324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK46 (США)
324-MM ASW TORPEDO MK46 (USA)

21.05.2019

17 мая 2019 года Государственный Департамент США через агентство иностранных военных продаж (DSCA) министерства обороны США сообщил о выдаче разрешения на потенциальную продажу в Канаду комплектов модернизации, предназначенных для легких торпед Мк.46, которые находятся на вооружении флота этой страны, сообщает zbiam.pl 18 мая.
Канада заинтересована в приобретении 425 комплектов модернизации, которые позволяют реконструировать существующие торпеды Mk.46 до стандарта Мk.54. Вместе с дополнительными элементами, включая учебные торпеды, аксессуарами для интеграции с носителями, запасными частями и поддержкой логистики, пакет был оценен на максимальную сумму 387 млн долл США. Основным реализатором потенциального контракт должен стать концерн Raytheon.
Канада планирует модернизацию торпед Mk.46, обновленное оружие поступит в арсенал фрегатов типа Halifax, патрульных самолетов наземного базирования CP-140 Aurora и многоцелевых вертолетов CH-148 Cyclone. В будущем этими торпедами будут оснащены перспективные фрегаты Типа 26, которые будут представлять собой новое поколение эскортных кораблей Военно-морского флота Канады.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK46


Торпеда Мк46 третьего поколения разработана для замены торпед Мк43 и Мк44 и считается американскими военно-морскими специалистами лучшей и наиболее эффективной малогабаритной торпедой ВМС стран НАТО. Она предназначена для поражения подводных лодок, маневрирующих со скоростями до 30 узлов на глубинах до 450 м.
В 1960 году в США начались работы по созданию более совершенной торпеды — легкой Mk. 46 (с пассивно-активной гидроакустической системой наведения). Разработчики нового оружия («Нейвл Оденс Тест Стейшн» и «Аэроджет Дженерал») смогли вдвое увеличить дальность хода торпеды Mk. 46 (по сравнению с Mk. 44), глубина подводного хода Mk. 46 достигла 450 м (против 300 м у Mk. 44), а скорость выросла до 45 узлов (против 30 у Mk. 44).
После сброса, торпеда спускалась на парашюте, который отстреливался после входа в воду. За тем Mk 46 начинала поиск цели двигаясь по спирали. Система наведения способна обнаруживать цели на дальности до 595 м. После обнаружения цели, торпеда начинает сбижение с целью. В случае неудачной атаки, система наведения позволяет провести повторную атаку.

Первая промышленная партия для авиационных торпед Mk 46 Mod 0 была произведена в 1963 г. Торпеды Mk 46 Mod 0 отличались от остальных вариантов твердотопливным двигателем, большей длиной (2,667 м) и весом (257,6 кг).
Новая торпеда обладала в два раза большей дальностью хода, чем Mk 44, могла погружаться глубже (460 м/ 1500 футов в сравнении с 300 м/ 985 футами) и была на 50 процентов быстрее (45 уз вместо 30 уз.) за счет использования нового типа энергосиловой установки.
В носовой секции торпеды модификации Мк46 мод. 0 размещены аппаратура самонаведения (АСН) активно-пассивного типа и боевая часть. В средней секции находится газогенератор, работающий на твердом топливе, а в хвостовой — газотурбинный двигатель и вспомогательные механизмы. После каждого практического выстрела необходимо заменять отсек твердого топлива и полностью проверять загрязненный остатками топлива турбинный двигатель, что затрудняет многократное применение торпеды для боевой подготовки. По этой причине было выпущено ограниченное количество торпед Мк46 мод. 0, и широкого распространения они не получили.
После приводнения и погружения на установленную глубину включается ACН, и торпеда движется по программной поисковой траектории. Когда цель обнаружена, осуществляется наведение торпеды активным акустическим каналом АСН. Боевая часть подрывается неконтактным взрывателем. Если цель во время преследования по какой-либо причине потеряна, торпеда повторяет поиск.
На Mod О применялся твердотопливный двигатель, но в связи со сложностью в обслуживании он был заменен тепловым химическим поршневым двигателем с количественно регулируемой мощностью на следующей модификации торпеды Mk 46 Mod 1. Последняя была принята на вооружение в 1967 г. в качестве боевой части ракет АСРОК, применявшихся надводными кораблями и некоторыми воздушными носителями. В 1972 г. впервые появилась модификация Mk 46 Mod 2. Mod 3 не производилась, поэтому следующей модификацией, принятой на вооружение, стала Mk 46 Mod 4, специально разработанная для применения в качестве боевой части мин Mk 60 КЭПТОР.
В результате совершенствования советских подводных лодок, особенно их оснащения безэховым покрытием корпусов для снижения отражения акустических сигналов, ВМС США были вынуждены проводить модернизацию торпеды.
Она включала создание новых блоков наведения и управления, усовершенствование энергосиловой установки и приемоизлучающей системы гидролокатора для компенсации снижения на 33 процента дальности обнаружения цели в 550 м (1800 футов) торпед Mk 46 при их применении против лодок с таким покрытием.
Известную под обозначением НЕ-АРТИП (NEARTIP – NEAR-Term Improvement Programm) торпеду Mk 46 Mod 5 можно рассматривать и как новое оружие, и как модернизированный вариант прежних торпед Mod 1 и Mod 2.

Применение торпед Mk 46 военно-морскими силами Великобритании в ряде эпизодов фолклендской войны не привело к убедительным результатам, однако созданная ими угроза способствовала повреждению и последующей посадке на грунт аргентинской подводной лодки «Санта Фе» у о. Южная Георгия.
Помимо ВМС США, торпеда Mk 46 находится на вооружении флотов Австралии, Бразилии, Канады, Франции, Германии, Греции, Индонезии, Ирана, Израиля, Марокко, Нидерландов, Новой Зеландии, Пакистана, Саудовской Аравии, Испании, Турции, Тайваня и Великобритании.
С начала 1990-х гг. заменой торпеды Mk 46 на вооружении ВМС США стала усовершенствованная легкая торпеда (ALWT – Advanced Light Weight Torpedo) разработки «Хонейвелл» / «Гарретг» с обозначением Mk 50 «Барракуда», выигравшая конкурентную борьбу с торпедой компании «Макдоннел Дуглас» Mk 51. Оснащенная кумулятивной боевой частью направленного действия, торпеда Mk 50 примерно тех же размеров и общей массы, как и Mk 46, но обладает большей скоростью, превышающей 55 уз., и глубиной погружения (до 600 м/1970 футов). Она также имеет новую химическую энергосиловую установку с турбиной замкнутого цикла и в комплекте с водометным движителем. Бортовой компьютер и усовершенствованная активно- пассивная ГАС придают им такое же, как и у британских торпед «Стингрей», качество «проворного» средства поражения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Калибр, мм 324
Дальность хода, м 5485-10975
Скорость, узлов до 45
Глубина хода,м 450 – 455
Длина, м 2,591 – 2,7
БЧ фугасная
Взрыватель контактный
Вес, кг 230,4 – 258
Вес взрывчатого вещества в боевом отделении, кг 43,1 – 44
Двигатель термо-химический однокомпонентный

Источники: zonwar.ru, yandex.ru, phys.wiki-wiki.ru, rbase.new-factoria.ru, www.airwar.ru, Зарубежное военное обозрение №4 1976 и др.

324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK54 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK50 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK44 (США)
324-ММ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ТОРПЕДА MK43 (США)
ПАТРУЛЬНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ САМОЛЕТ LOCKHEED P-3 ORION (США)
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США