ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ «СОЮЗ ТМА-М»
TRANSPORT MANNED SPACECRAFT SERIES SOYUZ TMA-M

23.07.2015
Радиотехническая система взаимных измерений (СВИ) «Курс-А», разработанная в АО «НИИ ТП» (входит в интегрированную структуру АО «Российские космические системы») и предназначенная для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов, успешно обеспечила автоматическую стыковку транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-17М» к российскому сегменту Международной космической станции. В эти дни разработчики отмечают 15-летнюю годовщину с момента первой стыковки корабля к МКС с использованием системы «Курс-А», которая состоялась 26 июля 2000 года.
На протяжении этих лет система гарантировала безопасную стыковку транспортных и пилотируемых космических кораблей к МКС. За все время эксплуатации станции отказов в работе аппаратуры «Курс» не было.
АО «Российские космические системы»

23.07.2015

23 июля, в 00:02:44 по московскому времени со стартового комплекса площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур стартовыми командами предприятий РОСКОСМОСА осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз ТМА-17М» на борту.
23 июля, успешно осуществлена стыковка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-17М» с Международной космической станцией.
Пилотируемый корабль «Союз ТМА-17М» причалил к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента МКС. Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полётами и экипажа космического корабля – командира Олега КОНОНЕНКО (РОСКОСМОС), бортинженеров – КИМИЯ Юи (ДжАКСА) и Челла ЛИНДГРЕНА (NASA). С борта МКС стыковку контролировали космонавты РОСКОСМОСА, командир экипажа сорок четвёртой длительной экспедиции Геннадий ПАДАЛКА и участник программы годового полета, бортинженер Михаил КОРНИЕНКО.
Планируемая продолжительность полёта участников экспедиции МКС-44/45 составит 163 суток.
Пресс-служба Роскосмоса

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»

04.09.2015

4 сентября в 10:39 по московскому времени успешно осуществлена стыковка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-18М» с Международной космической станцией (МКС).
ТПК «Союз ТМА-18М» причалил к малому исследовательскому модулю (МИМ2) «Поиск» российского сегмента (РС) МКС. Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полётами ФГУП ЦНИИмаш, экипажа «Союза» в составе командира корабля космонавта РОСКОСМОСА Сергея ВОЛКОВА, бортинженеров – Андреаса МОГЕНСЕНА (ЕКА) и Айдына АИМБЕТОВА (КАЗКОСМОС), а также командира МКС космонавта РОСКОСМОСА Геннадия ПАДАЛКИ.
В соответствии с программой полетов Международной космической станции 12 сентября планируется расстыковка корабля «Союз ТМА-16М» с экипажем в составе Геннадия ПАДАЛКИ, Андреаса МОГЕНСЕНА и Айдына АИМБЕТОВА.
Во время работы 45/46-й длительной экспедиции запланированы работы с транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-М» и «Прогресс МС», перестыковка корабля «Союз ТМА-17М» от модуля «Рассвет» к модулю «Звезда», перед прибытием экипажа «Союз ТМА-19М» 15 декабря; выход в открытый космос в феврале 2016 года (Сергей ВОЛКОВ и Юрий МАЛЕНЧЕНКО).
Кроме того, в план работ входит проведение 1075 сеансов по 63 экспериментам, а также поддержание работоспособности станции и дооснащение МКС оборудованием, доставленным грузовыми кораблями.
Пресс-служба Роскосмоса

12.09.2015

12 сентября 2015 года, в 03 часа 51 минуту мск экипаж 43/44 миссии Международной космической станции (МКС) и экспедиции посещения МКС (ЭП-18) приземлился в заданном районе Казахстана в 146 километрах юго-восточнее города Жезказган.
ТПК «СОЮЗ ТМА-16М» с экипажем в составе космонавта РОСКОСМОСА и мирового рекордсмена по суммарному пребыванию в космосе Геннадия ПАДАЛКИ, первого датского астронавта ESA Андреаса МОГЕНСЕНА и первого официального космонавта Республики Казахстан Айдына АИМБЕТОВА успешно отстыковался от МКС в 00 часов 29 минут мск.

