солдат или два автомобиля-вездехода; построен 41 вертолет;
• СН-3Е — транспортный вертолет для ВВС США с двигателями T58-GE-5мощностью на валу по 1119кВт; может перевозить 26 солдат или грузы массой 2.6т; построено 42 вертолета;
• НН-3Е — поисковый и спасательный вертолет для ВВС США; снабжен оборудованием для заправки топливом в полете и дополнительными топливными баками; построено 52 вертолета;
• HH-3F «Pelican» — поисковый и спасательный вертолет для частей береговой охраны; снабжен поисковым радиолокатором; построено 40 вертолетов; производился также по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей в 1976-1993 годах 30 вертолетов для ВВС Италии;
• S-61L – пассажирский вертолет с удлиненным фюзеляжем и колесным шасси, рассчитан на перевозку 28 пассажиров; поднялся в воздух 6 декабря 1960г; построено 30 вертолетов;
• S-61N – пассажирский вертолет-амфибия с поплавковым шасси; рассчитан на перевозку 26 пассажиров; поднялся в воздух 7 августа 1962г; построено 106 вертолетов;
• S-61F – экспериментальный винтокрыл с крылом и двумя ТРД для исследования характеристик в полете с большой скоростью;
• Westland «Sea King» – модификации вертолета, выпускавшиеся в Англии:
 HAS Mk.1, Mk.2 — противолодочный вертолет для английских ВМС.
 AEW Mk.3 — вариант для дальнего радиолокационного обнаружения. Оборудован РЛС Торн ЕМ1 с антенной, установленной сбоку фюзеляжа и отклоняемой вниз при работе.
 HAR Mk.3 — усовершенствованный поисково-спасательный вертолет английских ВВС, в кабине которого могут разместиться 11—19 пострадавших на сиденьях или 6 на носилках.
 HC Mk.4 «Коммандо» — многоцелевой и десантно транспортный вертолет для английских ВМС, в кабине которого могут разместиться 28 десантников или 2270 кг груза, а на внешней подвеске — до 3630 кг.
 HAS Mk.5 — вариант противолодочного вертолета с усовершенствованным акустическим и электронным оборудованием и с увеличенной взлетной массой до 9525 кг.
 Mk.41 — противолодочный вертолет для ВМС Германии.
 Mk.42A, В и С — противолодочные вертолеты для ВМС Индии.
 Mk.43 и 48 — поисково-спасательные вертолеты для ВВС Норвегии и Бельгии.
 Mk.45 и 47 — противолодочные вертолеты для ВМС Пакистана и Египта.
 Mk.50 — противолодочный вертолет для ВМС Австралии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ SH-3H

Масса, кг:
- максимальная взлетная 9525
- нормальная взлетная 8450
- пустого вертолета 6108
Габариты вертолета, м:
- диаметр несущего винта 18 90
- длина 16,69
- высота 5,13
Двигатель, л.с.: ГТД General Electric Т58 GE-10 2 по 1400
Скорость, км/ч:
- максимальная 267
- крейсерская 238
Потолок, м:
- статический 3200
- динамический 4480
Дальность, км:
- перегоночная 1000
- действия 748
Экипаж, чел. 4

НАГРУЗКА

Максимальная нагрузка, кг:
- боевая 500
- полезная 2270
Число перевозимых людей, чел.
- десантников 26
- раненых 15

Источники: www.dogswar.ru, www.aviastar.org, www.airwar.ru и др.

ПАССАЖИРСКИЙ ВЕРТОЛЕТ S-61 (США)