САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Ш-2 КОНСТРУКТОРА ШАВРОВА

AMPHIBIAN SH-2 DESIGNER SHAVROVA

08.11.2018
НА СРЕДНЕ-НЕВСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ВЫВЕЛИ ИЗ ЦЕХА САМОЛЁТ-АМФИБИЮ

8 ноября на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в состав ОСК) в торжественной обстановке вывели из цеха реплику первого советского серийного самолёта-амфибии Ш-2. Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения главного конструктора самолёта Вадима Борисовича Шаврова.
К нетипичной для корабелов работе «Средне-Невский судостроительный завод» приступил в 1990-м году. Тогда к руководству предприятия с просьбой оказать помощь в создании лодки-фюзеляжа обратилась группа энтузиастов во главе с военным лётчиком, подполковником запаса ВВС Александром Селезнёвым. Руководство завода – на тот момент предприятие возглавлял Виктор Павлович Пылёв – откликнулось на просьбы общественников. Для постройки самолёта был выделен производственный участок. Началу работ над воссозданием легендарного самолёта-амфибии препятствовало отсутствие чертежей и технической документации. Специалисты завода вели поиск в архивах, исследовали оригинальный образец самолёта, выставленный в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, использовали полученную информацию для реверс-инжиниринга. Часто во время строительства участникам приходилось внедрять собственные технические решения в конструкцию будущего самолёта. Для выполнения необходимых расчётов было задействовано конструкторское бюро завода.
Через некоторое время работу средне-невских судостроителей над самолётом-амфибией пришлось прекратить. Возобновить работу над проектом удалось только спустя 12 лет. Несмотря на трудности, Александру Селезнёву и его единомышленникам удалось сохранить в целости фюзеляж самолёта и разработанную техническую документацию. Общими усилиями энтузиастов-общественников были изготовлены крылья самолёта, завершены работы по фюзеляжу. По чертежам собственной разработки была изготовлена и смонтирована топливная система. Строящийся самолёт был оснащён двигателем и трёхлопастным карбоновым винтом. В 2017 году самолёт-амфибия получил новое название Ш-2.017 бис.
Самолёт-амфибия Ш-2.017 бис не является точной копией легендарного полутораплана. В отличие от оригинала, новый самолёт обладает более мощным двигателем и увеличенным фюзеляжем для большей остойчивости на воде. Кроме прочего, при строительстве корпуса были использованы современные материалы. В канун мероприятия самолёт был окрашен в белый цвет, подобно оригинальной окраске Ш-2.
Участники церемонии стали свидетелями запуска двигателя самолета и его первого руления. Руководитель проекта Александр Селезнёв рассчитывает в зимний период совместно со специалистами «СНСЗ» завершить достроечные работы самолёта и в условиях цеха проверить работоспособность всех систем. Весной 2019-го года планируется провести полномасштабные испытания нового самолёта-амфибии, первым этапом которых станет спуск на воду.

Самолёт-амфибия Ш-2.017 БИС
Полная длина самолёта – 8200 мм.
Максимальная высота – 3500 мм.
Размах верхнего крыла – 13000 мм.
Скорость максимальная – 127 км/ч.
Скорость крейсерская -120 км/ч.
Рабочая высота – 3000 м.
Пассажировместимость – 3 чел.

Пресс-служба АО «СНСЗ»

СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО

12.11.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВЫВОД ИЗ ЦЕХА РЕПЛИКИ САМОЛЁТА-АМФИБИИ Ш-2. 08.11.2018

8 ноября 2018 года опытный образец нового гидросамолета, построенного энтузиастами в цехах Средне-Невского судостроительного завода, представили в Санкт-Петербурге. Крылатая машина создана на основе конструкции первой советской «летающей лодки» Ш-2, которая была сконструирована Вадимом Шавровым и выпускалась с 1930-1950-х годах. Выпуску опытного образца амфибии предшествовала почти 20-летняя история создания.
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в состав ОСК) в торжественной обстановке вывели из цеха реплику первого советского серийного самолёта-амфибии Ш-2. Мероприятие было приурочено к 120-летию со дня рождения главного конструктора самолёта Вадима Борисовича Шаврова.
Гидросамолет разработан на базе первой советской «летающей лодки» Ш-2. Самолет был создан группой энтузиастов под руководством бывшего военного летчика-испытателя Александра Селезнева.
ВТС «БАСТИОН», 12.11.2018

