БЕСПИЛОТНЫЙ КОСМОПЛАН X-37B (США)

THE UNMANNED SPACECRAFT THE X-37B (USA)

10.03.2012
Как передаёт «Росбалт», на орбите Земли вот уже больше года реализует секретную миссию американский беспилотный космоплан X-37B. Изначально планировалось, что полёт космоплана продлится девять месяцев.
Как рассказал представитель ВВС США подполковник Том Макинтайр, американцы довольны итогами эксперимента. Программа космоплана, как заметил Макинтайр, помогает установить стандарты для космопланов многоразового использования (информация «Вестей»).
Неизвестно, какое время ещё аппарат пробудет на околоземной орбите. Подполковник не уточнил этого, а только сообщил, что миссия космоплана будет завершена по достижении всех поставленных целей.
Американский подполковник отказался раскрыть задачи, которые решает секретный «миссионер». Информация о приборах, которые установлены на борту X-37B, была ранее засекречена Пентагоном.
По сведениям «Независимой газеты», многие эксперты видят в американском аппарате прототип космоперехватчика, который при необходимости сможет выводить из строя спутники, — а то и наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты Земли.
Орбитальный аппарат Х-37В был запущен носителем «Атлас-5″ ровно год назад — 5 марта 2011 г. с космодрома на мысе Канаверал. Первый такой аппарат был запущен американцами в космос ещё весной 2010 г. и провёл на орбите 9 месяцев, а затем приземлился в Калифорнии.
Комментируя тот полёт, представители ВВС США заявили лишь о том, что это колоссальное достижение, доказывающее способность США с успехом выводить и возвращать орбитальные аппараты.
По имеющимся сведениям, начало новой миссии аппарата запланировано на осень текущего года.
Напомним, что X-37B представляет собой беспилотный орбитальный самолёт, созданный компанией «Боинг». Аппарат был разработан, как указывается в разных СМИ, для испытаний будущих технологий запуска на орбиту и затем спуска в земную атмосферу. X-37B стартовал в качестве совместного проекта NASA и Boeing, но спустя время его отдали американским Военно-воздушным силам. В итоге задачи самолётов серии X оказались засекречены. На почве секретности возникли и подозрения, будто американская X-программа — не что иное, как эпизод «звёздных войн», состоящий в попытке Соединённых Штатов реализовать новую систему ПРО. (Военное обозрение)

06.03.2012
Второй экспериментальный орбитальный испытательный аппарат (ОИА-2) Х-37В ВВС США выведен в субботу на орбиту ракетой-носителем «Атлас-5″, сообщает ИТАР-ТАСС.
Космоплан оторвался от земли в 17:46 по времени Восточного побережья, – почти на полчаса позже запланированного. Как заявили представители компании United Launch Alliance, задержка была вызвана «необходимостью замены неисправного пускового оборудования».
Аппарат внешне напоминает уменьшенную орбитальную ступень шаттла НАСА. Масса Х-37В составляет почти 5 тонн, длина и размах крыльев – 8,38 метра и 4,6 метра, соответственно. Как и его двойник-предшественник, ОИА-2 изготовлен базирующейся в Калифорнии компанией Phantom Works, входящей в состав аэрокосмического гиганта Boeing.