04.03.2016
РОСКОСМОС: ПЕРВАЯ ТРЕНИРОВКА КОСМОНАВТОВ В КОРАБЛЕ «СОЮЗ ТМА-20М»

4 марта 2016 года на космодроме БАЙКОНУР стартовал заключительный этап подготовки основного (космонавты РОСКОСМОСА Алексей ОВЧИНИН и Олег СКРИПОЧКА, астронавт НАСА Джеффри УИЛЛЬЯМС) и дублирующего (космонавты РОСКОСМОСА Сергей РЫЖИКОВ и Андрей БОРИСЕНКО, астронавт НАСА Роберт КИМБРОУ) экипажей транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-20М» к полёту на Международную космическую станцию (МКС).
Сегодня в соответствии с графиком подготовки в монтажно-испытательном корпусе пл.254 космодрома экипажи прошли первую тренировку в транспортном пилотируемом корабле (ТПК) «Союз ТМА-20М». Члены основного и дублирующего экипажей провели «примерку» космического корабля: проверили работоспособность систем радиосвязи, ознакомились с размещением грузов, а также померяли скафандры, проверив их на герметичность.
Сразу после завершения тренировки расчёты предприятий Госкорпорации «РОСКОСМОС» начали готовить ТПК «Союз ТМА-20М» к перевозке на заправочную станцию, где будет проведена заправка компонентами топлива и сжатыми газами баков двигательной установки корабля.
Завтра в Испытательном учебно-тренировочном комплексе НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина запланирована традиционная церемония поднятия флагов государств, участвующих в реализации программы полёта экипажей 47/48-й длительной экспедиции на МКС.
Пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз ТМА-20М» запланирован на 19 марта 2016 года.
Госкорпорация «РОСКОСМОС»

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ

19.03.2016

19 марта 2016 года в 00:26 мск с площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома БАЙКОНУР был проведен успешный запуск ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ» с транспортными пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз ТМА-20М».
На борту ТПК «Союз ТМА-20М» члены длительной экспедиции МКС-47/48: космонавты РОСКОСМОСА – Алексей ОВЧИНИН, Олег СКРИПОЧКА и астронавт НАСА – Джеффри УИЛЛЬЯМС.
РОСКОСМОС

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»

19.03.2016

Транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-20М» 19 марта 2016 года успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). Корабль причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС в 06:09:58 мск.
ТПК «Союз ТМА-20М» доставил на МКС членов миссии МКС-47/48: российских космонавтов Алексея ОВЧИНИНА (РОСКОСМОС), Олега СКРИПОЧКУ (РОСКОСМОС) и американского астронавта Джеффри УИЛЛЬЯМСА.
Экипажи МКС и ТПК выполняют операции по подготовке к открытию переходных люков и переходу экипажа корабля на станцию.
За время полугодовой экспедиции на МКС экипажу экспедиции МКС-47/48 предстоят работы с российскими транспортными пилотируемыми кораблями «Союз ТМА-19М», «Союз ТМА-20М», «Союз МС», грузовыми кораблями «Прогресс М-29M» и «Прогресс МС», американскими грузовыми кораблями Dragon, Cygnus; поддержание работоспособности станции и участие в ее дооснащении; выполнение программы научно-прикладных исследований и экспериментов; бортовые фото- и видеосъемки и др. Общая планируемая продолжительность полета экипажа составит более 170 суток.
РОСКОСМОС

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»

19.06.2016

Члены экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-19М» благополучно вернулись на Землю. Спускаемый аппарат с космонавтом РОСКОСМОСА Юрием МАЛЕНЧЕНКО, астронавтом NASA Тимоти КОПРОЙ и астронавтом ЕКА Тимоти ПИКОМ совершил посадку в казахстанской степи 18 июня 2016 года в 12:15 мск. Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно.
До прибытия на борт участников следующей экспедиции, работу на орбите продолжит экипаж в составе бортинженеров Алексея ОВЧИНИНА (Россия), Олега СКРИПОЧКИ (Россия) и командира МКС Джеффри УИЛЛЬЯМСА (США).
Продолжительность пребывания на орбите экипажа экспедиции МКС-46/47 составила 186 суток. За это время космонавты и астронавты выполнили обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов, поддерживали работоспособность станции и дооснащали ее оборудованием, доставленным грузовыми кораблями. Кроме того, Юрий МАЛЕНЧЕНКО вместе с Сергеем ВОЛКОВЫМ совершили выход в открытый космос и успешно выполнили все поставленные перед ними задачи, затратив на это 4 часа 43 минуты.
Теперь общая продолжительность пребывания Юрия Ивановича на орбите составляет 827 суток, а значит, он занимает второе место в списке мировых рекордсменов по суммарному пребыванию в космосе после Геннадия ПАДАЛКИ (878 суток).
РОСКОСМОС


ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ «СОЮЗ ТМА-М»

Транспортный пилотируемый корабль (ТПК) новой серии «Союз ТМА-М» создан на базе корабля «Союз ТМА», полёты которых осуществляются с октября 2002 года.
Заказчик разработки – Федеральное космическое агентство.
Головной разработчик – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва.
В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА «Союз ТМА» (А — антропометрический). Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшенатеплозащита. Последний запуск корабля данной модификации Союз ТМА-22 состоялся 14 ноября 2011 года.

Назначение, задачи и основные характеристики корабля новой серии такие же, как и у базового корабля.

ТПК «Союз ТМА-М» по сравнению с базовым кораблём доработан с целью:
- замены бортовых приборов системы управления движением и навигации (СУДН) и системы бортовых измерений (СБИ) на приборы, созданные на основе современной элементной базы и развитого программного обеспечения;
- расширения функциональных возможностей корабля в части управления бортовыми системами от бортовых вычислительных средств (БВС) СУДН и более глубокой интеграции с БВС Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) при использовании мультиплексного канала обмена;
- увеличения возможности по доставке полезного груза за счет снижения массы бортовых систем.
Проведённые доработки являются одним из мероприятий, направленных на создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП). Лётная сертификация новых приборов и оборудования, установленных на ТПК «Союз ТМА-М», позволит принять соответствующие решения применительно к ПТК НП.

Компоновочная схема корабля
Внешняя конфигурация корабля с модернизированными бортовыми системами полностью соответствует кораблям «Союз ТМА» предыдущей серии.
Корабли семейства «Союз» состоят из трёх модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО).
В ПАО находится комбинированная двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м, максимальный диаметр 2,72 м Двигательная установка состоит из 28 ДПО (двигатели причаливания и ориентации) по 14 на каждом коллекторе, из которых часть имеет тягу 13,3 кгс, часть (12 штук) — 2,7 кгс, а также сближающе-корректирующего двигателя (СКД) тягой 300 кгс. СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты. Работает на АТ+НДМГ . Корабли 7К-ОК и 7К-Т были оборудованы КТДУ-35 (корректирующе-тормозная двигательная установка) тягой 4 кН и удельным импульсом (УИ) 282 с. Фактически стояли 2 независимые КТДУ — основная и резервная. Для корабля «Союз-Т» была разработана новая КТДУ-80 той же тяги, но имеющая несколько режимов работы — большой и малой тяги и УИ 286—326 с. Резервный двигатель убрали, а ДПО и СКД объединили в одну систему с общими баками наддува. Потребность в резервном двигателе отпала потому, что с переводом ДПО на двухкомпонентное топливо из объединённой системы появилась возможность схода с орбиты с использованием только ДПО, при отказе КТДУ. У исходного корабля «Союз» ДПО работали на отдельном топливе (перекиси водорода) и не располагали достаточной характеристической скоростью для схода с орбиты без КТДУ. Больше того, при энергичном маневрировании топливо ДПО могло быть израсходовано достаточно быстро, что пару раз (например, в полёте «Союза-3») приводило к срыву программы полёта.
В ПАО также размещены баки с топливом. В самых первых «Союзах» они вмещали 500 кг топлива, у Союза-ТМ — 880 кг, у ТМА — 900 кг. В ПАО же установлены баллоны высокого давления (~300 атм) с гелием для наддува баков.
Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей (СБ) и аккумуляторов. До аварии «Союза-11» стояли СБ размахом 9,80 м, и площадью 14 м². Система обеспечивала среднюю мощность — 500 Вт. После аварии СБ убрали ради экономии веса и поставили одни лишь аккумуляторные батареи на 18 кВт•ч. Их хватало на 2 дня автономного полёта. Для программы «Союз-Аполлон» использовалась модификация с СБ площадью 8,33 м² и батареей на 8 кВт•ч. Современные «Союзы» оснащены СБ размахом 10 м и площадью 10 м², что дает среднюю мощность ~ 1 кВт.
В спускаемом аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м, жилой объём 3,5 кубометра. Под теплозащитным экраном расположены двигатели мягкой посадки, на внешней поверхности — перекисные двигатели управления спуском, управляющие ориентацией СА во время полёта в атмосфере. Это позволяет использовать аэродинамическое качество СА и снизить перегрузки. В СА помимо космонавтов можно вернуть на землю 100 кг груза («Союз-ТМА»).СА покрыт теплозащитой на основе абляционных материалов.
Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м, объём — 5 кубометров. Он оснащен стыковочным узлом и системой сближения (раньше «Игла», теперь «Курс»). В герметичном объеме БО располагаются грузы для станции, иная полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа «Орлан» через посадочный люк.

