САМОЛЕТ РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ SENTINEL R.1 (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
PLANE of INTELLIGENCE AND CONTROL SENTINEL R. 1 (UK)

14.04.2018

Самолет воздушной разведки и управления нанесением ударов Sentinel R.1 британских Королевских ВВС в четверг вылетел с авиабазы Уоддингтон в Англии, взяв курс на Восточное Средиземноморье к берегам Сирии, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
По их сведениям, в районе 18:00 по московскому времени британский разведывательный самолет с бортовым номером ZJ690 был зафиксирован к востоку от греческого острова Крит, выполнявшим полет в направлении Сирии. Пока неясно, осуществлял ли он только перелет на британскую авиабазу в Акротири на Кипре или же летел на выполнение задания вблизи Сирии по определению целей для возможного удара.
Как сообщалось, Великобритания с четверга закрыла воздушное пространство над Средиземноморьем вблизи своей базы Акротири на Кипре в связи с предстоящим «увеличением военной активности».
Согласно международному извещению для авиационного персонала (NOTAM), с четверга до 12 мая морской район вблизи британской базы, расположенной на южном берегу Кипра, объявлен опасным для полетов гражданской авиации. В частности, не рекомендуется осуществлять полеты в зоне воздушного пространства от поверхности моря до эшелона FL300, то есть 9150 метров.
По сообщению СМИ, британские власти рассматривают возможность участия вооруженных сил страны в американской операции по нанесению ударов по Сирии в ответ на якобы имевшее место применение сирийскими правительственными войсками химического оружия против боевиков в городе Дума (Восточная Гута).
rusvesna.su

ВОЙНА В СИРИИ


САМОЛЕТ РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ SENTINEL R.1


Патрулирующий на большой высоте над полем боя, самолёт Sentinel R Mk.1 является «глазами» командиров сухопутных подразделений британской армии, обеспечивая их данными о точном местоположении противника.
Опыт «войны в заливе» в 1990 году показал важность разведки и наблюдения за противником в современных военных конфликтах. Поэтому министерство обороны Великобритании поставила задачу создания своих сил воздушного наблюдения и разведки на первый план.
В 1999 году министерство обороны Великобритании объявило конкурс для выбора прототипа самолета для будущего наблюдателя. Основными конкурентами стали Global Express и Golfstream 5 компаний«Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». В ходе испытаний победил Express за счет свой большей внутренней площади и повышенной мощности источников энергии, что позволяло разметить больше электроники на самолет.
На базе гражданского самолета Global Express компании Bombardier был разработан вариант самолета для ВВС. На борту самолета имеется целый комплекс радарных систем (воздушные, наземные, морские) для наблюдения (англ. Airborne STand-Off Radar или ASTOR). В итоге новый самолет получил название Sentinel R1.
В 1999 году корпорация «Рэйтеон» начала создание радиоэлектронной начинки в рамках программы ASTOR. Бортовая аппаратура создаваемого самолёта должна была обеспечить дистанционную радиолокационную и радиотехническую разведку и управление нанесением авиационных и артиллерийских ударов в реальном масштабе времени. Прототипом РЛС разведки наземных целей послужила станция ASARS-2 изначально разработанная для высотного самолёта-разведчика U-2. Эта РЛС с антенной длиной 4,8 метра способна обеспечить селекцию движущихся целей, картографирование местности с высоким разрешением и покадровую съемку стационарных объектов. Создание радиотехнического комплекса самолёта Sentinel R1 велось с привлечением широкой международной кооперации. В работах по оснащению самолёта аппаратурой помимо «Рэйтеон» приняли участие британская GEC-Marconi и французская Thomson-CSF.

