ПОДВЕСНАЯ ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА

ОБНАРУЖЕНИЯ МИН ALMDS (США)

LASER MINE DETECTION SYSTEM ALMDS (USA)

25.04.2019

Компания Northrop Grumman получила от ВМС США модификацию контракта на производство бортовой подвесной лазерной системы обнаружения мин ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System) на сумму 15 млн долл США, сообщает defenseworld.net 25 апреля.
Контейнер с датчиками ALMDS обнаруживает, классифицирует и опознает подповерхностные, якорные, морские мины, им оснащаются вертолеты MH-60S, чтобы обеспечить быструю широкомасштабную разведку и оценку минных угроз в прибрежных зонах, узких проливах, районах действий амфибийных судов, говорится в заявлении Министерства обороны США в среду.
Ожидается, что работы будут завершены к августу 2021 года.
Военный паритет


ПОДВЕСНАЯ ЛАЗЕРНАЯ СИСТЕМА

ОБНАРУЖЕНИЯ МИН ALMDS

Лазерной локационной системой, предназначенной для поиска и обнаружения морских мин, причем серийно выпускающейся и стоящей на вооружении ВМС США, является лазерная противоминная система авиационного базирования AN/AES-1 ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System), разработанная специалистами подразделения «Интегрированные системы» корпорации «Northrop Grumman Integrated Systems» и предназначенная для противоминного обеспечения корабельных ударных групп (особенно авианосных и десантных) при форсировании проливных зон, узкостей и иных районов, потенциально опасных с точки зрения минной угрозы, а также для оперативного противоминного обеспечения морских десантных операций.
Важной особенностью данной системы является то, что с самого начала ее было решено включить в состав так называемого модуля противоминной обороны (mine-warfare mission module) литоральных боевых кораблей (ЛБК), в составе которого она должна была обеспечить эффективный поиск, обнаружение, классификацию и определение точных координат плавающих, дрейфующих и притопленных мин, а также якорных мин, находящихся на расстоянии до 15 м от поверхности воды.
Заказчик потребовал обеспечить максимально больший обзор акватории за один проход на большой скорости, что непосредственным образом отразилось на конструктивных особенностях системы.
AN/AES-1 представляет собой лазерную локационную систему контейнерного типа, в которой отсутствуют сложные механизмы привода сканирующего блока, как это имеет место, например, на обычной РЛС. В качестве носителя данной системы выбран вертолет корабельного базирования MH-60S «Knight Hawk». Контейнер с системой AN/AES-1 подвешивается на пилоне с левого борта вертолета посредством стандартного бомбового держателя типа BRU-14. Направление лазерного луча – вниз-вперед по курсу полета носителя.
Собственно контейнер, в котором находится аппаратура рассматриваемой лазерной локационной системы, по данным компании-разработчика, имеет длину 2,72 м, диаметр 0,533 м и весит около 365 кг. В контейнере, начиная с передней его части, расположены: система жизнеобеспечения, центральный отсек с блоками электронной аппаратуры, система герметизации (наддува) контейнера, лазерный блок (вместе с лазерным передатчиком), приемники отраженных от препятствий лучей лазера, в роли которых выступают четыре фотокамеры, а также блок питания и контрольный блок. Управление работой AN/AES-1 осуществляется с приборной доски в кабине вертолета MH-60S, туда же на многофункциональные индикаторы выводятся данные – результаты сканирования водного пространства.

