ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ SH-2 SEASPRITE И SH-2G SUPER SEASPRITE (США)
ANTI-SUBMARINE HELICOPTER SH-2 SEASPRITE AND SH-2G SUPER SEASPRITE (USA)

18.04.2014
Компания «Каман» 15 апреля объявила о начале заводских летных испытаний на предприятии в Блумфилде (шт.Коннектикут) первого вертолета ПЛО SH-2G(I) «Супер Сиспрайт», предназначенного для ВМС Новой Зеландии. После завершения испытаний этот вертолет будет использоваться для обучения экипажей и технического персонала ВМС Новой Зеландии.
В мае 2013 года компания «Каман аэроспейс» подписала контракт стоимостью 120 млн дол, предусматривающий поставку ВМС Новой Зеландии 10 противолодочных вертолетов SH-2G(I) «Супер Сиспрайт», запасных частей, тренажера и соответствующего материально-технического обеспечения.
Ранее правительство одобрило покупку 8 вертолетов (плюс два на запчасти), тренажера, противокорабельных ракет «Пингвин» и сопутствующего оборудования на общую сумму 242 млн новоз. дол (206 млн дол США), включая 147 млн новоз. дол (120 млн дол США) за поставку собственно вертолетов. Поставка первых трех машин запланирована на конец 2014 года.
www.armstrade.org

11.10.2014
ВМС Перу договорились с Canadian Commercial Corporation о покупке пяти противолодочных вертолетов SH-2G Super Seasprite производства Kaman Aerospace. Как сообщает Defensa.com, стоимость сделки составила 80 миллионов долларов.По информации Infodefensa, вертолеты подержанные и прошли ремонт.
В подписанном соглашении также предусмотрена поставка запчастей, ракет AGM-65 Maverick и гидроакустических буев. В дальнейшем перуанские ВМС могут докупить для вертолетов ракеты AGM-119 Penguin.
Лента.ру

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

20.12.2014
19 декабря министр обороны Джерри Браунли (Gerry Brownlee) объявил, что пять вертолетов «Си Спрайт» ВМС Новой Зеландии проданы Перу, сообщает National Working for New Zealand.
Наша недавняя закупка восьми новых, более совершенных вертолетов Seasprite означает, что могут быть проданы старшие модели «Си Спрайтов» и сделка заключена с правительством Перу для оснащения их военно-морского флота», сказал г-н Браунли.
Вместе с вертолетами Перу покупает запчасти и ракеты Maverick, которые используются с вертолетов.
Военный Паритет

11.03.2015
6 марта Силам Обороны Новой Зеландии официально переданы первые три новых вертолета SH-2G(I) Seasprite производства компании Kaman Aerospace во время церемонии на авиабазе Окленд, говорится в пресс-релизе Минобороны Новой Зеландии.
Остальные пять вертолетов SH-2G(I) Seasprite будут получены в сентябре. Новые SH-2G(I) заменят модель SH-2G, которая в настоящее время эксплуатируется.
Командующий ВМС Новой Зеландии контр-адмирал Джек Стир (Jack Steer) сказал, что передача новых вертолетов является большим событием для морской авиации Сил Обороны страны.
Военный Паритет

19.04.2016

В четверг пять вертолетов Kaman SH-2G(NZ) ВМС Зеландии официально выведены из боевого состава, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (14 апреля). 21 апреля состоится последний полет вертолета этого типа.
Вертолеты, которые состояли на вооружении с августа 2001 года, заменены на восемь более современных винтокрылых машин версии SH-2G(I) Seasprite. Такой расклад позволит постоянно иметь на борту кораблей три вертолета, а не два, как раньше.
Необычно то, что вертолеты формально находятся в составе ВВС, но управляются ВМС. Новая модель вертолета оснащена современными датчиками и ПКР AGM-119 Penguin, эти ракеты заменят американские AGM-65 Maverick.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

21.12.2016

13 декабря тральщик Kormoran ВМС Польши провел испытания по приему на борт противолодочного вертолета Kaman SH-2G Seasprite.
Сообщается об успешном выполнении тестов. Вертолет имеет экипаж три человека – два пилота и штурман-оператор, может выполнять задачи обнаружения надводных целей, борьбы с подводными лодками, проводить поисково-спасательные операции. Основным оборудованием «Сиспрайта» является поисковый радар, ГАС и детектор магнитных аномалий для обнаружения ПЛ.
Военный паритет

МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК KORMORAN 2 (ПОЛЬША)

09.06.2018

7 июня Инспекторат вооружений МО Польши заявил о предстоящей замене противолодочных вертолетов Kaman SH-2G Super Seasprite, состоящих на вооружении авиационной бригады ВМС, сообщает источник 8 июня.
10 мая заместитель министра обороны Войцех Шкуркевич сообщил в Сейме, что одним из приоритетов является замена палубных Kaman SH-2G Super Seasprite – единственных вертолетов западного производства, которые в настоящее время эксплуатируются в Войске Польском. Причина этого шага – завершение программы поддержки эксплуатации вышеуказанного типа вертолетов. В соответствии с информацией, предоставленной источником, программа эксплуатации SH-2G в Польше осуществляется через два договора по линии иностранных военных продаж правительства США, то есть используется та же система логистики, что и в американской морской авиации.
Завершение программы поддержки эксплуатации отдельных типов вооружения регулируется министерством обороны США и доводится до сведения всех иностранных операторов, данный шаг связан с прекращением экономического смысла проекта. В последние месяцы громким примером явилось решение о прекращении техобеспечения вертолетов Boeing AH-64A/D Apache. Это заставляет иностранных операторов думать, что делать дальше. Нидерланды и Великобритания уже приняли решение заменить свои старые Apache на новые AH-64E Guardian, чья техподдержка должна продолжаться, по меньшей мере, до 2050 года.
Вывод «Сиспрайтов» из вооружения открывает путь для покупки новых вертолетов этого класса. К сожалению, их покупка в случае Польши будет связана с поступлением или непоступлением в состав флота бывших в употреблении фрегатов класса типа Oliver Hazard Perry. Среди потенциальных кандидатов рассматриваются AW159 Wildcat, AS565 Panther и MH-60R Seahawk. Кроме того, нельзя исключить предложение о приобретении б/у вертолетов, используемых, в частности, в королевских ВМС Австралии (SH-60B Seahawk).
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ SH-2 SEASPRITE И SH-2G SUPER SEASPRITE

