МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКК

MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30MKK

11.01.2010
КИТАЙ ОПУБЛИКОВАЛ ПЕРВОЕ ФОТО ТРЕНАЖЕРОВ СУ-30МКК

Это первая фотография тренажера для подготовки пилотов многофункциональных истребителей Су-30МКК ВВС НОАК. Снимок опубликован в ежемесячном журнале ВВС China Air Force Monthly (январский номер 2010 года).
Вместе с развертыванием серийного выпуска истребителей J-11B Китай преисполнен решимости обеспечить отечественное производство современного авиационного оборудования для замещения импортной аппаратуры. В 2005 году Россия предложила РЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой в качестве возможной модернизации Су-30МК3, но нет никаких сведений, что ВВС НОАК приняли это предложение.
Военный паритет



МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКК

Работы по созданию на базе Су-30 двухместного ударного самолета для ВВС КНР велись в ОКБ с 1997 года под обозначением Су-30МКК, Главным конструктором по теме был назначен А.И. Кнышев. Согласно заключенному договору, головным исполнителем этого контракта стал серийный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО). Рабочее проектирование ОКБ выполнило в 1997-98 г.г., постройка опытных самолетов осуществлялась в Комсомольске-на-Амуре в 1998-99 г.г. Новый вариант двухместного самолета создан с широким использованием конструктивного задела по Су-27СК и по одноместному истребителю Су-27М. В результате, на Су-30МКК практически без доработок конструкции использованы: центроплан, консоли крыла, воздухозаборники, хвостовые балки, оперение и шасси от Су-27М и агрегаты хвостовой части фюзеляжа от Су-27СК. Таким образом, проектирование нового самолета существенно сократилось, а при постройке новая оснастка потребовалась только для головной части фюзеляжа. К тому же, серийный завод уже имел опыт запуска в серию спарки в начале 80-х годов.
По программе Су-30МКК в ОКБ Сухого в начале 1999 года был доработан пер выи прототип Су-30 – опытный самолет Т-10ПУ-5 (с синим бортовым номером «05″). После переделки машина соверши ла первый полет с аэродрома ЛИИ 9 марта 1999 года Первые три «настоящих» прототипа Су-30МКК строились на КнААПО 19 мая того же года Вячеслав Аверьянов с заводского аэродрома в Комсомольске на-Амуре поднял в воздух машину с синим бортовым номером «501″ а летом завер шилась сборка второго серийного Су 30МКК с синим бортовым номером «502″ Первый был окрашен в стандартный трех цветныи серо-голубой камуфляжный цвет с надписью «Су-30МКК» на килях второй – в однотонный темно-серый (на китайский манер) с «коньячными» полосами и надписью «Су-30МК» на килях Третий и четвертый самолеты с черными бортовыми номерами «503″ и «504″ имели ярко-желтую окраску, поскольку были покрыты грунтовкой (впрочем, борт «503″ позже получил серую окраску и синий номер).
Построенные Су-30МКК отличались от Су-30МКИ вертикальным оперением большей площади, высоты и толщины от самолета Су-35, а также штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги Кроме этого на китайском варианте не устанавливался дестабилизатор.
Многоцелевой истребитель Су-30МКК оборудуется модернизированной бортовой РЛС Н001М разработанной в НИИП им В В Тихомирова которая позволяет на истребителе применять ракеты РВВ-АЕ и новой оптико-локационной станцией, созданной в ЦКБ «Геофизика» Ком плекс бортового оборудования самолета разработан Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ) В нем предусмотрено внедрение ЦВМ нового поколения с новым программным обеспечением связанной с основными подсистемами бортового оборудования и комплекса вооружения мультиплексными каналами информационного обмена На самолете используется и новая система индикации с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах На истребителе предусмотрено применение неуправляемого и управляемого высокоточного оружия для поражения наземных целей (в частности ракет Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, X 29Т с телевизионной головкой самонаведения противорадиолокационных ракет Х31П и корректируемых бомб КАБ-500КР Оружие может подвешиваться в 12 точках его масса может достигать 8 т.
Первый опытный самолет построен весной 1999 года, в воздух Су-30МКК-1 в первый раз поднял 20 мая 1999 года смешанный экипаж летчиков-испытателей в составе: И.Е. Соловьев (ОКБ) и А.В. Пуленко (КнААПО). Четыре первых предсерийных самолета были переданы ОКБ для проведения испытаний. Совместные с ГЛИЦ ВВС испытания самолета проведены в 1999 – 2001 г.г.
27 августа 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течении трех лет 45 российских истребителей Су-30МКК. Общая сумма контракта составляет около 2 млрд долларов Первая партия серийных самолетов в составе 10 Су-30МКК поставлена заказчику в декабре 2000 года.
Основные отличительные особенности Су-30МКК:
– На самолете установлено модернизированное оборудование российского производства, включающее новый вариант РЛС, обеспечивающий режим целеуказания и картографирования; ОЛС с обеспечением режима подсветки цели лазерным лучом; спутниковую навигационную систему, цветные многофункциональные ЖКИ в кабине и т.д.;
– Номенклатура АСП расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ; класса «воздух-земля» Х-29Л/Т/ТЕ, Х-31П, Х-59М; управляемых бомб КАБ-500 и КАБ-1500. На базе Су-30МКК разработан усовершенствованный вариант самолета Су-30МК2, который отличается от базового самолета в части комплектации систем оборудования и вооружения, с 2003 года самолеты этого типа поставляются в Китайскую народную республику. Кроме КНР, самолеты типа Су-30МК в 2003 году поставлены в Индонезию.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса
нормальная взлетная 26400
максимальная взлетная 34500
Масса топлива, кг 96400
Размах крыла, м 14,70
Длина самолета, м 21,94
Высота самолета, м 6,375
Площадь крыла, м2 62,00
Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2200
у земли 1350
Практическая дальность, км 3000
Практический потолок, м 17300
Экипаж 2

ВООРУЖЕНИЕ:

30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
УР класса воздух-воздух средней дальности типа Р-27Р1, Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1
УР малой дальности Р-73Э;
бомбы ФАБ-500, РБК-500, ФАБ-250М62, ФАБ-250М54 и ФАБ-100;
НУРСы С-25, С-13 и С-8;
управляемые авиационные средства поражения класса воздух-поверхность :
• ракеты Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным наведением,
• Х-29Л с лазерным
• Х-59М с телевизионно-командным наведением,
• противорадиолокационные ракеты Х-31П,
• корректируемые авиабомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500КР и КАБ-1500КР, сверхзвуковой ПКР Х-31А.

Источники: www.sukhoi.org, www.airwar.ru и др

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МК2 НАМАКС-2011, ФОТОРЕПОРТАЖ