1.06.2012
Космическое командование ВВС США подготовило авиабазу Ванденберг в Калифорнии к приему орбитального беспилотного летательного аппарата X-37B, отправившегося в 15-месячный полет 5 марта 2011 года. Как сообщает Flightglobal, ожидается, что беспилотник совершит посадку 2-3 июня 2012 года, однако эта дата может быть изменена в зависимости от погодных условий. Самое позднее X-37B может вернуться на Землю в середине июня.
Этот полет X-37B стал вторым в истории беспилотника. Следует отметить, что аппарат разработан для нахождения на орбите не более 270 дней, хотя второй прототип X-37B, посадка которого и ожидается в июне, выполняет полет уже гораздо дольше. Основная задача второго испытательного полета беспилотника официально никогда не раскрывалась. Предположительно, ВВС США проводят проверку систем разведки, складной солнечной панели или различных элементов конструкции аппарата.
Первый полет X-37B состоялся 22 апреля – 3 декабря 2010 года. В ходе этого испытания военные проверяли жаростойкое покрытие корпуса аппарата, а также его управляемость при полете на гиперзвуковой скорости. Находясь на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки от столкновения с космическим мусором. При посадке лопнула покрышка левого колеса основной стойки шасси и отлетевшие куски резины нанесли незначительные повреждения нижней части фюзеляжа аппарата.
По данным ВВС США, в настоящее время ведется подготовка к запуску третьего прототипа беспилотника X-37B. Точная дата пока не определена; по предварительным данным запуск состоится осенью текущего года.

Работы по созданию X-37 велись в США с 1950-х годов. Испытания аппарата проводились с 1986 по 2007 год. Изначально аппарат разрабатывался в интересах NASA, однако в 2007 году был закрыт из финансовых соображений. Позднее его возобновили ВВС США. Согласно официальной версии, основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. (lenta.ru)

Первый космоплан Х-37В (ОИА-1) совершил свой полет в прошлом году, стартовав с космодрома на мысе Канаверал 23 апреля и приземлившись 3 декабря на взлетно-посадочной полосе (ВПП) базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния. Весь полет и приземление проходили в автоматическом режиме и, по оценкам специалистов, были исключительно удачными. Единственный сбой произошел при посадке, когда лопнула покрышка одного из колес шасси.

23.10.2012
Третий полет нового автономного космического аппарата X-37B американские военные отложили на несколько недель, изначально ВВС США намеревались запустить военный космический беспилотник 25 октября с базы ВВС США на мысе Канаверал во Флориде, однако по неназванной причине старт был отложен на 13 ноября с возможностью дальнейшей отсрочки.

12.12.2012
ВВС США во вторник вновь запустили беспилотный космический аппарат, который по конструкции напоминает американский шаттл в миниатюре, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, беспилотник X-37B, который выведет на орбиту ракета-носитель Atlas 5, стартовал с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида.
X-37B — второй аппарат этого типа. Первый такой беспилотник был запущен в космос весной 2010 года и вернулся на землю после 270-дневного пребывания на орбите. Запущенный сегодня X-37B ранее выходил в космос в марте 2011 года и провел на орбите больше года.

21.12.2013
Прототип американского перспективного орбитального беспилотного летательного аппарата X-37B провел в космосе больше года. Какие задачи выполняет беспилотник на орбите, не известно. Засекречены данные и о его полезной нагрузке. ВВС США, в интересах которых ведется проект, дату возвращения аппарата не раскрывают. Как сообщает Space.com, военные лишь объявили, что после возвращения X-37B скорее всего выполнит посадку в центре NASA на мысе Канаверал во Флориде.
Беспилотник X-37B был выведен на орбиту Земли 11 декабря 2012 года. В космос был отправлен первый прототип аппарата ─ OTV-1 ─ ранее уже побывавший на орбите. Этим запуском американский концерн Boeing, построивший беспилотник, и ВВС США планировали проверить пригодность аппаратов такого класса к многократному использованию и доказать возможность относительно дешевого вывода на орбиту различной полезной нагрузки.

02.04.2014
Прототип американского перспективного орбитального беспилотного летательного аппарата X-37B провел в космосе больше 470 суток, сообщает Space.com. Этот аппарат был выведен на орбиту 11 декабря 2012 года, а его пребывание в космосе на данный момент является самым продолжительным из всех трех запусков, осуществленных по программе X-37B. Ранее американские военные официально объявляли, что максимальный расчетный срок пребывания аппарата на орбите составляет 270 суток. В настоящее время на орбите находится первый прототип X-37B.

