МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ТАНКА Т-72

НА УКРАИНЕ

THE MODERNIZATION OF T-72 TANKS

IN UKRAINE

02.03.2011
ХАРЬКОВСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ ЗНАМЕНИТОГО ТАНКА Т-72

Т-72 одна из самых надежных и эффективных боевых машин, которые стоят на вооружении многих армий мира. Но с момента его создания прошло много лет и на сегодняшний день танк Т-72, несмотря на широкое распространение, считается морально и технически устаревшим. При проектировании танка учитывался то факт, что его эксплуатация будет осуществляться в различных климатических зонах от горячей Африки до холодного Заполярья. Многие специалисты указывали на не доработку инженеров, а именно тот факт, что например танки поставлялись в Африку с установленной на ошиновке опорных катков морозоустойчивой резиной, но не комплектовались таким необходимым оборудованием как кондиционеры.
Военные, которые непосредственно эксплуатируют танк, утверждают, что кондиционер, это не просто роскошь для экипажа танка, но и средство влияния на боеспособность техники. Так установленные в танках тепловизоры при температуре воздуха выше 50?С очень часто выходят из строя, и наводчик видит на экране не четкое изображение цели, а ее размытое очертание. Отсутствие необходимой системы кондиционирования воздуха приводит к тому, что внутри танка температура повышается до 60?С, что не только является причиной выхода из строя электронной аппаратуры, но и нарушением работоспособности экипажа.
Со дня создания танка Т-72 прошло уже более сорока лет и за этот период изменились требования к технической комплектации, динамике и энерговооруженности боевой машины. В результате проведения различных видов модернизаций общий вес танка вырос до сорока тонн, а это отражается на маневренности и тактико-технических данных.
Значительная часть энергоресурсов танка расходуется на автономное питание электросистем и питание различных приборов. Более того, для поддержания бесперебойной подачи энергии расходуется огромное количество топлива. В современных танках эту проблему решили за счет применения автономной вспомогательной силовой установки (ВСУ) мощность, которой значительно меньше, чем основная мощность двигателя установленного на боевой машине. Решить подобным способом проблему с бесперебойной подачей энергии в Т-72 невозможно из-за отсутствия места для размещения агрегата.
Для решения проблем с установкой дополнительного силового агрегата и узлов кондиционера инженеры видят выход только в одном – модернизация двигателя, который должен быть не только мощным, но и компактным. Специалисты ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» совместно с ХКБД провели модернизацию шасси танка Т-72Б путем создания совершенно нового моторно-трасмиссионного отсека и оснащения необходимыми агрегатами и оборудованием.
На сегодняшний день экспериментальная машина находится в стадии ресурсных испытаний. В качестве замены устаревшему В-46-6 на модернизированной модели установлен двигатель 5ТДФ, который был доработан и усовершенствован инженерами ХКБД. Мощность усовершенствованной версии двигателя превышает 1000 л.с.
Главным достоинством двигателя семейства 5ТДФ/6ТД является его уникальная способность со
td width=»60″div align=»center»хранять ма»Gorilla»td width=»80″ксимальную td width=»300″
мощность при высоких температурных режимах до +55?С. Работа двигателя при высоких температурах является штатным режимом, который рекомендуется разработчиками. Допустимая температура охлаждающей жидкости составляет +115?С, при необходимости двигатель может эксплуатироваться и с температурным показателем +125?С, но только кратковременно, не более одного часа.
В процессе реализации проекта связанного с модернизацией шасси танка Т-72 для выделения дополнительного места в моторно-трансмиссионном отсеке был переделан кормовой бронелист корпуса. Так же был изменен тракт воздухозаборника в крыше МТО, установлены новые опоры для двигателя, обеспечен отвод отработанных газов по левому борту, изменена конструкция газохода и воздухоочистителя, привод вентилятора связан/div с приводом двигателя, что обеспечивает бесперебойную работу. Применение усовершенствованной схемы трансмиссии и силовой установки позволили снизить вес танка за счет отказа от использования паразитного редуктора – гитара. Снижение веса благотворно сказалось на уровне КПД и общих технических характеристиках.
Необходимо отметить, что в усовершенствованной модели танка Т-72 производительность системы охлаждения силового агрегата повышена на 37% и это при том, что значительно уменьшены затраты энергии для обеспечения работы вентилятора на 24%. Не смотря на значительное увеличение мощности новый двигатель экономичнее предыдущего на 6%.
Созданная конструкция и установленная МТО на много компактнее и позволяет расположить в моторно-трансмисионном отсеке часть составляющих узлов кондиционера и дополнительный энергоагрегат ЭА-10, мощность которого 10 кВт.
Значительное увеличение мощности позволило повысить защищенность танка Т-72 за счет применения динамической защиты башни. Аналогичная система установлена для защиты БМ «Булат». Значительные изменения, связанные с усовершенствованием динамики и тактико-технических данных позволяют говорить о том, что для Т-72 начинается новая история, которая является продолжением славных традиций.
Военное обозрение

08.11.2013
Украина продолжает поставки Вооруженным силам Эфиопии основных боевых танков T-72. Отгрузка ОБТ заказчику осуществляется в рамках контракта на поставку 200 танков T-72, подписанного в июне 2011 года с ГК «Укрспецэкспорт». По информации «Джейнс дифенс уикли», на спутниковых фотографиях, сделанных 24 августа в порту Октябрьск на Украине, были запечатлены 16 танков и другое оборудование, подготовленное к отгрузке. Предположительно, эта партия танков была загружена на транспортное судно «Оушн Пауэр», которое убыло 7 сентября в порт Джибути.



МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК Т-72АГ


Для стран – пользователей основного боевого танка Т-72 Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова предлагает программу модернизации танка до конфигурации Т-72АГ, при этом используются многие основные компоненты танков Т-80УД и Оплот. Программа модернизации предусматривает устранение отставания Т-72 по боевым характеристикам, огневой мощи и живучести от современных боевых танков.
Предлагаемую модернизацию технически возможно проводить на производственных мощностях в стране заказчика. Более того, это даже желательно с целью сокращения стоимости, поскольку программа модернизации была разработана исходя из того, что простота реализации и минимальные затраты – самые важные факторы. В стремлении свести себестоимость к минимуму ставка делается на привлечение местных производственных мощностей, при этом программа модернизации предусматривает кооперацию между украинскими и местными предприятиями на уровне систем танка.



Предполагается использование как можно большего количества компонентов и узлов местного производства, большая часть работы будет проводиться в стране заказчика, и лишь наиболее сложные компоненты будут закупаться, при этом окончательная сборка будет производиться в стране заказчика. Дополнительное снижение общей стоимости проекта может быть достигнуто при условии охвата модернизацией значительного числа танков Т-72, поскольку увеличение объёмов неизбежно приведёт к снижению стоимости одного модернизированного образца. Таким образом, модернизация может быть осуществлена с высокой эффективности и с низкой стоимостью, если будет найдена местная компания, которой не потребуется много усилий по перепрофилированию её производственных мощностей на работу по модернизации Т-72.




Конструкция Т-72АГ обеспечивает оптимальное соотношение между огневой мощью, маневренностью и защитой. Характеристики Т-72АГ аналогичны характеристикам современных танков, тогда как стоимость модернизированного Т-72АГ – значительно ниже стоимости современных танков – фактор, заслуживающий внимания. Поэтому может оказаться, что, в случае принятия вышеуказанной программы модернизации, местная армия сможет довести боевой потенциал своего парка танков Т-72 до такого высокого уровня, какой только возможен для них, и при этом продлить срок службы нынешнего поколения танков Т-72 на 15-20 лет – и все это по разумной цене.



Т-72АГ впервые был показан на выставке «IDEX’97″ (Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты) в 1997 году.


Основные характеристики

Т-72

Т-72АГ

Масса, т

41

46

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

60

65
(75 с ускоренной БКП)

Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч

32…38

40…45

Мощность двигателя, л.с.

780

1000 (1200 с двигателем 6ТД2)

Удельная мощность, л.с./т

19

21.7 (26.08)

Удельный расход топлива, г/кВт.ч

245

218

Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях, км

300

1000

Глубина водных преград, преодолеваемых без подготовки, м

1,2

1,8

Прицел командира
Тип

ТКН-3 прибор наблюдения

ТКН-4С дневно-ночной прицел

Дальность обнаружения цели, м
днем

2000

5000

ночью

400

700

Стабилизация поля зрения

нет

одно плоскостная

Дублированное управление огнем

нет

есть

Прицел наводчика дневной
Тип

ТПД-К1

1Г46

Дальность обнаружения цели, м

4000

5000

Стабилизация поля зрения

одно плоскостная

двух плоскостная

Погрешность стабилизации линии визирования, мрад

0,5

0,2

Увеличение, крат

8 (фиксиров.)

от 2,7 до 12 (плавное)

Прицел наводчика ночной
Тип

ТПН-3 пассивно- активный

ТПН-4 пассивный (или тепловизор)

Дальность обнаружения цели, м

400 (без подсветки)

1200 (3000)

Дальность эффективной стрельбы, м:
бронебойно- подкалиберным снарядом

1800

2500

управляемой ракетой

нет

5000

Танковый баллистический вычислитель

нет

есть


ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-72Б (ОБЪЕКТ 184)
ЭКСПОРТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-72
РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКА Т-72