РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»
THE CARRIER ROCKET «SOYUZ-FG»

22.03.2018

21 марта 2018 года в 20:44 мск с пусковой установки площадки №1, знаменитого «Гагаринского старта» космодрома БАЙКОНУР успешно стартовала ракета космического назначения в составе ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» и транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-08».
На борту ТПК «Союз МС-08» члены длительной экспедиции МКС-55/56 – командир корабля, космонавт РОСКОСМОСА Олег АРТЕМЬЕВ, бортинженеры, астронавты NASA Эндрю ФОЙСТЕЛ и Ричард АРНОЛЬД.
Все этапы полета ракеты-носителя «Союз-ФГ» прошли штатно и через 8 минут 48 секунд после старта в соответствии с программой полета ТПК «Союз МС-08» отделился от третьей ступени РН и вышел на орбиту искусственного спутника Земли. Специалисты Главной оперативной группы управления российским сегментом МКС (ГОГУ РС МКС) в Центре управления полётами (ЦУП) приступили к управлению полётом ТПК.
Программой полёта предусмотрена двухсуточная схема сближения ТПК с МКС. Стыковка корабля со станцией запланирована на 23 марта 2018 года в 22:41 мск. Сближение корабля «Союз МС-08» со станцией и причаливание к исследовательскому модулю «Поиск» (МИМ 2) планируется проводить в автоматическом режиме под контролем специалистов ГОГУ РС МКС в ЦУП и российских членов экипажей транспортного корабля и станции.
РОСКОСМОС

07.06.2018

6 июня 2018 года в 14:12 мск с площадки №1 («Гагаринский старт») стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС-09».
Через 8 минут 48 секунд ТПК «Союз МС-09» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на заданной околоземной орбите и продолжил автономный полет к Международной космической станции под управлением специалистов российского Центра управления полётами. Сближение с МКС и стыковка ТПК к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1) планируется проводить в автоматическом режиме по двухсуточной схеме. Стыковка корабля со станцией запланирована на 8 июня 2018 года в 16:07 мск.
На борту ТПК «Союз МС-09» члены длительной экспедиции МКС-56/57 – космонавт РОСКОСМОСА Сергей ПРОКОПЬЕВ, астронавт NASA Серина АУНЬЁН-ЧЭНСЕЛЛОР и астронавт ESA Александр ГЕРСТ.
РОСКОСМОС

12.10.2018

В соответствии с программой полета Международной космической станции 11 октября 2018 года в 11:40:15 мск с площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур был запланирован запуск транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-10».
Во время запуска корабля «Союз МС-10» произошла нештатная ситуация. При запуске пилотируемого корабля «Союз» с Байконура на 119-й секунде полета произошло отключение двигателей второй ступени при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени. Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют.
Сработала система аварийного спасения, корабль совершил посадку в Казахстане по трассе полета. Экипаж совершил аварийную посадку и приземлился в Казахстане. Экипаж корабля жив и вышел на связь.
Состояние двух членов экипажа «Союз МС-10″ хорошее, для дальнейшего наблюдения они будут направлены в Центральную медико-санитарную часть (ЦМСЧ) Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России.
Полеты пилотируемых кораблей «Союз МС» приостановлены до выяснения причин аварии, произошедшей после старта «Союза МС-10″, подтвердил в четверг ТАСС гендиректор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) Олег Орлов.
Причиной аварии ракеты-носителя «Союз» могли стать плохие крепления центрального блока ускорителя. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли.
«Возможно, из-за плохого крепления при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем вызвал аварию», — сказал собеседник агентства.
Роскосмос проверит все оставшиеся на хранении ракеты «Союз-ФГ», их полеты приостановлены до выяснения причин аварии. Об этом сообщил ТАСС источник на космодроме Байконур.
ВТС «Бастион»

ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ «СОЮЗ МС»


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»

Трехступенчатая ракета-носитель «Союз-ФГ» разработана ЦСКБ-Прогресс на базе ракеты-носителя «Союз-У». С целью повышения удельного импульса двигательных установок и увеличения грузоподъемности носителя на блоках I и II ступеней используются модернизированные двигатели с новыми форсуночными головками.
В составе ракеты-носителя «Союз-ФГ» могут быть использованы головные обтекатели следующих диаметров: 2,7 м; 3,0 м; 3,3 м; 3,715 м.
Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракеты-носителя «Союз-ФГ» – 0,952.
Ракета-носитель «Союз-ФГ» предназначена для выведения на околоземную орбиту автоматических космических аппаратов социально-экономического, научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых кораблей типа «Союз-ТМА» и грузовых космических кораблей типа «Прогресс-М» по программе Международной космической станции. . «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» использовались для запуска в 2005 году межпланетной станции «Венера-экспресс».
После завершения лётно-конструкторских испытаний РН «Союз-2» планируется замена в пилотируемой программе «Союза-ФГ» на «Союз-2».
Ракета-носитель (PH) «Союз-ФГ» является дальнейшей модификацией серийной ракеты «Союз». Модернизация серийной РН «Союз» заключается в использовании на центральном и боковых блоках двигателей с улучшенными энергетическими характеристиками.
Конструктивно РН «Союз-ФГ» выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полёта работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, – только двигатель центрального блока.
Маршевые двигатели первой и второй ступеней РН «Союз-ФГ» по сравнению с двигателями РН «Союз» имеют повышенные энергетические характеристики за счет применения в смесительных головках однокомпонентных форсунок, обеспечивающих улучшенное смесеобразование.
Ракета-носитель «Союз-ФГ» обеспечивает выведение на орбиты всей номенклатуры космических аппаратов, выводимой РН «Союз».
Система управления РН «Союз-ФГ» заимствуется с базовой РН «Союз» и обеспечивает требуемые, как на РН «Союз», точностные характеристики выведения на орбиту с незначительной доработкой.
Для контроля состояния систем, агрегатов и конструкции РН на участке выведения блоки первой и второй ступеней РН «Союз-ФГ» и блок третьей ступени оснащены радиотелеметрическими системами, которые заимствуются с РН «Союз».
Первая ступень ракеты-носителя включает четыре боковых блока конической формы, закреплённых в шаровых опорах центрального блока.
Конструктивно-компоновочная схема бокового блока состоит из силового конуса, несущего конического бака окислителя, межбакового отсека, несущего конического бака горючего, отсека баков перекиси водорода и жидкого азота и цилиндрического хвостового отсека специальной формы.
В хвостовом отсеке каждого бокового блока размещается автономный жидкостный двигатель однократного включения РД-107А, работающий на жидком кислороде и керосине и оснащенный четырьмя маршевыми камерами и двумя рулевыми соплами.
Для управления полётом на каждом боковом блоке с внешней стороны, противоположной центральному блоку, на небольшом пилоне установлен аэродинамический руль, выполненный в виде треугольного крыла малого удлинения. Для привода руля имеется электрическая рулевая машина.
Двигатели боковых блоков работают в течение -118 секунд после старта, после чего отключаются. Выключение происходит по результатам сравнения текущего значения скорости с расчетным. После отключения двигателей боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.
Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения РД-108А (содержащий четыре маршевых камеры и четыре рулевых сопла), отсека бака перекиси водорода, в котором также установлен бак жидкого азота, отсека бака горючего, межбакового отсека, отсека бака окислителя и приборного отсека.
Запуск ЖРД центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать работу двигателей в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.
Управление полётом по трем осям осуществляется с помощью четырех рулевых камер двигателя РД-108А.
Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет -280-290 секунд.
Разделение второй и третьей ступеней происходит по «горячей схеме».
Третья ступень (блок «И»), состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.
Блок «И» снабжен двигательной установкой с РН «Союз», состоящей из четырехкамерного двигателя однократного включения и четырех пово­ротных рулевых сопел (используемых для управления полётом по трем осям). Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. Время работы двигателя третьей ступени составляет -230 секунд. После отключения двигателя и отделения КА (или разгонного блока с КА) третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего.
С космодрома Байконур (Казахстан) стартовал пилотируемый корабль «Союз» с международным экипажем очередной длительной экспедиции МКС-40/41. «Старт ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-13М» успешно состоялся с 1-й, Гагаринской площадки Байконура в 23:57 мск», – сообщили ИТАР-ТАСС на космодроме. Как сообщили затем на Байконуре, в 00:06 мск «Союз ТМА-13М» отделился от ракеты-носителя и вышел на расчетную орбиту.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУПЕНЕЙ РН «СОЮЗ-ФГ»

Стартовая масса, т ~313
Количество ступеней 3
Компоненты топлива:
- первой ступени; кислород-керосин
- второй ступени; кислород-керосин
- третьей ступени кислород-керосин

Маршевые двигатели:
- первой ступени; 4 х РД-107А
- второй ступени; РД- 108А
- третьей ступени РД-0110
Используемые разгонные блоки При запусках транспортных пилотируемых и грузовых кораблей разгонный блок не используется
Космодром БАЙКОНУР
Масса полезного груза, т.
- с пилотируемым кораблем типа «Союз»;
- с грузовым кораблем типа «Прогресс» 7,2

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ «СОЮЗ-ФГ»

Источники: www.federalspace.ru, samspace.ru, ИТАР-ТАСС и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ». НОВОСТИ 2014 – 2017

ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ «СОЮЗ ТМА-М»
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО