УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALON (США)
TRAINING AIRCRAFT T-38 TALON (USA)

24.08.2015

Турция решила безвозмездно передать Пакистану 34 снятых из эксплуатации учебно-тренировочных самолета Northrop T-38 Talon, сообщает asian-defence-news.blogspot.se 21 августа (подборка фото турецких Т-38М — прим. ВП).
Самолеты этого типа до сих пор состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Решение о передаче самолетов было объявлено во время недавней встречи командующего ВВС Турции генерала Абидина Унала (Abidin Unal) с пакистанским коллегой главным маршалом авиации Сохаилом Аманом (Sohail Aman). Скорее всего, самолеты будут переданы до конца года и будут эксплуатироваться в ВВС Пакистана, по меньшей мере, 10 лет.
Т-38М является модернизированным вариантом Т-38А, оснащен полностью стеклянной кабиной (full glass cockpit — прим. ВП) в рамках проекта, реализованного компанией Turkish Aerospace Industries. ВВС США и NASA широко используют УТС Т-38, за все время эксплуатации на них прошло обучение 50 тыс пилотов.
В ответ на планы ВВС Индии закупить боевые самолеты пятого поколения ВВС Пакистана также намерены приобрести истребители-бомбардировщики этого поколения, сообщают источники, не уточняя тип самолета.
Военный Паритет

16.01.2016
Компания Boeing, которая обязалась обеспечить эксплуатацию учебно-тренировочных самолетов Т-38 в составе ВВС США до 2026 года, будет поддерживать этот процесс еще 10 лет, сообщает asdnews.com 14 января. Сумма контракта составит 855 млн долл США.
Компания обеспечит функционирование авионики, кабинных дисплеев, панелей управления и систем связи на 456 самолетах, а также проведет модернизацию 37 тренажеров для подготовки летного персонала.
«Мы играем важную роль в подготовке пилотов, чтобы они дальше переходили к современной истребительной авиации, и поэтому наша компания будет поддерживать летную годность Т-38 еще на 10 лет», заявил руководитель программы Т-38 Курт Шредер (Kurt Schroeder). Самолет производился компанией Northrop, машина является основным типом УТС для военной авиации США и НАТО. Первый полет Т-38 состоялся в 1959 году (в период 1961-1972 годов произведено 1146 самолетов этого типа – прим. Военный Паритет).
В перспективе ВВС США планиру.т заменить этот самолет новым УТС, который создается по программе ТХ. В конкурсе Boeing участвует в связке со шведской компанией Saab.
Военный Паритет

22.11.2017
В штате Техас на границе с Мексикой разбился военный учебно-тренировочный самолет T-38 Talon, сообщает база ВВС США в городе Дель-Рио. Из двух пилотов один погиб, второй госпитализирован.
Катастрофа произошла 20 ноября 2017 года примерно в 16:00 по местному времени (около 01:00 по московскому времени 21 ноября 2017 года) северо-западнее базы вблизи города Сан-Антонио.
Причины случившегося неизвестны. На месте аварии работают чрезвычайные службы и военные. ВВС США выразили соболезнования семье и друзьям пилотов.
Лента.ру

20.08.2018

17 августа в штате Оклахома разбился учебно-тренировочный самолет T-38 Talon ВВС США, сообщает defence-blog.com 18 августа. Самолет потерпел крушение во время обычного тренировочного полета с базы Ванс ВВС США (Оклахома).
В кабине самолета находился один пилот-инструктор, он успешно катапультировался, серьезных травм не получил и проходит обследование в госпитале ВВС.
T-38C Talon II, созданный в 1960-х годах, является двухдвигательным сверхзвуковым УТС и до сих пор состоит на вооружении ВВС США.
Военный паритет

15.11.2018

Американские военные потеряли ещё один боевой самолёт: сверхзвуковой истребитель T-38 Talon ВВС США рухнул на территории штата Техас рядом с мексиканской границей.
О происшествии сообщила пресс-служба авиабазы Лафлин на своей странице в соцсети.
«T-38 Talon, дислоцированный на военно-воздушной базе Лафлин, разбился около 19:40 на базе. Спасатели находятся на месте крушения», — говорится в сообщении пресс-службы.
Судьба экипажа разбившегося истребителя пока неизвестна.
rusvesna.su


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALON

В середине 1950-х гг. компания Northrop начала на собственные средства проектирование легкого истребителя с высокими летными характеристиками, обозначив его N-156. Этот проект должен был открыть семейство самолетов, включая сверхзвуковой тренировочный N-156T. Три опытных образца YT-38 заказаны в декабре 1956 г.. а в июне 1958 г. их число было увеличено до шести. Первый из них совершил полет 10 апреля 1959 г. Два опытных самолета оснащались двумя бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой 953 кг, но остальные четыре имели двигатели YJ85-GE-5 тягой 1633 кг с форсажной камерой. Испытания с последними двигателями привели к первоначальному контракту на самолетT-38A Talon, первый из которых поступил в эксплуатацию 17 марта 1961 г.
Серийное производство самолетов завершилось в 1972 году (в том году в ВВС США насчитывалось более 1100 самолетов этого типа). Программа модернизации включала в себя замену катапультных сидений, усиление и проверку лонжеронов, тормозов, стоек шасси и системы управления полетом, усовершенствовано бортовое радиоэлектронное оборудование.

