100-ММ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-100
100-MM SELF-PROPELLED ARTILLERY INSTALLATION OF THE SU-100

Самоходная установка СУ-100 была создана в КБ завода «Уралмаш» с учетом опыта разработки и эксплуатации СУ-85 на базе шасси среднего танка Т-34-85 в 1943 году
Выполненные КБ «Уралмашзавода» под руководством Л.И.Горлицкого проектные работы показали, что на шасси танка Т-34 может быть установлено 100-мм орудие. При этом значительное возрастание огневой мощи не приводит к недопустимому росту массы установки. После рассмотрения результатов этих работ ГКО принял 27 декабря 1943 г. Постановление № 4851 о вооружении тяжелого танка и среднего артсамохода 100-мм орудием. «Уралмашзавод» получил задание спроектировать и к 25.02.44 г. предъявить на госиспытания САУ со 100-мм пушкой С-34 на базе танка Т-34. Пушку с баллистикой корабельного орудия Б-34 разрабатывало ЦАКБ.
Рассмотрение проектной документации пушки С-34 в КБ «Уралмашзавода» показало, что установка ее требовала кардинальных изменений в отработанной заводом конструкции САУ: переход на торсионную подвеску, смещение места механика-водителя влево, уширение верхней части корпуса до габаритов гусеницы и ряд других. Совокупность необходимых изменений в конструкции установки по оценке КБ «Уралмашзавода» приводила к увеличению массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85.
Одновременно с разработкой пушки С-34 совместными усилиями специалистов КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф.Ф.Петрова и «Уралмашзавода» было создано 100-мм орудие Д10-С. Это орудие также имело баллистику 100-мм корабельной пушки Б-34, но было легче С-34 и не требовало существенных изменений в конструкции серийно выпускавшегося корпуса СУ-85.
Выпущенный в феврале 1944 г. опытный образец СУ-100 с пушкой Д10-С прошел заводские и государственные испытания и был рекомендован для принятия на вооружение при условии устранения выявленных незначительных недостатков. В апреле 1944 г. завод получил распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100.
Однако по настоянию ЦАКБ в июне-июле 1944 г. были проведены сравнительные испытания изготовленного к тому времени головного образца СУ-100-2 с частично переделанной пушкой С-34. По результатам испытаний СУ-100-2 была признана худшей и на вооружение не рекомендована. Постановлением ГКО от 03.07.44 г. № 6131 установка СУ-100 была принята на вооружение Красной Армии. Орудие получило наименование «100-мм самоходная пушка обр. 1944 г. Д-10С».
Боевая машина имела сварную из катаных броневых листов закрытую бронирован-ную боевую рубку и корпус, как у САУ
СУ-85. В рубке была установлена 100-мм пушка Д-10С. На крыше рубки установлена неподвижная командирская башенка с вращающейся крышкой, в которой установлен смотровой прибор МК-4.
Переход на серийное производство СУ-100, начавшийся на «Уралмашзаводе» в сентябре 1944 г., не вызвал особых трудностей. Уже с августа серийные СУ-85М выпускались в унифицированном с СУ-100 корпусе и технология его изготовления была хорошо отработана.

УСТРОЙСТВО САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ СУ-100
Цельносварной корпус самоходной установки разделен на четыре отделения: отделение управления, боевое моторное и трансмиссионное отделения.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса машины. В нем размещены сиденье механика-водителя (слева), органы управления механизмами САУ и контрольно-измерительные приборы. Справа от сиденья механика-водителя расположены передняя группа топливных баков емкостью 160 л и стеллаж для 8 снарядов. В верхнем носовом листе корпуса с левой стороны имеется прямоугольный люк механика-водителя. Люк закрывается броневой крышкой на петлях, имеющей два окна для призменных приборов наблюдения.
Боевое отделение расположено за отделением управления в средней части корпуса самоходной установки. В нем размещены: 100-мм пушка обр. 1944 г. Д-10С с прицельными приспособлениями (телескопический шарнирный прицел ТШ-19, орудийная панорама и боковой уровень), радиостанция, два аппарата ТПУ и часть ЗИП. Справа от пушки расположено сиденье командира, слева – наводчика, за ним – заряжающего. Основная часть боекомплекта пушки (25 выстрелов) размещена в боевом отделении в пяти боеукладаках. По днищу отделения проходят тяги приводов управления, а под сиденьем командира находится люк запасного выхода.
В верхней части правого бокового листа боевого отделения имеется вырез, в который вварен козырек для увеличения объема командирской башенки. В крыше командирской башенки установлен прибор наблюдения ТПК-1, а также имеется люк с крышкой. За командирской башенкой к крыше приварены два броневых колпака, под которыми устанавливаются вентиляторы боевого отделения. слева от пушки на крыше боевого отделения расположен люк панорамы, а в кормовой части – посадочный люк экипажа.
После модернизации у правого борта боевого отделения был установлен котел подогревателя, а на перегородке силового отделения – насосный узел подогревателя.
Моторное отделение расположено за боевым и отделено от него перегородкой. В середине отделения на подмоторной раме установлен двигатель, а по обе стороны от него – радиаторы системы охлаждения. По бортам установлено по одному масляному и одному топливному баку, а на днище по обе стороны от двигателя – попарно четыре аккумуляторные батареи.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В нем размещены: главный фрикцион, 5-скоростная коробка передач бортовые фрикционы, тормоза и бортовые передачи. Кроме того, там установлены два топливных бака, два воздухоочистителя и стартер.
Снаружи машины размещен ЗИП, а на боковых листах ниш закреплены наружные баки цилиндрической формы емкостью по 90 л, три топливных и один масляный. Эти баки являются дополнителными и не включены в топливную систему и систему смазки машины.
Силовая установка САУ и ее системы по своему конструктивному выполнению в основном соответствуют Т-34-85, за исключением отдельных изменений, обусловленных конструкцией корпуса и его отделений. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые передачи САУ такие же, как и в танке Т-34-85. Некоторые отличия по конструкции имеют приводы управления из-за смещения органов управления механика-водителя к левому борту.
100-мм самоходная пушка образца 1944 года – Д-10С (52ПС412У) была создана в ОКБ-9 (КБ завода №9). Она имела одинаковую баллистику, внутреннее устройство ствола и профиль нарезов со 100-мм полевой пушкой БС-3. Бронебойно-трассирующим снарядом пушка на дальности 1000 метров пробивала броню 100 мм при угле встречи 0 градусов, при угле встречи 60 градусов – 80 мм. кумулятивный снаряд пробивал броню 180 мм при угле встречи 60 градусов. Серийное производство пушек Д-10С продолжалось с 1944 года по 1948 год.

За период с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. было выпущено 2495 СУ-100, а всего до окончания производства в марте 1946 г. – 3037 машин. Самоходная установка СУ-100 широко использовалась в боях Великой Отечествен-ной войны.
С декабря 1944 г. началось формирование самоходно-артиллерийских бригад, которые имели по 65 самоходных установок СУ-100, 3 СУ-76 и 1492 чел. личного состава. Бригады являлись средством РГК и предназначались для усиления общевойсковых и танковых армий на направлениях главных ударов.
За время серийного производства конструкция машины постоянно совершенствовалась: было упрочнено крепление боеукладки, ликвидирована носовая балка, улучшены узлы соединения листов корпуса и др.
СУ-100 оставалась на вооружении Советской Армии до 60-х годов. В ходе капитальных ремонтов установка модернизировалась. Так, по состоянию на май 1962 г. основные изменения заключались в установке системы подогрева для запуска двигателя в зимнее время, внедрении прибора ночного видения механика-водителя БНВ, доработке электрооборудования, замене радиостанции на 10-РТ-26Э и переговорного устройства на ТПУ-47, а также замене прибора наблюдения командира МК-4 (или ТПК-1) на ТПКУ-2Б.
В дальнейшем на СУ-100 была установлена радиостанция Р-113 и произведены некоторые другие изменения.
В НИМИ для 100-мм установки СУ-100 и полевой пушки БС-3 в 1970-х годах разработан осколочно-фугасный снаряд повышенного могущества 3ОФ32 используемый в выстрелах 3УОФ10 и 3УОФ11.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принята на вооружение Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года
Разработчик КБ завода «Уралмаш»
Изготовитель завод «Уралмаш»
Производство серия 1944-1948 гг.
База танк Т-34-85
Боевая масса, т 31,6
Длина, мм
- с пушкой вперед 9400-9450
- корпуса 5920-6100
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2245
Клиренс, мм 350-400
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,8-0,82
Двигатель:
- тип дизель В-2-34М (В-2-34М-11)
- максимальная мощность, л.с. 500-520
Запас топлива, л 400+270
Ходовая часть:
- тип ведущих колес литые с роликами заднего расположения
- диаметр ведущих колес, мм 634
- число ведущих колес 2
- тип направляющих колес литые со стальным ободом переднего расположения
- диаметр направляющих колес, мм 500
- число направляющих колес 2
- способ натяжен. гусеницы поворот кривошипа
- тип опорных катков литые с внутренней или наружней аммортизацией
- диаметр опорных катков, мм 830
- число опорных катков 10
- полный ход опорных катков, мм 220
- тип подвески индивидуальная пружин.
- тип гусеницы штампован. мелкозвен.
- тип зацепления гребневое
- направление гусеницы гребнями траков
- число траков в гусенице 72
- шаг трака, мм 172
- ширина трака, мм 500
Удельная мощность, л.с./т 15,8
Скорость, км/ч:
- максимальная 48-50
- средняя по грунтовой дороге 20
Запас хода, км 180-320
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 32
- крен, град. 25
- ров, м 2,5
- стенка, м 0,73
- брод, м 1,3
Бронирование, мм (угол наклона, град.):
- лоб корпуса верх 75 (52)
- лоб корпуса верх 60 (60)
- борт корпуса 45 (0 и 40)
- корма корпуса 45 (48)
- крыша 20
- днище 20
- лоб рубки 75 (52)
- борт рубки 45 (20)
- корма рубки 45 (0)
- маска пушки 110
Экипаж, чел 4
Радиостанция 9Р (9РС или 9PM или 10РФ-26Е)
Переговорное устройство ТПУ-3бисФ (позже устанавливалось ТПУ-47)
Гарантийный срок службы, км 1000

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Тип орудия 100-мм пушка Д-10С
Разработчик КБ завода №9 (ОКБ-9)
Гл. конструктор Ф.Ф.Петров
Дальность стрельбы, м:
- максимальная 16000
- прямой наводкой 6900
Дальность прямого выстрела, м:
- бронебойно-трассирующим снарядом 1070
- осколочно-фугасным снарядом 1100
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с 895
Боевая скорострельность, выстр./мин. 5-8
Углы наведения, град.:
- горизонтальный 16
- вертикальный от -3…до +20
Боекомплект, выстрелов 33-34 (из них ОФС – 16, БС – 10 и семь кумулятивных снарядов)
Прицелы:
- прямой наводки ТШ-19
- для стрельбы с закрытых
позиций боковой уровень и панорама

А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 04.07.2014

Источники: Карпенко А.В. «Средние самоходные артиллерийские установки», М: Танко-Мастер №1/2002 г – Бастион, 44 с.

100-ММ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-100. ФОТОРЕПОРТАЖ
100-ММ САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-100. МУЗЕЙ БТТ. 2008. ФОТОРЕПОРТАЖ