Противолодочный вертолёт Kaman SH-2 (K-20) Seasprite предназначен для поиска подводных лодок, целеуказания и управления артиллерийским огнем, разведки, перевозки личного состава, эвакуации раненых, управления тактическими операциями.
Разработка вертолета «Seasprite» американской фирмой «Каман аэроспейс» началась в 1957 году, первый испытательный полет совершен в июле 1959-го. К середине 60-х годов было построено около 170 машин – все вертолеты общего назначения (обозначение UH-2A и В). С 1967 по 1970 год они прошли модернизацию с целью улучшения летных характеристик (в частности, установлены два двигателя T58-GE-8B вместо одного) и получили обозначение UH-2С и D, а также НН-2С. Последние решали задачи проведения поисково-спасательных операций в условиях боевых действий (во время вьетнамской войны). В начале 70-х годов в США началось создание многоцелевой системы ЛЭМПС (Light Airborne Multipurpose System), включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой. Вертолет «Seasprite» был выбран для системы ЛЭМПС Мк1, в которой он обеспечивает поиск, слежение и уничтожение подводных лодок противника, поиск и наблюдение за надводными кораблями, целеуказание противокорабельным ракетным комплексам.
Он может также осуществлять эвакуацию раненых, проводить поисково-спасательные операции, передавать грузы и людей на корабли в море. Для решения указанных выше задач фирма «Каман аэроспейс» создала новую модификацию вертолета – SH-2F. Всего было переоборудовано 108 машин. Первая эскадрилья из них (HSL-33) была сформирована в составе воздушных сил Тихоокеанского флота в сентябре 1973 года. Кроме того, по планам закупок 1982-1986 финансовых годов фирма поставила в ВМС еще 54 вертолета SH-2F. С целью совершенствования системы оружия, а также продления срока службы хорошо зарекомендовавших себя вертолетов SH-2F Seasprite было принято решение о дальнейшей их модернизации.
Работы по этой программе начались в 1985 году. Новая модификация получила обозначение SH-2G Super Seasprite. Всего планировалось заново построить 60 SH-2F, но в 1987 г. было принято решение последние шесть машин переделать в вариант SH-2G «Супер Си Спрайт». Это была радикальная модернизация начавшего устаревать вертолета. Заслуженные двигатели Т58 сменили новые Т700, которые были и мощнее, и проще в обслуживании. Вместо лопастей несущего винта смешанной конструкции (алюминиевый лонжерон и обшивка из стеклоткани) применили лопасти, полностью изготовленные из КМ, что повысило их ресурс с 3000 ч до 10 000 ч.
Модели SH-2D/F могли действовать только в так называемой первой зоне противолодочной обороны в радиусе 64 км от корабля и только во взаимодействии с ним. Благодаря более экономичным ГТД Т700 и увеличенному запасу топлива, «Супер Си Спрайт» может патрулировать во второй зоне обороны в пределах 100 км от корабля, а наличие интегрированного в единый комплекс поискового оборудования нового поколения позволяет ему осуществлять патрулирование автономно в любых метеоусловиях, днем и ночью. По оценке командования ВМС, эффективность противолодочной борьбы после модернизации возросла в 4-5 раз, а при использовании опускаемой гидроакустической станции – в 6-7 раз.
В значительной степени обновлено бортовое оборудование. Наряду с поисковой РЛС LN66HP, буксируемым магнитным обнаружителем AN/ASQ-81 (V)2 и обнаружительным приемником AN/ALR-66(V)1, имевшимися на SH-2F, на новом вертолете используется шина распределения данных, соответствующая военному стандарту 1553В. Цифровое счетно-решающее устройство (процессор) AN/UYS-503 обрабатывает акустические сигналы от РГБ, полученные приемником AN/ARR-84, и отображает их на дисплее оператора. Бортовая аппаратура позволяет анализировать информацию, поступающую одновременно от четырех РГБ по 99 УКВ каналам.
Процессор может обрабатывать информацию не только от РГБ, но и от опускаемой ГАС, если она будет установлена на вертолете. В интересах наиболее полного анализа предусматривается ретрансляция сигналов РГБ на корабль посредством дуплексной аппаратуры AN/AKT-22(V)7.
Для поиска ПЛ вертолет SH-2G Super Seasprite может брать на борт 15 РГБ AN/SSQ-41 или AN/SSQ-47 либо РГБ более современных систем ДИФАР или ДИКАСС (в том же количестве). Время нахождения в районе поиска, удаленном от корабля на 35 миль, с учетом 20-минутного резерва по топливу и одной торпедой на борту составляет 2 ч 10 мин, с двумя – 1ч 30 мин.
В состав бортового оборудования входит также ИК станция переднего обзора (FLIR) AN/AAQ-16, информация от которой может транслироваться на корабль. Для защиты вертолета от ЗУР с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения на нем установлены станция ИК помех AN/ALQ-144 (снижения ИК излучения двигателей) и устройство для выбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-39.
Вооружение SH-2G Super Seasprite состоит из одной-двух малогабаритных торвед Мк46 или Мк50 (полезная нагрузка на внешней подвеске до 1815 кг). В интересах борьбы с легкими надводными силами противника фирма «Камав аэроспейс» проработала варианты оснащения вертолетов управляемыми ракетами «воздух-воздух» (AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвиндер») в «воздух-поверхность» («Мейверик», «Си Скьюа», AGM-119 «Пингвин» Мк2 мод.7). Зарубежная печать сообщала о подписании контракта на поставку ВМС США партии норвежских ПКР AGM-119 «Пингвин» Мк2 мод.7 для вооружения вертолетов SH-60B «Си Хок». Возможно использование этих ПКР и с вертолетов Си Спрайт.
Первый полет SH-2G совершил в 1990 г., поставки начались в 1993-м г. Планируется доработать по стандарту SH-2G все имеющиеся в ВМС «Си Спрайты». Видимо, это будет последний вариант вертолета, принятый на вооружение ВМС. В начале XXI века его полностью заменят различные модификации вертолета LAMPS III «Си Хоук».