Самолёт T-38 Talon представляет собой построенный по классической схеме низкоплан с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24°. Задняя кромка имеет небольшую отрицательную стреловидность. Коэффициент сужения крыла более 2. Крыло-моноблок оснащено элеронами и щелевыми закрылками, отклоняемыми электроприводом в диапазоне 0-44° и блокируемыми в произвольном положении. Удлиненный фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур его плоской нижней части образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа во взаимодействии с крылом способствует созданию подъемной силы. В передней части фюзеляжа расположены отсек оборудования и кабина экипажа с местами друг за другом. Трехсекционный фонарь кабины состоит из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад средней и задней частей. В центральной части фюзеляжа располагаются топливные баки и два двигателя, расположенные рядом в горизонтальной плоскости. Небольшая длина двигателей позволила применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа. На хвостовой части установлен лишь управляемый стабилизатор.
Классическое вертикальное оперение с небольшим рулем направления и дефлектором на конце киля крепится с помощью двух узлов к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа. На нижней поверхности этой части фюзеляжа размещены два тормозных щитка, которые могут отклоняться с помощью гидропривода в диапазоне 0-50°. В системе управления использованы бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, работающие в зависимости от скорости полета и угла отклонения ручки управления и педалей. Передаточное отношение от органов управления к рулям меняется в зависимости от положения шасси. В канале тангажа применен демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами и пневматиками высокого давления. Передняя стойка убирается вперед, а главные – в крыло, вдоль размаха. При этом стойки убираются в консоли крыла, а колеса – в нижнюю часть фюзеляжа. Самолёт T-38 «Talon» не имеет вооружения.
Первые два опытных образца были оснащены двумя турбореактивными двигателями YJ58-GE-1 фирмы General Electric с форсажными камерами. На после- дующих опытных экземплярах и серийных самолетах устанавливались двигатели J85-GE-5 тягой 11,12кН без форсирования и 17,12 кН с форсированием. Воздухозаборники – боковые, дозвуковые, нерегулируемые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Каждый из двух топливных баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, питает, как правило, свой двигатель, однако при необходимости имеется возможность подсоединения любого бака к любому двигателю.
Самолеты Т-38 используются для обучения военных пилотов после прохождения ими базовой летной практики на самолетах Beechcraft T-6A Texan II.

ВВС США летом 2015 года выкатили первый модернизированный по программе Pacer Classic III учебно-тренировочный самолет Northrop T-38 Talon, сообщает janes.com 6 августа.
Планируется модернизировать 150 из 453 самолетов этого типа (версия Т-38С, принята на вооружение в 2002 году как модернизация Т-38А), состоящих на вооружении ВВС США с целью продления эксплуатации до 2029 года. Программа работ должна быть завершена к 2021 году.
По мнению ВВС, это самая крупная конструктивная модернизация, когда-либо проводившаяся на самолетах Т-38. На реконструкцию самолета было потрачено около 8900 человеко-часов, бригадный генерал, командующий Авиационным логистическим комплексом в Огдене (база Сан-Антонио, Техас) Карл Бюлер (Carl Buhler) описал эти усилия как «тонну работы» (a ton of work).

МОДИФИКАЦИИ:
• T-38A — базовая учебно-тренировочная модификация
• T-38B — учебно-боевая модификация
• T-38C — модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году
• T-38M — модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого самолета, кг 3475
Максимальная взлетная масса, кг 5485
Максимальная посадочная масса, кг 5485
Емкость внутренних топливных баков, л 2206
Длина, м 14,14
Размах крыла, м 7,7
Высота, м 3,92
Двигатель: ТРД General Electric J85-GE-5A, кгс 2 по 1746
Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1381
Максимальная дальность полета, км 1759
Практический потолок, м 16335
Скороподъёмность, м/с 170,7
Нагрузка на крыло, кг/м² 340
Тяговооружённость 0,65
Длина разбега, м 756
Взлетная дистанция при максимальной массе, м 1128
Длина пробега, м 930
Посадочная дистанция при максимальной массе, м 1372
Экипаж, чел. 2

Источники: Военный Паритет, www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, www.airwar.ru, www.razlib.ru и др.