10.09.2014
Секретный американский беспилотный летательный аппарат X-37B находится в космосе уже более 600 дней. При этом миссия, которую выполняет данный аппарат, по-прежнему остается неизвестной, а за то время, которое аппарат находится в космосе, он мог бы слетать к Марсу с научной миссией и вернуться обратно, совершив посадку на обычном аэродроме. По словам участника миссии Джоан Джонсон-Фрис, американские ВВС продолжают испытания, пытаясь выйти за границы возможного со своим космолетом X-37B, работающим на солнечной энергии.
ВВС США отправили этот мини-шаттл на околоземную орбиту еще 11 декабря 2012 года.
ВПК.name

13.10.2014

Американские военные корабли многоразового использования Х-37В смогут теперь приземляться на космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида) и использовать гигантские ангары, в которых раньше базировались гражданские шаттлы.
Как сообщило в пятницу НАСА, «эти помещения вновь будут служить своему первоначальному предназначению – обслуживанию космических аппаратов».
Другие детали соглашения между НАСА и министерством обороны США не разглашаются. Это не удивительно, поскольку программа Х-37, существующая уже несколько лет, считается совершенно секретной. Пентагон подтверждал ее наличие, но никогда не рассказывал о подробностях. Представители ВВС и Космического командования вооруженных сил США лишь сообщали об очередных полетах таких кораблей и их возвращении на Землю, указывая всякий раз, что аппарат «проводил на орбите эксперименты» и его миссия завершилась успешно.
Статья расходов в военном бюджете США, по которой финансируется эта программа, также засекречена. Между тем, по сведениям американских СМИ, в распоряжении Пентагона сейчас находятся два таких автоматических корабля, которые выводятся на орбиту с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с базы ВВС, расположенной на мысе Канаверал рядом с космодромом НАСА. Впервые они начали совершать длительные полеты в 2010 году, и сейчас один из них продолжает свое секретное космическое путешествие.
Военно-промышленный курьер

18.10.2014

17 декабря 2014 года в 9:24 по Тихоокеанскому дневному времени орбитальный корабль X-37B приземлился на авиабазе Ванденберг, завершив 674-дневный экспериментальный орбитальный полет в рамках программы Управления быстрого реагирования (Rapid Capabilities Office) ВВС США, сообщает компания «Боинг». Х-37В был запущен с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) 11 декабря 2012 года.
«Мы поздравляем Управление быстрого реагирования ВВС и 30-е космическое крыло авиабазы Ванденберг с третьим успешным полетом орбитального прототипа (Orbital Test Vehicle – OTV)», сказал Кен Торок (Ken Torok), директор экспериментальных систем в компании «Боинг». «С общим количеством 1357 дней на орбите за три полета эти проворные и мощные небольшие космические аппараты превзошли время пребывания на орбите кораблей «Спейс Шаттл» с суммарной продолжительностью 1334 дня в 135 полетах. Инновационный Х-37В сочетает в себе лучшее от самолета и космического корабля для приемлемости и оперативности беспилотного аппарата и продолжает демонстрировать, что многоразовые космические аппараты способны выполнять чрезвычайно важные миссии».
Первая миссия OTV началась 22 апреля 2010 года и завершилась 3 декабря 2010 года после 224 дней на орбите. Вторая миссия OTV проходила с 5 марта 2011 года по 16 июля 2012 года, выполнив 468-дневный полет.

22.05.2015
Американские ВВС вывели на орбиту экспериментальный беспилотный космический корабль X-37В, мини-шаттл был доставлен с помощью ракеты-носителя Atlas V, сообщает агентство Франс Пресс.
Как заявил агентству официальный представитель ВВС капитан Крис Хойлер (Chris Hoyler), нынешний запуск мини-шаттла проведен в рамках изучения «технических параметров для доступного космического аппарата многократного использования».
В среду по московскому времени американская ракета-носитель Atlas V с разработанным компанией Boeing аппаратом X-37В стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Старт состоялся в 18:05 мск. О содержании миссии X-37B известно крайне мало. ВВС США утверждают, что главной задачей миссии является испытание новейших космических технологий. Накануне запуска сообщалось, что, в частности, будет испытан новый, более эффективный ионный ракетный двигатель.
Известно также, что на борту X-37В на орбиту отправится аппаратура НАСА, позволяющая изучить влияние космической среды на различные типы материалов. Исследование проходит в рамках проекта METIS (Materials Exposure and Technology Innovation in Space). Полученные данные будут использованы при создании будущих космических аппаратов.
РИА Новости

