МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2 НА МАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ

MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30MK2 AT MAKS-2011, PHOTO REPORT

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2 НАМАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ
Фотографии А.В.Карпенко.

На МАКС-2011 был представлен многоцелевой истребитель СУ-30МК2.
Самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.

Основными особенностями самолета су-30МК2 являются:
• модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей;
• новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов;
• улучшенная система навигации и радиосвязи;
• современная аппаратура бортового комплекса обороны;
широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете;
• усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
Система управления вооружением самолета Су-30МК2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.
Она включает в себя две основные системы:
систему управления вооружением класса «воздух-воздух», состоящую из радиолокационного прицельного комплекса, оптико-электронной прицельной системы и системы индикации на фоне лобового стекла.
систему управления вооружением класса «воздух-поверхность», обеспечивающую применение широкой номенклатуры высокоточного оружия для поражения наземных целей, а также отображение всей прицельно-навигационной информации на 4-х многофункциональных индикаторах, располагающихся на приборных досках кабины экипажа.
Основу информационно-управляющего поля кабины самолета составляют четыре цветных многофункциональных индикатора (МФИ), индикатор на фоне лобового стекла (в первой кабине), на которые в графической и цифровой форме выводится весь необходимый объем прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также информация о работе бортовых систем самолета. Наряду с МФИ на приборных досках кабины размещаются и традиционные электромеханические индикаторы, которым отводятся в основном дублирующие функции.
Радиолокационная станция (РЛС) самолета Су-30МК2 в режиме «воздух-воздух» обеспечивает: поиск воздушных целей; опознавание государственной принадлежности обнаруженных целей; атаку целей ракетам и малой и средней дальности с различными системами наведения; поиск, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем маневренном бою; в режиме «воздух-поверхность»: всепогодное обнаружение, измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей; выдачу координат наземных (надводных) целей для обеспечения применения ракет Х-31А, Х-35Э, Х-59МК.
Оптико-электронная прицельная система включает в себя оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания. Оптико-локационная станция самолета Су-30МК2, представляющая собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера-целеуказателя, используется для обнаружения и сопровождения воздушной цели в передней и задней ее полусферах по ее тепловому излучению, измерения дальности лазерным лучом до воздушной и наземной цели, а также может применяться для лазерного подсвета наземной цели при применении управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с полуактивной лазерной головкой самонаведения.
Вооружение самолета Су-30МК2 включает встроенную автоматическую скорострельную одноствольную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов и ракетно-бомбовое вооружение, размещаемое на 12 точках подвески под крылом и фюзеляжем.
Ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает управляемые ракеты средней дальности типа Р-27 – с тепловыми ГСН (Р-27Т1, Р-27ЭТ1), с полуактивными радиолокационными ГСН (Р-27Р1, Р-27ЭР1), ракеты Р-27П1, Р-27ЭП1, а также ракеты ближнего маневренного боя Р-73Э с ИК ГСН и ракеты средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными ГСН.
Для поражения наземных (надводных) целей на самолете Су-30МК2 используется большая номенклатура управляемого и неуправляемого вооружения.
Управляемое вооружение класса «воздух-поверхность» включает ракеты Х-59МЭ, Х-35Э и Х-59МК, высокоскоростные противокорабельные ракеты средней дальности Х-31А c активными радиолокационными ГСН и противорадиолокационные ракеты средней дальности Х-31П c пассивными радиолокационными ГСН, ракеты малой дальности Х-29Т (ТЕ) c телевизионными или Х-29Л с лазерными ГСН, корректируемую авиабомбу КАБ-1500Кр c телевизионной ГСН и корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр (КАБ-500-ОД).
В состав неуправляемого вооружения входят авиабомбы калибра 500, 250 и 100 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки и неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25-ОФМ.
История венесуэльских Су-30МК2V началась в ноябре 2005 года, когда был дан старт официальным переговорам между «Рособоронэкспортом» и Венесуэлой по закупке 24 «Сухих». До этого Венесуэлой рассматривалась возможность приобретения 18-24 истребителей МиГ-29М2/УБ для замены устаревших самолетов.
1 декабря 2001 года в Венесуэлу прибыл транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с двумя самолетами «МиГ»: МиГ-29М2 и МиГ-29УБ. В течение нескольких дней венесуэльские летчики провели ознакомительные полеты для проверки их летных характеристик и систем вооружения. 10 декабря оба «Мига» участвовали в воздушном параде в День ВВС Венесуэлы.
Однако выбор венесуэльцев пал на «Сухие». Для их демонстрации 2 июля 2006 года в Венесуэлу были доставлены самолеты Су-30МК (б/н «501») и Су-30МК2 (б/н «502») производства КнААПО. Самолеты находились в этой латиноамериканской стране в течение 12 дней, осматривались специалистами ВВС Венесуэлы, также участвовали в воздушном параде в честь 195-летия независимости страны.
28 июля 2006 года был заключен контракт стоимостью 1,6 млрд долларов на поставку в Венесуэлу 24 Cу-30МК2V, вооружения, запасных частей, двигателей, оказания технической помощи, обучение персонала и организацию сервисного обслуживания в стране.
Первые два Су-30МК2V прибыли в Венесуэлу на борту транспортного самолета Ан-124-100 29 ноября 2006 года на авиабазу «Барселона» для формирования 13-й истребительной группы «Симон Боливар». Новые самолеты были официально представлены 10 декабря в дни празднования 86-й годовщины ВВС Венесуэлы. Еще две машины доставлены 22 декабря того же года, следующие 12 машин – в 2007-м, 8 – в январе-июле 2008-го.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип двигателей: 2xАЛ-31Ф
Тяга, кгс: 2×12500
Длина самолета: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота самолета: 6,4 м
Взлетная масса
максимальная: 34500 кг
предельная: 38000 кг
Масса боевой нагрузки: 8000 кг
Запас топлива: 9720 кг
Максимальная скорость полета
на высоте: 2100 км/ч
у земли: 1400 км/ч
Максимальное число М: 2
Практический потолок: 17300 м
Дальность полета
без дозаправки: 3000 км
с одной дозаправкой: 5600 км

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2
10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2011
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ СУ-35, , СУ-33, СУ-30СМ, М2, МКИ, МК2 (ФОТОГРАФИИ)
МАКС, ЖУКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И САЛОНЫ
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