Основные доработки
В СУДН корабля новой серии установлено 5 новых приборов общей массой ~ 42 кг (вместо 6 приборов общей массой ~101 кг). При этом электропотребление СУДН снижено до 105 Вт (вместо 402 Вт).
В составе модифицированной СУДН используются центральная вычислительная машина (ЦВМ) с устройством сопряжения суммарной массой ~26 кг и электропотреблением 80 Вт. Производительность ЦВМ – 8 млн. операций в секунду, ёмкость оперативной памяти 2000 Кб. Существенно увеличен ресурс, который составляет 35 тыс. часов. Заложен 50%-й запас вычислительных средств.
В СБИ корабля установлено 14 новых приборов общей массой ~28 кг (вместо 30 приборов общей массой ~70 кг) при той же информативности. Введён режим обмена информацией с БВС.
Снижено электропотребление СБИ: в режиме непосредственной передачи телеметрической информации – до 85 Вт (вместо 115 Вт), в режиме записи – до 29 Вт (вместо 84 Вт) и в режиме воспроизведения – до 85 Вт (вместо 140 Вт).

Сопутствующие доработки
Система обеспечения теплового режима (СОТР):
- обеспечено жидкостное термостатирование приборов БВС СУДН путём установки в приборном отсеке (ПО) корабля трёх термоплат;
- доработан контур навесного радиатора СОТР для подключения термоплат термостатирования новых приборов СУДН, расположенных в ПО;
- установлен в контур навесного радиатора СОТР электронасосный агрегат повышенной производительности;
- заменён жидкостно-жидкостный теплообменник с целью улучшения жидкостного термостатирования корабля на стартовом комплексе в связи с введением в состав корабля новых приборов, требующих термостатирования.
Система управления движением и навигации:
- доработан блок автоматики двигателей причаливания и ориентации (БА ДПО) с целью обеспечения совместимости с новыми бортовыми вычислительными средствами;
- доработано программное обеспечение вычислительных средств спускаемого аппарата корабля.
Система управления бортовым комплексом (СУБК):
- доработаны блок обработки команд и командная матрица в целях обеспечения заданной логики управления вводимыми приборами СУДН и СБИ;
- заменены автоматы защиты в блоках силовой коммутации для обеспечения электропитания вводимых приборов СУДН и СБИ.
Пульт космонавтов:
- внедрено новое программное обеспечение, учитывающее изменение командной и сигнальной информации при модернизации бортовых систем.

Усовершенствования конструкция корабля и интерфейсов с МКС:
- заменен магниевый сплав приборной рамы ПО на алюминиевый сплав для улучшения технологичности изготовления;
- введены дублированные мультиплексные каналы для обмена информацией между БВС корабля и БВС Российского сегмента МКС.

Результаты доработок
- заменены 36 устаревших приборов на 19 приборов новой разработки,
- доработаны СУБК и СОТР в части обеспечения управления, электропитания и термостатирования вводимых новых приборов,
- дополнительно усовершенствована конструкция корабля для улучшения технологичности его изготовления,
- уменьшена на 70 кг масса конструкции корабля, что позволит проводить дальнейшее совершенствование его характеристик.

Лётные испытания
Лётные испытания (ЛИ) включают:
- лётно-конструкторские испытания (два полёта – ТПК «Союз ТМА-М» и ТПК «Союз ТМА-02М»);
- зачётные испытания (один полёт – ТПК «Союз ТМА-03М»).

В процессе ЛИ:
- подтверждается выполнение режимов работы корабля в ходе реализации штатной программы полёта,
- отрабатываются режимы, реализуемые при возникновении нештатных ситуаций:
- ориентация в орбитальной системе координат при использовании режима ручной ориентации в дискретном контуре;
- облёт МКС в режиме ручной ориентации в дискретном контуре;
- выдача импульсов орбитального маневрирования на четырех двигателях причаливания и ориентации.
Лётные испытания кораблей новой серии проводятся совместно с выполнением основных задач по обслуживанию МКС в соответствии с утверждённой программой полёта станции.
Кроме «Союз ТМА», сегодня для полётов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М» («Союз ТМАЦ») (Ц — цифровой). На нём заменили БЦВМ Аргон-16 на ЦВМ-101 (она легче на 68 кг и значительно меньше) и бортовую аналоговую систему телеметрии на более компактную цифровую систему MBITS в целях улучшения сопряжения с бортовой системой управления «МКС». Модернизация корабля предусматривает расширения возможностей корабля в автономном полёте и при аварийном спуске. Первый запуск корабля данного типа с экипажем на борту состоялся 7 октября 2010 года — Союз ТМА-М, а стыковка с «МКС» — 10 октября 2010 года. Не считая «цифровизации», данная модификация корабля является весьма незначительной по масштабу (выполнение требований NASA в части совместимости с «МКС») и уступает не только варианту проекта модернизации корабля 1990-х годов — «Союз ТММ», но и облегченной версии этого проекта «Союз ТМС».

27 марта 2015 года в 22 часа 42 минуты по московскому времени со стартового комплекса площадки 1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур произведен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-ФГ», предназначенной для выведения на орбиту транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М».
Через 528 секунд полета пилотируемый корабль «Союз ТМА-16М» штатно отделился от третьей ступени ракеты-носителя на расчетной орбите.
28 марта 2015 года в 04:33 мск успешно осуществлена стыковка транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз ТМА-16М» с Международной космической станцией.
Пилотируемы корабль «Союз ТМА-16М» причалил к малому исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС. Процесс сближения проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов Центра управления полётами и экипажа космического корабля – командира Геннадия Падалки, бортинженеров Михаила Корниенко (Роскосмос) и Скотта Келли (NASA). С борта МКС стыковку контролировал космонавт Роскосмоса Антон Шкаплеров.
В соответствии с программой полета Международной космической станции во время пребывания экипажа МКС-43/44 запланированы работы с 4 транспортными грузовыми кораблями «Прогресс М-25М», «Прогресс М-26М», «Прогресс М-27М» и «Прогресс М-28М» и японским грузовым кораблём НTV-5 «Kounotori»; подготовка к возвращению на Землю трёх членов экипажа экспедиции МКС-42/43 на ТПК «Союз ТМА-15М»; участие в операциях по управлению стыковкой ТПК «Союз ТМА-17М» с МКС к малому исследовательскому модулю «Рассвет»; перестановка корабля «Союз ТМА-16М» с модуля «Звезда» на агрегатный отсек служебного модуля «Звезда»; стыковка ТПК «Союз ТМА-18М» с МКС, а также на июнь 2015 года запланирован выход в открытый космос по российской программе, который осуществят космонавты Михаил Корниенко и Геннадий Падалка.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип корабля Пилотируемый
Экипаж от 1 до 3 чел
Автономный ресурс от 3 суток до 200 суток — в составе орбитальной станции (в зависимости от типа корабля)
Средний диаметр 2,25 м
Максимальный диаметр 2,72 м
Длина 7,9 м
Масса 7 170 кг (Союз ТМА)
Космодром Байконур,СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. № 1. ПУ № 5; СК 17П32-6 РН типа Р-7. Пл. № 31
Ракета-носитель Союз-ФГ

Источники: www.federalspace.ru, Пресс-служба Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, ru.wikipedia.org, russpace.ucoz.ru и др.

ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-ФГ»