08.05.2017

Экспериментальный орбитальный самолет X-37B Orbital Test Vehicle-4, который почти два года находился в космосе с секретной миссией, приземлился на мысе Канаверал, сообщает официальный Twitter американских ВВС.
«X-37B OTV-4 ВВС США вернулся с орбиты и благополучно приземлился на территории Космического центра Кеннеди. X-37 провел в космосе более 700 дней», — говорится в заявлении в микроблоге ВВС.
Ранее в Пентагоне сообщали, что на базе X-37B OTV-4 планировалось провести эксперименты по программе создания ионного двигателя и исследовать изменение свойств материалов в космическом пространстве. Полный спектр задач американского мини-шаттла не разглашается. Эксперты считают, что аппарат может быть прообразом космического перехватчика или самолета-разведчика. Вернувшийся на землю OTV-4 стал четвертой орбитальной лабораторией, построенной в рамках проекта Х-37.
РИА Новости

08.09.2017

SpaceX впервые запустила секретный корабль Boeing X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle или OTV) в интересах ВВС США. Об этом сообщается в Twitter компании.
Миссия OTV-5 запущена 7 сентября 2017 года на среднетяжелой ракете Falcon 9 с пусковой площадки на мысе Канаверал. Вероятность старта оценивалась менее чем в 50 процентов, SpaceX специально постаралась произвести пуск до того, как ураган «Ирма» достигнет космодрома.
Цели полета Boeing X-37 неизвестны, однако считается, что мини-шаттл предназначен для отработки уничтожения космических спутников, а одной из его целей является проверка экономической эффективности подобных действий по сравнению с ракетными средствами ликвидации.
Boeing X-37 способен выходить на орбиту и приземляться по той же схеме, что и аппараты серии Space Shuttle. Длина многоразового орбитального самолета — 8,83 метра, что в четыре раза меньше, чем у Space Shuttle, размах крыла — 4,6 метра. В распоряжении Пентагона имеются два Boeing X-37, военные чередуют старты каждого из них.
Первый старт мини-шаттла состоялся 22 апреля 2010 года. Последний полет Boeing X-37, завершившийся в мае 2017 года, был самым продолжительным (718 суток). Всего за семь лет на околоземной орбите Boeing X-37 провели 2085 суток.
Предыдущие четыре запуска Boeing X-37 производились на ракете Atlas 5 компании ULA (United Launch Alliance), совместного предприятия аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing, — главного конкурента SpaceX на американском рынке. Ранее ULA была единственной компанией, которой Пентагон доверял запуски военных аппаратов.
Лента.ру

29.10.2019

Беспилотный космический самолет X-37B завершил испытательную миссию, установив рекорд. Об этом сообщили ВВС США в Twitter-аккаунте.
Космоплан провел на орбите более двух лет — 780 дней. На сегодняшний день общее количество дней, проведенных на орбите в рамках данной программы, составляет 2865 дней, заверили американские военные.
«В ходе этой миссии были успешно проведены, в частности, эксперименты Исследовательской лаборатории, а также была обеспечена доставка малых спутников», — подчеркнул директор управления быстрых возможностей ВВС США Рэнди Вальден.
По словам главы ВВС США Барбары Барретт, X-37B демонстрирует важность космического самолета многоразового использования, так как каждая новая миссия развивает космические возможности страны.
Завершившаяся миссия стала пятой для X-37B. Во время предыдущего полета космоплан провел на орбите 718 дней. Проект засекречен, и все его цели не раскрываются. По одной из версий, мини-шаттл предназначен для отработки уничтожения космических спутников, а среди целей указывают проверку экономической эффективности подобных действий по сравнению с ракетными средствами ликвидации.
Лента.ру

08.05.2020

Министерство обороны США собирается провести ряд экспериментов на борту беспилотного космоплана X-37B, который уже в шестой раз за последние 10 лет будет выведен на околоземную орбиту. Об этом рассказала в среду министр ВВС США Барбара Баррет, выступая на видеоконференции, которая была организована общественной организацией Space Foundation, занимающейся популяризацией космических исследований.
Она отметила, что космоплан X-37B будет вновь выведен на орбиту с секретной миссией 16 мая с помощью тяжелой ракеты-носителя Atlas 5 с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида. «На его борту будет проведено больше экспериментов, чем во время предыдущих полетов X-37B», – подчеркнула министр. Так, впервые будет установлен и использован служебный модуль для проведения исследований для NASA и Пентагона.
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства собирается изучить влияние радиации и других явлений на образцы семян и растений, употребляемых в пищу. Еще один эксперимент будет проведен при поддержке исследовательской лаборатории ВМС США. Он подразумевает «преобразование солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию, а затем будет изучена передача этой энергии на Землю», пояснила министр.
В рамках миссии также будет запущен в космос разработанный Академией ВВС США небольшой спутник FalconSat-8, на котором будет проведено пять отдельных экспериментов.
«Каждый запуск представляет собой значительную веху и шаг вперед в плане того, как мы стремительно создаем, испытываем и развертываем космические системы», – заявил командующий Космическими силами США генерал ВВС Джон Реймонд, который также участвовал в конференции. Реймонд и Баррет не рассказали о том, как долго продлится шестая миссия.
ТАСС

18.05.2020

Тяжелая ракета-носитель Atlas 5 с американским космопланом X-37B военного назначения на борту стартовала в воскресенье с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). Пуск состоялся в 09:14 по местному времени (16:14 мск), трансляция ведется на сайте компании United Launch Alliance (ULA).
«Atlas 5 через 1 минуту и 40 секунд прошел порог скорости в 1 Мах и летит со скоростью выше скорости звука», – говорится в блоге компании. Она уже подтвердила отделение верхней ступени носителя. На седьмой минуте полета ULA прекратила трансляцию.
Запуск проведен в интересах Космических сил США. Проект курирует спецподразделение ВВС США, занимающееся разработкой стратегического бомбардировщика следующего поколения, который должен превосходить по своим характеристикам самолет В-2 Spirit. Информация о приборах, установленных на борту Х-37В, в том числе о содержимом грузового отсека, засекречена.
Как сообщила ранее министр ВВС США Барбара Баррет, во время миссии планируется провести ряд научных экспериментов. Один из них посвящен изучению влияния радиации и других явлений на образцы семян и растений, употребляемых в пищу. Другой эксперимент подразумевает «преобразование солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию», которую попытаются передать на Землю, пояснила министр. На носителе также имеется разработанный Академией ВВС США малый спутник FalconSat-8, на котором проведут пять отдельных экспериментов.
Космоплан данного типа запущен в шестой раз. Это 139-я миссия ULA и 84-й пуск носителя Atlas 5.
Первый полет космоплана, начавшийся в апреле 2010 года, продолжался 225 дней. Второй – 468 дней (с марта 2011 года по июнь 2012 года), третий – 675 дней (с декабря 2012 года по октябрь 2014 года). Во время четвертой миссии, завершившейся 7 мая 2017 года, аппарат находился на орбите уже 717 дней 20 часов и 42 минуты. Пятая миссия стала рекордной по продолжительности: Х-37B приземлился 27 октября 2019 года на взлетно-посадочную полосу Центра космических полетов им. Джона Кеннеди на мысе Канаверал в штате Флорида, проведя в космосе 780 дней.
ТАСС

