СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК SR-71 BLACKBIRD (США)
STRATEGIC HIGH-SPEED RECONNAISSANCE AIRCRAFT SR-71 BLACKBIRD (USA)

Исследовательские работы по возможности создания для ВВС скоростного высотного разведчика, обладающего способностью наносить удары по наземным целям начались в 1958 году. Официальное предложение на проектирование самолета фирме Локхид поступило в марте 1962 г. Основным заказчиком самолета получившего обозначение RS-12 (Reconnaissance/Strike) выступало ЦРУ, поэтому ударные возможности для этой машины представлялись излишними.
Макеты двух альтернативных вариантов (R-12 и RS-12) были готовы уже в апреле, а 4 июня 1962 года макеты осмотрели высшие офицеры ВВС во главе с командующим, генералом Кертиссом Ли Меем. Из-за разногласий руководства ВВС и ЦРУ конструкторам пришлось менять «направленность» разработки, они продолжили вариант «универсального А-12″,фактически того же RS-12.
Контракт на изготовление шести прототипов «универсального А-12″ фирма Локхид заключила в конце декабря 1962 г. Самолеты эти предназначались ЦРУ, а не ВВС, – военные все еще не могли решить, нужен им такой самолет или нет.
Хотя ЦРУ сумело сохранить за собой уже построенные А-12, наращивание численного парка этих машин исключалось. Не хватало средств даже на поддержание разведчиков в состоянии, пригодном к полетам. Окончательно в свои руки программу R-12 ВВС взяли весной 1963 г.
Первое заседание макетной комиссии состоялось 13 июня 1963 г. Военные в целом остались довольны, однако они постоянно возвращались к ранним идеям самолета с возможностью придания разведчик ударных функций.
Главным отличием R-12 от А-12 являлось наличие второго члена экипажа, кабину которого оборудовали в секции, отведенной на А-12 под отсек с фотооборудованием. Окончательная сборка и оснащение самолета оборудованием велись не на заводе в Бербэнке, а в Палмдейле. По-видимому, именно после прибытия самолета в Палмдейл и началось более тесное сотрудничество специалистов фирмы Локхид с военными , а обозначение SR-71 стало использоваться в качестве официального.
Самолет SR-71A Blackbird впервые поднялся в воздух 22 декабря 1964 г. В январе 1966 г. он был введен в строй в качестве первого самолета ВВС США, обладающего скоростью 3 М. Серийные машины получили индекс SR-71A. Разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B. Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2 учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл.

Стратегический разведчик SR-71A Blackbird предназначен для ведения специальной разведки с больших высот на сверхзвуковых скоростях обширных территорий в глубоком тылу противника.
Двухместный самолет SR-71A Blackbird был изготовлен в основном из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях превышающих 3 М, например, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000 градусов).
Из-за того что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими «наплывами» в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости. Два постоянно работающих ТРД Пратт-Уитни J58 являлись основной частью комбинированной силовой установки. Эти двигатели обеспечивали полную тягу на низких скоростях. Однако при скорости 3 М они создавали только 18% тяги, а остальная часть обеспечивалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем.
Самолет SR-71A Blackbird выполнен по схеме «бесхвостка» с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем. Самолет имеет сине-черную окраску, что придает его поверхности высокую теплоизлучающую способность (0,93).

SR-71A Blackbird оснащен автоматической системой управления полетом с трехканальной схемой резервирования, которая состоит из системы улучшения устойчивости по трем осям, автопилота и системы балансировки по числу М. Оборудование самолета включает астроинерциальную навигационную систему, обеспечивающую автоматическое слежение за выбранной звездой в дневное время, и вычислитель аэродинамических данных.
В пяти основных отсеках носовой части фюзеляжа размещается оптико-электронная (GUNT) и радиотехническая (COMINT) разведывательная аппаратура, в состав которой входят: лазерная система, короткофокусные панорамные аэрофотокамеры с фокусным расстоянием 610 мм, длиннофокусная аэрофотокамера для боковой перспективной съемки типа LOROP с объективом с фокусным расстоянием 1680 мм и разрешающей способностью 76 см на дальности 96 км. Эти средства позволяют за один вылет вести разведку территории площадью 259000 км с высоты 24400 м. Самолет оборудован также системой РЭБ с пассивными и активными средствами.
Экипаж самолета SR-71A Blackbird состоит из летчика (на переднем кресле) и оператора разведывательного оборудования, который при необходимости может выполнять функции второго летчика, инженера или штурмана.

Самолет выпускался серийно в 1966-1967 гг. Полагают, что производство этих машин должно было насчитывать в общей сложности тридцать два двухместных самолета, включая два учебно-тренировочных, SR-71B и один SR-71C, которые отличаются от исходного измененной формой кабины экипажа (приподнято заднее кресло) и наличием фальшкилей под гондолами двигателей.
SR-71 участвовал в разведке во Вьетнаме и Северной Корее в 1968 году. Одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была специально поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия, однако все пуски ракет по SR-71 были безрезультатными. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить.
Во время холодной войны выполнял разведывательные полёты над территорией СССР (на Кольском полуострове) и Кубы.
А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8–12 подходов к воздушным границам страны[13].
В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии.
Кроме стратегической разведки, самолёт выполнял аэродинамические исследования НАСА по программам AST (Advanced Supersonic Technology — перспективные сверхзвуковые технологии) и SCAR (Supersonic Cruise Aircraft Research — разработка самолёта с крейсерской сверхзвуковой скоростью полёта).
В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч. Всего в FAI было зарегистрировано 4 действительных рекорда, все они относятся к скорости полёта.
К 1998 году, когда самолет сняли с вооружения, в США были построены 32 «Черных дрозда»; 12 из них потеряны. Сегодня подразделение Skunk Works американской компании Lockheed Martin, разработавшее SR-71, занимается созданием нового беспилотного летательного аппарата SR-72, который должен будет занять место, освободившееся после списания Blackbird.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Массы и нагрузки:
- максимальная взлётная, кг 78.020
- масса пустого, кг 30.618
Запас топлива, л 46.180
Размах крыла, м 16,94
Длина, м 32,74
Высота, м 5,56
Площадь крыла, кв. м 141,1
Коэф. удлинения крыла 1,7
Скорость полета, км/ч:
- на высоте 24.000 м 3300
- на высоте 9.150 м 2125
- отрыва 370
- захода на посадку 334
- посадочная 278
Потолок практический, м 28.956
Скороподъемность, м/с 60
Тактический радиус действия, км 2000
Дальность полёта на высоте 24.400 м без дозаправки, км 5230
Продолжительность полёта на той же высоте без дозаправки 1 ч 30 мин
Взлётная дистанция, м 2745
Посадочная дистанция, м 1830
Нагрузка на крыло, кг/кв. м 460
Экипаж, чел 2

Источники: www.dogswar.ru, www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, ucrazy.ru, Лента.ру и др.

ГИПЕРЗВУКОВОЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ SR-72 (США)

© А.В.Карпенко 2013-2022/A.V.Karpenko 2013-2022

Рейтинг@Mail.ru