ВЫВОД ИЗ ЦЕХА РЕПЛИКИ САМОЛЁТА-АМФИБИИ Ш-2. 08.11.2018


САМОЛЕТ-АМФИБИЯ Ш-2 КОНСТРУКТОРА ШАВРОВА

Самолет Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.
В феврале 1934 года на Каспии случилось происшествие, послужившее основой для небольшого рассказа писательницы Марии Белаховой. По весне зверобои рыболовецких колхозов ушли за сто километров по льду моря бить тюленей. И вдруг разнеслась весть: огромное ледяное поле вместе с людьми унесено в открытое море. Немедленно из Баку вышли на поиски людей два ледокольных парохода, поднялись в небо поисковые самолеты. Пилот Казанов и бортмеханик Семенов, вылетевшие на одной из этих машин, заметили большую льдину с людьми почти одновременно. Выбрав посадочную полосу, летчик подошел к ней на малой скорости. Едва колеса коснулись льда, Казанов выключил мотор, и самолет, пробежав сто метров, остановился у самой воды. К машине со всех сторон бежали люди…
Оставив на льдине десять аварийных посылок, Казанов вылетел на юг и вскоре обнаружил спешивший на север пароход. Наведя его на льдину с людьми, Казанов сбросил вымпел: «Сажусь к рыбакам и жду вас». Когда пароход пришвартовался, летчик глубоко вздохнул: сорок восемь человек были спасены.
Так в марте 1934 года в спасательной операции на Каспии проявились замечательные свойства самолета-амфибии Ш-2 — единственного в мире крупносерийного самолета, опытный экземпляр которого строился на частной квартире в домашних условиях…
Потребность в маленьком самолете на два-три человека, который мог бы работать как с небольшой сухопутной взлетно-посадочной площадки, так и с воды, остро ощущалась в конце 20-х годов, когда еще не было вертолетов. Такие самолеты были нужны для сельского хозяйства, рыбных и тюленьих промыслов, для связи и снабжения в отдаленных и труднодоступных районах. В начале 1928 года за решение этой задачи взялся молодой ленинградский инженер Вадим Шавров.
Рассмотрев проект самолета-амфибии Ш-1, ленинградский Осоавиахим одобрил его, отпустил деньги на постройку и предложил конструктору чехословацкий двигатель «Walter» мощностью 85 л.с.
Завод, на котором работал Шавров, приступил к воплощению большой программы серийного строительства учебных самолетов. Директор отказался принять заказ на строительство амфибии, разрешив только произвести сборку на заводском аэродроме. Оставался один выход: строить самолет на квартире у приятеля и компаньона по проектированию амфибии — Виктора Корвина. Не смутило и то, что квартира располагалась на втором этаже. Работали втроем: два инженера, проектировавшие самолет, Шавров и Корвин, а также замечательный механик Николай Фунтиков. Через 13 месяцев крылья, оперение и лодка-фюзеляж были собраны и вытащены через балкон на улицу.
После сборки и нивелировки на заводском аэродроме Ш-1 спустили на воду в Ленинградском гребном порту. 4 июня 1929 года начались первые рулежки по воде. 21 июня впервые взлетели с воды. В начале июля летчик Б.Глаголев провел все испытания Ш-1 как летающей лодки. Затем на самолет установили подъемное шасси и костыль, и 6 августа впервые у нас в стране были проведены летные испытания самолета-амфибии: Ш-1 взлетела с воды, села на сушу и проделала обратный путь.

Проведенные в мае 1929 года летные испытания Ш-1 показали, что самолет ведет себя вполне уверенно как в воздухе, так и на воде. Однако обстоятельства того времени требовали, чтобы на самолете Ш-1 стоял отечественный мотор. Было решено использовать мотор М-11, но для этого требовалось увеличить размеры и массу самолета при сохранении аэродинамической схемы. В результате проведенного объема работ был разработан новый самолет-амфибия Ш-2.
Проект нового самолета-амфибии был окончательно сформирован в октябре 1929 года и был одобрен Научно-техническим комитетом ВВС как учебный гидросамолет. Для постройки первого образца был выбран авиазавод № 23 «Красный летчик» в городе Ленинграде.
Фюзеляж самолета-амфибии представлял собой жесткую неразборную конструкцию, которая была обшита березовой фанерой и оклеена тканью, пропитанной аэролаком. Для обеспечения плавучести и непотопляемости при повреждениях внутри фюзеляж был разделен герметичными переборками на пять водонепроницаемых отсеков. Каждый отсек был оборудован сливными резьбовыми пробками, а сверху были расположены смотровые люки. От брызгообразования при взлете и посадке защищали сосновые скуловые полозки трапециевидного сечения. К днищу в промежутке между 9-м и 12-м шпангоутами крепился фанерный редан высотой 60 см, который обеспечивал отрыв от земли при взлета самолета-амфибии Ш-2.
11 ноября 1930 года летчик Борис Глаголев совершил первый полет на Ш-2, 14 ноября был совершен первый успешный взлет с поверхности воды. После успешных государственных испытаний, которые проводились с 12 по 17 июня 1932 года, самолет-амфибия был принят к серийному производству.
Для серийного производства был выделен завод № 31 в городе Таганроге, который с дореволюционных времен специализировался на постройке гидросамолетов и имел испытательный гидродром. С 1930 по 1934 год было построено 270 экземпляров Ш-2.
С 1932 года самолет-амфибия Ш-2 начал поступать в аэроклубы и народное хозяйство, где использовался для обнаружения тюленей в Белом море, для рыборазведки на Черном и Каспийском морях, для аэрофотосъемки Кольского полуострова и для помощи геологам и лесникам в республике Коми.

С 1933 года самолет начали использовать для регулярного почтово-пассажирского сообщения по маршруту Ленинград – Петрозаводск протяженностью 365 км, с 1934 года – по маршруту Омск – Усть-Ильим, с 1935 года – по маршруту Хабаровск – Петропавловск и Петрозаводск – Пудож – Шунга. Также более 20 самолетов-амфибий Ш-2 базировались на аэродроме Шоссейная и обеспечивали доставку малогабаритных срочных грузов в отдаленные районы Карелии.
Впервые самолет-амфибия Ш-2 был применен в заполярных широтах во время экспедиции на пароходе «Челюскин». Изначально для данной экспедиции инженер Четвериков готовил специальный самолет СПЛ, но его не успели достроить и в Мурманске на палубу парохода был погружен самолет Ш-2 летчика М.С. Бабушкина.
В 1934 году самолет-амфибия Ш-2 с бортовым номером СССР-Н-64 из состава авиации Главного управления Северного морского пароходства обеспечивал переход ледокола «Литке» по Северному морскому пути с востока на запад. В 1935 году этот же самолет выполнял передовую разведку в ходе полярной экспедиции ледокола «Ермак». Во время этой экспедиции на самолете было совершено восемь полетов над мысом Челюскина и побережьем Таймыра.
10 самолетов-амфибий Ш-2 были приписаны к Николаевской школе морских летчиков, где использовались для летной подготовки и участвовали в экспедициях.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, большая часть Ш-2 была включена в состав Особых групп ГВФ, которые выполняли задания командования Красной Армии, летали через линию фронта сквозь огонь вражеской ПВО для связи с партизанами и окруженными группировками советских войск, а на обратном пути вывозили раненных и боевые донесения.

К 1943 году в эксплуатации находилось 74 самолета-амфибии Ш-2, из которых 50 были задействованы на фронте, 13 находились в учебных подразделениях и еще 9 проходили ремонт в тылу.
После войны самолет-амфибия Ш-2 малыми партиями в 1946—1947 и 1951—1952 годах выпускался на Иркутском авиазаводе и широко использовался в Гражданском воздушном флоте, на Каспии и на реках и озерах Сибири до середины 1960-х годов, когда ему на смену пришел более совершенный Ан-2.
В Молодёжном Авиационном Центре г. Урая была построена летающая копия Ш-2 в масштабе 0,75:1, впервые продемонстрированная на СЛА-89 в Риге. Её создали энтузиасты, не имевшие до этого опыта постройки самолётов. Отсутствие мотора М-11 вынудило их взять 4-цилиндровый мотор «Прага» в 75 л.с. и уменьшить габариты самолёта. Её облетал Шеффер Ю. П., давший отличную оценку самолёта, её отметили одним из главных призов СЛА-89.
В дальнейшем этими же энтузиастами была построена полномасштабная копия Ш-2, демонстрировавшаяся на выставках МАКС-95, МАКС-97, Гидроавиасалон «Геленджик-96» и других авиасалонах.

МОДИФИКАЦИИ:
• Ш-1 — первый прототип
• Ш-2 — основная модель
 Ш-2 М-11Д – самолет-амфибия с более мощным мотором М-11Д;
 Ш-2 М-11К – самолет-амфибия с более мощным мотором М-11К;
 Ш-2 бис — вариант с двигателем М-11Л
 Ш-2С – санитарный самолет-амфибия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлетная масса, кг: 937
Масса пустого самолета – 660 кг;
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 8,20
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 24,60
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость – 130 км/ч;
Крейсерская скорость – 120 км/ч;
Практическая дальность, км: 1300
Время набора высоты 2000 м – 19,2 мин;
Практический потолок, м: 3850
Экипаж: 1 + до 3 пассажиров

Источники: авиару.рф, rus-texnika.ru, ru.wikipedia.org и др.

ВЫВОД ИЗ ЦЕХА РЕПЛИКИ САМОЛЁТА-АМФИБИИ Ш-2. 08.11.2018