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)


БЕСПИЛОТНЫЙ КОСМОПЛАН X-37B

Boeing X-37 (также известный как X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) — орбитальная летающая лаборатория) — экспериментальный орбитальный самолёт, созданный для испытания будущих технологий. Этот беспилотный космический корабль многоразового использования является увеличенной на 20 % производной от X-40.
Работы над созданием Boeing X-37 начались в 1999 году NASA совместно с Boeing. Ранее с 1998 по 2001 год NASA совместно с Boeing проводила отработку маневрирования и захода на посадку X-40.
В ноябре 2002 c Boeing был заключён новый контракт на 301 млн долларов. Он предусматривал создание двух экспериментальных аппаратов для атмосферных испытаний (Approach and Landing Test Vehicle, ALTV) и одного для орбитального полёта.
В июле 2003 Boeing провёл наземные испытания X-37 предназначенного для отработки маневрирования и захода на посадку. После ряда задержек вызванных в том числе недостатком финансирования, 13 сентября 2004 года разработка X-37 была передана из НАСА в Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).
Первый тестовый полёт X-37A — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года, полёт прошёл успешно, а при посадке аппарат выкатился за пределы ВПП и повредил носовую стойку шасси.
Ещё два успешных свободных полёта путём сбрасывания были совершены 18 августа и 26 сентября 2006 г. 17 ноября 2006 ВВС США объявили, что они будут продолжать развивать орбитальный проект получивший название X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) (орбитальная летающая лаборатория).
Аппарат внешне напоминает уменьшенную орбитальную ступень шаттла НАСА. Масса Х-37В составляет почти 5 тонн, длина и размах крыльев – 8,38 метра и 4,6 метра, соответственно. Как и его двойник-предшественник, ОИА-2 изготовлен базирующейся в Калифорнии компанией Phantom Works, входящей в состав аэрокосмического гиганта Boeing.
Космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать, может выполнять разведзадачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, которые можно применять, в частности, на спутниках-шпионах.
Ряд экспертов видят в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего при необходимости выводить из строя спутники и, возможно, наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты.
Первый космоплан Х-37В (ОИА-1) совершил свой полет в 2010 году, стартовав с космодрома на мысе Канаверал 23 апреля и приземлившись 3 декабря на взлетно-посадочной полосе (ВПП) базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния. Он провел в космосе 225 дней. Весь полет и приземление проходили в автоматическом режиме и, по оценкам специалистов, были исключительно удачными. Единственный сбой произошел при посадке, когда лопнула покрышка одного из колес шасси.
Второй экспериментальный Орбитальный испытательный аппарат (ОИА-2) Х-37В ВВС США выведен в июне 2011 года на орбиту ракетой-носителем «Атлас-5″. 16 июня 2012 года аппарат приземлился на базе ВВС США «Ванденберг» в штате Калифорния, проведя 469 дней на орбите.
11 декабря 2012 года космический аппарат X-37B (OTV-3) был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5», место запуска — стартовая площадка SLC-41 базы ВВС США на мысе Канаверал. 17 октября 2014 года Х-37В совершил посадку на базе ВВС США «Ванденберг» в штате Калифорния, проведя на орбите 675 дня.
20 мая 2015 года космический аппарат X-37B (OTV-4) был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5», место запуска — стартовая площадка SLC-41 базы ВВС США на мысе Канаверал. 7 мая 2017 года совершил посадку на посадочную полосу Космического центра Кеннеди, расположенного в штате Флорида, проведя на орбите 718 дней. Данная посадка X-37B на территории Космического центра Кеннеди была выполнена впервые.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина: 8,38 м
Размах крыла: 4,6 м
Высота: 2,9 м
Взлётный вес: 4 989 кг
Двигатели: 1 × Рокетдайн AR-2 / 3
Масса полезного груза: 900 кг
Аппарат оборудован панелями солнечных батарей.

Источники: vesti.ru, ru.wikipedia.org и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ
КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА