СВЕРХТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА НОСИТЕЛЬ
SUPER-HEAVY BOOSTER

11.06.2014
В России ведется работа по созданию метановых ракетных двигателей для сверхтяжелых ракет-носителей. Об этом сообщил глава Роскосмоса Олег Остапенко в Таврическом национальном университете имени Вернадского. Он напомнил, что в России ведутся работы по созданию тяжелой и сверхтяжелой ракет. По словам Остапенко, на первом этапе не будет создаваться ракета грузоподъемностью 120 тонн, так как для нее пока нет задач.
«Мы сейчас ставим задачи до 80-85 тонн, этого пока достаточно для лунной программы», – пояснил он. Остапенко отметил, что сверхтяжелая ракета будет модернизироваться «за счет замены двигателей, систем управления и так далее».
На первом этапе создания ракеты двигатель будет работать на кислороде, керосине и водороде. В последующем планируется создать метановые двигатели, которые позволят ракете выводить на орбиту нагрузку до 190 тонн, рассказал О. Остапенко.
Руководитель Роскосмоса проинформировал, что стартовый комплекс для новой ракеты появится на космодроме Восточный. Ранее О. Остапенко на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС сообщил, что проект разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя включен в федеральную космическую программа 2015-2025 годов, однако сама программа еще не утверждена.
ИТАР-ТАСС

18.08.2014
Роскосмос предлагает начать создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса для полетов к Луне уже в 2016 году, чтобы сам ракетный комплекс был готов примерно к 2030 году, когда и планируется экспедиция к Луне. На первый этап работ Роскосмос просит выделить 214,6 млрд рублей, такая сумма прописана в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы. По словам высокопоставленного источника в Роскосмосе, общая сумма затрат на создание ракетного комплекса сверхтяжелого класса на космодроме Восточный близка к 500 млрд, поскольку на 2025–2030 годы, то есть на период уже следующей ФКП, приходится этап создания комплекса «в железе» и летные испытания.
Как говорится в проекте ФКП на 2016–2025 годы, 214,6 млрд рублей, запрашиваемые Роскосмосом, пойдут на создание кислородно-углеводородных (то есть работающих на природном газе) маршевых двигателей для первой ступени ракеты-носителя; создание кислородно-водородного двигателя для второй ступени ракеты; создание кислородно-водородной многодвигательной установки для крупногабаритного разгонного блока, а также самого этого блока.
Известия.ru

03.09.2014

На космодроме Восточный (Амурская область) ведется и планируется строительство космических ракетных комплексов (КРК) под ракеты-носители «Союз-2″ легкого и среднего класса, «Амур» – тяжелого класса и пока безымянной – сверхтяжелого класса, говорится в проекте «Федеральной космической программы (ФКП) на 2016 – 2025 годы», направленном Роскосмосом в правительство на согласование.
В рамках ФКП на Восточном предполагается «создать КРК «Союз-2″ с ракетами-носителями этапов 1а, 1б и 1в, которые обеспечат выведение на низкую орбиту полезной нагрузки массой до 8,4 тонны, на солнечно-синхронную – до 4,6 тонны».
Там же появится «КРК тяжелого класса «Амур», который обеспечит выведение на низкую орбиту автоматических космических аппаратов массой до 25 тонн, пилотируемый транспортных космических кораблей нового поколения массой более 20 тонн, а также полезной нагрузки массой до 5,2 тонн – на геостационарную орбиту».
Под «Амур» будет выполнена модернизация разгонного блока ДМ (разработки и производства Ракетно-космической корпорации «Энергия») с тем, чтобы обеспечить выведение на геостационарную орбиту на первом этапе полезной нагрузки массой до 2,75 тонны, на втором этапе – до 3,3 тонны.
Для этой же ракеты-носителя будет создан комплекс кислородно-водородного разгонного блока, который обеспечит выведение на геостационар полезной нагрузки массой до 5,2 тонны.
По части КРК сверхтяжелого класса, «предназначенного для запусков пилотируемых космических кораблей нового поколения к Луне, а также выведения тяжелых автоматических космических аппаратов на геостационарную орбиту, к астероидам и другим небесным телам» предполагается «выполнить основной объем работ».
В рамках ФКП для обеспечения гарантированного доступа России к космос предполагается до 2025 года выполнить работы, которые обеспечат в последующие пять лет создание КРК и ракеты-носителя сверхтяжелого класса грузоподъемностью 80 тонн и более.
Первый непилотируемый запуск с космодрома Восточный намечен на 2015 год, пилотируемый – на 2018 год.
Интерфакс-АВН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»

03.09.2014
Президент Владимир Путин одобрил начало разработки сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью до 150 тонн, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
«Сегодня можно сказать, что президент дал предварительное добро на начало этих работ (по созданию сверхтяжелой ракеты). Это означает, что после разработки всего семейства ракетоносителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов мы перейдем уже к созданию ракетоносителя совершенно нового класса — ни 7, ни 15, ни 25 тонн полезной нагрузки, а 120-150 тонн полезной нагрузки», — заявил Рогозин во вторник журналистам.
Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для вывода космических аппаратов за пределы околоземной орбиты.
Проект разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя включен в Федеральную космическую программу 2015-2025 годов, однако сама программа еще не утверждена. Как ожидается, проект будет реализовываться в два этапа: на первом — ракета с полезной нагрузкой от 70 до 80 тонн, на следующих этапах — от 120 до 190 тонн. Заявки на создание проекта подали РКК «Энергия», Центр имени Хруничева и ЦСКБ «Прогресс».
РИА Новости

04.09.2014
Роскосмос просит из бюджета более 200 млрд рублей на создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса для запуска с космодрома Восточный, говорится в проекте «Федеральной космической программы на 2016-2025 годы» (ФКП), текст которого направлен в правительство на согласование.
На создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на космодроме Восточный Роскосмос просит выделить в период с 2016 по 2025 годы 151,6 млрд рублей.
Кроме того, проектом ФКП предусматривается повышение энергетических возможностей сверхтяжелой ракеты-носителя за счет создания кислородно-водородного разгонного блока. Начало наземной экспериментальной отработки данного разгонного блока планируется на 2021 год. Затраты на его разработку и начало испытаний Роскосмос оценивает в 60,5 млрд рублей.
Интерфакс

29.09.2014
Облик новейшей российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса, а также головное предприятие по ее созданию будут определены до конца года, сообщил, отвечая на вопрос РИА Новости, глава Роскосмоса Олег Остапенко.
«Конкурсных работ мы пока не проводили. Три ведущих российских космических предприятия – РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс» и Центр им. Хруничева – сейчас работают над аванпроектами. До конца года мы проведем согласительное совещание по облику новой ракеты и определим головное предприятие по этому проекту», – сказал О. Остапенко. Как стало известно в апреле, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса включено в утверждаемую сейчас новую Федеральную космическую программу.
Первый этап разработки предусматривает создание ракеты грузоподъемностью от 70 до 80 тонн, второй – в 100-120 тонн. По данным Роскосмоса, при создании новой ракеты планируется использовать задел, созданный при создании советской ракеты-носителя «Энергия» (одной из самых мощных в мире). Эта ракета была запущена всего два раза, в 1987 и 1988 годах.

27.10.2014
Роскосмос к концу года планирует получить от ведущих предприятий ракетно-космической отрасли предложения по облику сверхтяжелой ракеты-носителя, сообщил начальник управления средств выведения и наземной инфраструктуры российского космического агентства Андрей Мазурин.
«Что касается носителя (грузоподъемностью) до 160 тонн, проработки начаты. Нужны технические предложения, в частности, облик, нужна глубина проработки, которая позволит экономически оценить этот проект и понять, нужен ли он вообще.
Мы ожидаем к концу года получить проработки от ведущих предприятий», – заявил представитель Роскосмоса.
ТАСС

14.12.2014
Самарский ракетно-космический центр «Прогресс» 15 декабря представит в Роскосмос аванпроект сверхтяжелой ракеты-носителя. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Самарской области.
«Мы должны сдать аванпроект в Роскосмос 15 декабря. Это носитель грузоподъемностью 85-90 тонн, он должен обеспечить в будущем полеты на Луну и на Марс», – сказал гендиректор РКЦ Александр Кирилин на встрече с губернатором области Николаем Меркушкиным.
ТАСС

17.12.2014
Облик новейшей сверхтяжелой ракеты-носителя Роскосмос рассмотрит в январе 2015 года, сообщил журналистам в понедельник глава Роскосмоса Олег Остапенко.
«Нам уже… поступили проекты от трех ведущих космических предприятий отрасли. Экспертная комиссия приступила к их рассмотрению, а в январе мы определим лидера и приступим к формированию облика сверхтяжелой ракеты-носителя», — сказал руководитель агентства.
Как сообщалось, Роскосмос рассматривает вопрос создания сверхтяжелого носителя для российской лунной программы, который смог бы выводить грузы массой до 80 тонн, а в перспективе возможно создание ракеты-носителя на 130-160 тонн для других задач.
Создание сверхтяжелой ракеты-носителя прописано в проекте долгосрочной программы освоения дальнего космоса. Согласно документу, в 2028 году такая ракета должна быть использована для полетов на Луну. Ее грузоподъемность оценивается в 80-85 тонн. В том же году Россия, как ожидается, приступит к строительству орбитальной станции у Луны.
Arms-expo

12.02.2015
Научно-технический совет (НТС) Роскосмоса в ближайшее время рассмотрит проекты отечественной ракеты-носителя сверхтяжелого класса, представленные предприятиями отрасли. Об этом сообщил ТАСС гендиректор Ракетно-космического центра «Прогресс» (одно из предприятий, представивших свой проект новой ракеты) Александр Кирилин
«Ожидается, что в ближайшее время на заседании НТС Роскосмоса будут рассмотрены проекты сверхтяжелой ракеты, представленные предприятиями отрасли, и будет сделан выбор одного из вариантов», – сказал он.
Кирилин уточнил, что РКЦ «Прогресс» представил в Федеральное космическое агентство технические предложения по созданию носителя на перспективном топливе – сжиженном природном газе. Это совместный проект с Центром имени Хруничева, ответственным за разработку разгонного блока для новой ракеты.
«Дальнейшие действия будут зависеть от решений, принятых Роскосмосом», – добавил гендиректор самарского предприятия.
ТАСС

21.02.2015
Научно-технический совет Роскосмоса на следующей неделе рассмотрит проекты российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса, представленные предприятиями отрасли. Об этом сообщил сегодня ТАСС источник в ракетно-космической промышленности.
Он отметил, что совет впервые соберется в новом составе – под руководством Юрия Коптева, который ранее возлавлял аналогичный совет Объединенной ракетно-космической корпорации (а до 2004 года руководил «Росавиакосмосом»). На заседании, по словам источника, рассмотрят изменения в Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы в области пилотируемой космонавтики.
«В частности, планируется принять решение по срокам создания отечественной сверхтяжелой ракеты и необходимости разработки в ближайшие годы лунной версии российского перспективного пилотируемого корабля», – сказал источник. Он не исключил, что по итогам заседания один из проектов сверхтяжелой ракеты могут и утвердить.
ТАСС

25.03.2015
Имеющийся парк ракет-носителей не обеспечивает нужды Минобороны РФ по выведению тяжелых военных спутников на орбиту, заявил журналистам глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.
«Есть ряд проектов в интересах Минобороны, где мы не обеспечиваем выведение на целевую орбиту полезной нагрузки, и нам приходится некоторую целевую аппаратуру снимать», – сказал Коптев, объясняя необходимость создания новой ракеты с грузоподъемностью 35-37 тонн на низкую околоземную орбиту.
При этом представитель Роскосмоса отметил, что новая «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью сможет выводить на геопереходную орбиту 12-12,5 тонн полезной нагрузки, тогда как «Ангара-А5″ с водородным разгонным блоком – всего 7 тонн.
Перспективная американская ракета «Дельта Хеви», как ожидается, будет доставлять на геопереходную орбиту груз массой 12-14 тонн, европейская «Ариан 6″ – 10-11 тонн, а китайская тяжелая ракета – до 10.
ТАСС

14.04.2015
Путин поставил вопрос о запуске сверхтяжелых ракет с космодрома «Восточный». Президент России Владимир Путин поручил Роскосмосу продумать возможность запуска сверхтяжелых ракет с космодрома «Восточный», сообщают российские СМИ.
«Тяжелая и так была предусмотрена, речь должна идти о сверхтяжелой ракете. Об этом надо думать», — заявил Путин на встрече с главой Роскосмоса Игорем Комаровым.
Комаров ответил, что работа над подготовкой космодрома к запуску сверхтяжелых ракет ведется.
РИА Новости

23.07.2015
Роскосмос в рамках проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы намерен разработать треть базовых технологий, необходимых для создания ракеты-носителя сверхтяжелого класса, сообщил 21 июля ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
«В рамках новой программы предполагается провести научно-технический задел по тематике сверхтяжелой ракеты. Предлагается довести готовность базовых технологических решений в таких направлениях, например, как создание двигателей, материалов, систем управления, до 35% от необходимого объема», – сказал собеседник.
По его словам, к вопросу о создании сверхтяжелой ракеты Россия может вернуться после 2030 года.
«Стоимость разработки ракеты-носителя сверхтяжелого класса вплоть до создания первого летного изделия оценена в 700 млрд рублей. При выделении необходимого финансирования работы могут быть проведены в течение 7-8 лет», – сказал собеседник агентства.
В эту сумму входит создание 1000-тонного двигателя РД-175 на базе 800-тонного РД-170. Дополнительно потребуются средства на строительство стартового комплекса на космодроме Восточный, а также возведение сборочного завода крупногабаритных изделий для производства узлов и агрегатов ракеты.
ТАСС

25.06.2016
Госкорпорация «Роскосмос» завершила тендер на создание транспортно-энергетического модуля для полетов к Луне и Марсу на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (шифр: ОКР «ТЭМ») единственным подрядчиком — государственным «Исследовательским центром имени Келдыша».
По данным сайта госзакупок, сумма, выделенная на проект в 2016–2018 годы, составляет 3 млрд 811 млн 142 тыс. 400 руб. Источник финансирования — средства федерального бюджета. Сумма распределится следующим образом: на 2016 год — 1,70 млрд руб.; на 2017 год — 1,68 млрд руб.; на 2018 год — 432,5 млн руб.
Ранее сообщалось, что в России создадут плазменный ракетный двигатель для дальнего космоса.
http://www.gazeta.ru

22.08.2016

Роскосмос начал проектирование новой ракеты сверхтяжелого класса на основе программы «Энергия-Буран», которая уже использовалась для разработки двигателя РД-171, заявил гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев в интервью газете «Известия».
Эту информацию изданию подтвердил генконструктор по ракетным комплексам Роскосмоса Александр Медведев. При этом отмечается, что от строительства сверхтяжелой «Ангары А5В» с водородной ступенью Роскосмос намерен отказаться. Планируется, что новая ракета станет основной в последующей реализации лунной программы.
«Мы ведем с генеральным конструктором по ракетным комплексам «Роскосмоса» Александром Медведевым проработку носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя, который у нас уже есть, — РД-171, он ложится в основу концепции сверхтяжелого носителя», — рассказал Солнцев.
По его словам, использование водородных схем на первой и второй ступенях этого носителя пока не планируется. Третью ступень разработчики намерены взять от уже летающей «Ангары».
«Такая компиляция позволит нам сэкономить и время, и деньги. Мы берем то, что уже есть, не несем дополнительных затрат и не уходим в «перспективу десятилетий». Я уверен, что создание «сверхтяжа» по этой схеме возможно в рекордное время — речь идет о пяти-семи годах», — пояснил глава «Энергии», добавив, что проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации лунной программы.
РИА Новости

01.04.2017
Начало летных испытаний российской сверхтяжелой ракеты намечено на 2035 год. Об этом говорится в материалах госкорпорации Роскосмос по стратегии развития космической отрасли.
В разделе документа «Система средств выведения» летные испытания «сверхтяжа» запланированы на 2035 год. Отмечается, что ракета будет состоять из ступеней ракет «Ангара-А5В» и «Феникс».
Как сообщал ранее заместитель гендиректора госкорпорации Роскосмос Юрий Власов, в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа «Феникс» – это будет новая ракета среднего класса, которая потом будет использована в качестве первой и второй ступеней сверхтяжелой ракеты.
«Феникс» сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза, а на геостационарную орбиту – до 2,5 тонны груза при помощи разгонного блока. А в рамках «Ангары- А5В» будет сделана водородная ступень, которая на сверхтяжелой ракете будет использоваться в качестве третьей ступени.
Между тем начало летных испытаний тяжелой ракеты «Ангара-А5В» намечено на 2027-2028 годы. В разделе документа «Система средств выведения» в качестве сроков начала летных испытаний обозначены 2027-2028 годы.
Решение о создании «Ангары-А5В» было принято научно- техническим советом Роскосомса в марте 2015 года. Отличие «Ангары-А5В» от «Ангары-А5″ заключается в том, что кислородно-керосиновая третья ступень будет заменена кислородно-водородной.
Как сообщалось, эскизный проект «Ангары-А5В» должны начать разрабатывать в 2017 году. Разработка ракеты должна быть завершена к 2025 году.
ТАСС

16.06.2017

Стартовый комплекс для сверхтяжелой ракеты начнут строить на космодроме Восточный сразу после стартового стола для «Ангары», написал вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин в Facebook.
«Со следующего года количество пусков будет ежегодно увеличиваться. Также в 2018 году начнется строительство стартового комплекса для «тяжелой» «Ангары-А5М» с пуском в 2021 году, сразу после этого будет построен третий комплекс – для сверхтяжелой ракеты», – отметил он.
Рогозин напомнил, что в декабре 2017 года с космодрома запланировано проведение двух пусков ракет-носителей «Союз-2″.
Помимо этого, вице-премьер сообщил, что Россия и Казахстан согласовали создание стартового комплекса для ракеты-носителя «Союз-5″ на космодроме Байконур. «Что касается Байконура, то мы его бросать не собирались никогда. Позавчера мы согласовали с Казахстаном строительство комплекса для ракеты среднего класса с пуском в 2022 году», – написал он.
ТАСС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»

22.07.2017
Первый запуск российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса запланирован на 2028 год.
Об этом говорится в презентации НПО «Энергомаш», представленной на авиасалоне МАКС-2017.
«Первый полет ракеты-носителя сверхтяжелого класса планируется на 2028 год», – говорится в документе.
Ранее гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев представил свой проект ракеты-носителя «Энергия-5В» сверхтяжелого класса, предназначенной для отправки пилотируемой миссии на Луну. По его словам, при создании ракеты от «Ангары-А5В» будет взята верхняя водородная ступень, от перспективной ракеты среднего класса «Союз-5″ будут использованы первая и вторая ступени.
Позже источник ТАСС сообщил, что корпорацией определен примерный облик двух типов ракет, предлагаемых для реализации, – «Энергия-5В-ПТК» и «Энергия-5ВР-ПТК» со стартовой массой 2368 тонн и 2346 тонн. Оба варианта ракеты будут способны вывести на низкую околоземную орбиту около 100 тонн полезного груза, а на окололунную орбиту – 20,5 тонны (массу «лунной» версии корабля «Федерация»). Вместо корабля «сверху» ракеты может также находиться лунный взлетно-посадочный модуль. Для доставки корабля «Федерация» или лунного взлетно-посадочного модуля к Луне предлагается использовать межорбитальный буксир на базе разгонного блока ДМ.
В Роскосмосе считают, что создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется в 1,5 трлн рублей. Ранее Роскосмос заявлял, что до 2030 года нет необходимости торопиться с созданием сверхтяжелой ракеты, поскольку для нее нет полезных нагрузок.
ТАСС

03.02.2018
Корпорация «Энергия» определена головным разработчиком космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК). Указ о создании на космодроме ВОСТОЧНЫЙ этого комплекса был подписан на этой неделе Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ. В составе соисполнителей работ – предприятия Госкорпорации «РОСКОСМОС»: АО «РКЦ «Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и др.
Концепция создания КРК СТК предполагает максимальное использование уже существующих наработок. Также при разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время ракеты среднего класса «Союз-5».
Определены основные этапы работ по проекту. На первом этапе – в период с 2018 по 2019 год – будет разработан эскизный проект на КРК СТК, определен проектный облик составных частей комплекса, подготовлены технико-экономические обоснования.
Второй этап, запланированный на 2020-2028 годы, предусматривает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Проведение летных испытаний «сверхтяжа» запланировано с 2028 года.
В соответствии с проектом технического задания КРК СТК должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту.
Создание КРК СТК позволит существенно расширить возможности реализации ряда перспективных космических программ, прежде всего – освоения Луны, исследования дальнего космоса, создания космических комплексов противоастероидной защиты и т.п.
РКК «ЭНЕРГИЯ»

30.03.2018
Роскосмос планирует потратить на разработку эскиза сверхтяжелой ракеты 1 млрд 613 млн рублей, разработку планируется завершить до конца октября 2019 года, следует из информации, размещенной на сайте госзакупок,
На низкую околоземную орбиту ракета должна будет выводить более 80 тонн, а до Луны доставлять не менее 20 тонн. Также отмечается, что в проекте должны быть заложены возможности увеличения грузоподъемности до 140 и 27 тонн на соответствующие орбиты. Кроме этого планируется с помощью новой ракеты отправлять корабли и станции к Марсу и Юпитеру. Перелет к Луне должен длиться не дольше пяти суток, – сообщается в заявке.
В 2028 году, как следует из документа, пуском с космодрома Восточный должны начаться летные испытания ракеты. Предусмотрено, что в год можно проводить до двух стартов сверхтяжелой ракеты. А срок эксплуатации не должен быть менее 20 лет.

05.06.2018
Испытания первой многоразовой, возвращаемой космической ракеты намечены в России на 2022 год. Об этом агентству РИА Новости рассказал руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Борис Сатовский.
«Завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетно-космической системы сверхлегкого класса. Определен облик перспективной многоразовой ракетно-космической системы. Летные испытания демонстратора системы намечены на 2022 год», — сказал он.
Сатовский уточнил, что ракета сможет выводить на орбиту до 600 килограммов полезного груза, после чего приземляться в район старта на обычную взлетно-посадочную полосу. Система будет работать на криогенном топливе «жидкий кислород — сжиженный метан», управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение.
Среди преимуществ системы называется возможность запуска с мобильных пусковых комплексов.
30 мая научный руководитель Института космической политики Иван Моисеевзаявил, что сверхтяжелая ракета в России не нужна, «потому что для нее нет нагрузок, а это уже миллиард рублей только на эскизный проект».
Лента.ру

10.06.2018

Космический центр имени Хруничева (входит в госкорпорацию «Роскосмос») использует наработки Фонда перспективных исследований (ФПИ) при разработке своей многоразовой ракеты, сообщили РИА Новости в дирекции по коммуникациям предприятия.
Ранее сообщалось, что ФПИ совместно с Роскосмосом и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) завершили аванпроектирование легкой многоразовой ракеты.
«Роскосмос в лице Центра Хруничева выдал головному исполнителю — ЭМЗ имени Мясищева (входит в ОАК — ред.) — необходимые исходные данные. Взамен Роскосмос получит результаты летных испытаний демонстраторов для дальнейших разработок многоразовых ракет-носителей», — рассказал представитель космического центра.
Он напомнил, что Центр Хруничева в этих работах выступал соисполнителем работ и предоставил ФПИ и ОАК первичные данные, наработанные предприятием ранее по проектам «Байкал» и МРКС в начале 2000-х и в 2010-х годах соответственно. Головным исполнителем новых работ выступил Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева.
В Центре Хруничева рассказали, что в сентябре 2017 года Фондом перспективных исследований была начата предпроектная проработка по тематике создания многоразовых космических систем. Для координации работ создан межведомственный авиационно-космический научно-технический совет при ЦНИИмаш. В его состав вошли все ведущие предприятия как космической, так и авиационной отрасли, имеющие наработки в данной области.
«В 2017 году было принято совместное решение Роскосмоса, ОАК и ФПИ о создании комплекса летно-экспериментальных демонстраторов многоразовых возвращаемых ракетных блоков для ракет-носителей легкого класса», — рассказал представитель центра.
ФПИ взял на себя обязательства по реализации первого этапа проекта — создание демонстраторов многоразовых возвращаемых крылатых ракетных блоков для ракет-носителей легкого класса. Фонд также обеспечивал реализацию аванпроекта по обоснованию технического облика такого демонстратора.
РИА Новости

ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА НОСИТЕЛЬ ТИПА «АМУР»
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