В состав ASTOR входит РЛС с синтезированной апертурой луча, способная обеспечивать селекцию движущихся целей в полном объеме и покадровую съемку стационарных наземных объектов. РЛС обеспечивает почти фотографическое качество «снимков» наземных объектов. Полученная при помощи индикатора движущихся целей информация совмещалась с полученной картой местности, что в итоге давало полную картину поля боя. РЛС с синтезированной апертурой луча дает возможность получать высококачественные изображения необходимой местности.
Система ASTOR также позволяет сопровождать подвижные наземные цели. Sentinel выдает командирам подразделений координаты, направление и скорость движения своих, вражеских и неопознанных подвижных объектов, позволяя лучше планировать действия и более оперативно реагировать на изменение обстановки. Большая высота полета позволяет получить хороший обзор – на рабочей высоте полёта Sentinel R Mk.1 может обозревать район ТВД радиусом до 161 км. Оснащенный ASTOR, самолёт Global Express способен находиться в воздухе до 14 часов, хотя часто полёты длятся не более 9 часов. Планы по оборудованию самолёта системой топливозаправки в воздухе реализованы не были. Для получения карты всего района РЛС применяется в общем режиме, но имеется также рабочий режим для получения более детального, с высоким разрешением изображения отдельного района поля боя и сопровождения отдельных подвижных целей.
Совместно с самолётом системы ASTOR могут действовать наземные мобильные станции управления. Сбор и передача данных полностью автоматизированы. После того как в ходе испытаний была выявлена способность аппаратуры обнаруживать на большом расстоянии перископы подводных лодок и небольшие надувные лодки, интерес к самолёту Sentinel R1 проявили британские ВМС. После списания патрульных Nimrod MR2 британский флот остался без собственных дальних разведчиков и вынужден арендовать американские RC-135. По мнению адмиралов королевского флота, модифицированные «Стражи» вполне подходят на роль морских патрульно-разведывательных самолётов, но закупка их в ближайшее время ввиду финансовых ограничений крайне маловероятна.
Полёт первого прототипа состоялся в августе 2001 года. Первый серийный «Страж» с полным комплексом БРЭО приступил к испытаниям 26 мая 2004 года. Британское министерство обороны заказало 5 самолётов и восемь мобильных наземных станций (шесть на колесных шасси повышенной проходимости вездеходы и два в контейнерах, транспортируемых по воздуху). Стоимость реализации программы с учётом НИОКР составила £ 850 млн. Расходы на содержание самолётов и наземной инфраструктуры на период до 2018 года не должны превышать £54.4 млн. в год.
Самолёт с максимальной взлётной массой 42400 кг способен осуществлять патрулирование продолжительностью 9 часов. За это время он может пролететь 9250 км. Для увеличения скрытности и дальности действия разведывательного комплекса патрулирование обычно ведётся на высоте 12000 метров. В составе экипажа два пилота, два оператора РТК и один офицер управления. На борту самолета также предусмотрены места для дополнительного персонала и сменного экипажа.
Самолеты Sentinel приписаны к объединенной 5 эскадрилье ВВС, которая базируется на военной базе Веддингтон. 5 эскадрилья является самой крупной по численности персонала. В ней служат около 150 персонала из ВВС и 100 армейских специалистов.
Западные СМИ отмечают, что в отличие от самолетов разведки и управления нанесением ударов Е-8С «Джистарс» со сложным комплексом, состоящим из пяти подсистем (радиолокационная, управления, связи, РЭБ и пилотажно-навигационная), а также 18 автоматизированных рабочих мест операторов, машины системы ASTOR, в состав экипажа которых планируется включить только трех операторов, будут более простыми в техническом отношении, имеющими более низкую стоимость эксплуатации при достаточно высоком уровне характеристик.
Боевое крещение Sentinel R1 состоялось в 2009 году в Афганистане. Там самолёты радиолокационной разведки осуществляли слежение за транспортными средствами талибов, выявляли места закладки самодельных взрывных устройств на дорогах, осуществляли координацию ударов авиации и артиллерии, а также вели радиоперехват. Отмечается, что в ряде случаев удавалось обнаружить передвижение пеших групп мятежников. Благодаря высокой чувствительности РТК имеется возможность отслеживать людей, вооруженных лёгким стрелковым оружием.
Sentinel активно использовался силами ISAF в Афганистане. Например, в 2011 году благодаря данным, вовремя полученным с самолета удалось спасти жизни гражданскому населению, вовремя использовав силы ООН, которые защищены резолюцией 1973 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
• пустого самолета 25400
• максимальная взлетная 42410
Размах крыла, м 28,65
Длина самолета,м 30,30
Высота самолета,м 7,57
Площадь крыла,м2 94,95
Тип двигателя 2 ТВД BMW Rolls-Royce BR710
Тяга, кгс 2 х 6690
Максимальная скорость, км/ч 970
Крейсерская скорость, км/ч 872
Практическая дальность, км 12040
Дальность действия, км 1112
Практический потолок, м 15545
Экипаж, чел 3

Источники: 40cdo-rm.ru, topwar.ru, www.dogswar.ru, www.airwar.ru и др.

САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