324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK44 (США)
324-MM ASW TORPEDO MK44 (USA)

Торпеда Мк44 (второе поколение) предназначена для поражения подводных лодок, идущих со скоростями 18—24 узла. Электродвигатель торпеды мощностью 40 л. с. питается от батареи, электролитом для которой служит морская вода.
Модель Mk. 44 пришла на смену легкой противолодочной торпеде Mk. 43, поставленной на вооружение военно-морских сил (ВМС) США в 1951 году.
В 1953-м году ВМС США выделили средства для разработки нового поколения легких противолодочных торпед в рамках программ: ЕХ-2А («Нейвл Оденс Тест Стейшн») и ЕХ-2В («Дженерал Электрик Компани»). Торпеда ЕХ-2А приводилась в движение электромотором, а ЕХ-2В — газовой турбиной через редуктор. Впоследствии вариант ЕХ-2В также был переориентирован на электродвигатель (как более безопасный) и стал прототипом новой торпеды, которая получила название Mark 44 mod.0. В 1957 году Mk. 44 mod. 0 поступила на вооружение военно-морских сил Соединенных Штатов.
Легкая Mk. 44, общим весом 192,8 кг (с осколочно-фугасной боевой частью в 34,1 кг), длиной 2,54 м, имела электрический двигатель и самонаводящуюся головку с дальностью обнаружения 585 м. Затем Mk. 44 mod. 0 сменила улучшенная версия модификации «1», в конструкции которой был использован стеклопластик и гребные винты из легкого алюминия. Mark 44 способна поражать подводные лодки, идущие со скоростью 18-24 узла на глубине до 300 м.
Торпеда Mk. 44 состоит из четырех основных модулей. Носовая часть содержит активную гидроакустическую систему для поиска цели и 34,1-кг (33,1 кг-для mod. 1) боевую часть сзади от нее. Во втором модуле находится система управления и гироскопы. В третьем — размещена 24-кВт электрическая батарея с электродами из хлорида серебра и магния (в качестве электролита используется забортная вода). В задней части расположены: электродвигатель, четыре прямоугольных руля и два винта (которые вращаются в разные стороны). Система управления имеет шесть установок глубин первоначального поиска (15, 45, 75, 135, 195 и 270 м), пять нижних пределов поиска (45, 75, 135, 195 и 270 м) и максимальный угол подъема/спуска 4,5°; 6° и 7°. После выстрела по обнаруженной вражеской подводной лодке Mk. 44 либо предварительно проходит 900 м, либо сразу ныряет под углом 30° на глубину поиска, после чего начинает двигаться по круговой спирали, меняя глубину от 50 м до нижнего предела поиска. По достижении верхней или нижней границы поиска торпеда поворачивается и осуществляет поиск в противоположном направлении. Mark 44 повторяет свои маневры до тех пор, пока не обнаруживает цель, либо пока не закончится ресурс батареи (по истечении 6-минутного срока).

Активный сонар может работать в режиме с низкой и высокой частотой повторения импульсов. Последний применяется в непосредственной близости от цели — для увеличения точности отслеживания ее передвижений.
Легкая торпеда Mk 44 Mod 0 была выбрана для производства в 1956 г. и в последующие годы стала боевой частью новой противолодочной ракеты АСРОК, так же, как и стандартной легкой торпедой ВМС США, применяемой воздушными и надводными носителями. Эта электрическая торпеда использовала морскую воду для активации аккумуляторных батарей и была оснащена активной головкой самонаведения с дальностью обнаружения 585 м (1920 футов). Позднее производилась незначительно модернизированная торпеда Mk 44 Mod 1, отличавшаяся только деталями внутренней конструкции.

Версия для воздушного базирования снабжалась парашютом, носовая часть была защищена обтекателем, который сбрасывался после падения торпеды в воду. Винты защищались кольцевыми кожухами.
Первые торпеды Mk. 44 поступили на вооружение ВМС США в 1957 году. Всего для ВМС США было выпущено 10 500 таких торпед. Mark 44 производилась по лицензии в Великобритании, Италии, Канаде, Франции и Японии.
Поставлялась на экспорт в десятки стран мира.
Данной торпедой оснащались самолеты и вертолеты морской авиации и надводные корабли. Mk. 44 также входила в состав американской противолодочной ракеты-торпеды RUR-5 ASROC (и британо-австралийской Ikara).
Было разработано несколько комплектов модернизации. В 1986 году компания «Хоневелл» заменила магнитострикционный акустический излучатель на плоский пьезокерамический массив, а аналоговую систему управления — на цифровую, вследствие чего сектор обнаружения цели увеличился на 75 % и вдвое уменьшилась минимальная глубина поиска. Торпеда в такой модификации поставлялась в Южную Корею под названием КТ44. В комплекте для ЮАР боевая часть стала весить 45 кг и была способна пробить 40-мм стальную обшивку вражеской субмарины и заполненный полутораметровым слоем воды двойной борт Новая электроника увеличила радиус обнаружения цели до 1 000 м, появились многорежимные средства противодействия активным помехам.
Тем не менее в настоящее время легкая 324-мм торпеда Мк. 44 морально и физически устарела и постепенно переводится в резерв или снимается с вооружения военно-морских сил стран мира.
Торпеды поставлялись ряду стран, но большинство из них позднее предпочли Mk 46, хотя некоторые из них, такие, как Великобритания, сохранили определенные запасы торпед Mk 44, так как они обладали лучшими, чем торпеды поздней разработки, характеристиками при применении в мелководных районах. ВМС США с 1967 г. заменили их полностью торпедами Mk 46.

Модификации
• Mark 44 mod 0 — прототип
• Mark 44 mod 1 — первый промышленный образец
• Mark 44 mod 2
• Mark 44 mod 3
• Mark 44 mod 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размеры, м:
— длина: 2,57
— диаметр: 0,324
Вес, кг:
— полный: 196,4
— боевая часть: 33,1
Двигательная установка: электрическая мощность 30 л. с.
Скорость хода торпеды, узлов: до 30
Дальность хода, м: 5500-6300
Глубина хода, м: 15-300

Источники: zonwar.ru, yandex.ru, warfor.me, ru.wikipedia.org и др.

324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK54 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK50 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK46 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK43 (США)
ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION (США)
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США