Лазерный блок разработчик, в свою очередь, построил на базе лазерного локатора, лидара, с импульсным твердотельным лазером на иттрий-алюминиевом гранате с неодимом с рабочей длиной волны 532 нм, длительностью импульса 9 не и рабочей частотой 100 Гц. Причем лидар для данной системы был разработан специалистами компании «Arete Associates» на базе запатентованной ею специальной технологии, получившей название STIL – от Streak Tube Imaging LIDAR, что можно перевести с английского примерно как «Лидар с электронно-оптическим устройством с временным разрешением». В данном случае в рабочем контуре используются импульсный лазерный излучатель и электронно-оптическое устройство (камера) с временным разрешением, что позволяет получать трехмерную (по трем координатам) картинку с высоким, не хуже 1,25 см, разрешением.
В апреле 2000 г. командование ВМС США выдало компании «Northrop Grumman» контракт стоимостью 39 млн. долл., согласно которому та должна была выполнить разработку системы и построить опытный образец.
После получения вышеуказанного контракта на разработку и испытание системы AN/AES-1 компания в соответствии с графиком выполнила необходимые работы и в апреле 2004 г. приступила к испытаниям опытного образца на борту специально выделенного для этих целей вертолета MH-60S. Испытания проходили довольно успешно, а 16 июня 2005 г. официальный представитель ВМС США объявил о том, что компания «Northrop Grumman» завершила этап разработки и демонстрации возможностей системы и готова приступить к началу малосерийного ее производства.
13 сентября 2005 г. компания «Northrop Grumman» получила контракт №61331-05-С-0049 стоимостью 124,5 млн. долл., который предстояло выполнить в два этапа:
– на первом этапе – в рамках малосерийного производства собрать и поставить флоту три комплекта AN/AES-1 (LRIP 1; стоимость работ – 45,5 млн. долл.);
– на втором этапе – поставить шесть контейнеров в рамках малосерийного производства, плюс передать заказчику первую серийную партию из шести контейнеров, два учебных комплекта и обеспечить необходимую логистическую поддержку.
Первая система AN/AES-1 была передана ВМС США в январе 2007 года во время торжественной церемонии, организованной на предприятии «Northrop Grumman» в Мельбурне, штат Флорида. До марта она прошла первый этап наземных испытаний, после – второй этап наземных испытаний в специализированном центре в Панама-Сити, а затем успешно прошла этап летных испытаний.
6 марта 2008 года компания в рамках контракта от 2005 г. получила дополнительный контракт стоимостью 24 млн. 912 тыс. 910 долл. на производство второй малосерийной партии из трех комплектов AN/AES-1 (LRIP 2), последний из которых был поставлен 11 марта 2010 г.
В 2012 г. система AN/AES-1 ALMDS успешно прошла этап эксплуатационной оценки и испытаний и была принята на вооружение ВМС США в составе бортового вооружения вертолетов MH-60S и элемента модуля противоминной обороны ЛБК.

Японские ВМС самообороны в начале 2012 года закупили 4 авиационные лазерные системы обнаружения мин ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System), разработанные и производимые компанией Northrop Grumman. Система ALMDS устанавливается на борту вертолетов ВМС Японии и предназначена для обнаружения мин на акваториях, непосредственно примыкающих к береговой черте. Это первая продажа за рубеж системы ALMDS, которую Northrop Grumman реализует по схеме целевых прямых поставок военной техники.
Размещение систем на борту вертолетов MCH-101 позволит в течение одного полета обследовать большие акватории и значительно сократить временной интервал от обнаружения до нейтрализации минной угрозы.

Компания Northrop Grumman получила от ВМС США модификацию контракта на производство бортовой подвесной лазерной системы обнаружения мин ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System) на сумму 15 млн долл США.
Ожидается, что работы будут завершены к августу 2021 года.
Лазерную локационную систему AN/AES-1 планируется включить в состав так называемой «Авиационной системы быстрой нейтрализации мин» или RAMICS (от Rapid Airbornt Mine Clearance System), которая предназначается для борьбы с плавающими, якорными и донными минами, которые будут обнаруживаться различными поисковыми системами, включая лазерную локационную, и уничтожаться при помощи 30-мм автоматической пушки Mk.44 «Bushmaster». Разработка системы AN/AWS-2 RAMICS осуществляется для ВМС США компанией «Northrop Grumman».
Northrop Grumman помимо ALMDS разработала еще две противоминные системы. Первая из них, получившая обозначение RAMCS (Rapid Airborne Mine Clearance System), предназначена для уничтожения надводных и подводных мин при помощи устанавливаемой на вертолеты MH-60S 30-миллиметровой пушки и специальных снарядов. В настоящее время она проходит наземные испытания. Вторая разработка – ASTAMIDS (Airborne Standoff Minefield Detection System) – представляет собой интегрированный комплект датчиков воздушного базирования, который может устанавливаться на беспилотных летательных аппаратах вертолетного типа Fire Scout для обнаружения и определения координат наземных мин.

Источники: topwar.ru, defenseworld.net, Военный паритет, flot.com, Lenta.Ru и др.

КОРАБЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ SH-60 LAMPS MK III SEAHAWK (ВМС США)
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США