МОДИФИКАЦИИ
• UH-2A – вариант с одним турбовальным двигателем Дженерал Электрик T58-GE-8B мощностью 932 кВт и оборудованием для полетов по приборам. 88 машин.
• UH-2 Tomahawk – опытный вертолет для поддержки наземных войск; оценочные испытания армией проводились в 1963-1964гг. В носовой части была размещена турельная установка, на которой могли быть установлены четыре пулемета М-6 калибром 7.62мм с боезапасом 8000 патронов, гранатомет М-5 калибром 40мм с боезапасом 150 гранат, одноствольная пушка М-39 калибром 20мм или трехствольная пушка М-61 калибром 20мм с боезапасом 300 снарядов. На пилонах по бокам фюзеляжа устанавливались два контейнера по 19 НАР калибром 70мм или 6 ПТУР.
• UH-2B – вариант, аналогичный UH-2A, но оснащенный только для полетов в условиях хорошей видимости. 102 машины.
• UH-2С – новое обозначение UH-2A/UH-2B с с двумя двигателями фирмы General Electric T58-GE-8B мощностью по 940кВт каждый. С мая 1967 года в эту модификацию переоборудовались ранее выпущенные вертолеты модификаций UH-2A и В. При этом на них устанавливалось новое электронное оборудование для полетов в сложных метеорологических условиях, броневая защита для экипажа и вооружение (три пулемета калибром 7.62мм).
• NUH-2С – один вертолет UH-2C, оснащенный средствами доставки и запуска ракет Sidewinder и Sparrow III.
• NUH-2D – вертолет NUH-2C, переоборудованный для испытания вертолетов с небольших, не авианесущих кораблей.
• НН-2С – поисково-спасательный вариант вертолета UH-2C с турельной установкой Minigun и четырехлопастным хвостовым винтом.
• HH-2D – аналог HH-2C, но без вооружения и брони. Поисково-спасательный вертолет для береговой охраны США. Поставка шести вертолетов этой модификации осуществлена в 1970 году.
• SH-2D – многоцелевой вертолет с оборудованием для поиска и борьбы с подводными лодками. В состав экипажа введен оператор бортового радиоэлектронного оборудования. В 1971 году в эту модификацию переоборудовано 20 вертолетов UH-2.
• YSH-2E – две модификации HH-2D, которые имели усовершенствованный радар и оборудование системы LAMPS Мк.1.
• SH-2F Seasprite – созданная в начале 70-х годов модификация вертолета американской фирмы Kaman SH-2 Seasprite для многоцелевой системы LAMPS Мк.1, включающей вертолет и корабль с соответствующей радиоэлектронной аппаратурой.
• SH-2G Super Seasprite – многоцелевой морской вертолет, разработанный американской фирмой Kaman Aerospace на базе многоцелевого вертолета SH-2F Seasprite. Вертолет предназначен для выполнения следующих задач – основная: противолодочная, дополнительные: минный тральщик и постановщик мин, вертолет наблюдения, поисково-спасательный вертолет и вертолет огневой поддержки десанта.

• SH-2G Super Seasprite — усовершенствованный противолодочный вертолет с новыми двигателями T700-GE-401 и модернизированным оборудованием, которое включает опускаемую гидроакустическую станцию с бортовым процессором (первый полет в 1990 г., на вооружение принят в 1993 г.). В 1993 году было построено шесть вертолетов SH-2G Super Seasprite, оснащенных двигателями T700-GE-401 мощностью по 1723 л.с., несущим винтом с лопастями из композиционного материала.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого 3500
максимальная взлетная 6115
Диаметр главного винта, м 13,41
Диаметр хвостового винта, м 2,48
Длина,м 12,19
Высота ,м 4,58
Внутренние топливо, л 1800
ПТБ, л 2 х 750
Тип двигателя 2 ГТД General Electric T700-GE-401C
Мощность, кВт 2 х 1360
Максимальная скорость, км/ч 261
Крейсерская скорость, км/ч 222
Практическая дальность, км 1008
Продолжительность полета, ч. мин
максимальная 5.30
при патрулировании 2.10
Скороподъемность, м/мин 630
Практический потолок, м 6220
Статический потолок, м 5360
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: до 8 десантников или 2296 кг груза

ВООРУЖЕНИЕ:

один 7,62-мм пулемет
Боевая нагрузка – 726 кг на 2 узлах подвески:
2 торпеды Mk. 44 или Mk. 46 или Mk.50 ALWT, или
2 ПКР AGM-119B Penguin или Sea Skua , или
2 УР воздух-поверхность AGM-65 Maverick или AGM-114 Hellfire, возможна подвеска УР воздух-воздух AIM-7 и AIM-9

Источники: www.airwar.ru, www.dogswar.ru, Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Kaman SH-2 «Sea Sprite», http://worldweapon.ru